Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Памятка «Введение в школьную жизнь» для родителей детей младшего школьного возраста, поступающих в школу.




Не стоит сравнивать результаты ребенка с эталоном (требованием школьной программы), с достижениями детей. Лучше вообще никогда не сравнивать ребёнка с другими детьми. Сравнивать ребёнка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Успех оценивайте искренне и без иронии.

Найдите такой вид деятельности, где он будет успешен (спорт, конструирование, рисование, домашние дела), ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.

Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Показывайте ребёнку, что его любят не за хорошую учёбу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что-то, а вопреки всему.

Поддерживайте ребенка в период адаптации к школе.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь.

 Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим Вас только положительно оценивать учебу Вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно не достаточны.

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику почувствовать значимость его нового положения.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно было бы похвалить.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

Воодушевляйте ребенка на рассказ о своих школьных делах. Обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

Избегайте неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах. Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.

Поддержите его на самом старте обучения. Объясните правила поведения в школе.

Ни в коем случае, прощаясь, не говорите: «Смотри не балуйся!», «Веди себя хорошо!». Подбодрите ребенка, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.

Будите ребенка спокойно. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

В первые дни собирайте портфель совместно с ребенком, постепенно приучая его к самостоятельности.

Терпимее относитесь к неорганизованности и ошибкам ребенка, ошибка - это не преступление.

Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу в доме.

Никогда не говорите отрицательно об учителе в присутствии ребенка, так как учитель становится для ребенка эталоном, кумиром.

Необходимо уважать мнение первоклассника о педагоге.

Решайте все недоразумения непосредственно с учителем, желательно без ребенка.

Режим родителей должен быть подчинен режиму школьника, родители должны своим примером (а не нотациями) показывать, как организовывать учебные дни.

Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться.

Если ребенок хочет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

После школы не торопитесь садиться за уроки, необходим отдых (в том числе и сон) для восстановления сил.

Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-10 минут занятий необходимы 10—15-минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.

Во время приготовления уроков не сидите над душой. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится!», «Давай разберемся вместе!», «Я тебе помогу!») и похвала (даже если не очень получается) необходимы при оказания помощи.

Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку.

Все это успокаивает, помогает снять напряжение, накопившееся за день. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятности, не выяснять отношения.

Не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, то у него могут возникнуть проблемы со здоровьем.

Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Больше всего на свете в течение первого года учебы Ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя.

15. Этапы становления приемной семьи, занятие:

Адаптация ребенка в приемной семье». I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

 

Приветствие: Добрый день, уважаемые слушатели. Большинство из вас относится к числу тех людей, которые еще не видели и не знают своего «будущего ребенка». Вам придется искать свое будущее чадо среди множества детей, знакомится с ним, а затем и пытаться наладить с ним теплые доверительные отношения. Сегодня мы с вами поговорим о том, как определиться с возрастом будущего ребенка, что представляет собой процедура знакомства с ребенком из детского дома и процесс адаптации ребенка к новой семье. Для того, чтобы определиться с возрастом ребенка будущие родители должны руководствоваться не только своими желаниями, но и реально оценивать свои силы. Для этого нужно знать особенности каждого возрастного этапа и потребности ребенка на этом этапе.

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП. Вернемся к теме нашей сегодняшней лекции и ответим на первый вопрос, как определиться с возрастом будущего ребенка. Для того, чтобы сделать правильный выбор вы должны реально оценивать свои силы и учитывать особенности возрастного развития ребенка.

Работа с группой: давайте вместе порассуждаем о том, какие плюсы и минусы для «усыновления» имеет каждый возрастной этап (сначала идет групповое обсуждение, затем показываются слайды). 2. Перейдем ко второму вопрос нашей лекции и поговорим о первой встрече с ребенком, знакомстве с ним. Попробуем представить, как это должно происходить и составить рекомендации для будущих родителей, как вести себя на первой и последующих встречах с ребенком.

Процедуру знакомства с ребенком можно условно разделить на 3 этапа: 1) подготовка; 2) первая встреча; 3) последующие встречи.  1 этап – подготовительный. 1. Для того, чтобы встретиться с ребенком, его сначала надо найти в базе данных. Для того, чтобы его было легче искать, вам необходимо четко определиться с полом и возрастом ребенка. 2. Подумайте, каким бы вы хотели видеть вашего будущего ребенка: какими качествами он должен обладать, что он должен уметь и чего не должен делать, готовы ли вы принять ребенка с физическими недостатками или психическими отклонениями. Постарайтесь продумать все до мелочей. Самое главное подумайте о том, что для вас является совершенно неприемлемым. 3. Договоритесь о встрече, поговорите с директором, социальным, педагогом или психологом, расспросите о ребенке. 4. Перед встречей с ребенком составьте для себя список вопросов: о чем вам нужно обязательно спросить у работников школы-интерната или детского дома (не стесняйтесь задавать лишних вопросов, чем больше вы будете знать о ребенке еще до встречи с ним, тем проще вам потом будет найти с ним общий язык).

2 этап – первая встреча. Групповая работа: подумайте, как правильно организовать первую встречу с ребенком. Как вести себя при последующих встречах: 1) что можно и нужно сделать, чтобы расположить ребенка к себе и создать благоприятную обстановку для общения; 2) чего нельзя делать и как не стоит вести на первой и последующих встречах.

3 этап – последующие встречи. Этот этап предполагает приглашение ребенка в гости на выходные, праздники и каникулы. Самое главное на этом этапе – наладить дружеские отношения с ребенком, поближе его узнать и дать ему возможность лучше узнать вас и вашу семью.

Перейдем к третьему вопросу лекции – «Адаптация ребенка в приемной семье». Принятие ребенка в семью – это серьезное испытание для всех ее членов, ведь у замещающих родителей нет ни каникул, ни отпусков, они не могут дома отдохнуть и расслабиться. До появления в семье приемного ребенка большинство замещающих семей уверены в себе, в том, что готовы к решению всех проблем, которые могут возникнуть. Иллюзии, некоторая эйфория и уверенность в том, что хватит сил для преодоления всех препятствий и трудностей, – типичные состояния, характерные для большинства новых родителей. Почти все уверены в своих воспитательных способностях и в том, что смогут успешно использовать эти способности на благо чужого ребенка. Особенно это свойственно тем родителям, которые были успешны в воспитании собственных детей и смогли создать атмосферу тепла и любви в своей семье.

Но не все так просто, как хотелось бы. Процесс взаимной адаптации приемной семьи и ребенка-сироты представляет собой достаточно сложный процесс, так предполагает притирание обеих сторон друг к другу и возникновение «новой семьи». Адаптация у всех проходит по-разному, и иногда может занимать около года. Статистика показывает, что многие приемные родители, столкнувшись с трудностями, именно на этом этапе, хотят вернуть детей обратно. Давайте попробуем разобраться, что же такое адаптация ребенка к приемной семье и какие трудности могут возникнуть в этот период. Адаптация-процесс активного приспособления индивида к новым условиям среды. Психологическая адаптация ребенка в семье – это включение ребенка в семейную систему, принятие им предписанной роли ребенка, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективного и конструктивного взаимодействия. Психологическая адаптация родителей – это принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), формирование адекватного образа ребенка, становление родительской позиции, формирование привязанности. На процесс адаптации, а затем и воспитания ребенка в приемной семье оказывают влияние самые разные факторы. Назовем некоторые из них: 1) возраст приемных детей и имеющийся у них жизненный опыт; 2) мотивация замещающих родителей; 3) возраст и жизненный опыт замещающих родителей; 4) ожидания потенциальных родителей и реальность.

 Рассмотрим каждый из этих факторов подробнее. 1. Жизненный путь, пройденный ребенком до усыновления, во многом определяет особенности его психологической адаптации к новой семье. Можно выделить три основных варианта, связанных с прошлым опытом ребенка: 1) ребенок до помещения в семью воспитывался в детском воспитательном учреждении (детский дом, интернат); 2) ребенок до замещающей семьи жил с родителями (например, в случае лишения родительских прав; утраты обоих родителей; в случае их недееспособности); 3) ребенок попадает в замещающую семью в период новорожденности (1-2 месяца) из родильного отделения или дома малютки.

В первых двух случаях ребенок приходит в новую семью со своим опытом общения и построения отношений с окружающими людьми, со своим характером и отношением к жизни. И это накладывает серьезный отпечаток на процесс адаптации и жизнь ребенка в новой семье. Чем старше ребенок, попадающий в замещающую семью, тем больше трудностей может возникнуть у новых родителей с его воспитанием.

В третьем случае, когда в семью попадает новорожденный ребенок, ситуация обстоит совсем иначе. Здесь успешность процесса адаптации ребенка будет целиком и полностью зависеть от замещающих родителей. Ну а влияние на воспитание ребенка будут оказывать личностные особенности родителей, их жизненные стереотипы, семейные устои и ценности. 2. Судьба детско-родительских отношений в замещающей семье в значительной степени определяется мотивацией принятия ребенка в семью. Мотивы замещающих родителей могут быть разными: мотив, удовлетворяющий потребность в продолжении рода; мотив обретения «смысла жизни»; мотив преодоления одиночества; альтруистическая мотивация, стремление защитить ребенка, оказать ему помощь и содействовать в создании благоприятных условий развития, «вырвать» ребенка из «ужаса» детского дома; мотив компенсации утраты собственного ребенка; мотив стабилизации супружеских отношений; мотив улучшения материального и жилищного положения;

Мотивы бывают конструктивными и деструктивными, способствующими или препятствующими нормальному воспитанию ребенка в замещающей семье. Замещающим родителям очень важно понимать, почему они хотят взять в семью ребенка из детского дома и адекватно оценивать свои силы и возможности. 3. У замещающих родителей, как и у детей, также может быть свой опыт воспитания детей и общения с ними. Он также играет большую роль в адаптации приемного ребенка в новой семье. Главное, чтобы этот опыт не мешал установлению конструктивных взаимоотношений с ребенком (здесь очень важна гибкость «родительских установок»). 4. Ожидания кандидатов и реальность. Практика показывает, что большинство кандидатов в замещающие родители создают некий идеальный образ приемного ребенка и наделяют его набором качеств, в реальности не сочетающихся друг с другом. Портрет идеального приемного ребенка выглядит следующим образом: девочка с голубыми глазами, светлыми волосами, не старше 6 лет, не имеющая психических, соматических заболеваний и проблем в развитии, родители погибли и других кровных родственников не имеется. Не правда ли, редкое сочетание?

Необходимо отметить, что обычно завышенные ожидания часто приводят к разочарованиям. Поэтому замещающие родители не должны предъявлять завышенных непосильных требований к ребенку, не ждать, что он в одночасье воплотит все планы и надежды, связанные с ним. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - это дети, имеющие недостатки в психическом, интеллектуальном развитии, обладающие негативным прошлым опытом воспитания в кровной семье, пережившие насилие и жестокое обращение, лишенные материнской ласки и заботы. И в этой ситуации основная задача замещающих родителей - помочь ребенку «переработать» свой травматический опыт, помочь преодолеть негативные тенденции в развитии, помочь раскрыть все свои внутренние ресурсы и личностный потенциал, дать позитивный опыт и модель проживания в семье. И только дав все это ребенку, приемные родители могут рассчитывать и на любовь с его стороны, и на привязанность, и на благодарность, и на воплощение собственных ожиданий в отношении малыша. Вернемся к процессу адаптации ребенка в замещающей семье.

В общем виде адаптацию ребенка в замещающей семье можно представить виде 3 последовательных этапов: 1. «Знакомство» или «Медовый месяц». 2. «Возврат в прошлое» или «Уже не гость» (кризисная стадия). 3. «Медленное привыкание» или «Стабилизация отношений» 1. «Знакомство» или «Медовый месяц».

На этом этапе обычно все идет просто замечательно. Этот этап начинается еще до окончательного прихода ребенка в семью – во время его первых визитов в гости. Здесь отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся любовь. Ребенок, в свою очередь, изо всех сил старается понравиться. Он испытывает удовольствие от своего нового положения и с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили вас - они только хотят полюбить новых родителей. В этот период многие дети становятся чрезмерно возбужденными, суетливыми и непоседливыми, долго не могут сосредоточиться на чем-то, постоянно что-то забывают. Это объясняется обилием впечатлений, которые ребенок не в состоянии сразу усвоить.

Еще один важный момент связан с тем, что с приходом в новую семью, ребенок теряет свою кровную семью, испытывает чувство вины и ощущает себя предателем. Поэтому очень бережно относитесь к чувствам ребенка, не старайтесь быстро сблизиться с ним и поддерживайте его во всем. Когда вы заберете ребенка из детского дома, помните о том, что новые переживания могут негативно на нем отразиться. Это может проявиться в тревоге, нарушении аппетита и сна, резких перепадах настроения. Будет лучше, если в этот период, кто из членов семьи возьмет отпуск, чтобы помочь ребенку освоится на новом месте. Вторую стадию можно определить как «Возврат в прошлое», или «Уже не гость». Этот этап начинается, когда эйфория от знакомства и появления ребенка в семье прошла, и установился, как кажется родителям, определенный порядок. Но не стоит обольщаться, именно на этом этапе начинается кризис взаимоотношений между родителями и приемным ребенком. Может показаться, что послушного и милого ребенка словно подменили. Он перестает слушаться и начинает вести себя совершенно неприемлемо, а справиться с ним никто не может. Родителей, в свою очередь, начинают задумываться, а правильно ли они сделали, что взяли этого ребенка в семью, не совершили ли они ошибку. На этом этапе главное – успокоиться. Нужно понять, что все, что с вами происходит - закономерный процесс, который чаще всего говорит о том, что отношения в семье развиваются правильно и адаптация идет успешно. Состояние ребенка в этот период можно сравнить со сжатой пружиной, которая разожмется при любом удобном случае. Дело в том, что в период «медового месяца» ребенок очень старался понравиться взрослым и сдерживал в себе все, что могло не понравиться новым родителям. Делал он это из страха, что его вернут обратно в детский дом. А когда ребенок почувствовал ровное, заботливое и дружелюбное отношение в семье, он дал себе волю и стал вести себя привычным для себя образом, сформированным в «прошлой жизни». Ребенок чувствует, что его уже не прогонят и начинает показывать не только лучшие качества, но и свои не самые приглядные стороны. А это признак близости в отношениях и проявление доверия к родителям (ребенок не боится быть собой). Но есть и другое объяснение плохого поведения ребенка – ошибки со стороны родителей. Эти ошибки могут быть вызваны: нетерпеливостью, навязчивым желанием эмоционально сблизиться с ребенком, ожидание от ребенка взаимности и благодарности; завышенными требованиями к ребенку, которые не соответствуют его реальным возможностям, сравнением его со сверстниками; недостаточным вниманием по отношению к ребенку; непониманием ребенком своей роли и места в новой семье. Для того, чтобы справиться с трудностями этого этапа можно дать несколько советов. Главное на этом этапе найти подход к ребенку и помочь ему справиться с трудностями. Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам того учреждения, из которого вы взяли ребенка, потому что они знают его лучше чем вы и могут подсказать, как выйти из сложной ситуации. Третья стадия - «Привыкание», или «Медленное восстановление». Если вы смогли пройти через трудности второго этапа, можно вздохнуть свободно. Теперь ребенок начинает чувствовать себя как дома и принимает правила поведения, принятые в семье. Изменяется и внешность ребенка: выражение и цвет лица, оно становится более осмысленным, чаще появляется улыбка, смех. Ребенок становится оживленным, более отзывчивым, «расцветает».

Неоднократно было отмечено, что после удавшегося усыновления у детей исчезают многие аллергические явления, прекращается энурез, наблюдается значительная прибавка в весе, ребенок становится более самостоятельным и уверенным в себе. Наблюдается стабилизация отношений. Семья становится единым целым, все члены семьи знают, какое место они занимают в жизни друг друга, все удовлетворены своей жизнью. Приспособившись к новым условиям, дети реже вспоминают прошлое. Приемные (усыновленные) дети в своем поведении уже не отличаются от ребенка, воспитывающегося у биологических родителей. Если и появляются проблемы, то они, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребенок.

ӀӀӀ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. С момента знакомства до полной адаптации ребенка в приемной семье проходит достаточно времени, наполненного как приятными моментами, так и разного рода сложностями. Период адаптации ребенка к новой семье можно условно разделить на 3 основных этапа. На этапе «Медовый месяц» ребенок и родители стараются понравиться друг другу и показать себя с лучшей стороны. На втором этапе «Возврат в прошлое» или «Уже не гость» начинается кризис взаимоотношений в семье, который является показателем доверия ребенка к новой семье и требует от родителей терпения и понимания. На третьем этапе, после того как родители нашли подход к ребенку и помогли справиться ему со стрессовой для него ситуацией привыкания к новой обстановке и новой семье, начинается стабилизация отношений и более менее спокойная и размеренная жизнь. Если же родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения, то усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность) или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству), а также то, что мы уже отмечали выше: мстительность или демонстрация беспомощности, требование чрезмерного внимания или упрямство, негативизм. То есть каждый ребенок ищет свой путь защиты от неблагоприятных внешних воздействий.

2. Цель: показать особенности социальной адаптации детей - сирот в приемной семье. Задачи: помочь замещающим родителям понять особенности психологии приемных детей; показать основные способы разрешения проблемных ситуаций возникающих в процессе адаптации детей-сирот в приемной семье(для получения позитивного результата).

План занятия:

I. Вступительное слово педагога детского дома. II.Групповая работа по выявлению особенностей стадий адаптации детей-сирот в условиях приемной семьи. III.Упражнения. IV.Памятка успешного родителя. V.Подведение итогов занятия. VI. Отчет.

Ход занятия: I. Вступительное слово педагога детского дома.

Приоритетной формой организации социального и личностного развития детей-сирот является их устройство в замещающей семье. Именно они призваны решить задачу успешной социализации приемных детей, поскольку включают ребенка в систему семейных отношений. Однако, не смотря на созданные государством условия для организации приемных семей, участились случаи возвращения детей в учреждения интернатного типа. Возникает вопрос: Почему семьи, принявшие детей с благими намерениями, возвращают их назад в детские дома? Основная причина – это недооценка значения процесса адаптации ребенка и взрослого в создаваемой системе семейных отношений. Ведь ребенку, принятому на воспитание в приемную семью в достаточно малый срок надо адаптироваться к особенностям конкретной семьи, усвоить ее историю, культуру, традиции, социальные и моральные нормы.  К новым социальным условия должны адаптироваться и приемные родители, возложившие на себя большие обязательства, которые оказываются значительно сложнее, чем они себе это представляли. Поэтому необходимо выделить несколько стадий социальной адаптации детей – сирот в условиях приемной семьи. II.Групповая работа по выявлению особенностей стадий адаптации детей-сирот в условиях приемной семьи.

III. Упражнения

1)       Упражнение «Поздравительная открытка родителям»

Подумайте и напишите текст поздравления открытки от имени вашего приемного ребенка

«Дорогие мама и папа!

От всей души поздравляю Вас….

Желаю Вам………

Мечтаю…………..

Любящий Вас…………»

2)       Мини сочинение «Наш совместный отдых»

Замещающим родителям предлагается представить совместный отдых с ребенком, каким он должен быть. Список предлагаемых предложений, которые можно использовать в написанном мини-сочинении:

Мы с моей семьей……

Мы были уверены, что…

Нам бы не хотелось, чтобы….

Нас обрадовало бы, что……

Нам хотелось, чтобы…..

Мы довольны тем, что…….

3)       Упражнение «Портрет мамы»

Педагог предлагает замещающим родителям изучить анкету, предварительно заполненную ребенком.

Моя мама.

Добрая, ласковая, сильная, честная, авторитетная, единственная, красивая, любимая, незаменимая, гордая, спокойная, веселая, добродушная, любящая, обидчивая, умеющая прощать, независимая, жертвенная, говорливая, непоседливая, крикливая.. трудолюбивая, самостоятельная, талантливая, злая, грубая, жадная неверная.

Ребенок выбирает самые близкие ему слова для описания видимого образа матери. Какие еще слова мог бы добавить ребенок в описании портрета матери

6) Игра «Наш семейный альбом»

Родителям предлагается представить себя на месте приемного ребенка.

В какой последовательности он разместил бы в семейном альбоме фотографии мамы, папы, братьев, сестер, друзей, родственников и свою. В следствии этого будет понятно какое место в семье отводит ребенок родителям, родственникам, друзьям и себе.

IV. Памятка успешного родителя.

- Принимать ребенка с любовью.

-Будьте последовательны в своих действиях.

-Ясно определите, что вы хотите от ребенка (доступно объяснить ему это)

-Чаще хвалите ребенка.

-Давайте оценку каждому поступку ребенка.

-В каждом ребенке следует видеть личность.

-Верьте в него.

V. Подведение итогов занятия. Напутствие педагога.

 Таким образом, можно сделать вывод, что выделенные стадии социальной адаптации проходят все дети, принятые на воспитание в приемные семьи. Переход из-за одной стадии в другую дает положительные результаты в социальном развитии ребенка, принятого на воспитание в приемную семью. Знания особенностей социальной адаптации детей-сирот попавших в новые условия позволят избежать многих психологических травм во вновь образовавшихся семьях.

Какие симптомы (показатели) по методике «Рисунок семьи» характерны для благоприятной семейной ситуации, тревожности, конфликтности, враждебности.

Благоприятная: общая деятельность всех членов семьи, преобладание людей на рисунке, преобладание всех членов семьи, отсутствие изолированных членов семьи, отсутствие штриховки, хорошее качество линии, отсутствие показателей враждебности, адекватное распределение людей на листе. Тревожная: штриховка, линия основания – пол, линия над рисунком, линия с сильным нажимом, стирание, преувеличенное внимание к деталям, преобладание вещей, двойные или прерывистые линии, подчеркивание отдельных деталей. Конфликтная: барьеры между фигурами, стирание отдельных фигур, отсутствие основных частей тела у некоторых фигур, выделение отдельных фигур, изоляция отдельных фигур, неадекватная величина отдельных фигур, несоответствие вербального описания и рисунка, преобладание вещей, отсутствие на рисунке некоторых членов семьи, член семьи, стоящий за спиной. Чувство неполноценности в семейной ситуации: автор рисунка непропорционально маленький, расположение фигур на нижней части листа, линия слабая, прерывистая, изоляция автора от других, маленькие фигуры, неподвижная по сравнению с другими фигура автора, отсутствие автора, автор стоит спиной. Враждебность: одна фигура на другом листе или на другой стороне листа, агрессивная позиция фигуры          , зачеркнутая фигура, деформированная фигура, обратный профиль, руки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчеркнутые.

 

17. Методы диагностики: методика изучения фрустрационной толерантности С.Розенцвейга, ТАТ, Тест Д. Векслера, ММРI.:

Значительное распространение среди проективных методик имеет Тест фрустрации Розенцвейга, проективный, личностный, созданный в 1945 году Саулом Розенцвейгом* на основе его теории фрустрации (фрустрация с лат. "обман", "расстройство"). Описание: Методика фрустрационной толерантности (модификация Н.В. Тарабриной) предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Тестируемому предлагаются 16 ситуаций, в которых создается препятствие (останавливают, обескураживают, обижают, сбивают с толку) и 8 ситуаций, в которых субъекта обвиняют в чем-то. Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация "обвинения" предполагает, что ей предшествовала ситуация "препятствия", где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Стимульный материал методики рисуночной фрустрации Розенцвейга составляют 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся в проблемной ситуации. Один из персонажей произносит фразу, которой описывается суть возникшей проблемы. Над другим персонажем изображен пустой квадрат. Испытуемый должен дать за него любые пришедшие ему на ум ответы. Их содержание анализируется с целью выявле­ния типа обиды (агрессии и ее направленности - на себя, на других). Тип агрессии различается по тому, что оказывается более зна­чимым для тестируемого (препятствия, порицания других, по­иск конструктивных решений проблем). Взрослая версия теста применяется с 15 лет. Детский вариант методики предназначен для детей 4–13 лет. В интервале же 12–15 лет возможно использование как детской, так и взрослой версии теста. Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы. Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен быть получен новый ответ. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.

Тематический апперцептивный тест был впервые описан в статье К.Морган и Г.Мюррея в 1935 году. В этой публикации ТАТ проективный, личностный был представлен как метод исследования воображения, позволяющий охарактеризовать личность обследуемого благодаря тому, что задача истолкования изображенных ситуаций, которая ставилась перед обследуемым, позволяла ему фантазировать без видимых ограничений и способствовала ослаблению механизмов психологической защиты. Теоретическое обоснование и стандартизованную схему обработки и интерпретации ТАТ получил несколько позже, в монографии "Исследование личности" Г.Мюррея. Окончательная схема интерпретации ТАТ и окончательная (третья) редакция стимульного материала были опубликованы в 1943 году. О ТАТ можно говорить по меньшей мере в двух значениях. В узком значении — это конкретная диагностическая техника, разработанная Г.Мюрреем, в широком значении — это метод личностной диагностики, воплощением которого является не только тест Мюррея, но и целый ряд его вариантов и модификаций, разработанных позднее, как правило, для более частных и узких диагностических или исследовательских задач.

Тест Векслера: Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработана Дэвидом Векслером в 1939 году. Тест основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты. Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс. Учитывают общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соотношение "вербального и невербального" интеллекта, анализируют выполнение каждого задания. Количественная и качественная оценки выполнения испытуемым заданий дают возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы хуже и как они могут компенсироваться. Низкий количественный балл по одному или нескольким субтестам свидетельствует об определенном типе нарушений. Выделяют качественные и колич ественные признаки, характерные для той или иной формы нервно-психической патологии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...