Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сильные и слабые стороны метода наблюдения. Укажите ошибки при проведении наблюдения за детьми.




Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Особенности метода наблюдения: непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения; данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем; целостное восприятие наблюдаемой ситуации; зависимость данных от состояния и установок наблюдателя; влияние наблюдателя на объект наблюдения; влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.

Научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них. Оно имеет много общего с обыденным наблюдением, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится. Отличия научного наблюдения от обыденного: четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения; осуществляется по заранее продуманному плану; данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе; полученная информация подвергается контролю на обоснованность и устойчивость. Наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении.

Операциональная валидность — частный случай внешней валидности, степень соответствия методики и плана эксперимента проверяемой гипотезе. Доверительная валидность - можно определить как то, в какой степени содержание теста и его заданий (пунктов) выглядит в глазах тестируемого подходящим для данной ситуации.

Преимущества метода наблюдения: Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения. Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д. Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов. Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения. Богатство собираемых сведений (обеспечивает анализ как вербальной информации, так и действий, движений, поступков). Сохранена естественность условий деятельности. Допустимо использование разнообразных технических средств. Необязательно получение предварительного согласия испытуемых. Недостатки метода наблюдения: Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя, социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому, предубеждение наблюдателя, комплексность наблюдаемых ситуаций, эффект первого впечатления, усталость наблюдателя и наблюдаемого, ошибки в оценках, «гало-эффект», «эффект снисходительности», ошибка усреднения (боязнь крайних суждений), ошибки моделирования, ошибка контрастности. Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов. Необходимость классифицировать результаты наблюдения. Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных). Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей. Сложность соблюдения операциональной валидности. Субъективно (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, пристрастий, работоспособности исследователя). Невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажений. Вследствие пассивности наблюдателя требует значительных затрат времени. Трудность статистической обработки. Невозможность повторного наблюдения тождественных факторов. Типичные ошибки наблюдения: Гало-эффект - обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий. Эффект снисхождения- тенденция всегда давать положительную оценку происходящему. Ошибка центральной тенденции - наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению. Ошибка корреляции- оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи). Ошибка контраста- склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным. Ошибка первого впечатления - первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения. Наблюдение незаменимо в случаях, когда: необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

8. К ачества, характеризующие человека как личность и как индивида:

Личность – это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, это индивидуальность; социальный субъект, социальный индивид, совокупность социальных и личностных ролей; культурный субъект, самость. Это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления. В такое понятие «личность» включают особенности человека, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Обычно это направленность его стремлений, уникальность опыта, развитость способностей, особенности характера и темперамента - все, что традиционно включают в структуру личности. Это своеобразие психофизиологической структуры человека: его тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, особенности мировоззрения, жизненного опыта и склонностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...