Модель образовательноЙ системы Джона Локка
Полной противоположностью безмятежной образовательной среды является карьерная образовательная среда или "среда внешнего лоска и карьеры", как ее называл Корчак. В карьерной среде решается проблема развития активности личности — проблема, которая оказалась неразрешимой в условиях догматического и безмятежного типов образовательной среды. Формирование активной личности как первостепенная задача рассматривается, например, в педагогическом трактате Джона Локка "Мысли о воспитании", изданном в Англии в 1693 году. В отличие от Коменского, который разрабатывал образовательную среду для "всех, кто родился человеком", Руссо, предполагавшего использовать свою педагогику "везде, где будут родиться люди" или Песталоцци, трудившегося в интересах "бедной сельской молодежи", Локк создавал образовательную среду для тех, "кто желает играть какую-либо роль в мире", то есть для "джентльменов" — молодых людей из высшего света, призванных сделать карьеру и в зрелом возрасте управлять обществом. Таким образом, социальный заказ требовал от педагогики Локка воспитания активной личности, стремящейся к успеху и признанию, готовой к упорной борьбе, способной принимать решения и брать на себя ответственность. Прежде всего следует отметить резкое неприятие Локком наказания как воспитательного метода: "Обычный метод воздействия наказанием и розгой, который не требует ни усилий, ни много времени, этот единственный метол поддержания дисциплины, который широко признан и доступен пониманию воспитателей, является наименее пригодным из всех мыслимых приемов воспитания... Этот метол исправления, естественно, порождает в ребенке отвращение к тому, что воспитатель должен заставить его полюбить...
Такой род рабской дисциплины создает рабский характер. Ребенок подчиняется и притворяется послушным, пока над ним висит страх розги; но как только этот страх отпал и ребенок в отсутствие наблюдающего глаза может рассчитывать на безнаказанность, он дает еще больший простор своей естественной наклонности, которая, таким образом, нисколько не изменяется, а, напротив, лишь становится в нем значительно сильнее и обычно после такой насильственной сдержки прорывается еще с большей силой... Или же, если строгость, доведенная до крайней степени, берет верх и приводит к исцелению от ранее прорывавшейся скверной наклонности, то этот результат часто достигается за счет насаждения другого, еще худшего и более опасного недуга — душевной пришибленности, и тогда вместо беспорядочного юноши вы будете иметь слабоумное и жалкое существо, которое, правда, нравится глупым людям своей противоестественной скромностью, так как оно не шумит и не причиняет беспокойства, но в конце концов, вероятно, окажется неприятным для своих друзей и на всю жизнь останется бесполезным и для себя, и для других" (1989, с. 154-156). Последнее замечание Локка однозначно свидетельствует о том, что он непосредственно связывал применение наказаний с формированием пассивности ребенка ("душевной пришибленностью", "рабским характером"). Принципиальное значение придается в образовательной системе Локка развитию в юном джентльмене такого качества, как инициативность: "Всякий человек должен рано или поздно быть предоставлен самому себе, своему собственному руководству, и хороший, добродетельный и способный человек должен быть воспитан таковым внутренне" (с. 154). Локк подчеркивает, что в воспитательном процессе важнее всего не научить ребенка чему-либо, а "возбудить в ребенке желание научиться всему, чему бы вы хотели его научить" (с. 161).
Локк призывает педагогов бережно относиться к проявлению детьми какой-либо инициативы, обусловленной их естественной активностью: "Мне представляется достаточно очевидным, что праздность дети, как правило, ненавидят. Поэтому вся наша забота должна быть направлена к тому, чтобы их деятельный дух был всегда занят чем-либо полезным для них... Все, что им хочется, — это быть занятыми, и притом тем, что, как им кажется, избрано ими самими" (с. 168). "Предоставление детям свободы в их развлечениях полезно также в том отношении, что в условиях такой свободы раскрываются природные характеры детей, выявляются их наклонности и способности, и разумные родители, могут в этом почерпнуть указания относительно выбора для них карьеры и профессии" (с. 165). Локк подчеркивает, что мудро и тонко стимулировать детскую инициативу гораздо важнее, чем заставлять детей выполнять какие-либо обязательные задания: "Разве то, что они с удовольствием делают по своей воле, не становится сразу же для них тягостным и невыносимым, как только они увидят, что это вменяется им в обязанность? Думайте о детях как вам угодно, но им также хочется показать, что они свободны, что их хорошие поступки исходят от них самих, что они самостоятельны и независимы, как это хочется самому гордому из вас, взрослых людей. Поэтому даже такие веши, к которым вам удалось их приохотить, возможно реже заставляйте их делать в такое время, когда у них нет охоты и расположения к этому. Человек может любить читать, писать, заниматься музыкой и т.п., однако бывают у него моменты, когда эти занятия не доставляют ему никакого удовольствия, и если в такие моменты он заставит себя заниматься ими, он будет лишь суетиться без всякого толка. То же бывает и с детьми" (с. 159-160). Не менее серьезно рассматривается Локком и проблема развития творческих способностей юного джентльмена. В отличие от других, рассматриваемых нами ранее педагогических трактатов, в "Мыслях о воспитании" развитию творчества отводится особое место. Локк связывает возможности развития творческих способностей воспитанника прежде всего с освоением каких-либо ремесел и искусств: "Я намерен остановиться еще на одном предмете, при первом упоминании которого я рискую навлечь на себя подозрение в том, что я забыл о своей теме, и о том, что я писал выше относительно воспитания, во всем приноровленного к призванию джентльмена, с которым как будто бы ремесло никак не совместимо. Тем не менее я не могу не сказать, что я желал бы, чтобы он учился ремеслу, ручному труду; и даже более того — не одному, а двум или трем" (с. 175). Локк считает, что его воспитаннику следует заниматься художественной обработкой дерева и металла, декоративным садоводством, а также живописью и "другими полезными искусствами, заслуживающими усвоения", постигнув которые "он будет в состоянии придумывать и изготовлять много полезных и вместе с тем приятных вещей...
К вышеупомянутым ремеслам можно прибавить еще изготовление духов, лакирование, гравирование и некоторые другие виды работ по железу, меди и серебру; если же молодой джентльмен, как это бывает с большинством из них, проводит значительную часть своего времени в большом городе, то он может там научиться вырезать, шлифовать и оправлять драгоценные камни, шлифовать и полировать оптические стекла. При большом разнообразии затейливых ремесленных работ невозможно, чтобы не оказалось ни одной, которая бы пришлась ему по душе и по вкусу" (с. 177). Локк подчеркивал, что в более раннем возрасте детское творчество проявляется в играх и проказах, что полностью согласуется с представлениями сегодняшней психологической науки: "... есть все-таки одна сфера, в которой детской выдумке надо предоставить слово и прислушиваться к нему. Развлечения так же необходимы, как труд и пища. Но развлечения невозможны без удовольствий, которые не всегда зависят от разума, а чаше от воображения; поэтому надо позволять детям не только развлекаться, но и делать это так, как им нравится, если только это развлечения невинные и не могущие причинить вреда их здоровью. В этой сфере, когда они придумывают какой-либо способ развлечения, не следует их связывать запретами... необходимо предоставлять им полную свободу в придумываемых ими детских играх" (с. 164).
Локк считал, что творческая деятельность является важнейшим фактором, развивающим личность в целом. Такая деятельность приучает воспитанников "добиваться того, что им нужно, собственными силами и собственным трудом, а этим самым они будут приучаться к скромности в желаниях, к трудолюбию, усердию, размышлению, сметливости и расчетливости; эти качества будут им полезны, когда они станут взрослыми" (с. 170). Таким образом, рассмотрение образовательной среды, предлагаемой Локком, по оси "активность — пассивность" однозначно показывает ориентацию моделирующего вектора в сторону "активности": ответы на все три соответствующих диагностических вопроса позволяют отметить три балла именно на этой шкале. В то же время анализ показывает, что приоритеты, расставленные Локком по оси "свобода — зависимость", не столь однозначны. В противоположность позиции Руссо, по мнению Локка, молодой человек должен быть воспитан так, чтобы сознавать свою гражданскую ответственность: "джентльмен... обязан проявлять интерес к изучению того, в чем он может быть полезен своей стране", быть приспособленным "к добродетельной жизни и практической деятельности" на благо общества. Спроектированная Локком образовательная среда способствует развитию прежде всего гражданских, нравственных качеств личности, которым он придавал первостепенное значение. Даже развитие в ребенке яркой индивидуальности рассматривалось Локком в социальном контексте — в качестве реальной силы развития общества. Можно констатировать, что для Локка общественные ценности стоят выше личностных. Локк также был сторонником того, что дети с ранних лег должны учиться беспрекословно подчиняться своим воспитателям: "Итак, кто ставит своей целью всегда управлять своими детьми, тот должен начинать это, пока те еще очень малы, и следить за тем, чтобы они полностью подчинялись воле своих родителей. Вы хотите, чтобы ваш сын, выйдя из детских лет, вас слушался? В таком случае вы непременно должны установить свой отцовский авторитет возможно раньше, а именно как только он стал способен подчиняться и понимать, в чьей власти он находится. Если вы хотите, чтобы ваш сын питал к вам почтительный страх, запечатлейте в нем это чувство уже в детстве... Я полагаю, что всякий признает разумным, чтобы его дети, пока они малы, смотрели на родителей как на своих господ, как на облеченных полнотою власти руководителей, по отношению к которым проявляли бы почтительный страх...
Поэтому, если детей держать в строгости с самого начала, то пока они дети, они будут послушны и спокойно подчиняться строгостям, как будто никогда не знали другого обращения. И если, по мере того как они будут подрастать и подрастут настолько, чтобы руководствоваться своим разумом, строгость управления будет мало-помалу (в той мере, в какой они будут заслуживать) смягчаться, обращение отца будет становиться все более мягким и расстояние между ним и детьми уменьшится, то его прежняя строгость только усилит их любовь, так как дети поймут, что это было лишь проявлением доброты к ним и желания сделать их способными заслужить любовь родителей и уважение всех и каждого. В этом заключается общее правило для установления вашего авторитета над вашими детьми. Страх и почтительность должны дать вам первую власть над их душами, а любовь и дружба должны закрепить ее" (с. 153-154). Отметим также, что один из наиболее часто употребляемых Лок-ком в своей книге глаголов — "заставляйте". Приэтом Локк был категорическим сторонником индивидуального воспитания: "...я не могу спокойно думать о том, что молодого джентльмена считают необходимым втолкнуть в общее стадо" (с. 170). Образованием джентльмена, конечно, должен заниматься специальный воспитатель, которому следует быть весьма внимательным к индивидуальности своего воспитанника. Поэтому тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучать их натуры и способности и при помощи частых испытаний следить за тем, в какую сторону они легко уклоняются и что к ним подходит, каковы их природные задатки, как можно их усовершенствовать и на что они могут пригодиться... Природные дарования каждого должны быть развиваемы до возможных пределов, но попытка привить ребенку что-либо другое будет только бесплодным трудом, и то, что таким образом будет на нем налеплено, в лучшем случае окажется не к лицу и всегда будет производить неприятное впечатление принужденности и манерности" (с. 159). Стратегия взаимодействия воспитателя с ребенком, согласно требованиям Локка, должна разрабатываться с учетом индивидуальных психологических особенностей воспитанника. "Пользуясь этим метолом, мы можем видеть, соответствуют ли требования, предъявляемые к ребенку, его способностям, и подходит ли гот или другой прием к природным дарованиям и конституции ребенка: это ведь также должно приниматься в соображение при правильном воспитании. Мы не должны рассчитывать на то, чтобы полностью изменить их прирожденные характеры, чтобы сделать веселого ребенка задумчивым и серьезным, а меланхолика веселым человеком, не портя их. Бог наложил определенную печать на душу каждого человека, которая, подобно его внешнему облику, может быть немного исправлена, но вряд ли можно ее целиком изменить и превратить в противоположное" (с. 158-159). Таким образом, рассмотрение образовательной среды, предлагаемой Локком, по оси "свобода — зависимость" показывает ориентацию моделирующего вектора в сторону "зависимости": ответы на два соответствующих диагностических вопроса (приоритет общественных ценностей и авторитарное управление детьми) позволяют отметить два балла именно на этой шкале. В то же время "зависимость" здесь не является столь четко выраженной, как, например, в системе Коменского, благодаря ориентации на индивидуальный характер воспитания, что позволяет отметить один балл по шкале "свобода". Образовательная среда, спроектированная Локком, может быть классифицирована как карьерная образовательная среда зависимой активности. В такой среде развивается активная личность, которая ориентируется на собственный упорный труд для достижения высокого общественного положения. Такой личности присуще стремление к карьере, причем характерна значительная зависимость активности от общественной оценки, признания окружающих. Как отмечает Локк, для воспитания молодых джентльменов следует «взять правильный курс на возбуждение в них желания похвалы, чести и доброго имени» (с.164). По результатам ассоциативного эксперимента образовательная среда, спроектированная Локком, ассоциируется преимущественно с синим цветом, «медицинским» запахом и запахом дорогих духов, а также представляется как «бег с барьерами», «человек, карабкающийся по гладкому столбу», «фараон, в одиночку усердно строящий себе пирамиду» и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|