Передача от 5 октября. О двух родах гордости: совершенных и новоначальных. Гордости два рода: первый тот, которым, как сказали мы, поражаются мужи высокой духовной жизни; а другой захватывает новоначальных и плотских
Передача от 5 октября О двух родах гордости: совершенных и новоначальных
Засим мы переходим к борьбе с духом гордости, 133-й абзац: Гордости два рода: первый тот, которым, как сказали мы, поражаются мужи высокой духовной жизни; а другой захватывает новоначальных и плотских. И хотя оба эти рода гордости воздымает пагубное возношение как пред Богом, так и пред людьми, однако тот первый прямо относится к Богу, а второй собственно касается людей. Начало сей последней и средства против нее мы исследуем, если Бог даст, в последних главах сей книги, а теперь о той первой, которою искушаются, как мы выше сказали, преимущественно совершенные... Иоанн Кассиан пытается сделать разграничение по проявлению гордости в человеке. Разделяет он гордыню и гордость по четырем свойствам, которые потом объединяет. И получается у него, что есть совершенные мужи, искушенные в духовной жизни, достигшие определенной высоты духовной жизни, и есть гордость, которая мучает новоначальных. Совершенный – это тот, кто уже смирился, не грешит плотскими страстями, тот, кто не мучается гневом, чревоугодием, тем более блудом, который научился жить в общежитии, не превозносится над людьми, терпит их недостатки, молится и уже вкусил плоды этой молитвы, знает, какая она глубокая и высокая. И эти люди снаружи и в какой-то степени изнури искренне, подлинно благочестивы. Для нас же, людей, не искушенных не то что даже духовной жизнью, не искушенных вообще какими-то размышлениями хотя бы философскими, кажется, собственно: все нормально, вот святой человек. Но нет. Вот именно тогда, когда все страсти побеждены, когда не мучает ни чрево, ни плоть, когда нет ни сребролюбия, ни жадности, когда ты спокойно и равнодушно относишься к тому, когда тебя обижают, или уничижают, или обзывают, вот тогда и начинается настоящая гордыня, потому что человек живет высокой духовной жизнью. Высокой духовной жизнью. И эта высота, которой он живет, надмевает его сердце, он думает: «Вот какой я. Я смог стать таким, они не могут. Почему? Они не так любят Бога, как я, они не так терпеливы, как я. А иначе как объяснить, что я могу молиться ночью пять часов, а они, немощные, не могут? Я могу кушать один кусочек хлеба в день, а они не могут. Естество у нас одно, благодать одна, значит, я это сделал, я сам себя сделал». Вот это и есть та гордыня, которая мучает совершенных. Поэтому, естественно, Иоанн Кассиан называет это гордыней, возмущением против Бога.
У новоначальных не так. Они страдают, имеют страсти, терзаются разными ревностями, завистью, чревоугодием, они не могут справиться с элементарными страстями, поэтому понимают, кто они такие: грешные, нуждающиеся в Божественной помощи. Они не превозносятся и не думают, что сами себя сделали. Им только обидно, что кто-то их унизил, кто-то обошел, кому-то что-то дано, а им не дано. То есть это обычные человеческие страсти. Это гордость, да. «Почему ты меня не замечаешь? Почему не уважаешь? Почему ты со мной не считаешься? » Но перед Богом они чувствуют себя одинаково беспомощными. Поэтому Иоанн Кассиан называет это гордостью против человека.
Передача от 12 октября
Мы продолжаем читать наставления святого преподобного Иоанна Кассиана. Напомню, мы остановились на 133-м абзаце о борьбе с духом гордости. Гордости два рода: первый тот, которым, как сказали мы, поражаются мужи высокой духовной жизни; а другой захватывает новоначальных и плотских. И хотя оба эти рода гордости воздымает пагубное возношение как пред Богом, так и пред людьми, однако тот первый прямо относится к Богу, а второй собственно касается людей. Начало сей последней и средства против нее мы исследуем, если Бог даст, в последних главах сей книги…
И мы видели, что, пытаясь провести определенную демаркацию, систематизацию, Иоанн Кассиан говорит, что гордости есть два вида: один тот, который по преимуществу у новоначальных (собственно, у тех, кому адресовано это послание), а второй встречается у тех, что высокой духовной жизни. И мы немного говорили об этом в прошлый раз. Любой христианин, который читает святых отцов, размышляет над тем, что они пишут, и над тем, что происходит в нем самом, понимает, что гордыня есть корень вообще всякого зла. Поэтому в новоначальном ли, в совершенном ли, в самом ли совершенном, почти святом человеке, в самом ли маленьком или последнем грешнике причиной всякого зла, причиной всего нехорошего является именно гордыня. Другое дело, что новоначальный похож на человека, пропалывающего грядку, он вырывает поросль, которую видит на почве. Он видит, что вместо плодов, посеянных Богом, возрастают плевелы, сорняки, и он пытается их вырвать, убрать. Как ему кажется, они портят красоту, внешний вид, заглушают ростки посеянных семян. И, в принципе, больше ему ничего не надо. А совершенный похож на человека, который раскопал полгряды для того, чтобы добраться до корней этих произрастаний и вырвать все с корнем, чтобы этот безобразный сорняк на ниве его сердца никогда больше не поднимался. Принципиальная разница только в этом. Один постригает вылезающую траву, другой добирается до ее корня. Вот в этом смысле человек опытный (как говорится здесь, муж высокой духовной жизни) – тот, который действительно нашел этот корень, докопался до этого корня, увидел, что это значит, увидел, какова эта гордыня в ее абсолютном, совершенном, максимально приближенном разрешении, то есть что это такое по существу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|