Диагностика эмоциональной сферы личности.
Человек живет, функционирует и развивается в ориентированной системе отношений, проявляющихся в различных модальностях: чувственной, волевой, познавательной и т.д.
Чувства – это переживаемые в различных формах внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.
С точки зрения деятельностного подхода переживание – особая форма эмоциональной деятельности, способствующая изменениям личности и обретению требуемого равновесия.
Чувства связаны с потребностями, удовлетворение или неудовлетворение которых порождает у человека специфические формы переживаний: 1. Эмоции – непосредственные, временные переживания какого-либо чувства; язык эмоций – это душевные волнения, душевные движения. Эмоции бывают: а) стенические – побеждающие к поступкам, высказываниям, увеличивающие напряжение сил. б) астенические – характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслаблением.
2. Аффекты – эмоциональные процессы, которые быстро захватывают человека и бурно протекают. Для них характерны: - значительные изменения сознания; - нарушение контроля за действиями; - утрата самообладания; - изменение ж-д организма.
3. Настроение – общее эмоциональное состояние, которое в течение достаточно длительного времени окрашивает поведение человека.
4. Стресс – форма переживания чувств, близкая к аффекту. Причиной его могут выступать как реально действующие психические и физические раздражители, так и воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе и др. 3 фазы стресса: реакция тревоги, фаза стабилизации, фаза истощения.
5. Чувства (в узком смысле слова) – проявление отношения человека к объекту или субъекту его потребностей.
Характеризуются большей устойчивостью, чем эмоции, аффекты, настроения и т.д.
Эмоциональные состояния и их внешние проявления: Переживание чувств сопровождается: - мимикой, - жестикуляцией, - позой, - интонацией, - изменением размеров зрачка и т.д. … чаще на бессознательном уровне, реже – под контролем.
Фундаментальные эмоции: 1) Интерес – волнение. 2) Радость. 3) Удивление. 4) Страдание 5) Гнев 6) Отвращение 7) Презрение 8) Страх 9) Стыд 10) Вина
Две или несколько фундаментальных эмоций могут образовывать относительно устойчивый комплекс, лежащий в основе какой-либо черты личности: 1. Тревожность – комплекс, включающий страх, гнев, стыд, вину, иногда интерес – возбуждение. 2. Депрессия – более сложный синдром, включающий и другие аффективные факторы – плохое самочувствие, пониженную сексуальность, повышенную утомляемость. 3. Любовь – чувство, изменяющее все другие аффективные пороги и положительно влияющее на когнитивные процессы человека. 4. Враждебность – лежит в основании агрессии, но, как и мотивация, не всегда сказывается на внешнем поведении.
Высшие виды чувств: 1. Эстетические. 2. Интеллектуальные. 3. Нравственные.
Эмоции лежат в основе оценочной функции психики, слабо подаются волевой регуляции, т.е. их трудно вызывать по желанию.
3 компонента эмоционального процесса: 1. Возбуждение – определяет мобилизационные сдвиги в организме. 2. Знак эмоции – положительная или отрицательная эмоция. 3. Степень контроля эмоции.
Виды эмоций (по субъективной значимости возникающих переживаний): 1. Альтруистическая – потребность в содействии, помощи и покровительстве другим людям. 2. Коммуникативная – потребность в общении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике. 3. Глорическая – потребность в самоутверждении, славе, почете.
4. Праксическая – ценностные переживания, связанные с реализацией деятельности, которая нужна субъекту сама по себе. 5. Пугническая – потребность в преодолении опасности, на базе которой со временем возникает стимул к борьбе. 6. Романтическая – стремление ко всему необычайному, таинственному. 7. Гностическая – стремление понять и разрешить сложную проблему. 8. Эстетическая – тяга к произведениям искусства, к эстетической гармонии с миром, переживанию прекрасного. 9. Гедонистическая – потребность в телесном и душевном комфорте. 10. Акизитивная – тяга к накопительству, коллекционированию вещей, к выходящему за пределы практической нужды.
Методики на изучение эмоциональной сферы личности. 1. Рисуночный фрустрационный тест С.Розенцвейга. (см. билет 44).
2. Hand-test. Автор: Э.Вагнер Цель: изучение уровня агрессивности личности и прогнозирование тенденции к действиям агрессивного характера и явного агрессивного поведения. Область применения: со старшего школьного возраста (5–6 лет); верхняя граница не обозначаеся. Организация: индивидуальная. Описание методики: Относится к серии проективных тестов. Содержит 10 карточек: 9 изображений и 1 пустая карточка. Десять карточек (одна за другой, в определенной последовательности и положении) предъявляются испытуемому. При этом испытуемому задается вопрос: «Что, по вашему мнению, эта рука делает?».10 карточка – испытуемому предлагается сначала представить руку, а потом описать, что эта рука делает. Число вариантов ответа не ограничено. Желательно получить 4 ответа. Обработка результатов: 1. Каждому ответу присваивается одна из 11 категорий, после этого подсчитываются баллы отдельно по каждой шкале (сколько раз каждая категория встречалась). 2. Вычерчивается профиль (max – самое большое число встречаемости признака у клиента). 3. Показатели сопоставляются и пишется психологический диагноз. * Если ответов меньше, чем 4, то: - за 1 ответ на эту карточку присваивается 4 балла; - за 2 ответа – по 2 балла; - за 3 ответа – по 1,3 балла на каждый ответ. Дополнительно вычисляется коэффициент коммуникативности–агрессивности (K). Для этого сначала подсчитываются 2 индекса:
1. Индекс агрессивности–директивности. 2. Индекс коммуникативности–зависимости. Если K > 1, человек не является агрессивным, но агрессивность может присутствовать потенциально и выражаться в виде страха, зависимости или аутоагрессии. Если K < 1, то агрессивность обнаруживается явно, как реальное поведение. Категории: 1. Агрессия – нанесение ущерба. 2. Директивность – оказание влияния на другое лицо (не означает насильного влияния). 3. Страх – защита. 4. Аффектация – выражение отношения к человеку или животному (забота, любовь, уважение, и т.п.). 5. Коммуникация – жесты, выражающие информацию (пр: жестикуляция при разговоре и т.п.). 6. Зависимость – ожидание помощи от окружающих. 7. Эксгибиционизм – выставление на показ (пр: театр теней, игра на пианино, и т.п.). 8. Калечность – деформация руки. 9. Активный-безличный – что-то делает рука. 10. Пассивный-безличный – ничего не делает рука. 11. Описание – описывает руку (прилагательные).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|