Глава 2. Организация и результаты исследования
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 2. 1 Организация исследования Цель исследования: определить эффективность разработанного нами комплекса упражнений, направленного на развитие скоростно-силовых способностей у юношей 15-17 лет, занимающихся боксом. Методы исследования: 1. Анализ научно-методической литературы позволил выявить анатомо-физиологические особенности юношей 15-17 лет, дать определение скоростно-силовым способностям, раскрыть основные средства и методы развития способностей, раскрыть суть методики развития скоростно-силовых способностей. Этот метод был использован на начальном этапе исследования и послужил теоретической базой для применения комплексов физических упражнений на практике. 2. Педагогическое наблюдение позволило выявить положительное отношение боксеров ДЮСШ «Юность» Альметьевского муниципального района к введению комплексов физических упражнений в тренировочный процесс, оценивать состояние спортсменов во время тренировки. 3. Педагогическое тестирование проводились в тренировочное время, в условиях спортивного зала и на улице на учебно-тренировочном занятии. Перед проведением тестов была проведена разминка в течение 25 минут, в которую включались: общеразвивающие упражнения и упражнения на растяжку, перед занимающимися ставилась установка выполнять упражнения тестирования максимально лучшим результатом. Для определения уровня развития скоростно-силовых способностей нами использовались следующие тесты: Тест 1. Прыжок вверх с места со взмахом рук. Методика проведения. Исходное положение – основная стойка боком к стене, правая вверх. Выполняется выпрыгивание вверх, испытуемый должен коснуться разметки на стене. В протокол заносится лучшая попытка из трех раз.
Тест 2. Прыжок в длину с места. Методика проведения. Исходное положение – основная стойка. Испытуемый делает замах рук и прыжок вперед. Замеряется длина прыжка по пяткам, при касании руками пола замер производится по рукам. В протокол заносится лучшая попытка из трех раз. Тест 3. Метание малого мяча с места на дальность ведущей рукой. Методика проведения. Исходное положение правая нога впереди, левая сзади. Выполняется бросок малого мяча вперед на дальность. В протокол заносится лучшая попытка из трех раз. Тест 4. Бросок набивного мяча (1 кг) из-за головы вперед. Методика проведения. Исходное положение – широкая стойка. Выполняется бросок мяча из-за головы как можно дальше. В протокол заносится лучшая попытка из трех раз. Также нами были применены тесты, предложенные в программе по боксу для ДЮСШ: а) Силовая выносливость. Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа (количество раз). Исходное положение – упор лёжа. Упражнение делается в среднем темпе до первой остановки, туловище должно быть прямым. Результат оценивается по количеству правильных сгибаний рук в упоре лёжа. б) Количество прямых ударов за 9 секунд. Испытуемый находится у специального стенда «настенная подушка». Время засекалось после нанесения первого удара. Боксёр должен выполнить максимальное количество ударов за время 9 секунд. Оцениваются скоростные качества мышц сгибателей-разгибателей рук. 4. Педагогический эксперимент проводился с целью определить эффективность применяемого комплекса упражнений, направленного на развитие скоростно-силовых способностей у боксеров 15-17 лет. Контрольная группа тренировалась по общепринятой методике, а в содержание тренировочных занятий экспериментальной группы был включен комплекс упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых способностей боксеров, также были включены специальные упражнения для развития специальных физических качеств, которые характерны для бокса.
При развитии скоростно-силовых способностей боксеров использовались метод непредельных усилий с нормированием количества повторений, метод динамических усилий, ударный метод. Специальная физическая подготовка осуществлялась также во время упражнений в перчатках с партнером и на снарядах. Упражнения проводились в среднем, размеренном темпе, их интенсивность была средней. Отсутствие больших и утомительных нагрузок, дает возможность боксеру в спокойных условиях совершенствоваться в технике и тактике и развивать быстроту и ловкость. Спарринги, которые применялись в занятиях экспериментальной группы, носили тренировочный характер и позволяли определить уровень подготовленности боксёров, их сильные и слабые стороны. Также в содержание занятий экспериментальной группы включались специальные упражнения, использовались «метод динамических усилий», метод непредельных усилий с нормированным количеством раз, ударный метод; вносилась корректировка в содержание учебно-тренировочных занятий по времени и интенсивности выполнения специальных упражнений в парах. В выходные боксерами применялся активный отдых (пешие прогулки, игра в футбол, сауна, бассейн, подвижные игры). В процессе эксперимента комплекс упражнений проводили пять раза в неделю, один раз в неделю (среда) были тренировочные занятия по типу круговой тренировки на «станциях», куда включались упражнения общей физической подготовки и упражнения с отягощением. Станцию проходили по три раза и делали отдых между упражнениями -1 минуту, между станциями – 3 минуты. Экспериментальная группа тренировалась по следующей схеме: Понедельник Разминка (ОФП), упражнения с отягощениями – 15-30 мин.; выполнение комплекса, совершенствование технико-тактического мастерства в парах – 30-40 мин.; работа на боксёрских снарядах 35-25 мин; упражнения на восстановление дыхания, на гибкость и расслабление – 10-15 мин. Вторник Разминка – 10-15 мин.; выполнение комплекса, условные бои – 11-30 мин, упражнения на гибкость и расслабление – 10-15 мин.
Среда Разминка – 10-15 мин; выполнение комплекса, круговая работа на станциях – 30-50 мин.; упражнения на восстановление дыхания, на гибкость и расслабление – 10-15 мин. Четверг Групповая разминка – 10-15 мин.; кросс – 45-60 мин или игровая тренировка (футбол); упражнения на гибкость и расслабление – 10-15 мин. Пятница Разминка, упражнения с отягощениями – 15-30 мин.; совершенствование технико-тактического мастерства в парах – 30-50 мин.; работа на боксёрских снарядах 15-30 мин; упражнения на восстановление дыхания, на гибкость и расслабление – 10-20 мин. Суббота Активный отдых, игровая деятельность. Воскресенье Активный отдых. Работу спортсмены выполняли следующим образом: В начале занятия проводилась разминка, которой придавалось особое значение, так как упражнения с отягощениями выполнялись с максимальными усилиями и могли привести к травме мышечно-связочного аппарата. Из этих же соображений разминка делалась более длительной и интенсивной. Начиналась она с бега и общеразвивающих упражнений, после которых следовало выполнение комплекса упражнений в парах. При выполнении комплекса в парах в упражнениях на скорость и силу проводились в виде соревнований между парами, а на технику прорабатывались без применения игровых ситуаций. Это повышало эмоциональный настрой занимающихся и придавало интерес занятиям, улучшая взаимоотношения в группе. Упражнения экспериментального комплекса (прил. 1) применялись со следующей дозировкой повторений: Упражнения № 1, 2, 4, 8, 9 выполнялись по 15 раз. Увеличение количества раз было не рационально. Упражнения № 3, 7, 10, 6, 7 выполнялись 5 раз, поскольку они требуют большого приложения силы. Упражнение № 5 выполнялось 1 раз. Упражнения 4, 5, 7, 9 выполнялись со сменой партнеров. Выполнялась другая работа, соответствовавшая дню недели. Педагогический эксперимент длился 3 месяца. Разработка комплекса физических упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых способностей юношей 15-17 лет занимающихся боксом.
Опираясь на работы [3, 4, 6, 17, 23], был разработан комплекс, направленный на развитие скоростно-силовых способностей у юношей 15-17 лет, занимающихся боксом. Исходным материалом, для разработки комплекса упражнений на развитие скоростно-силовых способностей были взяты физические упражнения с отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц (прил. 3). Такие упражнения называются скоростно-силовыми. Скоростно-силовыми являются такие динамические упражнения, в которых ведущие мышцы одновременно проявляют относительно большие силу и скорость сокращения, т. е. большую мощность. Максимальная мощность мышечного сокращения достигается в условиях максимальной активации мышцы при скорости укорочения около 30% от максимальной для ненагруженной мышцы. Предельная продолжительность упражнении с большой мощностью мышечных сокращений находится в диапазоне, от 3-5 с до 1-2 мин - в обратной зависимости от мощности мышечных сокращений (нагрузки). Мощность играет важнейшую роль в скоростно-силовых упражнениях. В нашем исследовании были применены такие физические упражнения как: 1) основные упражнения: а) упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т. д.; б) упражнения, отягощенные весом собственного тела: — упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе); — упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты); — упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры; — ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25—70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх); в) упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция, комплекс " Универсал" и др. ); г) рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов; 2) дополнительные упражнения: а) упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки в гору, по рыхлому песку, бег против ветра и т. п. ); б) упражнения с использованием сопротивления других предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т. п. ); в) упражнения с противодействием партнера. Некоторые примеры выше перечисленных упражнений:
- бег с высоким с подниманием бедра в яме с песком на месте и с незначительным продвижением вперед в различном темпе — 15-30м; - бег прыжками по мягкому грунту (опилочная дорожка, торф) в различном темпе — 20-40м; - бег в гору (крутизна — 20°) в среднем и быстром темпе — 15-25 м; - прыжки на двух ногах с небольшим наклоном вперед — 10-30 прыжков; - выпрыгивание из глубокого приседа — 16-20 прыжков; - прыжки на одной ноге с продвижением вперед — 15-30 м на каждой ноге; - многократные прыжки через препятствия (гимнастические скамейки, набивные мячи, барьеры) на одной и двух ногах с акцентом на быстроту отталкивания — 30-40 прыжков; - броски и ловля набивного мяча одной и двумя руками — 6-8 раз; - сгибание и разгибание рук в упоре лежа — по 5-7 раз на время. Все выше перечисленные упражнения, для развития скоростно-силовых способностей, задаются в зонах максимальной и субмаксимальной мощности. 5. Метод математической статистики Результаты исследования подвергались математико-статистической обработке на персональном компьютере с использованием пакета прикладных программ Excel для среды Windows, с определением среднего арифметического значения, ошибки средней арифметической и t-критерия Стьюдента. Рассчитывали следующие статистические величины: 1. Средняя арифметическая х. Она определяется как отношение между суммой всех данных совокупности и их количеством:
x = Σ х1 + х2 = + хn = Σ хi n n
где, хi -статистические данные, n - количество данных. 2. Дальше необходимо вычислить в обеих группах стандартное (квадратическое) отклонение ( ) по следующей формуле:
Где Ximax – наибольший показатель; Ximin – наименьший показатель; K – табличный коэффициент. Порядок вычисления стандартного отклонения ( : - определить Ximax в обеих группах; - определить Ximin в этих группах; - определить число измерений в каждой группе (n); - найти значение коэффициента K по специальной таблице 3. Следующим этапом является вычисление стандартной ошибки среднего арифметического значение (m) по формуле: , когда n 30 и , когда n 30. 4. Вычислить среднюю ошибку разности по формуле: Средняя арифметическая величина позволяет сравнивать и оценивать группы изучаемых явлений в целом. Статистическая достоверность различий определялась: между средними арифметическими величинами двух групп испытуемых в начале и в конце этапов исследования; Педагогический эксперимент проводился на базе ДЮСШ «Юность» Альметьевского муниципального района с октября 2020 года по май 2021 года. В эксперименте принимали участие две группы боксеров с одинаковым уровнем подготовки 15-17 лет (экспериментальная и контрольная) (I разряд) по 10 человек в каждой, которые занимались 3 года. Тренер преподаватель Агазарян Геворг Марспетунович. В эксперименте принимали участие две группы боксеров экспериментальная и контрольная. Обе группы были с одинаковым уровнем подготовки (I разряд) по 10 человек в каждой, которые занимались 3 года. Группы тренировались по стандартной программе, утвержденной Федерацией бокса России, однако на занятиях экспериментальной группы применялся комплекс физических упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых способностей. Педагогический эксперимент состоял из трёх этапов: 1 этап (октябрь 2020 года) – на начальном этапе исследования была проанализирована научно-методическая литература, поставлены цель и задачи исследования, получена информация о каждом занимающемся, проведена оценка результатов тестирования экспериментальной и контрольной группы в начале эксперимента у юношей 15-17 лет, занимающихся боксом. 2 этап - (ноябрь 2020 - апрель 2021 года) заключался в проведении педагогического эксперимента и применения методики развития скоростно-силовых способностей боксеров 15-17 лет. 3 этап (май 2021 год) – проведена оценка результатов тестирования экспериментальной и контрольной группы в конце эксперимента у юношей 15-17 лет, занимающихся боксом. Результаты педагогического эксперимента были систематизированы, описаны и обобщены, подвергнуты количественному и качественному анализу, формулировались выводы, оформлялась выпускная квалификационная работа. Тренировки проводились пять раз в неделю, по полтора часа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|