Психодиагностика профессионально важных качеств педагога.
Личностные качества – один из факторов успешной деятельности педагога
К важным качествам по Марковой относятся: –пед.эрудиция; –пед.целеполагание; –пед.мышление; –пед.наблюдательность; –пед.оптимизм и т.д.
Можно выделить 3 основные характеристики труда учителя, обуславливающие эффективность пед. деятельности в целом: 1. Направленность. 2. Компетентность. 3. Эмоциональная гибкость.
Направленность – в ней выражается стремление педагога к самореализации, к росту и развитию в своей профессиональной деятельности. У наиболее «эффективных учителей» она становится мотивацией совершенствования.
В пед.направленность включаются: интерес к учащимся, к творчеству, к пед. профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.
В более узком смысле – пед.направленность – это профессионально-значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обуславливает его индивидуальное и типичное своеобразие. В более широком смысле – пед.направленность – это система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в пед. деятельности и общении.
Иерархическая структура пед.направленности: 1. направленность на ребенка. 2. направленность на себя. 3. направленность на предметную сторону профессии.
3 типа направленности: 1. Истинно-педагогическая (мотив – интерес к содержанию пед. деятельности) – состоит в устойчивой мотивации формирования личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог.
2. Формально-педагогическая. 3. Ложно-педагогическая.
Компетентность – гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) пед.общения. *уровень профессионализма педагога зависит от его компетентности, от степени развития профессионально-педагогического мышления. Пед. творчество эффективно, когда оно опирается на высокую пед. компетентность. Составление и проведение урока – это уже творчество.
Можно выделить 2 подструктуры пед. компетентности: – деятельностная (ЗУНы и способы осуществления пед. деятельности). – коммуникативная (ЗУНы и способы осуществления пед. общения). Звено проф.компетентности… Пед.мастерство – системное качество личности педагога, которое приобретается в процессе его профессионального становления в виде пед.умений. –система знаний, необходимых для реализации целей деятельности; –умение подать знания. Уровни пед.мастерства: 1.Репродуктивный. 2.Адаптивный. 3.Локально-моделирующий. 4.Системно-моделирующий. 5.Формирование, моделирование системы знаний и управление учащимися. * наиболее благоприятным для профессионального роста является их сочетание. Гибкость – это разнообразие и адекватность проявляемых действий как во внешних формах активности, так и во внутренних (психических). 3 вида пед. гибкости (структура): 1. Интеллектуальная. 2. Поведенческая. 3. Эмоциональная – сочетание личностных качеств: эмоциональная устойчивость, позитивная эмоциональная экспрессивность (отзывчивость). Психологические условия развития эмоциональной гибкости – осознание учителем ролей и значения аффективной сферы личности в оптимизации деятельности, общения, физического и психического здоровья учителя и учеников.
Педагогические способности как условие эффективной педагогической деятельности. Левитов выделяет основные педагогические способности: –способность к передаче знаний в краткой или интересной форме; –способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; –самостоятельный и творческий склад мышления; –организаторские способности и т.д.
по Крутецкому: 1. Дидактические способности – передача учебного материала, делая его доступным. 2. Академические способности – способность к соответствующей области наук. 3. Перцептивные способности – способность проникать во внутренний мир ученика. 4. Речевые – способности ярко и четко выражать свои мысли при помощи речи. 5. Организаторские – способность организовывать деятельность (эффективную). 6. Авторитарные – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета. 7. Коммуникативные. 8. Пед.воображение – специальная способность, выражающаяся в предвидении последних своих действий, в воспитательном проектировании личности учещегося. 9. Способность к распределению внимания. + Наблюдательность; Требовательность; Пед.такт; Эмпатия.
Структура способностей: 1. Перцептивно-рефлексивные – включают 2 вида чувствительности: 1) чувство объекта; 2) чувство причастности. 2. Проективные – включают: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские.
Методики на изучение профессионально важных качеств педагога. (см. картотеку)
Билет 41. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.Русалова.
Различия ОСТ и ОФДСИ. Предлагаемый психодиагностический инструмент – результат дальнейшего развития метода ОСТ (опросника структуры темперамента В.М. Русалова, 1990). Метод ОСТ имел ряд существенных недостатков: 1. Он описывал ограниченное количество формально-динамических свойств, относящихся традиционно к сфере темперамента. 2. Имел грубую (двухмерную – да/нет) систему оценки выраженности свойств по каждому пункту. 3. Ряд пунктов содержал сходные формулировки, что приводило к искусственному завышению внутренней консистентности шкал.
4. Выделялось только 2 главные сферы поведения человека: предметно-ориентированная (в основном, психомоторные характеристики) и субъектно-ориентированная
Метод ОФДСИ лишен указанных недостатков. 1. Он позволяет наиболее полно и точно оценивать как отдельные формально-динамические свойства индивидуальности, так и устойчивые структуры (индексы, типы), отражающие различную степень их интеграции в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах поведения человека. 2. В методе использована более дифференцированная 4-балльная система оценок пунктов. 3. Существенно улучшена формулировка пунктов. 4. Выделяется 3 сферы: предметно-ориентированная шкала разделена на 2 самостоятельные категории: психомоторные и интеллектуальные. (+ осталась коммуникативная сфера).
ОФДСИ. Автор: В.М. Русалов.
Общие теоретические положения: метод ОФДСИ опирается на теоретическую модель, вытекающую из специальной теории индивидуальности (В.М. Русалов, 1986). Согласно данной модели, имеется определенное эволюционно целесообразное количество фундаментальных формально динамических свойств индивидуальности, а именно 12 (эргичность, пластичность, скорость и эмоциональный порог (чувствительность) в 3-х сферах поведения: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной). В основе данного опросника лежит концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека, берущая начало в работах И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и их последователей. В настоящее время эта концепция претерпела изменения и стала развиваться как частный случай более фундаментальной концепции функциональных систем П.К. Анохина. Свойства НС – базальные характеристики ФуС поведения, обеспечивающие интегративную деятельность мозга и всей НС в целом. ð проблема формально-динамических свойств рассматривается в структуре индивидуальности человека. Формально-динамические свойства (ФДС) – ведущие детерминанты устойчивости индивидуальных различий между людьми; при этом сами ФДС выступают как результат системного обобщения инвариантных биологических компонент, которые вовлечены в ФуС поведения.
Т.о., ФДС – это особая психобиологическая категория, охватывающая все богатство «несодержательных», стилевых характеристик поведения человека.
Структура ФДСИ:
Данные о валидности и надежности: Вычислялись 2 показателя надежности: 1) коэффициент ранговой корреляции по Спирмену, отражающий внутреннюю устойчивость тестовых оценок каждого испытуемого при повторном обследовании (т.е. тест-ретестовую надежность); коэффициент синхронной надежности с помощью критерия Кронбха (альфа). Данный показатель отражает однородность, внутренне постоянство или устойчивость пунктов по отдельным шкалам теста. Для выяснения валидности использовали 2 различных показателя конструктной валидности и один показатель кросс-культурной валидности.
Цель: решение научных и научно-практических задач, связанных с оценкой индивидуально-психологических особенностей человека. Область применения: от 18 до 60 лет. Организация и процедура обследования: индивидуальная и групповая. Время заполнения бланка ответов опросника 30 минут. Стимульный материал: тестовая тетрадь, бланк для ответов, ручка или карандаш. Краткая характеристика методики: Опросник основан на самоотчете испытуемых. Содержит 150 пунктов, требующих ответа по 4-балльной шкале, и позволяет получить значения по 12 свойствам, на основании которых могут быть вычислены индексы и темпераментальные свойства. Каждое свойство оценивается по 12 утверждениям (пунктам) различной степени трудности (выраженности) и может иметь значение от 12 до 48 баллов. В опроснике имеется также «контрольная шкала» (6 пунктов), оценивающая уровень социальной желательности. Данная шкала варьирует от 6 до 24 баллов. Обработка результатов: проводится с помощью стандартных ключей для каждого свойства и занимает не более 30 минут. Некоторые ответы – инвертированные. Количество баллов, набранное испытуемым по той или иной шкале, позволяет определить его положение по отношению к другому испытуемому или группе испытуемых (норме).
Значения: От 12 до 25 – низкий полюс шкалы, От 26 до 34 – средний полюс шкалы, От 35 до 48 – высокий полюс шкалы.
Краткое описание шкал: ПСИХОМОТРНАЯ СФЕРА. Эргичость: Низ: узкая сфера психомоторной деятельности, низкий мышечный тонус, нежелание физического напряжения, низкая вовлеченность в процесс деятельности, избегание работы, двигательная пассивность. Ср: нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность, средне-выраженное стремление к физическому напряжению, средняя мышечная работоспособность. Выс: высокая потребность в движении, «широкая» сфера психомоторной активности, жажда психомоторной деятельности, постоянное стремление к физическому труду, избыток физических сил, высокая мышечная работоспособность.
Пластичность: Низ: повышенная склонность к моторной физической работе, обязнь, избегание разнообразных форм ручного труда, стремление к шаблонным способам физической деятельности, вязкость движений. Ср: типичная для человека гибкость при переключении с одной физической работы на другую, средне-выраженная склонность к разнообразным формам двигательной активности и различным видам ручного труда. Выс: высокая гибкость при переключении с одной физической работы на другую, высокое стремление к разнообразным способам физической деятельности, плавность движений.
Скорость: Низ: заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда. Ср: средняя скорость моторно-двигательных операций. Выс: высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности.
Эмоциональность: Низ: низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия, ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения физической работы. Ср: средневыраженная чувствительность к неудачам в ручном труде, возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия, обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе. Выс: высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА. Эргичность: отражает уровень интеллектуальных способностей, стремления к умственному напряжению, «узость––широту» интеллектуальных интересов, степень вовлеченности в процесс умственной деятельности, способность к обучению. Низ: Ср: Выс:
Пластичность: вязкость––гибкость мышления, степень стремления к разнообразным формам интеллектуальной деятельности, стереотипность––творческость подхода к решению задач/проблем, степень легкости перехода с одних форм мышления на другие. Низ: Ср: Выс:
Скорость: скорость умственных процессов, выполнения операций при осуществлении интеллектуальной деятельности. Низ: Ср: Выс:
Эмоциональность: уровень чувствительности к расхождению между ожидаемым и реальным результатом действий при выполнении умственной работы, эмоциональное реагирование на неудачи, связанные с интеллектуальной деятельностью, степень спокойствия (беспокойства) и уверенности (неуверенности) в себе в процессе умственной деятельности. Низ: Ср: Выс:
КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА. Эргичность: степень потребности в общении, социальная пассивность––активность (в установлении новых знакомств), узость––широта круга контактов, степень активности в соц. мероприятиях, замкнутость––общительность. Низ: Ср: Выс: +стремление к лидерству
Пластичность: уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты, степень стремления к разнообразию контактов, степень разнообразия коммуникативных программ, пробудывание––импульсивность в общении. Низ: Ср: Выс:
Скорость: скорость речевой активности и вербализации. Низ: Ср: Выс: + легкая и плавная речь
Эмоциональность: степень чувствительности к неудачам в общении, чувствительность к оттенкам межличностных отношений, степень радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми. Низ: Ср: Выс:
КОНТРОЛЬНАЯ ШКАЛА. Варьирует от 6 до 24 баллов. Критическое значение = 18 баллов.
Индексы и типы: отражают различную степень интеграции формально-динамических свойств индивидуальности. 6 индексов: ИНДЕКСЫ АКТИВНОСТИ. 1. Индекс психомоторной активности (ИПА) = сумма баллов активных шкал в психомоторной сфере (ЭРМ+ПМ+СМ). Норма: от 78 до 102. 2. Индекс интеллектуальной активности (ИИА) = сумма баллов активных шкал в интеллектуальной сфере. Норма: от 78 до 102. 3. Индекс коммуникативной активности (ИКА) = -//- в коммуникативной сфере. Норма: от 78 до 102. 4. Индекс общей активности (ИОА) = сумма баллов всех активных шкал во всех трех сферах (т.е. сумма (1)–(3) индексов). Норма: от 144 до 216.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|