Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема. Морфологические нормы имен прилагательных




 

Цель: расширить знания студента о морфологических нормах имен прилагательных.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма занятия: развернутая беседа.

Вопросы для обсуждения:

1.Нормы употребления имён прилагательных.

2.Варианты употребления форм кратких прилагательных.

3.Степени сравнения имен прилагательных.

Методические рекомендации

При подготовке к занятию студент должен раскрыть нормы употребления имени прилагательного. Обратить внимание на полную и краткую формы имен прилагательных. Студент должен привести примеры.

Студент должен обратиться к следующей литературе: Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с., а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

 

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

 

Задание 1. Найдите и исправьте ошибки в образовании сравнительной степени имени прилагательного.

1. В последнее время более лучше обстоят дела с дисциплиной.

2. Это заседание прошло более организованнее, чем пре­дыдущее.

3. Предприятие имеет в этом году более высокие показатели, чем в прошлом.

4. Сейчас мы будем изучать эту проблему более подробно.

5. Наша цель - показать наиболее лучшие работы студентов.

Задание 2. Выполните анализ текста. Найдите прилагательные, стоящие в формах степеней сравнения. Определите, в каких именно формах они стоят.

(1) Детям уделялось всё, что было похуже и не могло использоваться взрослыми «господами». (2) Даже в богатых помещичьих домах под спальни детей отводились самые темные и невзрачные комнаты. (3) Форточек в комнатах не было. (4) Спертый воздух очищался только топкой печей. (5) Духота в детских стояла ужасная; всех маленьких детей старались поместить в одной-двух комнатках, и тут же, вместе с ними, на лежанках, сундуках или просто на полу, подостлав себе что попало из хлама, пристраивались на ночь мамки, няньки и горничные. (Е.Водовозова).

Задание 3. Найдите формы степеней сравнения и степеней качества у следующих прилагательных.

Превеликий, самый строгий, беловатый, красненький, чудеснее, всего дороже, здоровенный, наиболее выгодный, менее интересный, тоньше, расчудесный, полнёхонек.

Задание 4. Какие формы (полные, краткие) можно образовать от следующих прилагательных?

Ручной, горазд, видный, вороной, боевой, богатый, темный, ледяной (тон), готовый, строгий, рад, праздничный, белый, вековой, властный, послушный, длинный, младший, цветной (не белый), искренний, прозрачный, отсталый, правый, излишний, фальшивые (деньги), маленький,

фальшивые (слова), ханжеский, холостой (мужчина), острый.

Задание 5. Найдите ошибки в образовании форм сравнительной степени.

Звонче, слаже, красивее, менее интереснее, более лучший, прочней, хлеще, более уверенный, благороднее.

Задание 6. Найдите в предложениях ошибки в употреблении форм прилагательных и исправьте их.

Образец: Теперь это место знаменитое на весь мир. – Неправильно употреблена полная форма прилагательного, нужно заменить её краткой знаменито.

1. Сироп из шиповника очень полезный и приятный на вкус. 2. Каир – один из самых крупнейших городов на планете. 3. Чемодан трудно было сдвинуть с места, такой он был великий. 4. Эта книга очень нужная и полезна детям. 5. Я думаю, такое объяснение более правильнее. 6. Все школьные здания готовые к учебному году. 7. Текстильная промышленность развивается более быстрее. 8. Маша не стремится быть самой лучшей, оригинальнее. 9. Вся школа очень благодарная вам за помощь. 10. Наша речка тихая, а эта – быстра и шумна.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

4. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

3. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

5. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

Практическое занятие 11.

Тема. Морфологические нормы имени числительного и местоимений

Цель: расширить знания студента о морфологических нормах имени числительного и местоимений.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма занятия: развернутая беседа.

Вопросы для обсуждения:

1. Склонение простых числительных.

2. Склонение составных числительных, порядковых, дробных.

3. Особенности употребления числительных в сочетании с существительными.

4. Разряды местоимений: личные, притяжательные, определительные.

5.Типичные ошибки, возникающие при употреблении местоимений.

 

Методические рекомендации

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013; Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / И.Б. Голуб. – М.: Унив. кн., 2007. – 430 с.

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Прочитайте, употребляя числительные в нужной падежной форме.

В хранилище не оказалось 479 (книга). В 2003 (год) в квартире произведён капитальный ремонт. Более 75800 (турист) посетило в этом году Швейцарию. В работе кружка принимает участие более (полтора десятка) студентов. На вечере выпускников я встретилась с 24 (одноклассник). К 2 целым и 1/3 нужно прибавить 4/5 (грамм). Выполнили 7,5 (процент). Находились в (полтораста километров). Около 380 (килограмм) (апельсин) раздали 256 (дети). Он командовал 670 (солдат). Стадо из 380 (олень) - большая редкость. Изложено всё на 300 (страница). Выпущено пособие с 3426 (чертёж).

Задание 2. Прочитайте, употребив числительные и существительные в нужной форме, следите за правильным произношением.

1) К 345 прибавить 157. 2) От 964 отнять 89. 3) 10 сложить 798. 4) Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 5) Деревня нахо­дится в 163 (километр) от города. 6) Проведен социологический опрос среди 600 (руководитель) средних и крупных предприятий. 7) 88,9 % (руководи­тель) поддержали реформы. 8) Более 51 % (опрошенный) высказались «за». 9) За истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна. 10) Более 2500 человек обратились за помощью. 11) Прибыл поезд с 287 экскурсантами. 12) Длина окружности равна 422 (сантиметр). 13) Из 596 вычесть 387. 14) Высо­та Останкинской башни со стальной антенной равна 540 метрам 74 санти­метрам. 15) Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 ки­лометров в час. 16) К 1778 прибавить 852. 17) От 17464 отнять 11090. 18) Из 1109 важнейших объектов было введено лишь 749.

Задание 3. Найдите ошибки, исправьте предложения.

Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков. Обоим ученицам дали дополнительное задание. Четверо аспиранток закончили работу над диссертацией. Трое дней и ночей мы готовились к экзамену. Для выполнения задания мне не хватила пары часов. На занятиях не было обоих сестер. Глав­ная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яселей. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. На обеих бе­регах реки раскинулись поля. Он появился со своим секундантом, у него был прекрасный вид. Витя и Саша завели разговор, и он обещал еще прийти.

Задание 4. Найдите ошибки в употреблении местоимений и исправьте их.

Образец: Ученик встретится с учителем, и он ответит на его вопросы. – Не употребляются одновременно два местоимения 3-го лица мужского рода. Вместо первого местоимения он можно использовать слово педагог или повторить слово учитель.

1. Сельхозтехника не только облегчает жизнь земледельцев, но и помогает растениям улучшить их жизнь. 2. Не приходится думать ни о какой-либо помощи. 3. Такие встречи очень интересуют молодежь, вызывают у них любовь к театру. 4. Исследовать тайну строения Венеры долго не удавалось, потому что ее не видно. 5. Пострадавший от высокого напряжения может быть освобожден только с помощью рассчитанных на него специальных средств. 6. Чучела динозавров, которые погибли от бомбежки, были выставлены в музее. 7. Рубанок лежал на полке без никакой пользы. 8. Когда появилось отставание в работе второго цеха, руководить им направили Петрова. 9. Девочка с ее собакой очень поздно пришла домой. 10. Нога почти до колена провалилась в снег, и вытаскивать их было очень трудно.

Задание 5. Раскройте скобки, выберите правильную форму местоимения.

1. (Их, ихнее) новое издание – приложение к основной газете. 2. У (её, неё) сегодня день рождения. 3. За всеми (ими, ними) была установлена слежка. 4. (Его, евоная) машина оказалась самой быстрой на соревнованиях. 5. Брат был старше (её, неё), но она была выше (его, него). 6. Девушка попросила сдать в гардероб (её, еёное) пальто. 7. Разве не заметна разница между мной и (ими, ними)? 8. Среди (их, них) работали внедренные сотрудники милиции. 9. (Их, ихний) ребенок был признанным гением.

Задание 6. Раскройте скобки, выберите нужную форму местоимения. Объясните свой выбор. Отметьте вариантные и ошибочные употребления местоимений.

1. У (ее, нее) не было той книги, которую я просила.

2. Благодаря (ей, ней) мы прослушали интересную лекцию."

3. Вокруг (их, них) всегда было много народу.

4. Одноклассник пригласил нас к (себе, нему) в гости.

5. Поезд останавливался на (каждой, всякой, любой) станции.

6. Я пошла в библиотеку взять хоть (какую-либо, какую-то, какую-нибудь, кое-какую) книгу.

7. Все (ихние, их) конспекты лежали на столе.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

4. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://slovari.yandex.ru/ - Словари.

3. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

5. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

Практическое занятие 12.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...