Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психодиагностика профессионально важных качеств педагога.




 

Личностные качества – один из факторов успешной деятельности педагога

 

К важным качествам по Марковой относятся:

–пед.эрудиция;

–пед.целеполагание;

–пед.мышление;

–пед.наблюдательность;

–пед.оптимизм и т.д.

 

Можно выделить 3 основные характеристики труда учителя, обуславливающие эффективность пед. деятельности в целом:

1. Направленность.

2. Компетентность.

3. Эмоциональная гибкость.

 

Направленность – в ней выражается стремление педагога к самореализации, к росту и развитию в своей профессиональной деятельности. У наиболее «эффективных учителей» она становится мотивацией совершенствования.

 

В пед.направленность включаются: интерес к учащимся, к творчеству, к пед. профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.

 

В более узком смысле – пед.направленность – это профессионально-значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обуславливает его индивидуальное и типичное своеобразие.

В более широком смысле – пед.направленность – это система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в пед. деятельности и общении.

 

Иерархическая структура пед.направленности:

1. направленность на ребенка.

2. направленность на себя.

3. направленность на предметную сторону профессии.

 

3 типа направленности:

1. Истинно-педагогическая (мотив – интерес к содержанию пед. деятельности) – состоит в устойчивой мотивации формирования личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог.

2. Формально-педагогическая.

3. Ложно-педагогическая.

 

Компетентность – гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) пед.общения.

*уровень профессионализма педагога зависит от его компетентности, от степени развития профессионально-педагогического мышления. Пед. творчество эффективно, когда оно опирается на высокую пед. компетентность.

Составление и проведение урока – это уже творчество.

 

Можно выделить 2 подструктуры пед. компетентности:

– деятельностная (ЗУНы и способы осуществления пед. деятельности).

– коммуникативная (ЗУНы и способы осуществления пед. общения).

Звено проф.компетентности…

Пед.мастерство – системное качество личности педагога, которое приобретается в процессе его профессионального становления в виде пед.умений.

–система знаний, необходимых для реализации целей деятельности;

–умение подать знания.

Уровни пед.мастерства:

1.Репродуктивный.

2.Адаптивный.

3.Локально-моделирующий.

4.Системно-моделирующий.

5.Формирование, моделирование системы знаний и управление учащимися.

* наиболее благоприятным для профессионального роста является их сочетание.

Гибкость – это разнообразие и адекватность проявляемых действий как во внешних формах активности, так и во внутренних (психических).

3 вида пед. гибкости (структура):

1. Интеллектуальная.

2. Поведенческая.

3. Эмоциональная – сочетание личностных качеств: эмоциональная устойчивость, позитивная эмоциональная экспрессивность (отзывчивость).

Психологические условия развития эмоциональной гибкости – осознание учителем ролей и значения аффективной сферы личности в оптимизации деятельности, общения, физического и психического здоровья учителя и учеников.

 

Педагогические способности как условие эффективной педагогической деятельности.

Левитов выделяет основные педагогические способности:

–способность к передаче знаний в краткой или интересной форме;

–способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;

–самостоятельный и творческий склад мышления;

–организаторские способности и т.д.

 

по Крутецкому:

1. Дидактические способности – передача учебного материала, делая его доступным.

2. Академические способности – способность к соответствующей области наук.

3. Перцептивные способности – способность проникать во внутренний мир ученика.

4. Речевые – способности ярко и четко выражать свои мысли при помощи речи.

5. Организаторские – способность организовывать деятельность (эффективную).

6. Авторитарные – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

7. Коммуникативные.

8. Пед.воображение – специальная способность, выражающаяся в предвидении последних своих действий, в воспитательном проектировании личности учещегося.

9. Способность к распределению внимания.

+ Наблюдательность; Требовательность; Пед.такт; Эмпатия.

 

Структура способностей:

1. Перцептивно-рефлексивные – включают 2 вида чувствительности: 1) чувство объекта; 2) чувство причастности.

2. Проективные – включают: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские.

 

Методики на изучение профессионально важных качеств педагога.

(см. картотеку)

 

 


Билет 41.

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.Русалова.

 

Различия ОСТ и ОФДСИ.

Предлагаемый психодиагностический инструмент – результат дальнейшего развития метода ОСТ (опросника структуры темперамента В.М. Русалова, 1990).

Метод ОСТ имел ряд существенных недостатков:

1. Он описывал ограниченное количество формально-динамических свойств, относящихся традиционно к сфере темперамента.

2. Имел грубую (двухмерную – да/нет) систему оценки выраженности свойств по каждому пункту.

3. Ряд пунктов содержал сходные формулировки, что приводило к искусственному завышению внутренней консистентности шкал.

4. Выделялось только 2 главные сферы поведения человека: предметно-ориентированная (в основном, психомоторные характеристики) и субъектно-ориентированная

 

Метод ОФДСИ лишен указанных недостатков.

1. Он позволяет наиболее полно и точно оценивать как отдельные формально-динамические свойства индивидуальности, так и устойчивые структуры (индексы, типы), отражающие различную степень их интеграции в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах поведения человека.

2. В методе использована более дифференцированная 4-балльная система оценок пунктов.

3. Существенно улучшена формулировка пунктов.

4. Выделяется 3 сферы: предметно-ориентированная шкала разделена на 2 самостоятельные категории: психомоторные и интеллектуальные. (+ осталась коммуникативная сфера).

 

ОФДСИ.

Автор: В.М. Русалов.

 

Общие теоретические положения: метод ОФДСИ опирается на теоретическую модель, вытекающую из специальной теории индивидуальности (В.М. Русалов, 1986). Согласно данной модели, имеется определенное эволюционно целесообразное количество фундаментальных формально динамических свойств индивидуальности, а именно 12 (эргичность, пластичность, скорость и эмоциональный порог (чувствительность) в 3-х сферах поведения: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной).

В основе данного опросника лежит концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека, берущая начало в работах И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и их последователей. В настоящее время эта концепция претерпела изменения и стала развиваться как частный случай более фундаментальной концепции функциональных систем П.К. Анохина.

Свойства НС – базальные характеристики ФуС поведения, обеспечивающие интегративную деятельность мозга и всей НС в целом. ð проблема формально-динамических свойств рассматривается в структуре индивидуальности человека.

Формально-динамические свойства (ФДС) – ведущие детерминанты устойчивости индивидуальных различий между людьми; при этом сами ФДС выступают как результат системного обобщения инвариантных биологических компонент, которые вовлечены в ФуС поведения.

Т.о., ФДС – это особая психобиологическая категория, охватывающая все богатство «несодержательных», стилевых характеристик поведения человека.

 

Структура ФДСИ:

  Афферентный синтез Программирование Исполнение Обратная связь
Психомоторная шкала Эргичность (ЭРМ) Пластичность (ПМ) Скорость (СМ) Эмоц. чувствительность (ЭМ)
Интеллектуальная шкала Эргичность (ЭРИ) Пластичность (ПИ) Скорость (СИ) Эмоц. чувствительность (ЭИ)
Коммуникативная шкала Эргичность (ЭРК) Пластичность (ПК) Скорость (СК) Эмоц. чувствительность (ЭК)

 

Данные о валидности и надежности:

Вычислялись 2 показателя надежности: 1) коэффициент ранговой корреляции по Спирмену, отражающий внутреннюю устойчивость тестовых оценок каждого испытуемого при повторном обследовании (т.е. тест-ретестовую надежность); коэффициент синхронной надежности с помощью критерия Кронбха (альфа). Данный показатель отражает однородность, внутренне постоянство или устойчивость пунктов по отдельным шкалам теста.

Для выяснения валидности использовали 2 различных показателя конструктной валидности и один показатель кросс-культурной валидности.

 

Цель: решение научных и научно-практических задач, связанных с оценкой индивидуально-психологических особенностей человека.

Область применения: от 18 до 60 лет.

Организация и процедура обследования: индивидуальная и групповая. Время заполнения бланка ответов опросника 30 минут.

Стимульный материал: тестовая тетрадь, бланк для ответов, ручка или карандаш.

Краткая характеристика методики: Опросник основан на самоотчете испытуемых. Содержит 150 пунктов, требующих ответа по 4-балльной шкале, и позволяет получить значения по 12 свойствам, на основании которых могут быть вычислены индексы и темпераментальные свойства. Каждое свойство оценивается по 12 утверждениям (пунктам) различной степени трудности (выраженности) и может иметь значение от 12 до 48 баллов.

В опроснике имеется также «контрольная шкала» (6 пунктов), оценивающая уровень социальной желательности. Данная шкала варьирует от 6 до 24 баллов.

Обработка результатов: проводится с помощью стандартных ключей для каждого свойства и занимает не более 30 минут. Некоторые ответы – инвертированные.

Количество баллов, набранное испытуемым по той или иной шкале, позволяет определить его положение по отношению к другому испытуемому или группе испытуемых (норме).

Значения:

От 12 до 25 – низкий полюс шкалы,

От 26 до 34 – средний полюс шкалы,

От 35 до 48 – высокий полюс шкалы.

 

Краткое описание шкал:

ПСИХОМОТРНАЯ СФЕРА.

Эргичость:

Низ: узкая сфера психомоторной деятельности, низкий мышечный тонус, нежелание физического напряжения, низкая вовлеченность в процесс деятельности, избегание работы, двигательная пассивность.

Ср: нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность, средне-выраженное стремление к физическому напряжению, средняя мышечная работоспособность.

Выс: высокая потребность в движении, «широкая» сфера психомоторной активности, жажда психомоторной деятельности, постоянное стремление к физическому труду, избыток физических сил, высокая мышечная работоспособность.

 

Пластичность:

Низ: повышенная склонность к моторной физической работе, обязнь, избегание разнообразных форм ручного труда, стремление к шаблонным способам физической деятельности, вязкость движений.

Ср: типичная для человека гибкость при переключении с одной физической работы на другую, средне-выраженная склонность к разнообразным формам двигательной активности и различным видам ручного труда.

Выс: высокая гибкость при переключении с одной физической работы на другую, высокое стремление к разнообразным способам физической деятельности, плавность движений.

 

Скорость:

Низ: заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда.

Ср: средняя скорость моторно-двигательных операций.

Выс: высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности.

 

Эмоциональность:

Низ: низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия, ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения физической работы.

Ср: средневыраженная чувствительность к неудачам в ручном труде, возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия, обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе.

Выс: высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы.

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА.

Эргичность: отражает уровень интеллектуальных способностей, стремления к умственному напряжению, «узость––широту» интеллектуальных интересов, степень вовлеченности в процесс умственной деятельности, способность к обучению.

Низ: Ср: Выс:

 

Пластичность: вязкость––гибкость мышления, степень стремления к разнообразным формам интеллектуальной деятельности, стереотипность––творческость подхода к решению задач/проблем, степень легкости перехода с одних форм мышления на другие.

Низ: Ср: Выс:

 

Скорость: скорость умственных процессов, выполнения операций при осуществлении интеллектуальной деятельности.

Низ: Ср: Выс:

 

Эмоциональность: уровень чувствительности к расхождению между ожидаемым и реальным результатом действий при выполнении умственной работы, эмоциональное реагирование на неудачи, связанные с интеллектуальной деятельностью, степень спокойствия (беспокойства) и уверенности (неуверенности) в себе в процессе умственной деятельности.

Низ: Ср: Выс:

 

КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА.

Эргичность: степень потребности в общении, социальная пассивность––активность (в установлении новых знакомств), узость––широта круга контактов, степень активности в соц. мероприятиях, замкнутость––общительность.

Низ: Ср:

Выс: +стремление к лидерству

 

Пластичность: уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты, степень стремления к разнообразию контактов, степень разнообразия коммуникативных программ, пробудывание––импульсивность в общении.

Низ: Ср: Выс:

 

Скорость: скорость речевой активности и вербализации.

Низ: Ср:

Выс: + легкая и плавная речь

 

Эмоциональность: степень чувствительности к неудачам в общении, чувствительность к оттенкам межличностных отношений, степень радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми.

Низ: Ср: Выс:

 

КОНТРОЛЬНАЯ ШКАЛА.

Варьирует от 6 до 24 баллов.

Критическое значение = 18 баллов.

 

Индексы и типы: отражают различную степень интеграции формально-динамических свойств индивидуальности.

6 индексов:

ИНДЕКСЫ АКТИВНОСТИ.

1. Индекс психомоторной активности (ИПА) = сумма баллов активных шкал в психомоторной сфере (ЭРМ+ПМ+СМ). Норма: от 78 до 102.

2. Индекс интеллектуальной активности (ИИА) = сумма баллов активных шкал в интеллектуальной сфере. Норма: от 78 до 102.

3. Индекс коммуникативной активности (ИКА) = -//- в коммуникативной сфере. Норма: от 78 до 102.

4. Индекс общей активности (ИОА) = сумма баллов всех активных шкал во всех трех сферах (т.е. сумма (1)–(3) индексов). Норма: от 144 до 216.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...