1.2 Факторы, влияющие на развитие скоростно-силовых способностей в занятиях боксом
1. 2 Факторы, влияющие на развитие скоростно-силовых способностей в занятиях боксом Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений. При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом, тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении возрастает значимость скоростного компонента. К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Она проявляется при нанесении боксеров тактических ударов и финтов, а также в ложных передвижениях, мгновенных защитах, многоударных сериях [5, 6]. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время [11, 19]. Взрывная сила характеризуется, в свою очередь, двумя компонентами: - стартовой силой – характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. - ускоряющей силой – способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения. Скоростно-силовые способности примерно в равной мере зависят как от наследственных, так и средовых факторов. Они проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. На сегодняшний день, специалисты выделяют следующие факторы, влияющие на проявление силовых способностей: мышечные, центрально-нервные, личностно-психические, биомеханические, биохимические, физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность [11, 16].
К мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых и красных мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации. Соотношение медленных и быстрых волокон в мышцах индивидов является генетически обусловленной характеристикой и незначительно изменяется в процессе тренировки, в основном за счет трансформации переходных волокон в медленные или быстрые. В то же время в результате адаптации к скоростно-силовой тренировке медленные мышечные волокна могут приобретать некоторые свойства быстрых волокон. Быстрые мышечные волокна в результате тренировки на выносливость могут приобретать ряд свойств медленных волокон [14, 15]. От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений. Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические факторы, биохимические и физиологические факторы. 1. 3 Средства и методы развития скоростно-силовых способностей у юношей 15-17 лет занимающихся боксом Средства физического воспитания – то, что используется в целях укрепления здоровья, всестороннего развития организма, физических способностей, двигательных навыков, и передачи знаний, т. е. для решения задач физического воспитания [1].
Так как 15-17-летние боксеры являются достаточно квалифицированными спортсменами в данном виде спорта, то можно воздействовать на них средствами специальной силовой подготовки. Поэтому выделяют следующие группы упражнений данной подготовки: - спортивное упражнение; - специальное упражнение; - специально-вспомогательное упражнение. К первому относят упражнения, которые выполняются с соблюдением всех правил соревнований. Вообще соревновательный период в данном виде спорта являются неотъемлемым этапом подготовки, так как служат хорошим показателем ошибок, присутствующих в подготовке спортсмена [11]. Ко второму относят такие упражнения, которые позволяют развивать мышечную силу в тесной взаимосвязи с другими ведущими двигательными качествами [11]. Третьи позволяют локально развивать силу отдельных мышечных групп в тесной взаимосвязи с другим ведущим двигательным качеством в соответствии с внутренней структурой спортивного упражнения, когда сохранить внешнюю структуру его методически невозможно [11]. Для совершенствования быстрой силы предлагает применять упражнения с относительно небольшим внешним отягощением: для рук – от 200до 500г, для ног – не более 1, 5 кг. Особое внимание, на его взгляд, должно уделяться мгновенному неожиданному выполнению тренируемого движения или серии движений. [21]. Для совершенствования взрывной силы величина отягощения должна колебаться в зависимости от подготовленности спортсмена. При использовании общеподготовительных упражнений, она может достигать 70-90% от максимума, а в специально-подготовительных – 30-50%. В первом случае совершенствуется больше силовой компонент, во втором – скоростной [25]. Эффективными, являются многоскоки с ноги на ногу, где регистрируется длина преодолеваемого участка и время его прохождения [6, 17]. Физическая подготовка боксера является основным фактором, обеспечивающим качество технической, тактической и психологической подготовленности, уровень развития всех остальных компонентов мастерства [20]. Физическая подготовка неразрывно связана с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья.
Общая физическая подготовка боксера направлена на разностороннее развитие его физических способностей. Она способствует повышению уровня функциональных возможностей организма, развитию выносливости, силовых и скоростно-силовых качеств, координационной способности и др. Общеразвивающие упражнения можно разделить на упражнения косвенного и прямого влияния. Упражнения косвенного влияния содействуют развитию таких общих качеств, как гибкость, ловкость, сила, быстрота, т. е. подготавливают спортсмена к специальной тренировке. Физические упражнения прямого влияния должны по координации и характеру соответствовать движениям и действиям в боксе. Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических качеств, необходимых в определенном виде спорта, в данном случае в боксе. Это упражнения в координации движений при ударах и защитах. В передвижении, игровые упражнения, бой с тенью, упражнения со специальными боксерскими снарядами, и специальные упражнения с партнером [12]. Неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса являются упражнения со специальными боксерскими снарядами, развивающие необходимые физические качества и совершенствующие технические навыки: Упражнения со скакалкой. Этот вид упражнений является одним из основных при подготовке боксеров. Длительные подскоки и прыжки через скакалку способствуют развитию «взрывной» силы ног, укреплению внутренних органов, развивают координацию, четкость движений. Упражнения со скакалкой применяются в процессе каждой тренировки, особенно специализированной, продолжительность их проведения от 3 до 15 мин [4]. Упражнения с мешком вырабатывают навык правильно держать ударную поверхность руки при ударе, рационально использовать мышечные усилия в ударах на разных дистанциях, рассчитывать силу удара, особенно при быстром нанесении нескольких ударов. Применяя упражнения с мешком, боксер совершенствует навыки в нанесении ударов при поступательном движении вперед и назад, развивает чувство дистанции. Обычно начинают с одиночных ударов, потом наносят два последовательных удара в разном сочетании и, наконец, серии с отдельными акцентированными ударами. Для занятий используют мешки различной формы. Универсальный боксерский мешок удобен для нанесения всех видов ударов [15].
Упражнения с грушей (насыпной и наполненной водой). Насыпные груши имеют много общего с мешками. Груши с песком и опилками – тяжелые и жесткие; наполненные горохом – более легкие и мягкие, подвижные с большой амплитудой движений, по ним можно наносить более сильные одиночные, двойные и серии ударов; упражнения с такими грушами развивают чувство дистанции. Груша, наполненная водой, хорошо амортизирует удар, достаточно тяжелая и подвижная. Обычно все три типа груш подвешиваются вблизи друг от друга, и боксер в течение раунда упражняется в ударах, переходя от одной груши к другой. Удары по грушам боксер наносит во всех боевых положениях [17]. Упражнения с настенной подушкой. Используются в занятиях чаще всего с группой начинающих боксеров. Этот снаряд используется преимущественно для нанесения прямых ударов. Неподвижная и плоская поверхность снаряда облегчает расчет длины ударов. По настенной подушке наносят удары руками – с места, с шагом вперед и в стороны [6]. Упражнения с пневматической грушей. Пневматические груши бывают стандартными и несколько уменьшенными, последние быстрее отскакивают от платформы при ударе. Четкий ритм ударов о платформу заставляет тренирующегося поддерживать темп упражнения, наносить удары с определенной силой и частотой. Чем сильнее наносится удар, тем быстрее двигается груша. Длительные ритмические удары по груше являются хорошим средством для развития скоростной выносливости мышц плечевого пояса и умения расслабить мышцы в момент возврата руки для последующего удара. Наносить удары следует как передней, так и задней рукой из боевой стойки; можно бить несколько раз одной рукой, потом поочередно одной и другой [8]. Упражнения с мячом на резинках (пинчбол). К мячу прикрепляют резины; одну из них свободным концом крепят к кронштейну вверху, а другую - на таком же расстоянии - к полу, в результате чего мяч может вибрировать по горизонтали. Удары по мячу заставляют его двигаться назад и вперед. Такой же мяч, укрепленный на резинках в горизонтальном положении, используют для совершенствования ударов рукой снизу, коротких прямых ударов [2]. Упражнения с малым подвесным мячом (пунктбол).
Теннисный мяч подвешивают к горизонтальной платформе на уровне головы и по нему наносят одиночные удары. Нужно попадать по мячу ударной поверхностью. Упражнения на этом снаряде помогают выработать точность попадания и своевременность ударов, скорость и избирательность. Упражнения с боксерскими лапами. При помощи боксерских лап совершенствуют удары руками, развивают быстроту реакции, точность и ориентировку. Заранее установленные лапы дают возможность нанесения повторных, двойных и серийных ударов. Комбинации совершенствуют до автоматизма с акцентированием какого-нибудь удара. Держа лапы и передвигаясь по рингу, тренер меняет дистанцию, что заставляет ученика либо наступать, либо отходить назад, в стороны рассчитывая, таким образом, дистанцию для нанесения ударов. Применяя упражнения с лапами, можно создавать обстановку, характерную для многих боевых эпизодов [19]. Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений [11]. Выделяют четыре основных группы методов развития силовых способностей: - Методы повторного упражнения с использованием непредельных отягощений предусматривают использование непредельных отягощений с предельным числом повторений. В зависимости от величины отягощения, не достигающего максимальной величины, и направленности в развитии силовых способностей используется строго нормированное количество повторений от 5-6 до 100. - Методы повторного упражнения с использованием предельных и около предельных усилий: 1. В упражнениях, выполняемых в преодолевающем и уступающем режимах работы, направленных на повышение максимальной силы мышц. 2. Использование средних и больших усилий до отказа в упражнениях, направленных на увеличение мышечной массы. 3. Ударный метод, направленный на увеличение взрывной силы. Он предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц. После предварительного быстрого растягивания наблюдается более мощное сокращение мышц. Величина их сопротивления задается массой собственного тела и высотой падения. 4. Изокинетический метод. Использование нагрузки до отказа по круговой рабочей амплитуде движения, задаваемой с помощью соответствующих тренажеров, направленной на повышение специфических силовых способностей [19]. - Методы повторного упражнения с использованием статических положений тела: 1. Метод изометрических усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развить максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в 80-90% от максимума продолжительностью 4-6 сек 100% – 1-2 с. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометрические напряжения в 60-80% от максимума продолжительностью 10-12 с в каждом повторении. Обычно на тренировке выполняется 3-4 упражнения по 5-6 повторений каждого, от дых между упражнениями 2 мин. При воспитании максимальной силы изометрические напряжения следует развивать постепенно. После выполнения изометрических упражнений необходимо выполнить упражнения на расслабление. Тренировка проводится в течение 10-15 мин. 2. Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц - изометрического и динамического. Для воспитания силовых способностей применяют 2-6-секундные изометрические упражнения с усилием в 80-90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отягощения (2-3 повторения в подходе, 2-3 серии, отдых 2-4 мин. между сериями). Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать специальные силовые способности именно при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях. 3. Метод воспитания силы с помощью тренажерных устройств [19]. - неспецифические методы воспитания силовых способностей: 1. Метод электростимуляции мышц, направленный на укрепление опорно-двигательного аппарата. 2. Воспитание собственно-силовых способностей при пассивном растяжении мышц. Комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений повторяют 1-3 раза по кругу. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 2-3 мин, во время которого выполняются упражнения на расслабление [19]. - Игровой метод, который известен уже давно, предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма. К таким играм относятся игры, требующие удержания внешних объектов (например, партнера в игре «Всадники»), игры с преодолением внешнего сопротивления (например, «Перетягивание каната», игры с чередованием режимов напряжения различных мышечных групп (например, различные эстафеты с переноской грузов различного веса) [2]. Подразделяет методы силовых способностей на методы общей силовой подготовки, разносторонне-целенаправленной, специальной [11]. При первом случае автор предлагает либо максимальное сопротивление, создавая физиологический раздражитель максимальной силы – метод кратковременных усилий; либо когда спортсмен многократно выполняет упражнение с сопротивлением, не достигающим максимальных величин – метод «до отказа». Также автор предлагает повторный метод, интервальный и круговой [11]. Во втором случае выбор методов зависит от того, какие силовые способности необходимо развивать. В третьем случае возможно совмещение развития способностей. Предлагается использование средств сопротивления ниже обычного, поскольку чрезмерное сопротивление исключает возможность технического совершенствования, специального силового развития. Предлагается также использования одновременно развитие взрывной силы и упражнения на технику.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|