Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II.1.Выпиши в тетрадь краткие сведения о Д.Верди.




2. Какие оперы Верди тебе известны?

3. Какие оперы являются вершиной творчества Верди? (подсказка: ”здесь композитор достигает органичного слияния музыки с драматическим действием, отказавшись от традиционных арий, дуэтов; создает сквозное музыкальное развитие”).

4. Верди называют реформатором итальянской оперы. Что создал Верди в результате своей реформы? Сравни с Вагнером.

Поможет тебе выполнить это задание фрагмент из книги Е.Черной “Беседы об опере”

“Иными были оперные идеалы и направление творчества Верди. Крестьянин по происхождению, кровно связанный с национально-освободительным движением Италии, он вовсе не стремился ни реформировать оперу, ни отказываться от тех столетиями взращенных черт, которые сделали ее в Италии достоянием широких демократических кругов. Он скорее старался укрепить и развить национальную традицию, насыщая ее современным содержанием и обогащая приемы, выработанные предшественниками.

Начав, подобно Россини и Беллини, с героико-патриотических опер, призывавших к борьбе за независимость родины (“Ломбардцы”,”Набукко”), Верди в дальнейшем упорно расширял круг тем, отдав дань новым жанрам. Так, в 50-е годы его внимание привлекли черты критического реализма, в эту пору уже отчетливо проявившиеся в европейской литературе. Характерный для нее интерес к униженным и оскорбленным, к людям, стоящим на низших ступенях социальной лестницы, обрисовка противоречий их душевного мира, обусловленных сознанием своего бесправия, трагические попытки противодействовать несправедливости - вот что нашло отражение в концепциях “Риголетто” и “Травиаты”, опер, ознаменовавших зрелость музыкально-драматического гения Верди.

Сюжеты их были взяты из современной французской драматургии. Психологическая глубина разработки образов главных героев, тонкость и жизненность деталей - новое в музыкальной драматургии 19 века. Здесь романтик Верди использует скорее опыт классической оперы - гениальных творений Моцарта, - обогатив его современными красками: большей остротой социально-психологических наблюдений, обнаженным изображением пороков и страстей, повышенной эмоциональностью речи и поведения героев. Но если в “Риголетто” еще дает себя знать начало мелодраматическое, то “Травиата” поражает естественностью и правдивостью каждого душевного движения, чувством меры и реалистической точности психологического рисунка, в силу чего она и оказалась одним из первых образцов нового жанра - лирической оперы.

Наибольшей психологической глубины достиг Верди в “Аиде” - монументальной драме из истории Древнего Египта. За любовной драмой пленной эфиопской принцессы Аиды и молодого египетского военачальника Радамеса Верди ощутил ярость вражды, столкнувшей соседние народы, и тема эта воодушевила его на создание оперы, проникнутой глубоко гуманистическим замыслом показать, насколько чужды, гибельны для человечества агрессивная ненависть и жажда захвата, сталкивающие народы друг с другом.

Такой замысел нуждался в предельной обобщенности, как бы фресковости письма. Верди создал потрясающие по силе воздействия массовые сцены - моление в храме, где Радамес посвящается в военачальники, и особенно сцена победного возвращения египетского войска, непревзойденная по силе и колоритности изображения.

Этой монументальной героике противопоставлена тончайшая обрисовка душевной драмы главных героев - нарастание любви Радамеса и Аиды, ревнивые чувства дочери фараона Амнерис, отвергнутой Радамесом и возненавидевшей соперницу-рабыню, наконец, главное - неразрешимый конфликт между долгом перед родиной и любовью, приведший к гибели обоих героев…

В чем же состояло основное отличие эстетических позиций Верди по отношению к Вагнеру?

Оперные персонажи никогда не были для Верди обобщенными носителями авторских идей; он видел в них конкретных людей с индивидуальными чертами. Замыслы, которые он воплощал, тоже носили конкретный характер. Его влекли к себе не столько философские концепции о происхождении зла и несправедливости, сколько сами драматические события - политические и социальные, волновавшие всех и каждого. Поэтому Верди и стремился говорить о них в оперной музыке языком, доступным для всех.

Как и все его предшественники, он безоговорочно отдавал первенство вокальному искусству перед остальными выразительными средствами оперной музыки. Человеческий голос во всем богатстве его интонаций, тембров, технических возможностей был для него самым полным и ярким выразителем не только душевного мира героя, но и его облика, характера. Поэтому оркестр при всей его красочности никогда не выполнял у Верди той всеобъемлющей роли, что у Вагнера. Арии, вокальные монологи, великолепные, полные драматизма ансамбли, монументальные хоры - вот что являлось опорой вердиевских композиций. Композитор видел в них сильнейшее средство эмоционального воздействия на зрителя и потому не считал нужным отказываться от выработанных классикой оперных форм. Пользовался он ими с большой свободой, мастерски сочетая патетику с той задушевной простотой музыкальной речи, которая делала ее близкой каждому из его современников, и создавая сцены, где каждый герой, по-разному реагируя на ситуацию, являлся равноправным участником сложнейшей психологической коллизии.

Так, широко раздвинув рамки классических форм, Верди по-своему решил задачу, стоявшую перед всеми композиторами 19 века, - создал музыкальную драму высокого социального звучания. Но сделал это, используя более доступные демократические средства”.

5. О какой опере Верди идет речь?

“Да. Именно это искал Верди. Не кровавая драма привлекает его. Не возможность показать на сцене королевский двор, пышный придворный бал. Эта пьеса рассказывает о глубочайшей трагедии человека, которого никто даже не считает человеком… и никому не приходит в голову, что за уродливой внешностью скрывается горячее сердце, любящее, страдающее…

На следующий день после премьеры в одной из венецианских газет была опубликована большая статья. “О подобной опере нельзя судить с одного вечера, - писал журналист. - В ней все определяется новизной сюжета: новая музыка, новый стиль и во многом новая форма номеров… Оркестр беседует и плачет вместе с вами. Никогда звуки не были столь выразительны. Чтобы достигнуть эффектов, композитор и поэт прибегли не к помощи обычных эмоций - страдания и страха, но муки и ужаса… Однако, несмотря на все это, опера имела величайший успех; композитору аплодировали и вызывали его почти после каждого номера”.

Сам Верди сказал после премьеры: ”Я собой доволен и думаю, что никогда не напишу ничего лучшего”(Л.Михеева, Т.Розова “В мире оперы”)

Как ты считаешь, прав был Верди, произнеся эти слова?

III. 1. Прочитай фрагмент из книги В.Беркова “Кармен” Жоржа Бизе”

“Однажды Бизе - ему тогда было около 13 лет - оказался на музыкальном вечере у Галеви (оперный композитор) в обществе Листа. Лист познакомил присутствующих с одним своим новым и весьма трудным произведением, выразив мнение, что кроме него самого пьесу подобной трудности может исполнить лишь Ганс Бюлов (выдающийся пианист и дирижер, любимый ученик Листа).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...