Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Книга Иова. Чтобы человек не погиб в гордыне, он должен претерпеть некий ущерб




Мы продолжаем читать наставления святого преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Переходим к 136-му абзацу, где также раскрывается тема гордости. Но прежде чем прочитать этот абзац, вспомним одну историю.

В Ветхом Завете есть Книга Иова. Иов был праведным человеком, причем не с точки зрения самого Иова, а с точки зрения Бога, Который фактически провоцирует сатану обратить внимание на Иова. Сатана не имеет к Иову никаких претензий и знает, что он под защитой Бога. Но Бог бросает вызов сатане и говорит: «Обрати внимание на Иова. Я отниму от него покров, ты можешь сделать с ним что-то».

Мало того что Бог обращает внимание сатаны на мирное и безбедное существование Иова, так еще и дважды отнимает Свой покров, чтобы Иов был испытан, чтобы ему стало плохо, чтобы он действительно почувствовал какие-то страдания, искушения, бедствия. Хотя Иов был праведен, непорочен и очень надеялся, что с ним ничего подобного никогда не случится. Бог фактически отдает Иова на скорбь. Как мы знаем, Иов выдерживает эту брань со скорбью. Тогда Бог второй раз обращает внимание сатаны на Иова и отнимает от него покров еще в большей степени. Но и тогда Иов, теряя все свое здоровье, тем не менее сохраняет верность Богу.

Потом друзья начинают обвинять Иова в том, что он грешник. Иов начинает защищаться, говорит, что он не грешник, просто Бог почему-то с ним так поступил, но он этого не заслужил. Это продолжается несколько раз на протяжении всей книги: то один из друзей спрашивает Иова, а Иов отвечает, то другой. В конце концов, когда эта дискуссия между ними заканчивается, в шуме, ветре, буре является Бог и обличает Иова. Это обличение Иова занимает по объему четыре главы и делится на две части. В первой части обличений ключевым является риторический вопрос: «А знаешь ли ты?.. Ведаешь ли ты?.. Понимаешь ли ты?.. » И задаются разные ситуации, связанные с простыми человеческими вещами. «Понимаешь ли ты, почему это происходит? Знаешь ли ты, почему это именно так? »

Вторая часть обличений Божиих в отношении Иова связана с представлением о некоем существе, про которое говорится, что он царь над всеми сынами гордости (Иов 41, 26). Речь идет о сатане; он рисуется очень красочно, в виде большого страшного дракона. И говорится: «Ты ничего с ним сделать не сможешь, ты не в состоянии справиться с сатаной никаким образом и никогда. Ты не в силах его победить, он есть князь над всеми сынами гордости, то есть в какой-то степени и над тобой тоже».

Когда раскрываешь содержание этой книги, понимаешь, что, в сущности, вся эта история о том, как Бог исцеляет Иова от гордыни, которая могла в нем образоваться и уже начала образовываться. Мы сейчас не будем разбирать Книгу Иова, но общая канва книги в том, что Иов – праведник, но именно праведность приводит к тому, что ему нужно это лекарство – скорбь и боль, чтобы он исцелился от той гордыни, которая в нем не образовалась (Бог по-прежнему считает его праведным), но уже начала образовываться. И Иов своими словами свидетельствует, что наставление, которое преподает ему Бог, опыт, который он переживает, действительно помогают понять, что все это произошло не случайно, и подозрения Бога, знающего самые глубины человеческого сердца, были вполне небезосновательны.

То есть для того, чтобы человек не погиб в гордыни, он должен претерпеть некий ущерб. Нам важно, что Писание и Бог свидетельствуют, что Иов праведен. Бог так и говорит: «Нет такого непорочного, как Иов» (см. Иов 1, 8). Тем не менее Сам Бог, свидетельствуя о его непорочности, допускает скорбь, чтобы произвести некую исцеляющую его сердце процедуру. Странное дело: с одной стороны, Господь говорит, что Иов непорочен; с другой стороны, создает ситуацию, в которой его непорочность объективно подвергается сомнению. Как же так? С одной стороны, говоря языком обыденным, Иов – хороший человек; с другой стороны, Сам Бог испытывает его, потому что уверен, что он не совсем хороший человек. Конечно, к Иову выражение «не совсем хороший человек» не относится, тем не менее обличитель Елиуй говорит ему: «Ты говоришь слова, свойственные людям погибшим, речи твои свойственны людям нечестивым. Ты не нечестивый человек, но говоришь то, что говорят только нечестивые люди» (см. Иов 34, 35–36). Вот такой парадокс.

Причем предпоследние две главы напоминают, что сама по себе непорочность и само по себе совершенство не являются гарантом безопасности, гарантом спасенности, вообще ничем не являются; наоборот, являются камнем преткновения, потому что могут уронить человека. Именно совершенство Иова, его честность и праведность являются, по существу, именно тем, что и может привести человека к погибели.

И здесь ссылка на опыт падения Адама, опыт падения сатаны как нельзя кстати, потому что они оба – существа заведомо совершенные, вершина творений Божиих, только один – как творение в мире духов, другой – как творение в мире плотском. Эти два совершенства пали, восстав против Бога, объявив себя как бы в оппозиции Бога. Значит, само совершенство, сама непорочность, которой хвалится Иов, сама безукоризненность жития являются причиной, по которой человек может пасть, потому что может возгордиться.

Чтобы этого надмения не произошло, Бог, предупреждая эту гордыню, проводит человека путем смирения и тем самым выкорчевывает из него то семя гордыни, которое могло его разрушить и погубить. То есть, как ни странно, причина гордости в том, что у человека есть чем гордиться, и чем больше у него оснований для гордости, тем больше в нем гордости. Вот такая простая и очевидная вещь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...