Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. 1. Назови крупнейших европейских оперных композиторов и их творения.




2. Найди и выпиши в тетрадь сведения о жизненном и творческом пути Р.Вагнера

3. Какова историческая роль Р.Вагнера? Что он сделал в немецкой опере?

4. В текст вставь пропущенные слова и отметь характерные особенности оперной реформы Р.Вагнера. “Вагнер мечтал о создании универсального оперного театра, в котором слились бы воедино все виды ___________________, как то было в театре Древней____________. Ради достижения своей __________ композитор в возрасте 36 ____ (около 1849 года) приступил к осуществлению грандиозной _____________ реформы.

Первое - это выбор сюжета. В поисках вечных тем _________ остановил свой выбор на легендах старинного народного эпоса, полных сложной смысловой символики, таких, как “Тристан и Изольда”, “Кольцо нибелунга”, “Лоэнгрин”, “Парсифаль”.

Во-вторых, Вагнер стремился к тому, чтобы роль вокала и роль оркестра в опере был уравнены в правах и пришли в равновесие, чтобы оба эти начала в одинаковой степени участвовали в развитии действия. Ради этого он значительно усилил роль ___________, а музыка его, каждый такт которой был вдохновлен текстом поэтического ____________, приобрела глубокую и неразрывную связь с содержанием драмы.

Наконец, _________ принадлежит изобретение системы _________________, то есть характеристики персонажей, человеческих чувств, порой даже конкретных предметов, особенно важных для развития _________ (как, например, любовный напиток, который выпивают Тристан и Изольда), с помощью ведущих повторяющихся мотивов-символов - всегда одинаковых для одних и тех же героев, чувств или предметов. Лейтмотивы, как правило, исполняются ___________, и если вы их хорошо знаете или очень внимательно вслушиваетесь в мелодии, исполняемые ______________, то можете предугадать ход событий и “прочитать” тайные, сокровенные мысли героев.

Потребность в голосах исключительной силы с огромным диапазоном, необходимых для исполнения ________ Вагнера, а также небывалая грандиозность их общего замысла потребовали постройки специального ___________, предназначенного только для постановки вагнеровских ______. Такой _________, созданный композитором по собственному проекту, существует и по сей день в немецком ____________ Байрете. Здесь ежегодно проводятся фестивали совершенно особых, ни с чем не сравнимых вагнеровских постановок опер. (М.-Р. Гофман “Музыка - друг на всю жизнь”)

 

5. Что такое “Кольцо нибелунга”?

6. П.Чайковский имел такое мнение об операх Вагнера:

“В опере необходима сжатость и быстрота действия, иначе ни у автора-музыканта не хватит сил написать, ни у слушателя - внимательно дослушать... Если в опере певцы не поют... какая же это опера?”

“Вагнер - гениальнейший композитор, но зачем он писал оперы?”

А каково твое мнение?

7. Какова в операх Вагнера роль лейтмотивов? Мелодического начала? Оркестра?

Сыграй лейтмотивы из “Кольца нибелунга”

Определи, где, на твой взгляд, лейтмотивы МЕЧА, КОЛЬЦА НИБЕЛУНГА, ЛЮБВИ ЗИГФРИДА И БРЮНГИЛЬДЫ, ЖАЛОБЫ ВЕЛЬЗУНГОВ?

8. О какой опере Вагнере рассказано в следующих строках?

“_______________” - самое чистое и возвышенное, что вышло из-под пера Вагнера-либреттиста. Очень поэтична и музыка оперы. В “________” Вагнер осуществил провозглашенные им принципы “музыкальной драмы”. Здесь нет замкнутых номеров арий, ариозо, каватин. Сольные и хоровые сцены свободно переходят одна в другую, оказываются пронизанными единым нарастающим драматическим напряжением. Огромную роль приобретает оркестр. Музыкальное развитие строится на основе лейтмотивов - тем-характеристик героев, их переживаний или отдельных ситуаций.

Опера открывается кратким вступлением. “Это, быть может, самое удачное, самое вдохновенно сочинение знаменитого немецкого композитора, - писал о нем П.Чайковский. - Оно изображает то царство света, правды и красоты, из которого низошел рыцарь _____________ на спасение прекрасной оклеветанной Эльзы”.

Музыка его, основанная на лейтмотивах Грааля - волшебной чаши рыцарей, борющихся со злом и несправедливостью, светла, легка, сначала словно отрешена. Постепенно она становится все более теплой, человечной.” (Л.Михеева, Т.Розова “В мире оперы”)

9. Какие идеи и темы волновали Вагнера и нашли отражение в его операх? Подсказкой может служить фрагмент из книги Е.Черной “Беседы об опере”:

“Делом всей жизни Вагнера явилась тетралогия “___________________” - цикл из четырех опер, посвященных истории рождения, подвигам и гибели Зигфрида, излюбленного героя германо-скандинавских мифов (1854 - 1874). В образах германских богов и их земных потомков Вагнер стремился обрисовать трагедию социальных взаимоотношений в современном обществе, показать, как духовные ценности, накопленные человечеством, подвергаются разрушительной силе алчности и властолюбия. В третьей опере, “Зигфрид”, появляется юный светлый герой, жаждущий избавить человечество от страха, крови и ненависти. Вагнер предполагал высветление сюжета довести до апофеоза: в четвертой опере должно было предстать счастливое “царство Зигфрида”, освобожденное от тяготевшего над ним проклятия.

Но за 20 лет работы над эпопеей прежний революционный оптимизм Вагнера сменился глубоким пессимизмом, усугубленным охватившей Германию реакцией. Поэтому вместо светлого царства Зигфрида, он закончил тетралогию гибелью героя и повинных в бедах человечества богов.

Эта грандиозная концепция, конечно, не могла быть воплощена традиционными оперными средствами, Вагнер отошел от них еще в операх 40-х годов. Отказавшись от законченных оперных номеров - арий, ансамблей, хоров, речитативов - он создал непрерывно развивающееся музыкальное действие, в котором роль оркестра была не менее значительной, чем роль вокальных партий или текстов, созданных самим композитором. Эта новая система музыкально-драматического мышления поставила немецкого композитора-романтика в один ряд с величайшими реформаторами оперной сцены прошлых веков…

В монументальных вагнеровских полотнах, где музыка лилась нескончаемым потоком, ориентиром для слушателя служили короткие, яркие, хорошо запоминающиеся темы-символы, связанные не только с образами действующих лиц и их взаимоотношениями, но и конкретными предметами - кольцом, мечом, золотом, шлемом, а также с отвлеченными понятиями, такими, как нравственное значение установленных законов или договоров, сила проклятия, роковая предопределенность и др.; естественное сплетение, развитие, видоизменение этих лейтмотивов и позволило Вагнеру достичь той непрерывности в развертывании музыкально-сценического действия, которая, по его убеждению, подобала подлинной “музыкальной драме”.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...