Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опросник акцентуаций личности (по К. Леонгарду).




Автор: А.А. Баранов.

Цель: направлен на определение доминирующей акцентуации темперамента, характера и стиля мышления. Наиболее эффективен для экспертной оценки указанных параметров личности.

Общие теоретические положения: основывается на типологии акцентуаций личности по Карлу Леонгалду.

Область применения: подростковый возраст.

Организация: индивидуальная или групповая.

Краткое описание методики: состоит из 72 утверждений, которые опрашиваемый должен принять («Да») или отвергнуть («Нет») как соответствующие или несоответствующие его поведению.

Обработка результатов: учитываются лишь утверждения, на которые испытуемый (или эксперт) ответил утвердительно («Да», соответствуем моему (или оцениваемого) поведению). В таблице приведены шифры акцентуаций и номера утверждений, которые соответствуют этим акцентуациям.

Различные утверждения в разной степени отражают выраженность акцентуаций, поэтому следует присваивать им разные баллы (они также указаны в таблице).

Руководствуясь описанной шкалой, подсчитывается общая сумма баллов, набранных испытуемым, и определяются типы акцентуаций темперамента (05–10 (шифр)), характера (01–04) и стиля мышления (11–12).

Краткое описание шкал:

Типы акцентуаций личности по Леонгарду.

01. Демонстративный – развитая способность к вытеснению из памяти неприятных сведений и фактов, вследствие чего корректируются все сферы деятельности.

02. Злопамятный – преобладает стойкость эмоциональных состояний гнева или страха, которые держаться очень долгое время, хотя никакие новые переживания их не активизируют.

03. Педантичный – неприятные факты, травмирующие переживания часто довлеют в памяти; негибкость, инертность психических процессов.

04. Возбудимый – в основе поведения преобладают влечения, инстинкты и неконтролируемые побуждения, приводящие к разрядке в большей мере физической, нежели духовной.

05. Оптимист – приподнятость настроения, жажда деятельности, словоохотливость, живость мышления и возникновение идей по ходу беседы.

06. Циклический – сменяются, чередуясь, состояния энергичности и подавленности.

07. Пессимист – низкий основной уровень настроения, сосредоточенность больше на негативных сторонах жизни, чем на положительных.

08. Экзальтированный – резкие переходы от восторга по поводу радостных событий к тревоге и отчаянию по поводу негативных.

09. Тревожный – тревожность, повышенная робость и пугливость.

10. Мягкосердечный – повышенная чувствительность и глубина переживаний в области тонких эмоций, связанных с проявлениями душевности, гуманности и отзывчивости; впечатлительность.

11. Экстраверт – больше обращен в сторону восприятий, чем представлений, может легко поддаваться влиянию окружения, стимулам извне.

12. Интроверт – живет не столько восприятиями и ощущениями, сколько своими представлениями. Внешние события на него влияют мало. Склонен к раздумьям, но слабая готовность к деятельности.

* примечание: названия акцентуаций представлены в виде общеупотребительных (бытовых) терминов, а не в клинических понятиях.

Выходные данные: Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1999.

 

Определение акцентуированного выражения черт человека (тест К.Леонгарда –– Н.Шмишека).

Автор: Н. Шмишек.

Цель: изучение (выявление) акцентуации характера.

Общие теоретические положения: основывается на типологии акцентуаций личности по Карлу Леонгалду.

Область применения: подростковый возраст.

Организация: индивидуальная или групповая.

Краткое описание методики: состоит из 88 вопросов, на которые возможно 2 варианта ответа: «Да» или «Нет».

Обработка результатов: по ключу, за каждое совпадение = 1 балл. Полученные баллы по каждой шкале умножаются на определенный индекс (это необходимо для того, чтобы уравновесить ответы (привести их в единую систему отсчета), т.к. количество вопросов в разных шкалах – разное).

В результате выявляется 4 степени выраженности акцентуаций:

0-14 баллов – норма, т.е. акцентуация не выражена.

15-20 баллов – скрытая акцентуация (тенденция).

20-24 балла – явная акцентуация.

* дальше – патология.

Краткое описание шкал:

Типы акцентуаций личности по Леонгарду.

1. Демонстративный – легкость установления контактов, любят быть в центре внимания, склонны к фантазированию, очень неглубоки в чувствах, стремятся к лидерству, артистичны; эгоизм, лицемерие, хвастовство.

2. Застревающий – умеренная общительность, занудность, склонность к нравоучениям, упорство, целеустремленность; инициатор в конфликте; очень мнительны, уязвимы; долго «застревают» на какой-то проблеме.

3. Педантичный – редко вступают в конфликты, скорее пассивны в конфликтах, много формальных требований к себе и др., аккуратны, скрупулезны, склонны действовать по плану, педантичны; аккуратны, но брезгливы; занудны, нуждаются в заботе; рано формируются моральные ценности, остро реагируют на отношение окружающих, очень тревожны.

4. Возбудимый – низкая контактность, замедленность в реакциях, неуживчивы, властность, активны в конфликте, равнодушны к будущему; нередко бывают добросовестны, аккуратны в спокойном состоянии.

5. Гипертимный – радужный, активный тип; могут быть безответственными.

6. Дистимический – подавленность настроения, серьезность, пессимизм, заниженная самооценка, обостренное чувство справедливости, пассивность.

7. Тревожно-боязливый – низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение.

8. Аффективно-экзальтированный – контактны, словоохотливы, влюбчивы; очень остро все переживают, очень быстрая перемена настроений, очень улыбчивы, склонны восторгаться, восхищаться.

9. Эммотивный – узкий круг общения, редко сами вступают в конфликты, эмоциональность, чувствительность, тревожность, гуманность, сопереживание др., доброта, сострадательность, очень сентиментальны.

10. Циклотимный/аффективно-лабильный – частая смена настроения – то (+), то (–); зависимы от внешних обстоятельств, с возрастом преобладают (–).

* не учитывает экстравертированный и интровертированный типы.

Тест-опросник 16PF.

Автор: Р.Кеттелл (адаптация А.Г. Шмелева, В.И. Пихолько, А.С. Соловейчика).

Цель: оценка степени выраженности 16 личностных черт.

Общие теоретические положения:

Область применения: с 16 лет.

Организация: индивидуальная или групповая.

Процедура обследования: обычно предполагает проведение 2-х сеансов-обследований: вначале с использованием одной формы теста (А, С, Е - по уровню образования), затем, как правило, в другой день - соответ­ствующей параллельной формы (В, D, F).

Краткое описание методики: Наиболее часто применя­емые формы А и В включают перечень из 187 вопросов, отнесенных к одному из 16 факторов; предполагает 3 ответа: а), б) и в). В письменном варианте для проведения требуются комплект тестовых буклетов с инструкцией испытуемо­му и списком вопросов.

Обработка результатов: стандартная: по ключу.

* Во втором факторе совпадение с ключом равно 1 баллу.

В остальных факторах совпадение с «б» равно 1 баллу, а совпадение с буквами «а» и «в» по ключу равно 2 баллам.

После проведения обследования подсчитывается количество «сырых» баллов по разным шкалам. После присвоения баллов за ответы по всем вопросам данной шкалы определяется общая сумма баллов по конкретной шкале. Далее «сырые баллы» переводятся в стены. Использование шкалы стенов позволяют соотнести результаты конкретного испытуемого с данными выборки людей, на которой стандартизировался тест.

Учитываются различия по возрасту и полу.

Результаты делятся на 4 уровня выраженности: 0 – 3 стена, 4 стена, 7 стенов, 8 – 10 стенов.

Краткое описание шкал:

ПЕРВИЧНЫЕ ФАКТОРЫ

А – Аффектотимия (сердечность доброта) – шизотимия (обособленность, отчужденность)

В – Высокий интеллект — низкий интеллект

С – Сила «Я» (эмоциональная устойчивость) — слабость «Я» (эмоциональная неустойчивость)

E – Доминантность (настойчивость, напористость) – конформность (покорность, зависимость)

F – Сургенсия (беспечность) — десургенсия (озабочен­ность)

G – Сила «Сверх – Я» (высокая совестливость) — слабость «Сверх -Я» (недобросовестность).

Н – Пармия (смелость) — тректия (робость)

I – Премсия (мягкосердечность, нежность) —харрия (суровость, жестокость)

L – Протенсия (подозрительность) — алаксия (доверчи­вость)

М – Аутия (мечтательность) — праксерния (практи­чность)

N – Искусственность (проницательность, расчетливость) — безыскусственность (наивность, простота)

О – Гипотимия (склонность к чувству вины) — гипертимия (самоуверенность)

Q1 – Радикализм (гибкость) — консерватизм (ригид­ность)

Q2 – Самодостаточность (самостоятельность) — социабельность (зависимость от группы)

Q3 – Контроль желаний (высокий самоконтроль поведе­ния) — импульсивность (низкий самоконтроль поведения)

Q4 – Фрустрированность (напряженность) — нефрустрированность (расслабленность)

ВТОРИЧНЫЕ ФАКТОРЫ

Определяются по специальным формулам расчета; делятся на 2 степени выраженности – низкие баллы и высокие баллы.

F1 – Приспособленность в отличие от тревоги

F2 – Интроверсия в отличие от экстраверсии

F3 – Хрупкая эмоциональность в отличие от реактивной уравновешенности

F4 – Подчиненность в отличие от независимости

 

Тест-опросник 14PF.

Отличия:

Область применения: юношеский возраст (8–11 класс).

Краткое описание методики: состоит из 142 вопросов, на которые возможно 3 варианта ответа.

Краткая характеристика шкал:

Новая шкала D – Возбудимость (беспокойство, нетерпеливость) –– Флегматичность (спокойствие, уравновешенность).

Шкала L = обозначается J.

Отсутствуют шкалы: M, N, Q1.

 

Тест-опросник 12PF.

Отличия:

Область применения: детский вариант (8–12 лет).

Краткое описание методики: опросник состоит из 120 пар утверждений, из коорых необходимо выбрать одно, наиболее характерное для испытуемого. В некоторых случаях предлагается 3 варианта ответа: в бланке необходимо написать нужное слово (в основном, это вопросы на интеллект).

Краткая характеристика шкал: в отличие от 16PF

Новая шкала D – Возбудимость (беспокойство, нетерпеливость) –– Флегматичность (спокойствие, уравновешенность).

Отсутствуют шкалы: L, M, N, Q1, Q2.

 

 

 


Билет 36.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...