Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О сновные запросы к психологу при обращении по поводу проблем подросткового возраста.




Типичными запросами в консультировании детей подросткового возраста является: 1) консультирование по проблемам трудностей в обучении и школьной дезадаптации (проблемы в школе); 2) консультирование по вопросам преодоления кризиса подросткового возраста; 3) консультирование по вопросам нарушения межличностных отношений (проблемы со сверстниками); 4) консультирование по проблемам дисгармоничности характера (проблемы с характером, акцентуации); 5) консультирование по развитию самосознания подростков (проблемы с самосознанием).

Итак, рассмотрим подробнее перечисленные запросы консультирования. 1. Консультирование подростков по проблемам трудностей в обучении и школьной дезадаптации.

Подростковый возраст традиционно считается тяжелым не только в плане воспитания, но и об учебных достижений. Снижается успеваемость, угасает интерес к учебе и его значимость. Среди школьников растет количество неуспевающих подростков, у которых наблюдается апатия и отрицательное отношение к школе. Все это приводит к различным проблемам, которые обусловливают школьную дезадаптацию подростков.

2. Консультирование по вопросам кризиса подросткового возраста. Для понимания подросткового возраста необходимо иметь в виду, что этот возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека. Причины возникновения, характер и значение подросткового кризиса психологами понимаются по-разному. Многие ученые подчеркивают возможность бескризисного протекания этого периода. Кризис в этом случае рассматривается как результат неправильного отношения к подросткам взрослыми, общества в целом. Это объясняется тем, что личность не может справиться с поставленными перед ней проблемами на новом возрастном этап. Весомым аргументом в пользу «бескризисных» теорий является то, что специальные исследования часто свидетельствуют об относительно спокойное переживания подростками этого этапа развития. Другая точка зрения, которой придерживаются авторы, состоит в том, что характер протекания, содержание и формы подросткового кризиса играют существенную роль в общем процессе возрастного развития. Противопоставление себя взрослым, активное завоевание новой позиции является не только закономерными, но и продуктивными для формирования личности подростка.

Существует два основных пути протекания подросткового кризиса: независимости и зависимости. Симптомами кризиса независимости является: своенравие, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание родителей, отрицательное отношение к требованиям взрослых, которые они ранее выполняли, протест - бунт, ревность к собственности. Противоположными симптомы кризиса зависимости: чрезмерное послушание, обособленность от взрослых или сильных, регресс к старым интересов, вкусов, форм поведения.

Основными задачами для психолога в этом возрасте являются: 1) дифференциация доминирующей позиции школьника (стремление к независимости или зависимости) для возможности самоопределения подростка, развития у него чувства идентичности; 2) предоставление подросткам помощи в понимании того, что с ними происходит и выработки конструктивных форм преодоления кризиса; 3) создание условий для продуктивного разрешения кризиса: разъяснения родителям и педагогам особенностей подросткового периода, заложенных в нем возможностей.

3. Консультирование подростков по вопросам нарушения межличностных отношений.

Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, что отражается в качестве ведущей деятельности этого периода. Отношения в группе сверстников, ее ценности играют большую роль в развитии подростка. Стремление подростка иметь солидный статус среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам референтной группы. Поэтому нарушения взаимоотношений со сверстниками имеют для подростков существенное значение. Кроме этого, нарушения межличностных взаимоотношений среди одноклассников вызваны отсутствием у них коммуникативных умений, проявляется в использовании неадекватных способов убеждения (давление, протест, противопоставление и т.д.). В процессе индивидуального консультирования подростков с целью коррекции их межличностных отношений, важной задачей психолога является определение индивидуально-психологических особенностей личности подростка, которые блокируют успешное межличностное взаимодействие. Для развития у подростков умение выстраивать позитивные межличностные отношений консультант в процессе беседы с ними должен делать акцент на: развития представления о собственных ценностях и ценности другого человека; развитие доверия к людям; осознание различных видов мотивов межличностных отношений; усвоение способов решения собственных проблем; умение устанавливать психологический контакт; развитие навыков эмпатического слушания; использование различных вербальных и невербальных способов общения.

4. Консультирование по проблемам дисгармоничности характера.

Проблема дисгармонийности характера является чрезвычайно актуальной в работе психолога-консультанта с подростками. В подростковом возрасте особенности характера обостряются, что может привести к акцентуации, явлений социальной дезадаптации и формированию личности по психопатическим типам. Поэтому в консультативной работе с акцентуированными подростками, в которых отмечены явления дезадаптации, важной задачей для психолога является распознавание психогенных факторов и помощь в преодолении патогенного воздействия. Учитывая тип акцентуации подростка, психологу стоит подобрать индивидуальный подход к нему. Ниже приведены особенности работы психолога с различными типами акцентуаций характера у подростков. При консультировании гипертимных подростков психологу необходимо занять доброжелательную неавторитарную позицию. В индивидуальной беседе четко аргументировать обязанности и пределы приемлемого поведения подростка; использовать методы тренировки самоконтроля, планирования, систематизации. В консультативных беседах с учителями и родителями подростков, психолог должен информировать их об особенностях типов акцентуаций подростков и одновременно давать рекомендации о том, как устранить психотравмирующие моменты социальной ситуации развития.

5. Консультирование подростков по вопросам развития самосознания. Личностный рост подростков неразрывно связано с развитием их самосознания (усвоением нравственных понятий, развитием нравственных чувств, усилением ответственности за себя и других, повышением уровня саморегуляции), поэтому важной задачей психолога является использование комплекса консультационных методов, способствующих развитию и гармонизации их самосознания. Консультируя подростков из личностных проблем, психолог имеет акцентировать их внимание на ценности жизни, полученных психологических знаниях, подчеркивать, что, прилагая волевые усилия при решении проблем, они могут стать жертвами манипуляций других людей. В связи с этим, психолог в процессе консультирования решает две задачи: во-первых, выясняет, какие ценностно-нормативные установки превалируют в отношениях подростка, способствует тому, чтобы он сам осознал сущность взаимодействий; во-вторых, помогает понять, насколько его реальное поведение соответствует общечеловеческим нормам. В процессе индивидуального консультирования психолог знакомит ребенка с необходимыми психологическими знаниями, которые важны в процессе решения проблем, подчеркивает важность использования при этом рационального, логического мышления, знакомит с основами саногенного (здорового) мышления. Заметим, что мышление по своей природе рефлексивное, и именно эта особенность является основой его саногенности, точнее здоровья, ведь внутренний диалог личности дает ей возможность для развития всех видов дифференцированного и одновременно целостного видения мира, способствует изменениям отношений к своим мыслям, убеждений. Таким образом, для повышения эффективности решения различных личностных и межличностных проблем у подростков и предотвращения их возникновения, психолог в консультативной работе с учениками влияет на глубинную сферу личности - самосознание подростков. Очень важным аспектом консультирования подростков по развитию самосознания и решения их обособленных проблем является работа психолога с их родителями. Психолог-консультант должен анализировать проблемы подростков, рассматривая их через призму целостного жизненного пути, интегрирует семейную ситуацию в прошлом и будущем, отражает особенности происхождения трудности из-за нормативных возрастных кризисов, учитывает врожденные и социальные факторы развития личности, факторы риска и т.д. В связи с этим, необходимым условием закрепления достигнутых результатов является активное воздействие психолога на родителей с целью изменения их отношения к подростку и вооружение их адекватными способами коммуникации. В процессе консультирования учащихся подросткового возраста психолог, как правило, решает две основные задачи: диагностическое и терапевтическое. Для решения первой (диагностического) задачи психологу-консультанту необходимо осуществить всесторонний анализ необходимой информации о подростке, его ситуацию и определить проблемы, которые заставили человека обратиться за помощью. В первую очередь выясняются источники и факторы возникновения проблемы ученика. Второе (терапевтическое) задача - это собственно процесс реализации психологической помощи с использованием специальных приемов и техник. Он включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуализацию собственных психологических ресурсов подростка. В период взросления происходит интенсивное развитие самосознания личности, в связи с этим важным оказывается активный поиск путей самореализации и самоутверждения подростка. Имея уже достаточный социальный опыт, личность этого возраста способен осознавать свои переживания, выражать их вербально и отрефлексировать то, чем они вызваны. Подростки уже четко определяют природу своих трудностей и осознают, что именно может им помочь. Впрочем, отношение к процессу консультирования в них может быть неоднозначным. Старшие неохотно допускают психолога в свой внутренний мир, стараются избегать глубокого контакта, однако легко могут просить о помощи, чтобы наладить взаимоотношения с родителями. Можно сказать, что установление терапевтических отношений с большинством подростков является более трудным, чем с младшими детьми, особенно если подросток не сам пришел к психологу, а его направил взрослый. Подросток изначально может не доверять психологу. Кроме того, у самого подростка чаще всего нет запроса на психологическую работу. Он выработал те или иные защитные модели поведения, которые его самого устраивают, а не удовлетворяют только взрослых. Взрослые хотят его изменить, у самого подростка потребность в изменении отсутствует. А если учесть, что нередко для изменений необходимо столкнуться с глубокими, не всегда приятными чувствами, то подросток чаще всего прямо или косвенно отказывается от работы с психологом. Поэтому важнейшим этапом работы, занимающим иногда несколько месяцев, является установление терапевтических отношений или получение согласия подростка на работу. Подробно будет рассмотрен этот этап в случае, если подростка к психологу отправил взрослый. Кто и в какой форме сообщает подростку о необходимости занятий с психологом? Как представляется, это делает взрослый, от которого исходит запрос. Взрослый может открыто изложить причину своего обращения к психологу, не добиваясь согласия с ней подростка, потому что, очевидно, он с ней не согласен. В некоторых случаях стоит сообщить подростку "легенду", т.е. не гнаться за правдой в полной объеме, потому что психологу необходимо занять по возможности отстраненную позицию от родителей - не уговаривать подростка, а вместе с ним "подчиниться" просьбе взрослых, давая понять, что подросток направляется на занятия совсем не по желанию психолога. В случае категорического отказа подростка, можно попробовать договориться с ним о двух-трех встречах, например, сказать ему так: "Я смогу с тобой познакомиться, а ты узнаешь, что такое занятия с психологом, и решишь, нужны они тебе или нет".

Подросток Привлечение внимания Борьба за власть Игнорирование указаний родителя Грубит «Не хочу» Месть Вредит Страх или избегание неудач Безволие Боязнь плохих оценок Дурная компания Не хочу в школу Неряха Проблемы с учебой Проблемы с учителем Секс Ворует Лжет.

Как правило, запрос на помощь психолога поступает не от самого подростка, а от его родителей, которые обнаружили в поведении своего ребенка тревожные симптомы, в числе которых можно выделить следующие: отсутствие общения. Ваш ребенок мало общается с одноклассниками, у него нет друзей, большую часть времени он проводит за компьютером, предпочитая виртуальный мир реальному; снижение успеваемости. Оценки в школе упали, подросток стал прогуливать занятия, может не прийти домой; стрессовая ситуация. Развод родителей, потеря близкого человека, проблемы с друзьями, неразделенная любовь и т. д.; подозрения на наркотики. Если Вы заметили тревожные симптомы, указывающие на употребление подростком психотропных веществ или алкоголя; изменения в поведении. Выражаются в том, что Вы перестали понимать своего ребенка, с ним трудно найти общий язык, он проявляет агрессию, его поведение перестало быть управляемым и приняло девиантный характер; Эти и другие симптомы, причин которых Вы не можете объяснить, являются поводом для обращения к подростковому психологу, который поможет разобраться в предпосылках их возникновения и справится с негативными последствиями. Подростковый возраст – возраст особенный. Именно в это время происходит усиленное развитие личности. Это самый длинный переходный период в жизни человека, характеризующийся и физическими изменениями. В психологическом словаре подростковый возраст описывают так: это «стадия развития человеком, который проходит жизненный период с детского возраста до взрослого (от 11-12 до 16-17 лет). Это проявляется изменениями в виде полового созревания, а так же самостоятельности и взрослении». Трудности чаще всего связывают с половым созреванием.

Подростковый возраст характеризуется резкой сменой настроения, эмоциональной неустойчивостью. Итак, рассмотрим основные проблемы этого возраста. Половое созревание Половая зрелость у человека наступает в среднем к 12-13 годам, но общество, социум не дает ему достаточно прав и возможностей, чтобы быть по-настоящему взрослым. Данное противоречие нарушает мироощущение подростка: появляется чувство взрослости, но нет возможности реализовать себя во взрослом обществе. Прямо или косвенно связанные с половым созреванием проблемы часто являются основной причиной для обращения к психологу. Общение со сверстниками. Проблема общения со сверстниками - одна из основных проблем подросткового возраста, поскольку именно отношения с друзьями, товарищами занимают центральное место в жизни подростка, определяют его увлечения, поведение, стремления. Для подростка важно занимать высокое, а порой и лидирующее, положение среди сверстников. И именно неспособность добиться этого может стать причиной непослушания, а возможно, и совершения правонарушений подростком. Зачастую, взрослые недооценивают данную проблему. Общение со взрослыми. Отношения подростка со взрослыми являются довольно напряженными. Одной из причин возникновения данной проблемы является отсутствие понимания взрослыми стремлений, мотивов поступков подростков. Как правило, взрослые воспринимают подростков как детей и общаются с ними как с детьми, отвергая возможность общения «на равных».

Еще одной проблемой является игнорирование взрослыми позитивных черт при взрослении подростка. Как правило, они замечают только негативные последствия взросления – скрытность, грубость, непослушание и т.д. Проблема взаимоотношений между подростками и их родителями определяется во многом своеобразной дисгармонией интересов детей и родителей. Родители интересуются своими детьми, их жизнью, в то время как молодые люди мало интересуются той частью жизни родителей, которая выходит за рамки жизни семьи. Следствием плохих отношений с родителями может стать побег из дома. Причиной может быть желание проявить самостоятельность или проверить любовь родителей к себе. Рассеянность, несобранность, резкая смена настроения. Родителям эта проблема доставляет много беспокойства. Многие подростки не соблюдают распорядок дня, нерегулярно питаются, содержат личные вещи в беспорядке. Эмоциональное состояние становится нестабильным, может резко меняться настроение. Подростки открыто показывают свои эмоции, легко впадают в меланхолию, могут заплакать. Застенчивость, робость. Данная проблема очень часто встречается в подростковом возрасте. Чаще всего робость возникает из-за заниженной самооценки, комплексов, связанных с внешностью. Подростковая застенчивость - очень мучительная проблема, она часто мешает подростку в жизни, он страдает из-за этого, ему трудно общаться с людьми и проводить время с друзьями.

Какие методы диагностики:: «Рисунок семьи», «ШТУР», «Методика Рене-Жиля», «ММРI».

Методика ШТУР: Школьный тест умственного развития предназначен для диагностики умственного развития подростков - учащихся 6-8 классов (это соответствует 7-9-м классам в современном исчислении).

ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.

Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.

Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый - логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой - нахождение правила построения числового ряда.

Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.

Авторами ШТУР являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...