Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель образовательной системы Антона Семеновича Макаренко




Совершенно другая образовательная среда, которая тем не менее по ключевым диагностическим признакам может быть также классифицирована как карьерная, была сконструирована Антоном Семено­вичем Макаренко.

Вся педагогическая система Макаренко ориентирована на абсолютный приоритет общественных ценностей: "Мы уже должны говорить не только о профессиональной подготовке нового поколения, а о воспитании такого типа по­веления, таких характеров, таких личных комплексов, ко­торые нужны именно в Советском государстве в эпоху дик­татуры пролетариата, в момент перехода к бесклассово­му обществу, цели воспитательной работы могут быть вы­ведены только из общественного требования, из его нуж­ды... Проектировка личности как продукта воспитания должна производиться на основании заказа общества" (1988, с. 41-42).

Образовательная среда, спроектированная Макаренко, предусматривает широкие полномочия детского самоуправ­ления: общего собрания, совета командиров, различных ко­миссий и т.д. Решения детского самоуправления формаль­но являются обязательными для исполнения всеми, в том числе и педагогами, и руководителем учреждения. Однако за этими решениями стоит железная воля педагога, точка зрения которого в итоге и проводится через соответствую­щий орган самоуправления под видом коллективного мне­ния воспитанников.

"Общее собрание всех воспитанников должно рассматри­ваться администрацией и воспитанниками как главный орган самоуправления, его авторитет должен неуклонно поддер­живаться всеми силами учреждения... Настроение и реше­ние общего собрания необходимо хорошо подготовлять... Подготовка общих собраний, обработка отдельных выступ­лений, организация общественного мнения должны состав­лять главную работу педагогического коллектива... Такая работа должна проводиться на каждом шагу: в спальнях, в личных беседах во время случайных встреч" (с. 199).

"Диктат воспитателя" является неотъемлемым элементом педагоги­ческой системы Макаренко: "Если вы хотите взять коллектив детей недисциплинированных или дисциплинированных только с внешней сторо­ны, не начинайте никаких споров. Вам нужно будет начинать с ваших индивидуальных единоличных требований.

Очень часто бывает, и в большинстве случаев даже бывает так, что достаточно просто выразить решительное, неломающееся, негнущее­ся требование, чтобы дети вам уступили и поступили так, как вы хо­тите...

Я ожидал случая, когда и для меня становилось очевидным, и для вся­кого человека со здравым смыслом становилось ясно, что я прав. В та­ком случае я предъявлял до конца диктаторские требования, и так как они казались лучше от такой очевидной правды, я действовал смелее, и ребята понимали, что я прав, и легко мне уступали...

Во всяком случае без искреннего, открытого, убежденного, горячего и решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива, и тот, кто думает начать с колеблющихся, подмазываюшихся уговариваний, тот делает ошибку" (с. 122).

Практически Макаренко ставит вопрос даже не о диктате воспитате­ля над воспитанниками, а о диктате директора образовательного уч­реждения над всей системой функционирования образовательной сре­ды: "... директор должен прежде всего быть единоличным и абсолютно правомочным воспитателем школы. Все остальные школьные работни­ки должны действовать под его непосредственным руководством и по его прямым указаниям" (с. 177).

Как известно, Макаренко был не только активным сторонником кол­лективного воспитания, но его идеологом и серьезным теоретиком.

"Главнейшей формой воспитательной работы я считаю коллектив" (с. 170).

"Правильное, советское воспитание должно быть организовано путем создания единых, сильных, влиятельных коллективов. Школа должна быть единым коллективом, в котором организованы все воспитательные про­цессы, и отдельный член этого коллектива должен чувствовать свою за­висимость от него — от коллектива, должен быть предан интересам кол­лектива, отстаивать эти интересы и в первую очередь дорожить этими интересами" (с. 172). Таким образом, анализ образовательной среды, спроектированной Макаренко, по оси "свобода — зависимость" не оставляет сомнений в ориентации моделирующего вектора в сторону "зависимости": ответы на три соответствующих диагностических вопроса позволяют отметить три балла именно на этой шкале.

В педагогической системе Макаренко метод наказания занимает важ­ное место: "Наказание — это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо, то есть я утверждаю, что педагог может наказывать или не наказывать, но если его совесть, его техничес­кая квалификация, его убеждение говорят, что он должен наказать, он не имеет права отказаться от наказания. Наказание должно быть объяв­лено такой же естественной, простой и логически вместимой мерой, как и всякая другая мера" (с. 126).

"Странная вещь, педагоги боятся лаже самого слова "наказание". У нас в школе не знают лаже выговора. Маниловы от педагогики мечтают о таком идеальном положении: вот хорошо бы было, если бы дисииплину поднять и никаких мер воздействия для этого не требовалось. Подобный ложный гуманизм считается до сих пор у теоретиков хоро­шим тоном. А школе это беспринципное сюсюканье наносит большой вред... Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, уменье сопротивляться соблазнам и преодолевать их" (с. 64-65).

Макаренко рассматривал развитие инициативности воспитанников в контексте коллективного воспитания. Если инициатива ребенка была на­правлена на достижение личных целей, то она не могла встретить педа­гогической поддержки. В то же время инициатива любого воспитанника, связанная с коллективными интересами и задачами, обязательно полу­чала такую поддержку: "Насчет инициативы — коммунары никогда не станут слушать пустую болтовню, какой бы она ни казалась заманчивой, но без лишних слов примут всякое предложение, которое лает путь к решению поставленной обшей задачи" (с. 61).

Макаренко воспитывал в коммунарах умение выбирать "правильное поведение, наиболее полезное для общества" в самых разных условиях, и отстаивать свою точку зрения, "находить в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности". Макаренко была разработана целая педагогическая система разви­тия инициативности воспитанников: "стажной список" коммуны име­ни Ф. Э. Дзержинского свидетельствует, что из 84 коммунаров 34 по­бывали командирами отрядов, все остальные также прошли школу орга­низатора в форме различных временных должностей. По замыслу Ма­каренко каждый воспитанник должен был побывать в руководящей роли, чтобы научиться принимать решения, брать на себя ответственность, управлять другими людьми.

"Сначала была тендениия выдвигать во главу такого первичного кол­лектива наиболее способного, наиболее "блатного", наиболее волевого мальчика или девочку, атамана, способного держать всех в руках: командовать, настаивать, нажимать... В последние годы я достиг такого педагогического счастья, что мог любого коммунара в любом коллективе назначить старшим" (с. 204).

Макаренко также четко понимал важность и необходимость организа­ции самых разнообразных возможностей для развития творчества вос­питанников, прежде всего связывая творчество с трудовым воспитани­ем: "В Советской стране каждый труд должен быть творческим трудом, ибо он целиком идет на создание общественного богатства и культуры страны трудящихся. Научить творческому труду — особая задача вос­питателя...

Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта" (Пед. соч. Т. 4, с. 95).

В коммуне для воспитанников были организованы конструкторское бюро и бюро изобретательства. Творчество коммунаров развивалось в специально созданном клубе "Ребусник", где составлялись и решались разнообразные задачи и головоломки по всем направлениям науки и техники. В коммуне воспитанниками также периодически организовы­вались спектакли, музыкальные вечера, литературные конференции, выставки, конкурсы, олимпиады и т.д.

Таким образом, рассмотрение образовательной среды, спроектиро­ванной Макаренко, по оси "активность — пассивность" показывает ориентацию моделирующего вектора в сторону "активности": ответы на два соответствующих диагностических вопроса (развитие инициа­тивы и творчества воспитанников) позволяют отметить два балла имен­но на этой шкале. В то же время развитие "активности" в определенной степени сдерживается благодаря широкому применению
наказаний, что вызывает необходимость отметить один балл по шкале "пассивность".

Образоватеьная система Макаренко может быть классифицирована как карьерная образовательная среда активной зависимости. Именно этот тип образовательной среды имел в виду Руссо, когда писал, что все делают вид, будто заботятся о других, а в действительности думают прежде всего о собственном благополучии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...