Передача от 7 сентября. В чем пагубность мечтаний о себе и своей жизни
Передача от 7 сентября В чем пагубность мечтаний о себе и своей жизни
Мы продолжаем читать наставления святого преподобного Иоанна Кассиана. Разговор идет о борьбе со страстью тщеславия. В прошлый раз мы говорили, что Иоанн Кассиан уделяет большое внимание описанию проявления свойств, признаков страсти тщеславия и поступков, продиктованных этой страстью. В 128-м абзаце он рисует такую картину:
На иного напускает оно желание священства или диаконства, рисуя ему в мысли, что он с такой святостью и строгостью исполнял бы тогда свое дело, что и прочим священникам мог бы послужить примером святости, а кроме того, многим доставил бы пользу и своим поведением, и сказыванием поучений. Иногда и того, кто живет в пустыни, или уединенничает в келье, заставляет оно мечтать в уме своем, будто он обходит дома разных лиц и монастыри и действием своих воображаемых убеждений многих обращает на путь должной жизни. И водится таким образом бедная душа туда и сюда такой суетностью, бредя как бы в глубоком сне, и, увлеченная сладостью таких помышлений и такими мечтами исполненная, большею частью бывает не в состоянии замечать ни своих действий, ни присутствия братий, если бы они в самом деле были пред глазами, будучи вся сладостно погружена, как в истинно происходящее, в то, чем, не спя, бредит, как во сне, в блуждании помыслов своих.
Мы видим, что тщеславие очень тесно связано с мечтательностью: человек представляет, рисует картины, фантазирует. Конечно, способность фантазировать, строить в сознании картинки, еще не происходившие, – это свойство человеческого ума. И в самой мечте, в общем плане взятой, очень много положительного, хорошего. Например, в том контексте, в котором создавались разнообразные сказки (от «Золушки» до «Алых парусов»). Мечта помогает человеку приподняться над реальностью, бытовым пошлым миром, погрязшим в суете и мелочности; есть в ней что-то хорошее, по крайней мере, если мы берем ее вне христианского контекста. Для человека, не знающего Христа, не живущего в Боге, мечта может сыграть очень полезную роль. Мы об этом еще немного скажем в свое время.
Но в христианском контексте, тем более когда речь идет о подвижниках, о настоящих христианах, посвятивших свою жизнь Богу, о людях, для которых Христос есть не просто некий принцип, аспект религиозного учения или некогда живший Учитель праведности, а Бог, Которому они отдают свою жизнь, мечтательность – безусловно, всегда плохо. В святоотеческой литературе у святителя Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника эта мечтательность часто называется парением помыслов, парением ума. В это парение ума входит много умных состояний, умных действий деятельности человеческого разума, рассудка, ума. Но мечтательность для человека верующего – однозначно плохо. Особенно в той ситуации, в той композиции, в которой описывает Иоанн Кассиан, когда эта мечтательность связана с мнением о себе. Если наша мечта никак не соотносится с мнением о себе и мы думаем, размышляем о будущем страны, мира или о будущем наших детей, каким мы хотели бы видеть нашего ребенка, это еще не так плохо и никак не связано с вредным душевным состоянием. Но когда человек строит мечту только на мнении о себе, то есть он себя как-то мнит, имеет какое-то представление о себе и, исходя из этого представления, начинает строить свою дальнейшую деятельность, это вредно, глупо, разрушает жизнь и никакого отношения к реальности не имеет. Потому что человек не знает сам себя, не знает, на что он способен и как поступит в той или иной ситуации. То, как он поступит, ему указывает сегодняшняя жизнь, те задачи, которые перед ним сегодня стоят. Когда он отрывается от этой реальности и начинает придумывать себе, как он поступит, это говорит о том, что скорее всего именно так он и не поступит.
Это очень характерные вещи, и они часто описываются в литературе, в частности у Достоевского или Гоголя. У Диккенса, например, описан сюжет, когда человек идет с мыслью, как он сейчас будет разговаривать с мамой или женой, как он сейчас скажет то-то, она ему ответит то-то, он скажет это, и все в его голове заканчивается замечательно, радостно и хорошо. Но он приходит, говорит что-то, в ответ получает совсем не то, что ожидал, тут же раздражается, гневается, говорит какие-то тупости, гадости. Разумеется, все кончается конфликтом, и он уходит. Проходит какое-то время, он переживает, что все пошло не так, и снова начинает мечтать: в следующий раз я пойду и сделаю так-то и так-то. И так продолжается всю жизнь. Человек может всю жизнь жить мечтательно в отношении обыденных вещей. Бывает так, что муж и жена всю жизнь пребывают в каком-то перманентном конфликте только потому, что они мечтают; не живут реально, пытаясь разгрести те проблемы, которые у них есть, а живут в мечтах. Например, она мечтает о каких-то отношениях, в голове сложилась какая-то картинка, что она будет делать так, у них будет так, у них будет такой ребенок, такой дом, такие разговоры, такой стол, такое времяпрепровождение, такие поездки, такие разговоры. А тот, который сейчас с ней живет, вообще не собирается соответствовать ее мечтам. Он ее любит, и она его любит, но к мечтам эта реальная жизнь вообще не имеет никакого отношения. А женщину это злит, расстраивает, вгоняет в депрессию, потому что все не так, как она себе намечтала. С мужчинами реже такое бывает в силу особой структуры их сознания, но и с ними тоже бывает. Каждый человек может жить в своих мечтах, которые основаны в первую очередь на незнании себя, на неправильной, неадекватной оценке себя, вообще на оценке себя. То есть человек начинает строить какой-то мир, исходя из неправильного представления о себе, не важно – насколько неправильного. Оно может быть заниженное или завышенное, но это не важно. Это как в математике: если изначально условие задано неправильно, естественно, искомое будет неправильным.
Человек мечтает о себе. Мечтание о себе есть зло и ложь, потому что правды и истины в этом нет вообще никакой ни на йоту. Человеку нужно прожить жизнь, причем не только с живыми реальными людьми: мужем, женой, детьми, родителями, друзьями, работодателями, коллегами. Этого мало, это не поможет человеку знать себя. Надо еще прожить вместе с Богом. Только в молитве перед Богом, в попытках (активных или не очень), направляемых на исполнение заповедей Божиих, человек познает сам себя. Не мгновенно, не тотчас, а прожив двадцать-тридцать лет в этом плавильном горне, в этом кипении, он более или менее начинает знать себя. Более или менее! На самом деле, пока человеку не исполнится лет семьдесят или восемьдесят, он не может сказать, что знает себя; есть такие глубины, которые ему еще не открыты. Человек не знает, например, что он будет делать, когда будут умирать его дети. Он не знает, на что он способен, когда начнется война. Он не знает, что будет делать, когда останется всеми брошенный. Есть состояния, которые Бог просто не попускает человеку испытать, и никто не может сказать, как он себя поведет в определенной ситуации, пока это не переживет. Поэтому как может человек иметь какое-то мнение о себе, если он себя совершенно не знает? Нет на земле людей, которые знали бы себя совершенно четко. Говорят, такие люди были. Подобные Антонию Великому, Силуану Афонскому или Сисою Великому. Да, они знали. Но в современности людей, дошедших до совершенного, абсолютного, исчерпывающего знания о себе, я не встречал. Именно это дает основание таким людям, как святителю Игнатию, говорить о том, что все люди пребывают в прелести. В целом он прав, потому что люди имеют какое-то очень искаженное представление о себе; это мнение о себе неправильное. Если на этом неправильном мнении о себе строить в сознании какие-то картинки, естественно, все будет совершенной неправдой, все будет лживым, не имеющим никакого отношения к реальности. Так, как человек мечтает о себе в той или иной ситуации, не будет.
Каждый знает, что такое бывает у всех, и не только в личностных отношениях. Это гораздо чаще бывает у людей хороших, добрых, честных, но неискушенных. Бывает такое представление в связи с тем или иным служением. Иоанн Кассиан приводит случай с мечтанием о священстве, с миссионерской проповедью. Это вполне понятно. Может быть, человек ходит с десяти лет в храм, молится, искренне любит храм, любит службу. Сразу после школы он идет в семинарию, хочет быть священником. Но он уже давно не мальчик, он юноша, а в юношескую голову мечтательность ползет. Если нет духовника, который будет трезвить, то человек начнет мечтать о том, как он будет священником, будет каждый день служить литургию, произносить проповедь вовсе не так, как эти маститые скучные протоиереи, как будет любить людей, будет им улыбаться, их поддерживать, как будет отдавать свою последнюю копейку, как это написано, например, в житии Иоанна Кронштадтского. Все это в его мечте копошится, но ничего подобного не будет. И он разочаруется, расстроится, у него будет депрессия, будут тяжелые переживания, вплоть до потери веры и самого желания служить. Но, пережив это состояние, пережив эту страшную депрессию, сомнение в правильности выбора, в правильности веры, вообще в том, что Церковь хороша, правильна и замечательна, он станет очень хорошим священником. Но это надо пережить, а это очень и очень непросто сделать. И проблема здесь не в священстве и не в церковной действительности, а в том, что в его собственном сознании картина была оторвана от реальности: от того, что он сам есть, от того, что представляют собой люди, от того, что представляет собой время, в котором он живет, от того, что представляет собой реальная церковная ситуация. Кроме самомнения и высокомерия у него еще и немалая степень гордыни, превозношения и осуждения других: «А почему, собственно говоря, маститые протоиереи, которые прослужили по двадцать пять-тридцать лет, делают именно так? На каком основании? » Нам кажется, что они не любят Христа и ничего не понимают в духовной жизни. Но они тридцать лет в сане, тридцать лет стоят у престола, и с ними ничего плохого не произошло. Это уже само по себе является свидетельством того, что это люди очень и очень хорошие. Потому что обычно у человека обнаруживаются все его скрытые страсти и похоти в первые десять лет, какие-то искушения случаются в первые пятнадцать лет. Если человек до сих пор стоит у престола и до сих пор служит, действительно погружаясь в службу, то надо понимать, что то, как он ведет себя с людьми, это не грубость, не сухость, не незнание, не его неблагочестие, а просто некий опыт, который он выстрадал и вынес за свои тридцать лет служения. Прослужишь тридцать лет – поймешь, почему он делает так, говорит так и ведет себя так.
Это то, что касается достаточно специфической мечтательности, относящейся к живущему семинаристу. Но на самом деле так может быть и у всех людей. Вот девушка оканчивает педагогический институт и мечтает о том, как она будет любима детьми, как будет воспитывать их, как они будут любить ее предмет. Ведь она-то знает, как преподавать, как сделать так, чтобы предмет был интересен, как сделать из обыкновенных средних мальчиков и девочек любителей языка, литературы, математики или истории. Она мечтает, как они будут читать, ходить куда-то, какие у них будут мероприятия, посиделки. Она все это в голове прикинула, но будет совсем не так, даже если она действительно талантливый учитель и у нее сложатся отношения с учениками, которые будут ее слушать, понимать, уважать и будут любить предмет. Но в это не включено, например, то, что у нее должен быть муж и своя семья, не включено то, что муж может не разделять ее увлечений, не давая ей времени заниматься тем, что необходимо для того, чтобы уроки получились. Не включено огромное количество бумаг, которые должен писать каждый учитель, что убивает у любого учителя вообще все чувства и желания к тому роду деятельности, которым он занимается. Талантливые люди, педагоги от Бога уходят из школы, потому что не выдерживают этой бюрократии, этой рутины, этого ужасного состояния повседневной отчетности, никому не нужных планов, не имеющих реального отношения к жизни с ребенком. Это очень тяжело переживается, и люди уходят из школы, хотя, казалось бы, все должно получиться. И таких вещей очень много. А уж как все мы любим фантазировать на тему: был бы я президентом (или руководителем медицины страны, главным министром образования, министром обороны, губернатором, мэром)! Все мы готовы фантазировать на тему, что мы могли бы сделать, если бы были на этом месте. Не то что нынешние, которые ничего не умеют, ничего не понимают и ничего у них не получается. Это все очень грустно, порой очень пошло; и очень стыдно потом, когда человек понимает, что это совершенно не то, что нужно делать. В этой мечтательности ключевым является то, что человек желает показать себя, доказать что-то, он видит себя особенным, хорошим, успешным, замечательным. Это состояние на самом деле является плохим, потому что человек как бы превозносит себя, как бы видит себя в особом статусе. Он вообще видит себя и не видит других людей. Другие люди в его мечтах – в сущности, средства для того, чтобы он смог показать себя. Чтобы через служение больным или нищим, ученикам или пациентам люди поняли, что он не какой-нибудь там врачишка, учителишка или священничек, а особенный, одаренный, совсем не такой, как все. Вот это в этих мечтах самое плохое. Человек превозносит себя перед самим собой, трубит перед собой, как сказал Христос. В этом уже проявляется страсть тщеславия. Если, слава Богу, ничего не получится, то он может исцелиться от тщеславия, вылечиться от тех болезней, которые его мучают. Но если это исполнится, будет катастрофа, потому что человек понимает: «Мечты сбылись. Я не обыкновенный учитель (не обыкновенный руководитель, не обыкновенный священник)». И он начинает превозноситься над всеми теми, которые, по его мнению, просто не понимают, в чем настоящий смысл этого служения, этой работы. Он даже их не учит, он внутри ощущает: «Да о чем с вами говорить? Вы все равно не поймете. Вы изначально неправильные, а я изначально особо одаренный». Это горе, беда, трагедия, духовная катастрофа для любого человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|