Страхи. Тревога. Скованность. Заторможенность. Эгоцентричность. Избегание умственных усилий. Дефицит внимания. Расторможенность (двигательная)
Страхи Конкретные: пылесоса, собаки, темноты, порывов ветра. Социальные: новых людей в новых ситуациях, публичного выступления, остаться одному. Реакция на новизну: боится входить в новое помещение. Тревога В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд. В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги. В движениях: неожиданно вздрагивает, осторожно ходит. Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями, стремится быть поближе к взрослому. Скованность В речи: запинается. В движениях: скован, неловок в новой ситуации. Заторможенность В познавательной активности: ничем не интересуется, не знает, чем себя занять. В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам. В речи: говорит слишком тихо. Время реакции: темп действий (движений) замедлен, при выполнении действий по сигналу запаздывает. Эгоцентричность Как отношение к себе: считает, что все игрушки, все конфеты, все внимание окружающих для него. Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желания детям. В речи: использует местоимение «я». Избегание умственных усилий В условиях умственной деятельности: не смотрит мультики, устает от чтения книг взрослым. На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту мыслительного задания. Дефицит внимания Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии. Содержание помощи: приходится словесно повторять задание несколько раз, требуется сочетание слова с показом способа действия. В речи: переспрашивает условия выполнения задания. Расторможенность (двигательная) Особенности в планировании действий: поспешно планирует собственные действия.
Темп и количество действий: темп действий убыстрен, много лишних действий, действует раньше условленного сигнала. Длительность сдерживания гиперактивности: встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят. Длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры. Расторможенность (речевая) Громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить, пользуясь обычной силой голоса. Темп речи: темп речи убыстрен, речь взахлеб, переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого. Непонимание словесных инструкций Сложных: путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого. Простых: ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания. Застреваемость В деятельности: рисует многократно повторяющиеся элементы. Во взаимоотношениях: навязчив в общении, привлекает к себе внимание. В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу (просьбу), навязчивые хмыкание, поперхивания. В сфере чувств и эмоций: застревает на обиде, нетерпим к замечаниям. Трудности переключения: с трудом переключается. В мышлении: трудность осмысления материала в условиях дефицита времени. Навязчивые, стереотипные действия и движения: биение, грызение, глотание, выдергивание, дергание, обкусывание, кручение, сосание, сжимание-расжимание, посасывание, раскачивание, постукивание, потирание, пощипывание, подергивание, ковыряние, поглаживание, почесывание. Работоспособность Умственная: быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает когда читают книжку, устает на первой части организованного занятия. Физическая: быстро устает на прогулке, от физической нагрузки, теряет работоспособность на первой трети организованного занятия, необходимо варьирование сложного задания, требующего физических усилий, работоспособность колеблется в течение дня, чередование повышенной и пониженной работоспособности.
Опрос-беседа «Знание норм поведения» Цель: выяснить знание норм во взаимоотношениях В беседе детям было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши. Дети должны дать ответы на вопросы: 1. Что по-твоему рассказал ей Миша? 2. Какие поступки мальчика тебе не понравились? 3. Как поступил бы на его месте ты? Ситуация 1. «Мальчику Мише 4 года, он ходит в такой же детский сад, как и ты. По утрам Миша берет с собой одну из любимых игрушек, и мама отводит его в группу. Сегодня мама привела Мишу в сад, а сама убежала на работу. Миша вошел в группу – а там не Ирина Викторовна, которая давно работает в группе, а какая-то новая воспитательница. Миша не знал, как ее зовут, и поэтому не стал здороваться, а сразу пошел к ребятам играть. Ситуация 2. Ваня – друг Миши, увидел у него в руках новую машинку и вежливо попросил дать посмотреть ее. Миша решил, что Ваня может сломать машину, и поэтому отвернулся от него и не дал игрушку. Ваня обиделся, а Миша пошел играть с другими мальчиками. Ситуация 3. За завтраком дети кушали творожную запеканку, Миша вертелся за столом и опрокинул Катин стакан с молоком на стол. Воспитательница поругала Мишу за то, что он пролил молоко и испачкал платье девочке, которая сидела рядом. Миша вместо извинения промолчал и принялся пить свое молоко. Ситуация 4. Катя обиделась на Мишу за испорченное платье, и не дала ему в песочнице свою лопатку, когда он попросил. Миша рассердился и сказал, что больше никогда не даст ей свои игрушки. Ситуация 5. Вечером, когда детей забирали и в группе остались только Миша и Андрей, воспитательница попросила мальчиков помочь ей собрать игрушки. Миша ответил, что собирать должен тот, кто их раскидал, и не стал помогать, а сел разукрашивать рисунок дожидаясь маму. Воспитательница и Андрей сами рассадили красиво игрушки.
По дороге домой мама расспрашивала Мишу о том, как прошел день. Что по-твоему рассказал ей Миша. Какие поступки мальчика тебе не понравились? Как поступил бы на его месте ты? »
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|