Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бизе подошел к инструменту и, к удивлению гостей, сыграл эту пьесу с листа, притом так хорошо, что привел в восхищение автора”.




О чем свидетельствует этот факт?

2 Какое литературное произведение легло в основу последней оперы Бизе? Как она называется?

3. Последнюю оперу постигла судьба большинства произведений Бизе. Какая это судьба?

4. В 1876 году оперу “Кармен” услышал П.Чайковский. Он сказал об этой опере: “По-моему, это в полном смысле слова шедевр, то есть одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять “Кармен” будет самой популярной оперой в мире”.

Сбылось ли пророчество П.Чайковского?

5. В текст вставь пропущенные слова:

“Опера “_________” создана на основе традиций ___________________ музыкального театра, о вместе с тем она внесла и много нового. “________” написана в жанре комической __________ и согласно ее традиции содержит _________________ диалоги, соединяющие музыкальные___________. Однако с _______________ оперой ее связывают лишь внешние признаки. Когда _____________ диалоги Эрнст _________ превратил в музыкально-речитативные сцены, связи с _________________ оперой оказались вовсе нарушенными. Из богатых достижений французской _______ Бизе сумел отобрать все самое ценное и прогрессивное: от “большой” оперы - яркость театрального действия, от лирической - тонкость в раскрытии личной драмы, от_______________ - жанрово-бытовые и народные сцены.

Опираясь на лучшие достижения национальной оперы и реформировав ее важнейшие элементы, ______ создал по существу новый жанр - реалистическую музыкальную драму. Замечательный драматург-реалист, остро чувствующий законы __________ сцены, ______ в равной мере заботился и о драматической напряженности действия, и о музыкальной завершенности номеров. Отсюда своеобразие в композиции _________. В ней сочетаются “сквозные” ___________, основанные на музыкально-драматическом диалоге, и закругленные песенные, ариозные, танцевальные номера.

Всем _________ сценам, независимо от их строения, _______придал большую стройность и цельность…

Наряду с музыкальной закругленностью ___________ и сцен опера пронизана непрерывным симфоническим ______________. Оно проявляется в “сквозном” проведении ряда тем. Их, правда, всего три, но они очень важны, так как связаны с основными движущими силами драмы: тема роковой страсти Кармен, тема любви Хозе и тема Эскамильо.

То обстоятельство, что их всего _____ и они предельно ярки, заставляет их узнавать во всех измененных проведениях. Симфонизм оперы проявляется и в жанровой и интонационной цельности ___________________характеристик главных _______________________ лиц.

Характеристика главной ________________ вытекает из самой природы этого образа: __________ - дитя народа, и она обрисована через серию народных песен и плясок (хабанера в сопровождении хора, сегидилья, цыганская ________). Ее партия пронизана народными испанскими и цыганскими __________________, исполнена огненного темперамента, свойственного музыке этих ____________. Во второй половине оперы, где трагический исход отношений Кармен и ______ делается все более очевидным, образ __________ приобретает черты драматизма и психологической углубленности. Столь различные приемы создают образ необычайно выпуклый и динамичный.

По-иному обрисован ______. Его партия насыщена лирическими кантиленными _______________, близкими к итальянскому оперному стилю; наряду с выразительным драматическим речитативом есть и эпизод иного плана - солдатская ________ во втором ____________, близкая к андалузским песням.

Микаэла - образ, типичный для лирической __________, в ее партии отдано преимущество французскому ариозно-романсному складу; блестящий ______________ напоминает эффектных героев “большой “ оперы. Даже черты оперетты… отчасти претворены в ________. Неудачливый поклонник _________ - капитан Цунига - охарактеризован комическими, опереточного плана ________________.

Певец в опере всегда на первом плане; ________ - мастер оперного вокального стиля, как ариозного, так и речитативного. Оркестр, не оспаривая первенство у _________, играет важную драматическую и выразительную ______; он часто “говорит” за действующих ______ или “досказывает” то, что не было полностью раскрыто в вокальной партии. Особенно же примечательны выдающиеся по красоте и яркости самостоятельные ___________________ эпизоды, живописующие картины природы, своеобразного быта Испании, передающие характер и дух ее народа: блестящая красочная увертюра и три антракта, предшествующие _________________. (Б. Левик “Музыкальная литература зарубежных стран”, вып 5)

 

6. Подумай и ответь: у П.Мериме Кармен - хитрая, ловкая деловая цыганка, а у Бизе она какая?

7. Каков тембр голоса у Кармен, Хозе, Эскамильо?

8. Есть ли в опере “Кармен” лейтмотивы?

9. Хабанера, Сегидилья, Цыганская песня - это музыкальные характеристики …кого? А почему не ария, как это было принято?

10. Как построена увертюра к опере, в чем смысл противопоставления основного раздела и коды?

IV. Определи фрагменты из опер композиторов-романтиков:

V. Реши кроссворд и по вертикали прочти название стиля в музыке:

 

                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         

 

1. Немецкий композитор-реформатор оперы.

2. Название этюда Шопена до минор

3. Название оперы Верди по драме Гюго “Король забавляется”.

4. Музыкальное произведение, предназначенное для исполнения в театре.

5. Крупное вокально-симфоническое произведение, заупокойная месса.

6.Все композиторы-романтики писали небольшие фортепианные пьесы, которые называются…

7. Основная тема творчества композиторов-романтиков.

8. Опера Верди, написанная к открытию Суэцкого канала.

9. Композитор, которого называли “поэтом фортепиано”.

10.Жанр фортепианной миниатюры (“ночная песнь”).

11. Первый композитор-романтик.

12. С чего начинается фортепианный концерт ля минор Грига?

13. Реформатор итальянской оперы.

14. Песня Э.Грига.

15. Автор первой программной романтической симфонии.

16. Фортепианная пьеса Листа.

17. Шуман сочинил “_____?________ для юношества”.

Любимый жанр фортепианной музыки Шопена

VI. Определи авторов следующих опер:

“Риголетто” Бетховен

“Свадьба Фигаро” Бизе

“Севильский цирюльник” Вагнер

“Кольцо нибелунга” Верди

“Кармен” Моцарт

“Волшебная флейта” Россини

“Фиделио”

“Травиата”

“Тристан и Изольда”

“Отелло”

“Дон Жуан”

“Аида”

“Лоэнгрин”

“Искатели жемчуга”

VII. Соедини стрелками названия опер с их персонажами:

Папагено “Кармен”

Сюзанна “Риголетто”

Хозе “Волшебная флейта”

Джильда “Травиата”

Эльза “Свадьба Фигаро”

Розина “Аида”

Граф Альмавива “Лоэнгрин”

Зигфрид “Севильский цирюльник”

Керубино “Кольцо нибелунга”

Эскамильо

Барбарина

Виолетта

Радамес

VIII. В кроссворд впиши фамилии 11 композиторов- романтиков:

 

    Ш         Д Б  
  Ш         Л      
В   Б              
  В                
  Г                
            В          
                 

IX. Внеси точность в эту путаницу (фамилия, страна, имя, любимый жанр, сочинение):

Берлиоз - Чехия - Фридерик - опера - Полонез ля мажор

Шуберт - Польша - Рихард - прелюдии - “Грезы любви”

Шуман - Норвегия Джузеппе - симфоническая поэма - “Кармен”

Лист - Франция - Роберт - песня - “Кольцо нибелунга”

Дворжак - Италия - Франц - фортепианный цикл - “Пер Гюнт”

Верди - Германия - Жорж - симфония - “Карнавал”

Вагнер - Венгрия - Гектор - фортепианный концерт - “Травиата”

Бизе - Германия Эдвард - концертный этюд - “Фантастическая симфония”

Шопен - Австрия - Ференц - опера - Симфония “Из Нового Света”

Григ - Франция - Антонин - мазурка - “Прекрасная мельничиха”

 

Х. У ниже перечисленных композиторов одинаковые инициалы, а имена разные - впиши:

Д. Верди -

Д.Перголези -

Д.Пуччини -

Д.Чимароза -

Д.Россини -

Д. Гершвин –

ХI. Выбери правильный ответ:

1. Оперу “Риголетто” Верди создал за… а)- 26 дней. Б)- 40 дней, в)-1 год

2. Кто изменил оперу “Кармен”, вставив вместо разговорных диалогов речитативы? а)- Галеви, б)- Гуно, в)- Гиро

3. Альфред. Жорж Жермон, Виолетта Валери - персонажи оперы… а)-Риголетто”, б)- “Лоэнгрин”, в)-“Кармен”, г-“Травиата”

4. В каком городе к опере “Кармен” пришла всемирная слава? а)-Вена, б)- Санкт-Петербург, в)- Париж

ХII. Из каких произведений взяты следующие фрагменты?

 

ИМПРЕССИОНИЗМ

1. Где и когда зародилось это направление в искусстве?

2. Что такое “импрессионизм”? (перевод слова “impression” - ___________________)

3. В чем заключается сущность этого искусства?

4. Прочти фрагмент из книги Л.Волынского “Зеленое дерево жизни”:

Весной 1874 года группа художников, чьи картины вот уже много лет отвергались официальным парижским Салоном, устроила собственную выставку в центре Парижа, на углу бульвара Капуцинок и улицы Дону.

Устроителями выставки были семеро малоизвестных тогда живописцев. Вот их имена: Клод Моне, Огюст Ренуар, Камилл Писарро, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Поль Сезанн Берта Моризо. Это были люди зрелого возраста и очень разные по своему характеру. Очень разные, но в то же время объединенные ненавистью к фальши официального искусства и решимостью искать правду, невзирая на трудности.

За плечами этих людей лежали годы борьбы в одиночку, долгие годы упорного труда и лишений. Большинство из них были настолько бедны, что нередко нуждались в куске хлеба.

Выставка открылась 15 апреля, и уже через 10 дней в сатирическом листке “Шаривари” появилась статья журналиста Луи Леруа под заглавием “Выставка импрессионистов”.

Слово “импрессионизм” стало со временем ходовым, общепринятым, хоть и не всегда понятным. Тогда, в 1874 году, это было даже не слово, а словечко, изобретенное поднаторевшим в насмешках журналистом, чтобы побольнее уязвить художников.

Непосредственным поводом к “изобретению” послужило название одной из картин, показанных на выставке.

Это был пейзаж Клода Моне, написанный за два года до выставки, когда художник жил в Гавре. Пейзаж был написан из окна гостиницы, обращенной фасадом к порту.

Если вы наблюдали туманным утром восход солнца над рекой или морем, то наверняка обратили внимание на необычный живописный эффект, когда поднявшийся над горизонтом четко очерченный багровый шар висит в молочно-сизой дымке, бросая на воду алые отсветы. Должно быть, зрелище гаврского порта, увиденное Клодом Моне в такой час, произвело на него сильное впечатление: лес корабельных мачт, стушеванные контуры портовых кранов, чернеющие лодки, зыбкий туман… Чтобы написать такое с натуры, сохранив свежесть впечатления, надо было работать необычайно быстро - смелой, не знающей колебаний рукой. Так и был написан этот пейзаж - будто единым дыханием.

Когда у Моне спросили, как назвать картину в каталоге выставки, он ответил:”Впечатление” (“Impression”). Эдмонд Ренуар, брат Огюста, художника, добавил еще два слова:”Восход солнца”. Таким и осталось название этой картины - название, давшее повод насмешнику Леруа пустить в обращение новое слово.

Надо сказать, что Луи Леруа не был одинок в своих издевательских нападках. “Чрезвычайно комическая выставка”… “Страшная мазня”… “Сумасбродство”… Такими выражениями пестрели статьи в газетах и журналах. Что касается публики, то она, как говорили, ходила на выставку посмеяться…

- Ну, не блестящая ли штука! Вот это действительно впечатление, или я вообще не понимаю, что это. Только, будьте любезны, объясните, что означают эти бесчисленные черные мазки в нижней части картины, будто ее кто-то языком лизал?

- Ну как же, это прохожие.

- Значит, и я так выгляжу, когда иду по бульвару Капуцинок? Гром и молния! Вы что, наконец, издеваетесь надо мной?..”

Трудно поверить, что такое написано о … знаменитом “Бульваре Капуцинок” Клода Моне. Трудно понять, как люди зрячие могли не оценить удивительную жизненность этого пейзажа, где все полно лучистого блеска; где праздничная толпа живет, движется, дышит; где привязанные к экипажам и каретам воздушные шары трепещут оранжево-красными огоньками меж ветвей деревьев; где так волшебно правдиво переданы и теплый свет солнца, и сизая прозрачная тень, и тающая в мареве даль”.

Найди и рассмотри картины этих художников. В чем же были, на твой взгляд, причины всеобщего непонимания и враждебности?

5. Зачем К. Моне написал около 30 картин одного собора в Руане?

6. Повлиял ли живописный импрессионизм на музыку?

7. Назови композиторов-импрессионистов.

8. Какая родственная тематика обнаруживается в творчестве импрессионистских художников и композиторов?

9. Импрессионисты в живописи тяготеют не к фреске или крупной композиции, а к портрету, этюду; в музыке - не к симфонии, оратории, а к _____________________________. Почему?

10. Художники обогатили цветовую палитру, а музыканты?

(подсказка: “Больше всего живописный импрессионизм повлиял на музыку в области средств выразительности.Так же как и в живописи, поиски Дебюсси и Равеля были направлены на расширение круга выразительных средств, необходимых для воплощения новых образов, и в первую очередь на максимальное обогащение красочно- колористической стороны музыки. Эти поиски коснулись лада и гармонии, мелодии и метроритма, фактуры и инструментовки. Значение мелодии как основного выразительного элемента музыки ослабляется; в то же время необычайно возрастает роль ладогармонического языка и оркестрового стиля, в силу своих возможностей более склонных к передаче картинно-образного и колористического начал.

Частое обращение Дебюсси и Равеля к старинным народным ладам (пентатонике, дорийскому, фригийскому, миксолидийскому и другим), а также к целотонному звукоряду в сочетании с натуральным мажором и минором аналогично огромному обогащению цветовой палитры у художников-импрессионистов; длительное “балансирование” между двумя отдаленными тональностями без явного предпочтения одной из них напоминает тонкую игру светотеней на полотне .” (Б.Левик “Музыкальная литература зарубежных стран”, вып.5)

11. Какие черты роднят импрессионизм и романтизм?

12. Какое значение имеет в творчестве импрессионистов пейзаж - приведи примеры.

13.Дай краткую справку о жизни и творчестве К.Дебюсси, его отношении к России.

14. Какое место занимает фортепианная музыка в творчестве Дебюсси?

15. Назови прелюдию-портрет у Дебюсси, вспомни музыкальные портреты у других композиторов

16. О каком произведении рассказано ниже?

______________________ производит впечатление не столько законченного портрета, сколько рисунка, сделанного по воспоминаниям о когда-то увиденном человеке или навеянного образом, возникшим в фантазии автора. По своему колориту она напоминает скорее всего акварельный рисунок с его мягкими тонами, тонкой игрой светотеней, отсутствием резких переходов от одного цвета к другому.

Несколько сдержанный и вместе с тем кристально чистый главный образ воплощен в неторопливо развертывающейся одноголосной мелодии, которая по тембру и регистру напоминает наигрыш пастушьего рожка. Эта мелодия отличается редкой у Дебюсси протяженностью и мягкостью очертаний. Впечатление сдержанности и несколько холодной красоты создается почти полным избеганием в мелодии вводного тона. Это придает ей черты пентатоники и лишает тему острых тяготений. В гармоническом плане преобладают спокойные плагальные обороты (VI - I или IV - 1 и т.д.), цепочки квартсекстаккордов, последовательности неразрешенных нонаккордов, многократные перемещения одного и того же аккорда, которые вызывают ощущение лишь тонкой игры красок, не создавая напряженного ладо- гармонического развития. В трехчастной композиции нет образной контрастности. Начало средней части характеризуется лишь тональным сдвигом и регистровым разворотом (от нижнего - к верхнему в момент кульминации). Реприза, как во многих сочинениях Дебюсси, значительно сокращена и содержит одно проведение темы. В конце своеобразная последовательность квартовых звучностей на рр вызывает почти зрительное ощущение удаляющихся шагов, замирающих вдали.

17. Музыковеды считают, что Дебюсси сделал для фортепианной музыки ХХ века то же, что Шопен для музыки XIX века - выскажи и обоснуй свое мнение.

18. Как, на твой взгляд, следует исполнять музыку Дебюсси?

Согласишься ли с нижеприведенным мнением?

“… исполнительская манера композитора отличается полным отказом от всего внешнего, показного. Это камерный стиль, в лучшем смысле этого слова, где виртуозные возможности инструмента подчинены всегда серьезной художественной цели.

Сочинения Дебюсси отличаются особо тонкой и сложной педализацией (с широким применением полупедалей)…

Произведения композитора требуют от исполнителей тонкой и разнообразной нюансировки и градации динамики, а также владения колористическими приемами извлечения звука Во многих пьесах Дебюсси мы часто находим огромное количество авторских указаний для исполнителей, раскрывающих образную сторону исполнения (“как нежная и грустная жалоба”, ”нервозно и с юмором”).Часто эти указания исходят из определенных живописно-красочных задач (“Вибрируя”,”Тихо звучит в густом тумане”). Они еще раз подчеркивают стремление композитора расширить и обогатить тембровую палитру фортепиано, целиком подчинить технические виртуозные задачи художественным, картинно-живописным”(Б.Левик)

Какое произведение М.Равеля принесло ему известность?

В каких жанрах сочинял Равель музыку?

Назови самого любимого композитора М.Равеля.

Какова история создания самого знаменитого произведения Равеля? И какого?

В музыке “Болеро” определяются три самостоятельных фактурных пласта, которые находятся в сложном взаимодействии, и вместе с тем каждый сохраняет свою самостоятельность. Что это за пласты?

Чем заменяется в “Болеро” напряженное мелодическое развитие?

25.Определи названия и авторов следующих отрывков:

 

29. Вставь пропущенные слова:

“Образно-смысловое содержание “Болеро” выходит за рамки __________ как прикладного____________ жанра. Хотя это сочинение и не имеет литературной _____________, художественный замысел его настолько ясен, что позволяет говорить даже о сюжетности. В кажущейся “механистичности” движения, вызванной многократным _______ почти неизменной ________ в одном и том же темпе, постепенно раскрывается из медленного, несколько томного вначале танца образ грандиозного массового _________- шествия, в котором участвуют тысячи ________…

Это пример редких по грандиозности замысла и масштабов симфонических _____________ на одну тему. В каждой из _____ вариаций почти целиком сохраняются ее мелодический и ритмический ___________, ладо-гармоническое освещение и ________. Но, пользуясь почти исключительно лишь средствами ___________________ и связанного с ним динамического и фактурного развития, ____________ достигает колоссальной напряженности в развертывании основного ___________, придает ему в конце_______________ совершенно новое смысловое значение.

В основу “Болеро” легла яркая оригинальная _______, сочиненная самим ___________ и сочетающая в себе неповторимо индивидуальный колорит, мелодическую пластику и красоту с характерными чертами ________________ народного __________. Особенность темы заключается в медленном и размеренном (в _______дольном метре) мелодическом движении с использованием многочисленных опеваний опорных _________. Ярко выраженной кульминационной ____________ в теме “_________” нет…

Тема, как и все ____________, имеет исключительно выдержанный ладовый строй - до ________ на всем протяжении (с единственным ___________ в ми мажор в конце “Болеро”) Особо выразительное значение в теме играет метроритмическая сторона. Все время смещаемые акценты и синкопированные остановки на разных долях такта придают теме большую гибкость и внутреннюю непрерывную устремленность.

Самым значительным в драматургии “________” является яркий оркестровый стиль. Новизна партитуры состоит не только в введении необычных для __________________ оркестра _________________(3 саксофонов) или редко __________________ инструментов (малой трубы, гобоя d’ amur, челесты). Партитура изобилует новыми ___________ использования традиционных _________________, новыми соотношениями и пропорциями между оркестровыми группами, партиями внутри групп и отдельными инструментами, которые чрезвычайно обогащают красочную палитру оркестровки…

Ведущая колористическая роль принадлежит группе ______________ духовых инструментов, поскольку ей, в основном, поручено различное _____________ освещение самой ________. Среди ударных инструментов выделяется партия _____ __________ барабанов, которым поручена сохраняемая до конца сочинения единая ___________________________. Она образует нерушимый ________________ стержень и создает оригинальные полиритмические сочетания со свободной и гибкой в ритмическом отношении ________... Струнной группе, вопреки традициям, поручена не совсем обычная роль - аккомпанирующая.

Кульминация _____________ находится в ___________. Создается впечатление, что наконец освободилась из оков огромная энергия и воля, которые накапливались в течение длительного времени. Поэтому заключение воспринимается как гимн радости и свету, выходящий за рамки настроений и мыслей отдельной личности, как порыв огромной массы людей, движимой едиными помыслами и чувствами.”

 

ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ

.

I. Подчеркни правильный ответ:

1. Бетховен, Верди, Равель - автор многих опер.

2. Вагнер, Берлиоз, Шопен за редким исключением сочинял только для фортепиано.

3. Бетховен, Бизе, Дебюсси умер вскоре после премьеры своей самой известной оперы.

4. Шуберт, Шуман, Мендельсон написал вокальные циклы “Прекрасная мельничиха” и “Зим-

ний путь”.

5. Романс “Я не сержусь” входит в цикл “Прекрасная мельничиха”, “Любовь поэта”, “Зимний путь”.

6.“Севильский цирюльник”, “Вильгельм Телль”, “Сорока-воровка” - новый тип “гражданской” оперы, созданной Д.Россини.

7. Шиллер, Гете, Гофман - крупнейший представитель немецкого романтизма, композитор, дирижер, писатель.

8. Шуберт, Шуман, Шопен - автор цикла фортепианных пьес “Карнавал”.

9. Прелюдия как жанр обрела самостоятельность в творчестве Шуберта, Шумана, Шопена.

10. Шуберт, Лист, Берлиоз - автор “Неоконченной симфонии”.

11. Жанр вокальной баллады достиг расцвета в творчестве Шуберта, Шумана, Грига.

12. Музыку в драме Г.Ибсена “Пер Гюнт” сочинил Мендельсон, Григ, Шопен.

13. Автор музыкальной тетралогии “Кольцо нибелунга” - Бизе, Верди, Вагнер.

14.“Восход солнца. Впечатление” - это картина К.Моне, О.Ренуара, К.Писарро.

15. Композиторы-импрессионисты в своем творчестве тяготеют к симфонии, оратории, оркестровой и фортепианной миниатюре.

16. Ноктюрн “Море”, прелюдию “Девушка с волосами цвета льна”, “Лунный свет” написал Шопен, Дебюсси, Равель.

17. Знаменитое “Болеро” создано Дебюсси, Равелем, Дюка.

18.“Аида”, “Травиата”, “Риголетто” - оперы Моцарта, Верди, Бизе.

19.“Фиделио” - единственная опера Гайдна, Моцарта, Бетховена.

20. Автор сборника “Годы странствий” - Шопен, Лист, Дворжак.

 

II. К каким музыкальным стилям относится творчество следующих композиторов (поставь нужную цифру рядом с фамилией композитора):

Гайдн 1. барокко

Шуберт 2. классицизм

Дебюсси 3. романтизм

Бах 4. импрессионизм

Шопен

Моцарт

Шуман

Берлиоз

Бетховен

Гендель

 

III. Укажи (стрелками) родину следующих композиторов и подпиши страну:

Бах Бонн

Шопен Эйзенах

Шуберт Зальцбург

Моцарт Рорау

Бетховен Лихтенталь

Гайдн Желязова Воля

Лист Берген

Григ Цвиккау

Шуман Париж

Бизе Доборьян

 

IV. Чьи это даты жизни?

1810 - 1849

1804 - 1857

1799 - 1837

1797 - 1828

1770 - 1827

1756 - 1791

1732 - 1809

1685 - 1759

1685 - 1750

1862 - 1918

 

V. Кто явился основоположником следующих музыкальных жанров?

1. вокальный цикл 1. Дж.Фильд

2. музыкальный момент 2. Й.Гайдн

3. ноктюрн 3. Ф.Мендельсон

4. симфония 4. Ф. Шуберт

5. песня без слов 5. Я.Пери

6. рапсодия 6. Ф. Лист

7. соната 7.Ф.Шопен

8. экспромт 8.А.Вивальди

9. опера 9.И.С.Бах

10. квартет 10.Ж.Оффенбах

11. вокальная баллада

12. инструментальная баллада

13. сольный инструментальный концерт

14. инвенция

15. оперетта

16. симфоническая поэма

 

VI. Найди современников композиторов:

1. Антонио Сальери 1. Либреттист опер Моцарта (“Свадьба Фигаро”,”Дон Жуан”)

2.Михаэль Фогль 2. Польский поэт. друг Ф.Шопена

3. Эжен Делакруа 3. Возлюбленная Бетховена (ей посвящена “Лунная соната”)

4. Г.Ф.Гендель 4. Учитель Шопена

5. Анна Магдалена 5. Литературный псевдоним Авроры Дюдеван

6. Джульетта Гвиччард 6. Композитор, современник И.С.Баха

7. Войцех Живный 7.Певец, друг Ф.Шуберта

8. Жорж Санд 8. Французский художник, друг Ф.Шопена

9. Лоренцо да Понте 9.Композитор, современник В.А.Моцарта

10. Адам Мицкевич 10. Жена И.С.Баха, для которой была написана “Нотная тетрадь”

 

VII. Назови авторов следующих литературных произведений:

1. Маленькая трагедия “Моцарт и Сальери” 1. Бомарше

2. Комедия “Безумный день или женитьба Фигаро” 2. Шекспир

3. Драма “Король забавляется” 3. Мериме

4. Трагедия “Отелло” 4.Пушкин

5. Драма “Дама с камелиями” 5.Гюго

6. Новелла “Кармен” 6 Ибсен

7. Трагедия “Ромео и Джульетта” 7.Гете

8. Драма “Пер Гюнт”

9. Трагедия “Фауст”

10. Трагедия “Эгмонт”

 

VIII. Определи авторов следующих тем:

IX. Определи жанр следующих произведений (проставь справа нужную цифру):

 

1.Вальс 2. Ноктюрн 3. Экспромт 4. Инвенция 5. Этюд 6.Фуга 7. Прелюдия 8. Увертюра 9. Соната 10. Симфония

 

X. Как называются эти музыкальные произведения?

 

XI. Чья это жизнь?

1.Композитор, родившийся в 1714 году и умерший в 1787-м, увековечен в истории как творец оперной реформы, совершенной им во имя драматической правды, углубления выразительности, восстановления равновесия между словом и музыкой. Судьба столкнула его в Вене с либреттистом Раньери Кальцабиджи, который стремился обновить оперу, отдавая первенство слову и драматическому действию. Его идеи нашли единомышленника и союзника в лице композитора. 2. Жизнь этого классика итальянской романтической оперы оборвалась, когда ему было 34 года. Несмотря на это, он успел вкусить шумный успех и подлинное обожание публики. Талант его обладал всеми признаками чистой, возвышенной романтической лирики, мелодической одухотворенности. Красотой его мелодий восхищался Шопен. Его прославленная опера “Норма” не забыта и в наши дни.

2.Его недолгая, ничем не омраченная жизнь, можно сказать, была устлана розами. Успехам, которые он завоевал при жизни, мог бы позавидовать не один великий артист. День его смерти почтили даже купцы, закрывшие в знак траура свои магазины. Но два или три десятилетия спустя его имя произносилось с оттенком снисходительной иронии. Композитора, которого современники считали “Моцартом XIX столетия”, Дебюсси назвал “изящным и легковесным”. И все же история музыки восстановила его славное имя и отвела ему почетное место выдающегося представителя эпохи романтизма, создателя программной романтической увертюры, пяти симфоний, знаменитого скрипичного и фортепианного концертов, а также фортепианных пьес, объединенных общим названием “Песни без слов”. От рождения (1809) и до смерти (1847) он не знал нужды. Современники аплодировали ему как превосходному пианисту и дирижеру лейпцигского Гевандхауза.

3.Имя этого итальянского скрипача и композитора еще при его жизни было окружено легендами. Говорили, что своему искусству он обязан дружбе с дьяволом. Музыкант жаловался, что не может показаться на улицах города: его тот час же окружала толпа любопытных. Он заложил основы современной игры на скрипке, обогатив музыку новыми колористическими возможностями. Среди его произведений наибольшей популярностью до сих пор пользуются 24 каприччио, оказавшие огромное влияние на творчество многих композиторов-романтиков: Шопена, Шумана, Листа. Их использовали в своих произведениях Рахманинов, Брамс и др.

С 1954 года в Италии (Генуя) организуются конкурсы имени этого скрипача.

4.Этот француз был сыном известного в свое время композитора. Стремясь к музыкальному творчеству, он натолкнулся на противодействие родителей. В тайне от отца, без его помощи и поощрения, он получил первоначальное музыкальное образование. Впоследствии, добившись отцовского согласия на посещение консерватории, вынужден был принять его условия. Первое - что он будет обучаться музыке только в качестве вольнослушателя, второе - что он никогда не запятнает себя сочинением оперы или балета. Молодой композитор, однако, вскоре нарушил свои обещания. В дальнейшем он завоевал исключительную популярность. Его балеты “Жизель” и “Корсар” до сего времени сохранились в репертуаре, а его комическими операми в свое время восхищался весь Париж. Умер он в 53 года в 1856 году.

XII. По приведенному ниже факту из детства и юности композиторов определи их фамилии:

1. Кто был тот итальянский малыш, который попал, благодаря своему красивому голосу, из Флоренции в Париж и прошел путь от “мальчика на побегушках” у повара до первого композитора Франции?

2. Какой гениальный немецкий композитор, оставшись рано сиротой и живя в доме брата, переписывал в тайне от него при лунном свете понравившиеся ему музыкальные произведения?

3. Какой мальчик, будучи сыном цирюльника, случайно обнаружил на чердаке своего дома клавикорд и ночью, тайком от родных, играл на нем?

4. Кто из великих композиторов, в то время 13-летний подросток, оказался в Сикстинской капелле в Риме и, впервые услышав сложнейшее произведение, ноты которого тщательно оберегались от кого бы то ни было, записал его полностью по памяти?

5. Какой 12-летний вундеркинд, которого впоследствии называли “царем всех пианистов”, написал оперу, с успехом поставленную в Париже?

6. Какой известный немецкий композитор сочинил одно из своих самых известных произведений по комедии Шекспира в возрасте 17 лет?

7. Кто из выдающихся композиторов в юности мечтал о карьере пианиста, но переиграл руку и в будущем стал автором многих произведений-шедевров для фортепиано?

8. Кто в детском возрасте еще, разумеется, не подозревая, что впоследствии он прославит Италию и станет величайшим оперным композитором, покинул отчий дом и последовал за проходившим через его родную деревню шарманщиком?

 

XII. Кто эти композиторы?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...