Фортепианная музыка романтиков
I. Вспомни историю возникновения фортепиано, его предшественников, устройство, отличительные черты. II. Ответь на вопросы: 1. В инструментальной музыке композиторы-романтики особенно склонны к фортепианной миниатюре. Почему? Назови популярные разновидности романтической миниатюры. 2. Какие национальные танцевальные жанры часто встречаются в фортепианной музыке романтиков. 3. Каковы основные жанры фортепианного творчества Ф.Шуберта? 4. Сколько танцевальных фортепианных пьес сохранилось в музыкальном наследии Шуберта? В какой обстановке они возникли? Сколько среди них вальсов? Чем примечателен Вальс си минор? 5. Что такое ЭКСПРОМТ? Охарактеризуй образное содержание и строение Экспромта Ми-бемоль мажор. 6.Какова историческая роль Ф.Шопена? Вспомни основные факты жизни и творчества композитора. 7. Какова ведущая тема творчества Ф.Шопена? 8. Почему Шопен считается самым “фортепианным” композитором? Подтверди примерами. 9. Почему Шопена называют “поэтом фортепиано”? 10. Какой жанр музыки сопровождал Шопена с детства до конца жизни и наиболее ярко выявил национально-польские черты его музыки? 11. Какой жанр инструментальной музыки благодаря Шопену обрел самостоятельность? 12. Писал шли Шопен циклические произведения? Приведи пример. 13. Шопен в своем творчестве обращался к бытовым танцевальным жанрам. А можно ли танцевать под музыку Шопена? 14. Каковы отличительные черты польского народного танца МАЗУРКА? Сколько мазурок сочинил Шопен и на какие группы их можно разделить? Чем была мазурка для Шопена? Что нового внес в нее Шопен? 15. Что означает слово “ПОЛОНЕЗ”? Простучи и запиши ритмоформулу этого танца-шествия. Каков образный характер Полонеза Ля мажор и в чем заключается оригинальность его построения? Сколько полонезов создал Шопен?
16. Какой жанр инструментальной музыки, возникнув в XVI - XVII веках как вступительная пьеса к хоралу или фуге, обрел в творчестве Шопена вторую жизнь? 17. Что нового внес Шопен в жанр ПРЕЛЮДИИ? В каком порядке следуют прелюдии в цикле Шопена? Охарактеризуй образный строй Прелюдий ми минор, си минор, Ля мажор, Ре-бемоль мажор, Ля-бемоль мажор, до минор. 18.Что означает термин НОКТЮРН? Воссоздай историю этого жанра. Кто его создал? Каковы основное выразительное средство и принципы развития в ноктюрнах? Сравни Ноктюрны Шопена Ми-бемоль мажор и до минор. 19. Что такое ЭТЮД? Сравни этюды, которые играешь, с Этюдами Шопена, в чем их отличие? Сколько этюдов создал Шопен? В связи с чем Этюд до минор называется “Революционный”? Опиши его образное содержание и основные средства, раскрывающие это содержание. 20. Какова историческая роль Ф. Листа? Выпиши в тетрадь краткие сведения о его жизни и творчестве. 21. Он был только композитором? (раскрой подробнее) 22. Творчество какого композитора “открыл” Лист для всей Европы? 23. В каких жанрах музыки сочинял Лист? 24. Какие новые, самобытные произведения созданы им? 25. Фрагмент какого произведения приведен ниже? Что знаешь об этом жанре? 26.. Какими дарованиями обладал Р.Шуман? 27. Музыку каких композиторов Шуман называл музыкой ”не для ног, а для души”? Приведи примеры. 28. Почему Шуман называл себя “музыкантом-фантазером”? 29. Какие псевдонимы Шумана можешь назвать? 30. Перечисли известные тебе произведения Шумана. Какой характер присущ его музыке? 31. Что такое “Карнавал” Шумана (сколько сценок, какие маски, звуковая формула и т.д.)? Каков музыкальный замысел “Карнавала”? Что знаешь о комедии масок, есть ли у нее общее с “Карнавалом” Шумана? 32. Какие две пьесы отражают две стороны шумановского “Я”?
33. Портреты каких композиторов есть в “Карнавале”? Что для Шумана было главным в музыкальных портретах этих личностей? 34. Какие женские портреты присутствуют в цикле, каков их характер? 35. Каковы характерные особенности фортепианной музыки Э.Грига? 36. Какие фортепианные произведения Грига тебе известны? В какой цикл они входят? 37. Кто из композиторов-романтиков писал концерты? 38. С чего начинается фортепианный концерт Грига?
III. Выбери правильный ответ: 1. До Шуберта Экспромты и Музыкальные моменты писали… а)-Моцарт, б)- Бетховен, в)- никто не писал 2. Писал ли Шуберт фортепианные сонаты? а)- да, б)- нет 3. Шопен - основоположник жанра… а)- фортепианного концерта, б)-вокального цикла, в)- инструментальной баллады 4. Жанры, в которых не сочинял Шопен… а)- соната, б)- симфония, в)- опера 5. Польские народные танцы, характерные черты которых Шопен использовал в своем творчестве… а)- полонез, б)- менуэт, в)- куявяк, в)- мазур, г)- чардаш, д)- оберек 6. Знаменитый Этюд до минор Шопена носит название… а)-“Революционный”, б)- “Героический”, в)- “Патетический” 7. Вальс № 7 написан в тональности… а)- ре минор, б)- до-диез минор, в)- фа- диез минор 8. Самое крупное произведение Ф. Листа… а)- Соната “По прочтении Данте”, б)- “Годы странствий”, в)- Фортепианный концерт 9. Лист - автор… а)- “Венгерских рапсодий”, б)- “Испанских рапсодий”, в)- транскрипций 10. Кто сказал и о ком: “… его музыка - это пушки, прикрытые цветами”… а)- А.Рубинштейн, б)- Ф. Лист, в)- Р.Шуман 11.“Бабочки”, “Крейслериана”, “Детские сцены”, “Фантастические пьесы”- эти фортепианные циклы создал… а)- Григ, б)- Шуберт, в)-Шопен, г)- Шуман, д)- Лист
IV. 1. Кого называют виртуозом? Выпиши в тетрадь имена пианистов-виртуозов прошлого и современности. 2. Определи авторов следующих высказываний о Шопене: а) “Шапки долой, господа, перед вами - гений!” б) “… бард, рапсод, дух, душа фортепиано” в) “Эолова арфа польского восстания” г)” Он воплотил поэтическую сущность целой нации” д) “Каждая нота у Шопена - чистое золото” (К. Маркс, А.Рубинштейн, Р.Шуман, Эвсебий, Ф. Лист) 3.Допиши фразы: а) Ю.Эльснер в своем отчете за 1827 г., характеризуя Шопена, пишет: “исключительные способности”, в 1828 г. “исключительное дарование”, а в 1829 г. “____________________________”.
б) Отец Ф. Шопена приобрел популярность как преподаватель____________________________.
4.Подчеркни то, что не соответствует данному ряду перечисления: а) польские композиторы, предшественники Шопена - М.Огинский, Я.Стефани, Ф.Лист, К.Крупиньский, Ю.Эльснер. б) педагоги Ф.Шопена - В.Живный, И.Гуммель, Х. Калькбреннер, Ю.Эльснер. в) крупные концертные сочинения Шопена - Концерты для фортепиано с оркестром, Фантазия, “Желание”, Скерцо. 5. В справочной литературе найди ответы на следующие вопросы: а) К какому жанру относятся первые произведения Шопена? __________________ ___________________________________. б) Кто был предшественником Шопена в жанре полонеза? ________________________ в)Каким образом с Шопеном связано имя К.Черни?____________________________ г) Какой недостаток в игре Шопена усматривали современники и было ли это недостатком? ____________________________________________________ д) Многие ранние произведения, в том числе оба Концерта, вдохновлены первым сильным увлечением Шопена.Назови имя этой женщины. _______________________ е) Какие пианисты “царили” в Европе в первой половине 19 века? _________________ ж) Назови не менее 5 великих писателей, не менее 3 великих композиторов, не менее 2 великих художников, живших в Париже в начале 30-х годов 19 века._______________________________ ____________________________________________________ ______________________ ____________________________________________________ _____________________ з) Кто из музыкантов - современников Шопена занимался литературной деятельностью? ______________________________________________. и) С какими композиторами сравнивали Шопена? ___________________________ к) Кто из великих поэтов написал о Шопене такие строки: “Шопена следует признать гением в полном смысле этого слова; он не только виртуоз, он также поэт и может сделать для нас зримой ту поэзию, что живет в его душе” _____________________ л) Каких композиторов прошлого Шопен ценил особо? _______________________ м) Шопен часто посвящал свои произведения различным людям, в том числе и музыкантам. Назови эти имена. __________________________________________
V Реши загадку “Музыкальные жанры в творчестве Шопена” (ключ к отгадке в центре круга)
1. Бальный танец в трехдольном размере, основанный на вращательном движении. 2. Концертная виртуозная пьеса, предназначенная для развития технических навыков и музыкального мастерства. 3.Польский народный трехдольный танец с акцентами на разных долях такта. 4.Пьеса лирического, напевного характера, навеянная образами ночи. 5.Старинный торжественный польский бальный танец-шествие.
VI Угадай названия произведений:
VII Допиши количество произведений Шопена, написанных в следующих жанрах: Полонезов - Ноктюрнов - Скерцо - Сонат - Мазурок - Прелюдий - Баллад - Концертов - Вальсов - Этюдов - Экспромтов –
VIII. Вставь пропущенные слова. О каких композиторах рассказано ниже? а)”… Гениальные способности __________ проявились еще в раннем _____________.Ему не было еще восьми лет, когда он дал свой первый ______________. Годом позднее маленький пианист выступил с исполнением трудного _____________________ концерта известного в то время ___________________ Ф.Риса и свободной импровизацией на темы популярных _____________. Это произошло в венгерском ___________ Шопроне, неподалеку от того места, где родился ______. А спустя некоторое время о нем узнала вся _______________. В 12 лет он с огромным успехом выступает в Вене. Этот концерт запечатлелся в памяти ____ на всю жизнь. На нем присутствовал великий Бетховен, который сразу же почувствовал в ____________ огромный ______________. После концерта под бурные овации зала он вышел на сцену и поцеловал ______, как бы передав ему эстафету величайших пианистов. ____ было 20 и его уже называли “царем пианистов”, “первым виртуозом мира”, когда он услышал игру ________ Паганини. ______ был ошеломлен искусством итальянского _________. Паганини произвел на _________ впечатление сверхъестественного чуда. “Если Паганини может на этом маленьком хрупком инструменте с четырьмя струнами извергать такие пассажи, то чего же можно достичь из _________________?!” Теперь эта мысль не давала ________ покоя. И он снова погружается в многочасовые ______________ за фортепиано. Вот когда пригодился ему “немой “ инструмент. “Мой ум и пальцы работают как двое каторжников”,- пишет _________ одному из друзей. _____ стремится увеличить свои технические ресурсы не ради собственной ______.В виртуозности _________ видит средство для раскрытия определенного _____________, идеи, а не самоцель. “Зажечь и поддерживать в душах столь родственное добру восхищение прекрасным” - вот одна из главных задач, которую, по мнению ____, должен ставить перед собой истинный художник - пианист. Под влиянием Паганини ____ еще более совершенствует собственную, казалось бы, поразительную технику и создает произведения такой трудности, каких еще не было в фортепианной ______________, - этюды по каприсам Паганини, “Этюды трансцендентного исполнения” (то есть сверхтрудные), “Венгерские рапсодии”, Но он не останавливается на этом, не считает это конечной целью. Свою технику, приводившую всех, кто его слышал, в изумление, он подчиняет воплощению грандиозной, неслыханной до той поры задачи: “перевести на фортепианный язык” лучшие оркестровые и вокальные произведения. Так рождаются десятки знаменитых ____________ТРАНСКРИПЦИЙ, построенных на музыке симфоний Бетховена и Берлиоза, фрагментов из опер Верди и Россини, _____Шуберта. Теперь, благодаря ________, ____________________ смогло запеть как человеческий голос, зазвучать, как целый оркестр, и передать сложную оркестрово-вокальную канву оперного спектакля. Слушая фортепианные _________________ ________, явственно понимаешь, что хотел показать ими гениальный венгерский пианист и композитор: нет такой музыки, исполнение которой было бы невозможно на______________, инструмент этот поистине универсален” (М.Зильберквит “Рождение фортепиано”)
б)” Он и сам был близок детям, человек с открытой и чистой душой, с ясным взглядом. Его восприятие _________было по-детски светлым. Как _____, он любил легенды, сказания, по-детски верил в таинственных лесных _______, о которых рассказывал им сказки; видел леших, выглядывавших из замшелых ________; эльфов,_______________ в дрожащих лунных лучах; в чаще древних елей встречал Доврского деда… Обо всем виденном он рассказал в своих _________________, и они оказывались близки и понятны __________, хотя он никогда и не писал ______ специально для детей, как _____________ и ___________________”. (Л.Михеева) IХ. Анализ каких произведений дан в тексте? а) “Музыка светла, но вместе с тем овеяна покоем уснувшей природы. Тишина ночи поет в ней. Таинственны одинокие звуки; откуда возникли они? Один, другой, третий… чуть послышались и тут же смолкли. А вот еще и еще… Волны ли серенаду слагают звездам? Звезды ли шепчутся сами с собой? Все время меняются краски, смутными бликами скользят они в причудливом свете. Неясны осторожные шорохи. Слышен шелест листвы, щебет проснувшейся птицы; вода всплеснулась под набежавшим ветром. И снова звучит тишина. Из тишины родилась мелодия. Она ширится и растет, восторженно прославляя волшебство ночи. Это ночная песнь, прекрасная вечная песнь природы. ______?_____однажды сумел услышать ее, запечатлел в музыке и подарил людям?_______ написан в динамичной трехчастной форме. Основу 1 части составляет лирическая мелодия: устремленные вверх “разомкнутые” мелодичес- ские фразы, напряженность хроматизмов в гармонии, уводящей от ясных тяготений и устойчивости тоники, неожиданные мягкие и красочные тональные повороты - все это сообщает образу романтическую зыбкость, тонкость нюансов. Начало мелодии вырастает из короткого наигрыша народного склада, словно доносящегося издали. Простой и понятный, вызывающий образные (пейзажные) ассоциации, он не включается в дальнейшее развитие мелодии, как бы оставаясь живым, “объективным” впечатлением… С мастерством колориста _______ сумел придать красочность, тембровую определенность каждой теме. Начальный наигрыш вызывает в представлении тембр рожка, лирический разлив мелодии - теплое звучание смычковых инструментов, светлые переливчатые трели - звонкий и чистый звук флейты. Так в фортепианную звучность привносятся черты оркестральности… В пьесе велико значение мельчайших музыкальных деталей, регистровые контрасты, смена размера от плавного текучего (9\8) к более легкому и подвижному (6\8), острого напря-женного развития гармонии в начале, статики в “трельной “ теме и красочных гармонических сопоставлений в середине… Важны в ______ и пропорции в соотношении частей: средняя часть, легкая и воздушная, значительно сжата по сравнению с крайними частями. В репризе разлив лирики сильнее, ярче. Краткая и сильная кульминация темы звучит как выражение полного,восторженного чувства. Интересен конец ________: интенсивное развитие мелодии переводится в сферу красочных созвучий (секвенция на длинной цепи хроматических нисходящих септаккордов). “Трельный” мотив неожиданно набегает тогда, когда слух ждет появления начального наигрыша. Уже лишенный гармонической красочности, с грустным повтором-“эхо” (на полтона ниже), он звучит как отдаленный отзвук”. б) “________ _______” - один из великолепных образцов музыкальной фантастики _____. В контрастной композиции пьесы противопоставлены друг другу причудливость сказочного мира, подземного царства троллей и чарующая красота, ясность природы. Пьеса написана в трехчастной форме. Крайние части отличаются яркой динамичностью: в стремительном движении мелькают фантастические очертания. Музыкальные средства крайне скупы: моторная ритмика и на ее фоне прихотливый и резкий узор метрических акцентов, синкоп: сжатые в тонической гармонии хроматизмы и разбросанные, жестко звучащие большие септаккорды; “стучащая” мелодия и резкие “свистящие” мелодические фигурки; динамические контрасты (pp - ff) между двумя предложениями периода и широкие лиги нарастания и спада звучности. Образ средней части открывается слушателю лишь после того, как исчезли фантастические видения (долгое ЛЯ, из которого словно выливается новая мелодия). Светлое звучание темы, простой по структуре, ассоциируется со звучанием народной мелодии. Чистый, ясный строй ее отразился в простоте и строгости гармонического склада (чередование мажорной тоники и ее параллели)” ( Б.Левик “Музыкальная литература зарубежных стран”, вып. 5)
в)” короткие, пронзительные, тревожные вскрики аккордов, ослепительными молниями разрывающие тишину; грозовые раскаты проносящихся вихрем пассажей. Что это? Внезапно налетевшая буря, яростный шквал, несущий обновление земле, или мятежный рокот поднявшихся масс? Ни на минуту не смолкает бушующий вихрь фортепиано. Гордый призыв слышится в настойчивых кличах мелодии. Они словно поднимаются над землей, заставляют почувствовать вырастающие за спиной крылья. Это - призыв к борьбе - пламенный, страстный. Он выливается в ликующую победную песнь, но вдруг приобретает скорбный оттенок. Не мысль ли это о трагической участи родины, или, быть может, дума о тех, кто смело шагая сквозь бури и грозы, сложил голову в неравной борьбе? Однако, несмотря на отдельные трагически-скорбные ноты, мятежный накал музыки так высок, она наэлектризована таким вольнолюбием, такой силой протеста, что воспринимается как гимн жизни, борьбе, дерзновенным порывам человеческого духа” (Т.Рзянкина “Войдемте в мир музыки”) Х. Определи фрагменты викторины по фортепианной музыке романтиков: ХI.. О каком произведении рассказано ниже? “____________________________ - светлый, солнечный, юношески непосредственный. Три части _________ соответствуют традиционной драматургии цикла: драматический “узел” в первой __________, лирическая сосредоточенность во _______, народно-жанровая __________ в третьей. Романтический порыв чувств, светлая лирика, утверждение волевого начала - вот образный строй и линия развития ___________ в _______ части. Начало ____ несколько театрально: тремоло литавр подготавливает яркое, властное вступление ______________, соединяющее в себе энергичное движение аккордов и элемент свободного прелюдирования. Из четких, как танец, и романтически-порывистых свободных мелодических фраз слагается главная ________. Разные образные грани этой ясной и спокойной в начале и взволнованной, устремленной в развитии _______ подчеркиваются контрастами устойчивости - и напряженного звучания гармоний; аккордовой - и динамичной подвижной фактуры; законченности мелодических фраз - и их разомкнутости. Национальный колорит главной __- и вступления проявляется в разных элементах _______: в интонационном строе (нисходящий ход от 1 ступени к V через вводный тон во вступлении), ритмических фигурах (начало главной ____), ладовой окраске (переменность в ______ партии). Связующая тема вводит целый народно-жанровый эпизод, она звучит, как халлинг с острым ритмом и жесткими секундовыми созвучиями… Этот ___________ играет самостоятельную роль в ряду образов ___________ части, и лишь последующее за ним мелодическое построение на длительном доминантовом басу, с красочными ___________ (в их числе любимый ____________ большой нонаккорд), является собственно связующим. Побочная __________ принадлежит к числу характерных для ______ светлых, возвышенных лирических образов. Особую выразительность сообщает _____________ тонкая гармоническая окраска каждого ее оборота, иная гармонизация при повторах фраз, интонаций… Для лирических тем _____________ характерно широкое динамическое развитие. Ни одна из них не остается в рамках первоначального образа. Развитие _____________ темы приводит к яркому и волевому образу заключительной темы (звучит в оркестре). Интонации вступления и главной _______- здесь соединились в энергичном маршевом движении. Разработка построена преимущественно на главной теме. _________ изменил ее образный ______, углубив лирическую окраску первых фраз… и умерив романтических порыв последующих. В ходе __________ интонации главной темы “крепнут”, и в конечном итоге ___________________приводит их к волевому, властному звучанию. Красочное прелюдирование _____________ сменяется выразительными, мощными пассажами. На кульминации ______________ звучат энергичные возгласы вступления. _________ проводит дальше ту линию накопления энергии, воли, по которой шло развитие каждой из тем экспозиции. Вершиной этой драматургической линии является _______________ солиста. Обычные в _________________ виртуозные пассажи здесь служат монолитным основанием, на котором возвышается эпически-величавая, чеканная главная _________.” (Б.Левик “Музыкальная литература зарубежных стран”, вып. V)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|