Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самонадеянность – первое качество, приведшее Денницу к падению. Чем совершеннее существо, тем легче ему впасть в самомнение




136-й абзац:

Вот причина первого падения и начало главной страсти, – которая потом через того, кто первый был ею уязвлен, вкравшись в первозданного, произрастила все множество страстей. И он, – первозданный, – поверив, что одною силою своего свободного произволения и своими усилиями может достигнуть славы Божества, потерял и ту, которую получил по благости Создателя.

То есть причина гордости в том, что у человека есть самонадеянность. Человек надеется, что имеет некие силы, некое свободное произволение для того, чтобы самому справиться с задачей, и считает себя независимым от Бога: Бог ничего не должен делать, никак не должен помогать, он сам со всем справится.

Что такое самонадеянность? Это когда человек надеется на свои силы, и чем больше у него силы, тем больше его самонадеянность и самомнение.

Скажем, необходимо решить какую-то техническую проблему на производстве, связанную с обслуживанием техники. Поручают это дело человеку, который за все время обучения в университете ничего не делал. Этот человек не понимает, как ремонтировать, и ищет, кто бы ему помог, подсказал, решил эту проблему. Рано или поздно он находит такого человека, получает помощь, потому что знает, что сам ничего не может, и этой помощи благодарен. Да, он никчемный человек. Но мы сейчас говорим не про объективную никчемность, а про то, что у него нет оснований для гордости. Этот человек никому не нравится, никому неприятен, он некомпетентный, дилетант, он ничего не может. Но с точки зрения гордыни ему нечем гордиться, потому что он ничего не умеет делать, и он уповает на других людей, просит их о помощи, поэтому совершенно не самонадеянный.

Другой человек, который хорошо учился в институте, все хорошо знает, постоянно читает книги, эту поставленную задачу легко решает. Он очень приятен, очень уважаем всеми сослуживцами. Но оснований для гордости у него больше, и он, естественно, начинает гордиться – именно потому, что ему есть чем гордиться.

Получается, что человеку, у которого есть сила, разум, знания, какие-то способности, выделяющие его среди других, и благодаря чему вокруг него есть люди, которые к нему тянутся, с гордыней гораздо труднее, потому что у него есть основания для гордости. А человеку, который понимает, что из себя ничего не представляет, гордиться нечем, но как работник он плох.

Эта ситуация объясняет, почему в Евангелии мы читаем слова: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 3). Блаженны именно те люди, которые считают, что без Бога ничего не могут. Буквально как говорит Христос: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Когда человек понимает, что без Бога ничего не может, он начинает искать Его, надеяться на Него – ему нужна Его помощь. Человеку надо срочно Бога попросить решить ту или иную проблему, потому что он на себя не надеется. Вспомним слова апостола Павла. Когда Господь ему говорит: Сила Моя в немощи совершается, апостол отвечает: «Если так, тогда я буду хвастаться своей немощью, чтобы во мне жила сила Божия» (см. 2 Кор. 12, 9).

Человек позиционирует или репрезентирует свою жизнь именно в соответствии с тем, как он сам себя оценивает. Если он считает, что он сильный, могучий, умный, он так и говорит об этом. Если он считает, что он обыкновенный человек и гордиться ему нечем, он привлекает внешние источники, которые помогают ему сказать: «Это не я, это Бог помог (или люди помогли). Это Бог дал мне молитву, Бог научил меня, Бог открыл мне». Он ничего своим не считает, понимая, что все, что у него есть, – это дары Божественной заботы, человеческой и Божественной помощи, что это кто-то, а не он сделал.

Жизнь самонадеянного человека, наоборот, пронизана совсем другими настроениями. Он говорит: «Я молюсь, пощусь, я заслужил... Я надеюсь, что... Мне кажется, Бог должен... » Он постоянно надеется на себя и ставит себя как бы вровень с Богом, будто бы Бог ему что-то должен сделать, воздать за что-то; он же тратит все силы на Бога, поэтому Бог должен ему воздать.

Самонадеянность ясно показывается даже в лексике человека. Приведу самый простейший, на мой взгляд, в этом смысле пример. В Послании апостола Иакова сказано, что есть те, кто говорит: «Я приду, я сделаю, я смогу». А верующий человек должен говорить: если живы будем и угодно будет Богу, сделаем то-то и то-то (см. Иак. 4, 13–15). Это не пустые слова; человек так чувствует. Человек не знает, что будет дальше, что будет завтра. Может, он завтра умрет. Может, конечно, и не умрет, но, зная свою хрупкость, он не может надеяться на себя.

Когда я сажусь за руль, я не знаю, доеду ли до конца, потому что понимаю, что я обыкновенный водитель, никакой особенной реакцией не обладаю, могу ошибиться. Или другие могут ошибиться, а я не смогу исправить их ошибку, потому что я – не профессионал. Садясь за руль, человек взывает к Богу, и когда его спрашивают: «Ты когда приедешь? », искренне говорит: «Если Богу будет угодно – через полчаса». Он говорит так не потому, что бравирует или смиренничает, а потому, что это объективный факт: он не знает, будет ли это угодно Богу. По навигатору – полчаса, но за эти полчаса может произойти столько событий, что до конца своих дней он больше никуда не доберется.

Когда человек знает, что все в руках Божиих, он так и говорит; и не потому, что пытается подстроиться под кого-то, а потому, что для него это объективная реальность. Человек самонадеянный говорит не так, он говорит: «Я буду... Я сделаю... » Вот об этом говорит апостол Иаков.

Обычная ситуация: человек решил бросить пить. Пил-пил, надоело. Он решил, что возьмется за ум, будет ходить в храм и больше пить не будет. Он ходит в храм, после храма старается не пить, молиться, читать Псалтирь, какие-то акафисты. Проходит неделя, и он говорит батюшке на исповеди: «Я уже не пью целую неделю. Думаю, уже можно сказать, что я побеждаю страсть, потому что меня даже не тянет пить. Я уверенно себя чувствую, поэтому все должно быть хорошо». Он это говорит, а у священника сердце обливается кровью – он понимает, что скоро этот человек упадет, потому что надеется на себя. Он думает, что из-за того, что он такой молитвенник, что у него сильная воля и сильная молитва, произошло такое событие – он бросил пить. Он надеется, в сущности, именно на себя. А раз он надеется на себя и исповедует себя хозяином своей жизни, естественно, он падет еще раз.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...