Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Диагностика эмоциональной сферы личности.





Человек живет, функционирует и развивается в ориентированной системе отношений, проявляющихся в различных модальностях: чувственной, волевой, познавательной и т.д.

 

Чувства – это переживаемые в различных формах внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.

 

С точки зрения деятельностного подхода переживание – особая форма эмоциональной деятельности, способствующая изменениям личности и обретению требуемого равновесия.

 

Чувства связаны с потребностями, удовлетворение или неудовлетворение которых порождает у человека специфические формы переживаний:

1. Эмоции – непосредственные, временные переживания какого-либо чувства; язык эмоций – это душевные волнения, душевные движения.

Эмоции бывают:

а) стенические – побеждающие к поступкам, высказываниям, увеличивающие напряжение сил.

б) астенические – характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслаблением.

 

2. Аффекты – эмоциональные процессы, которые быстро захватывают человека и бурно протекают.

Для них характерны:

- значительные изменения сознания;

- нарушение контроля за действиями;

- утрата самообладания;

- изменение ж-д организма.

 

3. Настроение – общее эмоциональное состояние, которое в течение достаточно длительного времени окрашивает поведение человека.

 

4. Стресс – форма переживания чувств, близкая к аффекту.

Причиной его могут выступать как реально действующие психические и физические раздражители, так и воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе и др.

3 фазы стресса: реакция тревоги, фаза стабилизации, фаза истощения.

 

5. Чувства (в узком смысле слова) – проявление отношения человека к объекту или субъекту его потребностей.

Характеризуются большей устойчивостью, чем эмоции, аффекты, настроения и т.д.

 

Эмоциональные состояния и их внешние проявления:

Переживание чувств сопровождается:

- мимикой,

- жестикуляцией,



- позой,

- интонацией,

- изменением размеров зрачка и т.д.

… чаще на бессознательном уровне, реже – под контролем.

 

Фундаментальные эмоции:

1) Интерес – волнение.

2) Радость.

3) Удивление.

4) Страдание

5) Гнев

6) Отвращение

7) Презрение

8) Страх

9) Стыд

10) Вина

 

Две или несколько фундаментальных эмоций могут образовывать относительно устойчивый комплекс, лежащий в основе какой-либо черты личности:

1.Тревожность – комплекс, включающий страх, гнев, стыд, вину, иногда интерес – возбуждение.

2.Депрессия – более сложный синдром, включающий и другие аффективные факторы – плохое самочувствие, пониженную сексуальность, повышенную утомляемость.

3.Любовь – чувство, изменяющее все другие аффективные пороги и положительно влияющее на когнитивные процессы человека.

4.Враждебность – лежит в основании агрессии, но, как и мотивация, не всегда сказывается на внешнем поведении.

 

Высшие виды чувств:

1. Эстетические.

2. Интеллектуальные.

3. Нравственные.

 

Эмоции лежат в основе оценочной функции психики, слабо подаются волевой регуляции, т.е. их трудно вызывать по желанию.

 

3 компонента эмоционального процесса:

1. Возбуждение – определяет мобилизационные сдвиги в организме.

2. Знак эмоции – положительная или отрицательная эмоция.

3. Степень контроля эмоции.

 

Виды эмоций (по субъективной значимости возникающих переживаний):

1.Альтруистическая – потребность в содействии, помощи и покровительстве другим людям.

2.Коммуникативная – потребность в общении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике.

3.Глорическая – потребность в самоутверждении, славе, почете.

4.Праксическая – ценностные переживания, связанные с реализацией деятельности, которая нужна субъекту сама по себе.

5.Пугническая – потребность в преодолении опасности, на базе которой со временем возникает стимул к борьбе.

6.Романтическая – стремление ко всему необычайному, таинственному.

7.Гностическая – стремление понять и разрешить сложную проблему.

8.Эстетическая – тяга к произведениям искусства, к эстетической гармонии с миром, переживанию прекрасного.

9.Гедонистическая – потребность в телесном и душевном комфорте.

10. Акизитивная – тяга к накопительству, коллекционированию вещей, к выходящему за пределы практической нужды.

 

Методики на изучение эмоциональной сферы личности.

1. Рисуночный фрустрационный тест С.Розенцвейга.

(см. билет 44).

 

2. Hand-test.

Автор: Э.Вагнер

Цель: изучение уровня агрессивности личности и прогнозирование тенденции к действиям агрессивного характера и явного агрессивного поведения.

Область применения: со старшего школьного возраста (5–6 лет); верхняя граница не обозначаеся.

Организация: индивидуальная.

Описание методики: Относится к серии проективных тестов. Содержит 10 карточек: 9 изображений и 1 пустая карточка. Десять карточек (одна за другой, в определенной последовательности и положении) предъявляются испытуемому. При этом испытуемому задается вопрос: «Что, по вашему мнению, эта рука делает?».10 карточка – испытуемому предлагается сначала представить руку, а потом описать, что эта рука делает.

Число вариантов ответа не ограничено. Желательно получить 4 ответа.

Обработка результатов:

1. Каждому ответу присваивается одна из 11 категорий, после этого подсчитываются баллы отдельно по каждой шкале (сколько раз каждая категория встречалась).

2. Вычерчивается профиль (max – самое большое число встречаемости признака у клиента).

3. Показатели сопоставляются и пишется психологический диагноз.

* Если ответов меньше, чем 4, то:

- за 1 ответ на эту карточку присваивается 4 балла;

- за 2 ответа – по 2 балла;

- за 3 ответа – по 1,3 балла на каждый ответ.

Дополнительно вычисляется коэффициент коммуникативности–агрессивности (K).

Для этого сначала подсчитываются 2 индекса:

1. Индекс агрессивности–директивности.

2. Индекс коммуникативности–зависимости.

Если K > 1, человек не является агрессивным, но агрессивность может присутствовать потенциально и выражаться в виде страха, зависимости или аутоагрессии.

Если K < 1, то агрессивность обнаруживается явно, как реальное поведение.

Категории:

1. Агрессия – нанесение ущерба.

2. Директивность – оказание влияния на другое лицо (не означает насильного влияния).

3. Страх – защита.

4. Аффектация – выражение отношения к человеку или животному (забота, любовь, уважение, и т.п.).

5. Коммуникация – жесты, выражающие информацию (пр: жестикуляция при разговоре и т.п.).

6. Зависимость – ожидание помощи от окружающих.

7. Эксгибиционизм – выставление на показ (пр: театр теней, игра на пианино, и т.п.).

8. Калечность – деформация руки.

9. Активный-безличный – что-то делает рука.

10. Пассивный-безличный– ничего не делает рука.

11. Описание – описывает руку (прилагательные).

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.