Факторный анализ прибыли от реализации продукции
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. В факторном анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль (рис. 7). Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции; ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен. Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Прибыль от реализации продукции находится под воздействием следующих факторов: изменения цен на продукцию, изменение себестоимости, изменение объема реализации продукции, изменение структуры продукции, изменение структуры затрат. Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменения прибыли от реализации продукции по каждому фактору, которые рассматривались выше.
Рис. 7. Блок-схема факторного анализа прибыли
Анализ прибыли по перечисленным выше факторам приведен в таблицах 8, 9 и 10, 11 за периоды 2004 – 2005 гг. и 2005 – 2006 гг. соответственно.
В табл. 8 приводятся исходные данные и факторный анализ прибыли от реализации продукции.
Таблица 8 Анализ прибыли по факторам за 2004-2005 гг., тыс.р.
1. Расчет общего изменения прибыли (∆Р) от реализации продукции:
∆Р = Р1 – Р0,
где: Р1, Р0, – прибыль отчетного и базисного года.
∆Р = 3081,1 – 2119,2 = +961,9 тыс.р.
2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (∆Р1):
∆Р1 = Nр1 – Nр1,0,
где: Nр1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного года; Nр1,0 - реализация в отчетном году в ценах базисного года.
∆Р1 = 12851,6 – 11174,8 = + 1676,8 тыс. р.
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (∆Р2)
∆Р2 = Р0К1– Р0 = Р0 (К1 -1),
где:Р0 – прибыль базисного года; К1 – коэффициент роста объема реализации продукции;
S1.0 К1 =, S0
где: S1.0 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода; S0 - себестоимость базисного года (периода).
8487,0 К1 = = 1,114 7617,7 ∆Р2 = 2119,2 * (1,114 - 1) = + 242,1 тыс. р.
4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (∆Р3):
∆Р3 = Р0 (К2 – К1),
где: К2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;
N1.0 К2 = N0
где: N1.0 – реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода; N0 – реализация в базисном периоде.
11174,8 К2 = = 1,148 9736,9 ∆Р3 = 2119,2 * (1,148 - 1,114) = + 68,4 тыс. р.
5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (∆Р4):
∆Р4 = S1,0 - S1,
где: S1,0 – себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода; S1 – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года.
∆Р4 = 8487,0 – 9770,5 = - 1283,5 тыс. р.
Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции: (∆Р5)
∆Р5 = S0 К2 – S1,0 ∆Р5 = 7617,7 *1,148 – 8487,0 = +258,1 тыс. р.
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период:
∆Р = ∑ Рi, i = 1-7
где: ∆Р – общее изменение прибыли; ∑ Рi – изменение прибыли за счет i-ого фактора.
∆Р = 1676,8 + 242,1 + 68,4 – 1283,5 + 258,1 = 961,9 тыс. р.
Результаты расчета заносятся в сводку влияния факторов на прибыль от реализации продукции (табл. 9).
Таблица 9 Сводка влияния факторов на прибыль от реализации работ в 2004-2005 гг.
Анализ факторов, влияющих на прибыль показывает, что в период с 2004 по 2005 гг. основное влияние на изменение прибыли оказали два фактора – изменение цен на реализуемую продукцию и выполненные работы и изменение структуры продукции. Изменение цен на реализованную продукцию привело к увеличению прибыли на 1676,8 тыс. р., а изменение структуры продукции повлекло снижение прибыли на 1283,5 тыс. р. Все остальные факторы также повлекли незначительный рост прибыли, в основном за счет увеличения объема реализованной продукции. Проведем факторный анализ прибыли от реализации продукции за 2005-2006г.г.
Таблица 10 Анализ прибыли по факторам за 2005-2006 гг.
Расчет общего изменения прибыли (∆Р) от реализации продукции:
∆Р = Р1 – Р0,
где: Р1, Р0, – прибыль отчетного и базисного года.
∆Р = 4256 – 3081,1 = 1174,9 тыс. р.
Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (∆Р1):
∆Р1 = Nр1 – Nр1,0
где: Nр1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного года; Nр1,0 - реализация в отчетном году в ценах базисного года.
∆Р1 = 15767 – 13875 = +1892 тыс. р.
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (∆Р2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):
∆Р2 = Р0К1– Р0 = Р0 (К1 –1),
где: Р0 – прибыль базисного года; К1 – коэффициент роста объема реализации продукции;
S1.0 К1 =, S0
где: S1.0 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода; S0 - себестоимость базисного года (периода).
10257 К1 = = 1,050 9770,5 ∆Р2 = 3081,1 * (1,050-1) = + 153,4 тыс.р.
4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (∆Р3):
∆Р3 = Р0 (К2 – К1),
где: К2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;
N1.0 К2 =, N0
где: N1.0 – реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода; N0 – реализация в базисном периоде.
13875 К2 = = 1,080 12851,5 ∆Р3 = 3081,1 * (1,080-1,050) = +91,3 тыс. р.
Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (∆Р4):
∆Р4 = S1,0 - S1,
где: S1,0 – себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода; S1 – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года.
∆Р4 = 10257 – 11511= - 1254 тыс. р.
7. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (∆Р5):
∆Р5 = S0 К2 – S1,0 ∆Р5 = 9770,5*1,080 – 10257 = +295,1 тыс. р.
Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (∆Р6), в нашем случае увеличение тарифов на электроэнергию и перевозки сократило прибыль на 2,9 тыс. р. Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период:
∆Р = ∑ Рi, i = 1-7
где: ∆Р – общее изменение прибыли; ∑ Рi – изменение прибыли за счет i-ого фактора.
∆Р = 1892 + 153,4 +91,3 – 1254,0 + 295,1 – 2,9 = 1174,9 тыс. р.
Результаты расчета заносятся в сводку влияния факторов на прибыль от реализации продукции (табл. 11).
Таблица 11 Сводка влияния факторов на прибыль от реализации работ в 2005-2006 гг.
Факторный анализ показал, что в период с 2005 по 2006 гг. прибыль возросла на 1174,9 тыс. р. Наибольшую роль в изменении величины прибыли играют два фактора – изменение цен на реализуемую продукцию и изменение уровня затрат. Изменение цен на реализуемую продукцию увеличило прибыль на 1892 тыс. р., а изменение уровня затрат, наоборот привело к уменьшению суммы прибыли на 1254 тыс. р., что и повлияло на конечный результат. Остальные факторы достаточно незначительны, можно лишь отметить, что все они увеличивают прибыль предприятия за исключением фактора изменения цен на материалы и тарифы. Данные факторного анализа показывают, что повышение цен на реализуемую продукцию на предприятии изменяется медленнее, нежели изменения затрат. Руководству предприятия необходимо принимать конкретные меры либо по увеличению цен на реализуемую продукцию и оказываемые услуги за счет качества, маркетинговых исследований, либо уменьшения затрат за счет экономии. Рассматривая общие тенденции для всего рассматриваемого периода времени, следует заметить, что в течение его рост прибыли происходил под преимущественным влиянием режима экономии и наращивания объемов реализации, так же выявились и факторы, воздействующие на рост прибыли отрицательно: неблагоприятное изменение структуры продукции и структуры затрат; влияние роста (снижения) цен на продукцию носит циклический характер и обусловлен изменением рыночной конъюнктуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|