Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Симфоническое творчество романтиков




I. Ответь на вопросы:

1. Каково строение симфонии?

2. Кто из композиторов писал симфонии?

3. Сколько симфоний создал Ф.Шуберт?

4. Как называется Симфония Шуберта си минор, правильно ли это название? Когда эта симфония написана и впервые исполнена?

5. Каково содержание этой симфонии? Сравни с Бетховеным.

Подсказкой послужит фрагмент из книги М.Зильберквита “Рассказы о симфонии”:

“Шуберт боготворил Бетховена, знал почти все его сочинения и всегда старался учиться у него. Но всякий раз, когда перо касалось нотной бумаги, Шуберт словно забывал о своем кумире. С каждым новым произведением он все отчетливее понимал, что думает, чувствует иначе, чем Бетховен. Но это и не удивительно: он и его друзья - поэты, художники, музыканты - принадлежали уже к другому поколению людей, по-новому воспринимающему и переживающем все, что происходило в жизни. Может быть, поэтому, думал Шуберт, “герой” его произведений совсем не похож на бетховенского героя - борца, ведущего неравный бой с судьбой, - Эгмонта или Прометея.

Слушая сейчас Девятую симфонию, он сознавал, что никогда не сможет, как Бетховен, обращаться своей музыкой ко всем людям планеты, ко всему человечеству. Он - лирик и всегда старается выразить в музыке свои личные ощущения и переживания.

Впрочем, кому это интересно? Венским музыкантам или любителям музыки? Вероятно, никому. Ведь большинства написанных им произведений почти никто не знает. Лишь узкий круг самых близких почитателей. Да и они любят только его песни и небольшие пьески для фортепиано. А крупных сочинений, например, симфоний, вообще никто никогда не слышал. А ведь у него семь симфоний. Семь! И ни одна ни разу не была исполнена, даже си-минорная, на которую он возлагал такие надежды!..

… Почти два года минуло с тех пор, как произошли события, вызвавшие к жизни это произведение. Но рана, тяжелая душевная травма, еще не зажила окончательно.

Видимо, не так просто забыть то подавленное, угнетенное состояние, которое многие месяцы постоянно владело им. И причина такого настроения была не только в полной материальной неустроенности, и даже не в том, что его произведения не интересовали ни одно музыкальное издательство. Тяжким грузом лежал на нем тогда разрыв с отцом, не желавшим смириться с его твердым намерением посвятить себя всецело музыке, композиции.

В середине лета 1822 года пришло долгожданное примирение. Оно взволновало его настолько, что в одну из бессонных ночей он даже написал рассказ, в котором поведал обо всех переживаниях последних лет. Проходило время, но вычеркнуть из памяти все, что произошло между ним и отцом, он не мог. И не случайно, что когда он принялся за новую симфонию, ее внутренним содержанием стало то, что мучило его все эти годы и о чем он рассказал на страницах дневника.

“Любовь и страдания раздирали мою душу…” - эти слова из его дневниковой записи можно было смело поставить эпиграфом к симфонии. Его музыка должна была рассказать и об изгнании из родного дома, и о его борьбе за право стать музыкантом.

Он писал ее, и в каждой фразе, во всех ее темах, таких же ярких, выразительных и мелодичных, как его песни, слышались отголоски угнетавших его прежде переживаний.

Так в короткий срок - всего за два осенних месяца - появились две части симфонии. Затем он принялся за продолжение симфонии и даже вчерне набросал Скерцо. И пожалуй, именно тогда вдруг явственно понял, что в двух написанных частях, собственно говоря, выразил уже ВСЕ! Он почувствовал это прежде всего в том, что две завершенные части не походили на начальные разделы “классической” четырехчастной симфонии. Чуть грустную и тревожную первую часть как бы уравновешивала поэтичная, но несколько более мужественная и спокойная вторая, оставлявшая ощущение законченности всего произведения.

Вот только кончалась симфония несколько иначе, чем ее литературный прообраз. Хотел он этого или нет, симфония запечатлела лишь печальную сторону всей истории. “Счастливого конца”, которым венчался его рассказ, не получилось.

Считая симфонию абсолютно законченной, Шуберт вскоре преподнес ее партитуру в дар “Штирийскому музыкальному союзу” - в надежде, что она будет исполнена.

Мечта Шуберта не сбылась - он так никогда и не услышал си-минорную симфонию и не узнал о ее поразительной судьбе.

Вероятно, композитор был бы весьма удивлен, если бы узнал, что это сочинение открыло новую эпоху в истории симфонической музыки, что это первая западноевропейская романтическая симфония.

Но как он мог это узнать, если партитура си-минорной симфонии была впервые обнаружена спустя 37 лет после его смерти, в 1865 году, а архиве его друга А.Хюттенбреннера, не передавшего ее союзу музыкантов, а спрятавшему у себя!

Две найденные части были незамедлительно признаны “неоконченной симфонией”, и слово “Неоконченная” навсегда закрепилось за этим произведением, став как бы его названием”.

6. Объясни, почему эта симфония открывает новую эпоху симфонизма.

7. Какой теме принадлежит особая роль в 1 части? Докажи.

8. Чем примечательно фактурное изложение тем Главной и Побочной партий?

9. Определи сходство и различие между Главной и Побочной партиями. Сравни тему побочной партии с заключительной частью.

10. Чем необычно сонатное аллегро 1 части симфонии си-минор?

II. 1. Выпиши в тетрадь краткие сведения о Г.Берлиозе.

2.Какой вклад в развитие симфонической музыки внес этот композитор?

3.Верно ли, что Берлиоз был подлинным мастером оркестра, новатором в области музыкальной формы и гармонии? Докажи.

4.Чем необычна “Фантастическая симфония”? Какой подзаголовок она имеет?

5.Вспомни историю создания “Фантастической симфонии”. Можно ли назвать ее автобиографичной? (для ответа на этот вопрос прочитай фрагмент из книги М.Зильберквит “Рассказы о симфонии”:

“О, мисс Смитсон, мисс Смитсон! Сколько страданий доставляете вы одному молодому, никому не известному композитору, потерявшему покой с того памятного вечера, когда вы впервые появились перед парижскими зрителями в роли Офелии!

Когда он понял, что страстно влюблен в Смитсон, а она не обращает на него никакого внимания, он потерял интерес ко всему, что прежде волновало его, а главное, перестал сочинять. Целыми днями он слонялся по улицам или вдруг впадал в какое-то страшное, похожее на сон, почти обморочное состояние, овладевавшее им в самых неожиданных местах - на берегу близ замерзшей Сены, в пригородах Парижа, куда он, сам того не замечая, забредал, и даже здесь - Берлиоз оглядел кафе на углу Итальянского бульвара и улицы Ришелье, мимо которого он теперь проходил. В размышлениях он не заметил, как почти дошел до своего дома…

Быстрыми, привычными движениями Берлиоз отпирает дверь, зажигает две наполовину сгоревшие свечи и присаживается к столу, заваленному бумагами. Ну, ничего, скоро мисс Смитсон узнает, что он тоже художник! Страдания, еще совсем недавно заставившие его онеметь, теперь, напротив, вызвали к жизни совершенно необычное произведение - симфонию, которой он живет уже много дней. Необычно в ней все: и то, что она, как драма, состоит из пяти частей, своего рода глав; и то, что в ней, как и в драме, есть живые реальные герои - молодой музыкант и его возлюбленная (прообразами которых, разумеется, были он сам и Генриетта Смитсон) и, наконец, то, что в симфонии есть написанная им литературная программа.

Берлиоз разгреб бумаги и, отыскав несколько листов, начал читать.

“Вступление. Молодой музыкант, с болезненной чувствительностью и горячим воображением… погружается в тяжелый сон, сопровождаемый странными видениями и во время которого его ощущения, чувства и воспоминания претворяются в его больном мозгу в музыкальные мысли и образы. Сама же любимая женщина становится для него мелодией и как бы навязчивой идеей, которую он находит и слышит повсюду…”

Берлиоз читал эти строки, и за каждым словом, фразой вставала слышимая сейчас только ему одному музыка симфонии. Теперь он уже не думал ни о чем, а только как бы снова переживал ни с чем не сравнимые мгновения, часы, ночи, когда рождалась симфония.

Мелодией, которая упоминалась во вступлении, он связал все пять частей своей симфонической драмы, придавая этой теме каждый раз иной характер и поручая разным инструментам. Так, в первой части, названной “Мечтания.Страсти”, она появляется у первых скрипок и флейты - как мечта о возлюбленной. В вальсообразной второй части - “Бал”, где герой встречает свою возлюбленную “среди шума пышного празднества”, - тема возникает не сразу - лишь в трио. Но особенно щемяще она звучит в среднем разделе симфонии - “Сцене среди деревенских полей”, появляясь после безмятежного дуэта пастушьих наигрышей. В “Шествии на казнь” - четвертой части, где герою снится страшный сон: будто его, убившего свою возлюбленную, осуждают на смерть и ведут на казнь, - тема возникает лишь на мгновение, “как последняя мысль о любви, прерываемая роковым ударом”. И, наконец, в последний раз эта мелодия проходит в финале, которой называется “Сон. Ночь на шабаше ведьм”. “Он видит себя на шабаше, среди ужасного скопища теней колдунов, всякого рода чудовищ, собравшихся на его похороны. Странные шумы, взрывы смеха, заглушенные крики, которым как будто издали отвечают другие. Мелодия любимой появляется вновь; но она потеряла свой характер благородства и застенчивости; она превратилась в мотив грубого, непристойного танца; это “она” прибыла на шабаш. Рев радости при ее прибытии… звуки погребального колокола, шутовская пародия на заупокойную мессу, вихрь шабаша и “Dies irae” вместе”.

Берлиоз кончил читать, встал и подошел к окну. Он приоткрыл обе его половины, комната тотчас же наполнилась чуть влажным весенним воздухом. Улица, едва освещенная блеклым, размытым светом газовых фонарей, была безлюдна…

Именно с того дня и началась работа над симфонией. Писал он лихорадочно быстро, дав полную свободу своей неукротимой фантазии. Например, “Шествие на казнь”, хотя отдаленно и напоминало марш из его ранней оперы “Тайные судьбы”, было, в общем, сочинено за одну ночь!

И вот симфония закончена. Ну а коль в симфонии есть литературная программа, наверное, должно быть и название. Как же назвать симфонию, в которой столько вымысла, столь нереального, фантастического? Берлиоз на мгновение задумался, затем бросился к столу и, отыскав перо, вывел крупными буквами на первой странице партитуры: “Фантастическая симфония”. А чуть ниже, в скобках: “Эпизод из жизни артиста”.

 

6.Сравни строение “Фантастической симфонии” с классическими симфониями.

7.Сравни “Фантастическую симфонию” с “Неоконченной симфонией” Шуберта и ответь, в связи с чем у романтиков изменилась традиционная форма сонатно-симфонического цикла?

8.В какой части этой симфонии впервые в симфонической музыке звучит бытовой вальс?

 

III. 1.Каков вклад Ф.Листа в симфоническую романтическую музыку?

2.Охарактризуй симфоническую поэму Листа “Прелюды”.

3. Вставь пропущенные слова:

Примером принципа развития темы, в котором из единого тематического зерна вырастает большое, насыщенное глубоким философским смыслом ___________________, может служить симфоническая ___________ Листа “______________”.

…В таинственно блуждающих звучаниях вступления “величавого, но неопределенного, несколько туманного как утренний свет, когда денница едва забрезжила на горизонте”, зарождается основная _______- образ.

Постепенно расширяется диапазон, усиливается ________________ - и вот уже преображенная, торжественная, могучая, как солнце, разорвавшее пелену предутреннего тумана, возвещает она о гордом могуществе человека. В его жизни наступила пленительная пора любви. Лирический образ любви вырос из интонаций той же главной темы-образа. Она преобразилась, стала полнозвучнее, шире, гибче, мягче.

Мятущейся, искаженной нечеловеческими усилиями _____________ с внезапно налетевшей бурей, которая стремится разогнать “восторженные мечты “ юности, разрушить счастье человека, - мелькает знакомая нам __________ в средней ________ поэмы. Оркестр бурлит, клокочет. “Грозные звуки растут, растут до размеров ужасающих, до неистовых порывов урагана”. Стихает постепенно буря.

“Душа глубоко уязвленная, по окончании этих смертоносных бурь, ищет приюта и успокоения в тихой сельской жизни”, - говорит ________ в программе своих “_____________”. Спокойствием, просветленным умиротворением дышит мелодия, выросшая из той же_______________ темы. Как воспоминание о былом счастье, как предвкушение грядущего покоя звучит она среди пастушьих свирельных ______________.

Но вот откуда-то доносится призывная фанфара трубы - и человек без сожаления покинув безмятежный сельский уют, мчится навстречу новым жизненным бурям и невзгодам. Любовь, покой - все отдаст он ради счастья борьбы.

Победными звучаниями, маршевой помпезностью проникнут музыкальный _________, прошедший, казалось бы, все стадии своего преображения - от смутных, но величавых очертаний во вступлении до облика, искаженного порывами жизненных бурь и _____. И словно возродившись заново, закаленный в борьбе, встает образ гордого, торжествующего победу человека. (А.Серов)

 

IV. 1.Что тебе известно об А. Дворжаке? (выпиши краткие сведения о нем в тетрадь)

2. Сколько симфоний сочинил этот чешский композитор?

3. Какая его симфония самая известная? О чем говорит ее название? Является ли оно программным?

4. Определи тип симфонизма этой симфонии.

5.Вставь пропущенные слова:

…симфония подытоживает достижения ________________симфонической музыки, претворяя ее национальные традиции. Это проявилось в ряде признаков, типичных для чешского ____________________: значительной роли эпически-повествовательного начала, интересе к жанрово-бытовым картинам, образам природы (2 и 3 части), опоре на народные _________ песенные и _______________ жанры.

Название ___________, данное композитором уже после ее окончания, не определяет ее программу. Оно навеяно впечатлениями от _____________, где _______________ написана. В стране высокой цивилизации и прогресса он столкнулся с глубоко взволновавшими его явлениями - тяжелой судьбой негров и индейцев. В музыке ________ нашли выражение и слились воедино горячее чувство композитора-патриота, обратившегося издалека к___________-Чехии, и благородный гуманный протест против унижения человеческого достоинства негров и индейцев.

Отражение этих мыслей, ___________ ощущается прежде всего в повышенном эмоциональном тоне _____________, ее последовательно нарастающем драматизме, который сочетается с мягким, задушевным ________________.

Дворжак не заимствовал народные ________. Он писал: “Я стремился воспроизвести в моей _________________ характер негритянских и ______________ мелодий. Я не использовал ни одной из этих _____________. Я просто писал характерные мелодии, вводя в них черты индейской музыки… развивал их, применяя все достижения современного ритма, гармонии, контрапункта и оркестрового колорита”.

Симфония написана в четырех __________, объединенных не только общим идейно-художественным ____________, но и взаимосвязанных тематически. Через все части ______проходит короткая тема-призыв (это первый элемент темы главной партии 1 части). Последовательно проведенный через ____ части, он приобретает значение лейтмотива, своеобразного музыкального эпиграфа симфонии.

Первой _____ симфонии предшествует _________________, по своей значительности вводящее не только в ____ часть, но и в ____________ в целом. Настороженным, тревожным _______________, резкими контрастами оно сразу же создает напряженную эмоциональную атмосферу.

На фоне тремоло струнных выступает волевая чеканная тема у валторн - первый элемент темы главной ________.

Энергичный мужественный характер темы достигается не только синкопированным _________, но и особым интонационным строем. Второй элемент темы напоминает по ритму чешские танцевальные мелодии в духе польки. Мягкая неприхотливая ________ побочной _________ в натуральном соль миноре звучит у флейт и гобоев с оригинальными педалями валторн и скрипок. Интенсивное динамичное развитие побочной ______ приводит к мягкому звучанию певучей темы заключительной ________. Лад пентатоники, затейливая ритмика напоминают негритянские _______. В синкопированной ___________________ фигуре нетрудно угадать элемент главной партии.

Разработка невелика по объему, но очень динамична благодаря непрерывной смене различных по характеру разделов. Она основана на преображении тем главной и заключительной _________, их тональном развитии, контрастном сопоставлении.

Реприза лишена каких-либо существенных _______________по сравнению с экспозицией (только побочная партия проходит в __________________- соль диез минор).

Заканчивается же __________________ крайне бурной, возбужденной ______, построенной на развитии главной партии. Интонационно обостренная хроматизмами, она то устремляется в верхний регистр у скрипок, то грозно проносится у тромбонов, виолончелей и контрабасов. Таким ярким драматическим обострением завершается ______________________________”(Б.Левик ”Музыкальная литература зарубежных стран”).

 

8. Выбери правильный ответ:

а) симфония состоит из двух частей... 1.Дворжак Симфония “Из Нового Света”

б) в финале симфонии звучат солисты, хор, оркестр

в) симфония состоит из 5 частей, каждая их которых 2.Григ Концерт для ф-но с оркестром

имеет программное название

г) всю симфонию пронизывает “мотив судьбы” 3. Лист “Прелюды”

д) симфония начинается с медленного вступления 4.Берлиоз “Фантастическая симфония»

виолончелей и контрабасов

е) произведение начинается с тремоло литавр 5.Шуберт “Неоконченная симфония»

ж) особый жанр романтического симфонического

произведения, в котором цикл сжат до одной части 6.Бетховен Симфония № 9

з) главная партия симфонии - элегически задушевна 7.Бетховен Симфония № 5

мелодия гобоя и кларнета, которая словно парит на 8.Гайдн Симфония Ми бемоль мажор

фоне трепетного аккомпанемента струнных

и) две симфонии, вторые части которых написаны в

форме двойных вариаций

к) симфония, навеянная впечатлениями о новой стране, ее

истории

9. Стрелками соедини названия симфоний с их авторами:

“Фантастическая симфония” Й.Гайдн

“Симфония с тремоло литавр” В.А.Моцарт

“Героическая симфония” Л. ван Бетховен

“Прощальная симфония” Ф.Шуберт

“Пасторальная симфония” Г.Берлиоз

Симфония “Юпитер” А. Дворжак

“Неоконченная симфония”

Симфония “Из Нового Света”

“Детская симфония”

 

10. Определи названия и авторов следующих фрагментов:

НОВОЕ В ОПЕРНОМ ЖАНРЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...