Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень оборудования и дидактического материала




1.Игрушки: куклы пластмассовые с нарисованными или закрывающимися глазами, подвижным креплением головы, рук, ног, в разнообразных костюмах, в том числе и в народных костюмах (высота 20—35 см); куклы-младенцы в конвертах (высота 20—40 см); куклы комбинированные из различных материалов, в разнообразных костюмах (высота 50— 55 см); куклы из пластмассы -— персонажи литературных произведений; куклы, изображающие людей разного возраста и пола (мать, отец, ребенок, бабушка, дедушка, младенец); игрушки, изображающие сказочных персонажей (Лесовичок, Домовой, Дед Мороз, Снеговик и т. п.); солдатики — набор пластмассовых фигурок (высота 5—7 см); игрушечные удочки с магнитами; мелкие пластмассовые игрушки с металлической насадкой для притягивания к магниту (рыбки, шарики и т. п.); мелкие резиновые, бумажные, пластмассовые, пенопластовые игрушки, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт, различные строения и т. п.; наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака и т. п.); куклы бибабо (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. п.); рукавички и перчатки с изображением мордочек животных (кошка, собака, курочка и т. п.).

2. Одежда и обувь для кукол: летняя одежда и обувь; одежда и обувь для игры в помещении; верхняя зимняя одежда и обувь для кукол;
рабочая одежда.

3. Постельные принадлежности для кукол: матрац, одеяло, подушка; простыня, наволочка, пододеяльник.

4. Мебель для кукол: «Жилая комната»; «Спальня»; «Кухня»; «Наш класс»; кроватки разных размеров из металла и пластмассы; раскладушки; плита газовая: металлическая и деревянная; умывальник.

5. Посуда и другие хозяйственные предметы для кукол: столовая — пластмассовая, алюминиевая; чайная — пластмассовая, фаянсовая; кухонная — алюминиевая; мясорубка детская металлическая; наборы для стирки (тазик, стиральная доска, ведро, шнур, зажимы для белья); стиральная машина; утюги разных размеров из пластмассы; натуральные предметы домашнего обихода (разноцветные пластмассовые, деревянные, металлические кувшины, миски, ложки, кастрюли 3—4 размеров); водонепроницаемые деревянные (пластмассовые) ящики для игр 3—4 детей (средний размер 60X80X10 см); разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы различных размеров (большие, средние, маленькие); прозрачные пластмассовые пузырьки, банки и т. п.

6. Оборудование для сюжетных игр и драматизации: наборы тканей, различных по фактуре и цвету; кухонный стол, по добранный по росту детей; пластмассовая посуда (чашки, блюдца, тарелки, стаканы, кувшины, ложки), используемая в быту; деревянная посуда однотонная и с различной росписью (миски, ложки и т. п.); пластмассовые вазочки-контейнеры в форме груши, яблока, шара и т. п.; муляжи овощей и фруктов натурального размера, выполненные из пластмассы, папье-маше и т. п.; плетеные и пластмассовые корзины; сервировочный стол, пластмассовые стеллажи на колесиках и т. п.; фартуки; кухонные прихватки различного размера и цвета, с картинками, знакомыми детям, и т. п.; салфетки из пластика, ткани, соломки и т. п.; принадлежности для мытья куклы (ванночка, кувшин, мыло, губка, полотенце); подвижные1 игрушки (различные грузовые и легковые машины, игрушки с подвижными частями на колесах, передвигающиеся с помощью специальной палочки, например «бабочка»); настольная и напольная ширмы; плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок; декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.); атрибуты для игры-драматизации: большой макет репки из папье-маше или другого материала, домик-теремок; мягкие модули; костюмы (курочка, собачка, кошка, мышка, бабочка и другие сказочные персонажи); фланелеграф; магнитная доска; иллюстрации со знакомыми объектами и доступными названиями: магазин, театр, зоопарк, парк, аптека, школа, детский сад и т. п.; стационарный прилавок; деньги (кружки, бумажные знаки); касса и чеки; кошельки; сумки для покупателей; весы; счетная машинка (игрушечная или настоящий калькулятор); халаты для продавцов, парикмахера, врача, медсестры; туалетный столик с зеркалом; умывальник; полотенца; фен большой и маленький; набор салфеток; пелерина; туалетные принадлежности (одеколон, духи, крем, шампунь, лак — используются пустые флаконы); ножницы; набор для бритья (все сделано из картона или используется набор «Детский парикмахер»); расчески; щетки; ленты; альбомы с рисунками причесок (образцы причесок); наборы «Детский парикмахер», «Доктор», «Маленькая хозяйка», «Регулировщик»; сумка врача; трубка-фонендоскоп; шпатель для осмотра горла; игрушечные градусники и шприцы; вата; набор игрушечных лекарств (йод, таблетки, микстура в емкости из небьющегося материала); грелки; бланки для рецептов и т. п.

Изобразительная
деятельность

Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте теснейшим образом связана с эмоциональным развитием ребенка, с формированием игровой деятельности и зависит от уровня развития восприятия, мышления, речи. Рассматриваемая продуктивная деятельность возникает у ребенка в процессе становления его коммуникативной потребности и наряду с игрой и речью является действенным средством удовлетворения этой потребности. Развитие изобразительной деятельности связано с формированием у ребенка активного интереса к окружающему миру и предоставляет возможность ребенку отражать действительность.

Дети с нарушением интеллекта до окончания периода дошкольного возраста без целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия практически не овладевают изобразительной деятельностью.

На начальном этапе обучения занятия протекают в форме эмоционально насыщенной, привлекательной для ребенка игры, построенной на тесном его взаимодействии со взрослым. Эти занятия направлены на создание предпосылок к развитию изобразительной деятельности: воспитание интереса к графическому изображению, к себе и окружающему миру; развитие сенсорно-перцептивной сферы, аналитико-синтетической деятельности; формирование предметной деятельности и элементарных изобразительных операционно-технических умений и др.

Такие занятия проводятся как воспитателем (фронтально), так и учителем-дефектологом и психологом (индивидуально). Для каждого ребенка необходимо создать условия, способствующие формированию изобразительной деятельности.

Содержание занятий по изобразительной деятельности тесно связано с задачами обучения игре, социальным развитием, тематикой занятий по ознакомлению с окружающими миром и развитием речи.

Занятия по изобразительной деятельности проводит воспитатель по подгруппам, как правило в первую половину дня 3 раза в неделю. Изобразительные средства используются и другими специалистами: на занятиях по развитию речи, при формировании представлений об окружающем, на прогулке, во время, предусмотренное для свободной деятельности, и т. д. На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, лепки, привлекать их внимание к полученному результату. Во время демонстрации необходимо приучать детей выполнять работу вместе со взрослыми (прибегая к совместным действиям), с другими детьми, что постепенно делает полученный результат личностно значимым для ребенка.

В данном подразделе программы определены требования по формированию следующих видов продуктивной деятельности: лепка, аппликация, рисование.

Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для умственно отсталого ребенка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. Знакомясь с пластичными материалами (глиной, тестом, пластилином), ребенок усваивает способы передачи основных признаков предмета — формы и величины. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделения его формы. Внимание ребенка концентрируется на предмете, а выполняемые действия по обследованию предмета закрепляются в слове, сначала в пассивной, а затем и в активной речи ребенка.

Аппликация позволяет ребенку увидеть контур предмета, который затем ляжет в основу графического образа, служащего опорой для развития у ребенка изобразительных навыков, т. е. умения изобразить предмет той или иной формы. В ходе выполнения аппликаций также создаются условия для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.

Рисование воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру. В ходе занятий по рисованию у детей развиваются восприятие, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки, образная сфера в целом. На данных занятиях у детей формируются элементы учебной деятельности — умение принять задачу, удержать ее в ходе выполнения задания, произвести первичную элементарную самооценку. Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведения ребенка, наполняют смыслом его самостоятельную деятельность.

В целом продуктивные виды деятельности вносят существенный вклад в компенсацию первичных нарушений в структуре имеющихся у ребенка отклонений и в коррекцию вторичных недостатков, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии его личности, поведении и общении, социализации в целом.

Лепка

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания

§ Воспитывать у детей интерес к процессу лепки. Учить детей проявлять эмоции при работе с пластичными материалами (глина, тесто, пластилин).

§ Формировать у детей представление о поделках как об изображениях реальных объектов.

§ Знакомить детей со свойствами различных пластичных материалов (глина, тесто, пластилин мягкие, их можно рвать на куски, мять, придавать им различные формы).

§ Учить детей наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка, совершать действия по подражанию и по показу.

§ Учить раскатывать тесто (глину, пластилин) между ладонями прямыми и круговыми движениями, соединять части, плотно прижимая их друг к другу-

§ Приучать детей лепить на доске, засучивать рукава перед лепкой и не разбрасывать глину (тесто, пластилин).

§ Учить детей правильно сидеть за столом.

§ Воспитывать у детей умение аккуратного выполнения работы.

§ Учить детей называть предмет и его изображение словом.

§ Закреплять положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и ее результатам.

Квартал Основное содержание работы
I Воспитывать у детей интерес к лепке Учить детей соотносить лепные поделки с реальными предметами (яблоко, колобок) Учить детей наблюдать за действиями взрослого, оперирующего с различными пластичными материалами Учить детей выполнять различные действия с пластичными материалами — мять и разрывать на кусочки, соединять их в целый кусок Учить детей проявлять эмоции в процессе работы, рассматривать лепные поделки друг друга Учить детей играть с лепными поделками
II Учить детей раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, подражая действиям взрослого («Колбаска», «Конфеты - палочки») Учить детей (в совместной деятельности с воспитателем) соединять концы слепленной колбаски Учить детей действовать по подражанию действиям взрослого («Баранка») Учить детей обыгрывать лепные поделки Учить детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями («Конфеты-шарики», «Колобок», «Мяч»)
III Продолжать учить детей раскатывать глину между ладонями прямыми и круговыми движениями, соединяя края колбаски, подражая действиям взрослого («Баранки», «Шарики») Закреплять умение детей играть с лепными поделками Учить детей раскатывать глину между ладонями круговыми движениями и расплющивать ее, подражая действиям взрослого («Печенье», «Блины», «Пирожки») Закреплять умения детей по просьбе взрослого раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями («Виноград», «Катятся колобки», «Рассыпались мячики», «Баранки к чаю», «Угостим кукол печеньем»)
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...