Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примеры алгоритма создания и проведения ролевой игры с учетом возраста и интересов детей.




Технология проведения ролевых игр: анализ условий и возможностей для проведения ролевой игры; постановка цели на данную игру; выбор подходящей игры, реализующей данные цели или написание новой специальной игры; знакомство с текстом игры: общие правила; специальные правила; общие вводные; индивидуальные вводные; информирование и подготовка участников игры: общая вводная и правила игры, после чего необходимо добиться включенности в игру всех участников; изучение участников игры и распределение между ними ролей, учитывая индивидуальные особенности и способности игроков; выбор места и подготовка игрового инструментария; "загрузка" на роли; оформление игровой территории; последний сбор перед игрой, выдача инструментария и консультации по игре; организация яркого театрализованного начала организованное окончание игры; подробный анализ игры.

В основе ролевой игры обычно лежит межличностная, конфликтная ситуация. Участники игры принимают на себя роли и в процессе диалогового общения пытаются разрешить конфликт. Хотя действия игроков не регламентируются и формально свободны от правил, сюжет игры может содержать ``скрытые'' правила. Такими правилами служит указание основных ролевых характеристик, должностного положения по роли, цели и реальные ролевые прототипы или их общепринятая трактовка, этические и служебные правила поведения. Обычно они указываются в инструктивных письмах, получаемых участниками ролевой игры или излагаются ведущим или членом группы, предложившим какую-либо ситуацию для проигрывания. Это накладывает на участников требования, от выполнения которых во многом зависит конечный результат игры. Одновременно, в отсутствие формальных правил, эти характеристики частично выполняют направляющую функцию, определяя возможные варианты действий игрока. Основное, существенное значение в ролевой игре имеют действия участников. Итоговый рефлексивный разбор их действий (порядка, способа реализации, индивидуальной трактовки роли, эффективности, конструктивности взаимодействия с другими участниками и т.п.) оказывает существенное дидактическое или психологическое воздействие, выступая в этом случае, как составная часть игры. Такая форма реализации ролевых игр позволяет широко использовать их при проведении психологических тренингов в качестве специальной тренинговой процедуры. Ролевые игры также могут являться психотерапевтическим средством воздействия на их участников. Существенными признаками ролевых игр выступает: а) наличие модели ситуации; б) набор и описание индивидуальных ролей; в) несовпадение ролевых целей участников игры, принимающих на себя и исполняющих различные роли; г) игровое взаимодействие участников игры; д) наличие общей цели у всех участников ее; е) вариативность решений; ж) наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры; з) наличие управляемого со стороны ведущего эмоционального напряжения участников.

Для дошкольников: Создание необходимой игровой среды. В средней группе, в отличие от младшей, дети создают игровое пространство сами, поэтому педагог предусматривает переносные ширмы, небольшие коробки, мягкие модули, кукольную мебель. Костюмы располагаются на вешалках, атрибуты помещаются в коробки. На каждую коробку приклеивается картинка, чтобы малыши могли понять, где лежат те или иные атрибуты. Распределение ролей. Педагог каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль. Для того чтобы предотвратить конфликты между детьми, использует во время распределения ролей считалки, жеребьевку, фишки, символы, бейджики, а так же сами дети могут предложить роль другим участникам игры. Но иногда, когда это необходимо, подготавливая группу детей к разыгрыванию игрового эпизода, главные роли распределяются между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения. Начало игры. Дошкольники всегда начинают сюжетно – ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья – поезд, кустарники – граница, бревно – корабль и т. п. Создания воображаемой ситуации - важнейшая основа начала творческой сюжетно - ролевой игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация. В этом могут помочь проблемные ситуации. Например, мишка на прогулке поранил ногу. Как ему помочь? Или кукла Катя приглашает подружек на чай, но чашек меньше, чем гостей. Что ей делать? Подобные ситуации продумываются заранее, а затем педагог помогает детям найти решения. Развитие сюжетно-ролевой игры происходит в зависимости от того, что придумали воспитанники. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры используются и другие методические приемы, например, можно рассмотреть альбомы, просмотреть видео материал, прослушать звуковое обращение, использовать ТСО для игровой мотивации. Чтобы сформировать неподдельный интерес у детей к той или иной игре. Сохранение игровой ситуации. Для сохранения интереса детей в процессе проведения сюжетно-ролевых игр педагогу требуется воздействовать на воображение дошкольников. Создавая те или иные яркие, живые образы воспитатель добивается и более эффективного усвоения изучаемого материала. Завершение игры. Разрабатывая план игры, педагог должен заранее продумать наиболее вероятную концовку, которая помимо прочего должна включать обсуждение результатов сюжетно-ролевой игры, при этом предоставляя возможность детям самим рассказать о наиболее интересных и важных для них эпизодах игры. Таким образом, организация сюжетно-ролевых игр с детьми средней группы, основываясь на подобных теоретических и практических аспектах является одним из ключевых составлявших элементов успешного проведения мероприятий данного вида. Во всех случаях необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра. План – схема сюжетно – ролевой игры в средней группе: «День рождения». Цель: Развитие самостоятельной игровой деятельности в коллективе сверстников. Задачи: Развивать умение детей взаимодействовать в игре; Развивать умение детей расширять сюжет игры за счет введения новых ролей; Учить бесконфликтному вхождению в игру; Способствовать развитию игрового диалога; Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческое воображение, инициативу в игре; Закрепить, ранее полученные, знания о профессиях. Предварительная работа: Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием картин; Просмотр мультфильмов «Кем быть», «Калейдоскоп профессий»; Целевая прогулка в детскую парикмахерскую «Шалун»; Экскурсия на кухню детского сада; Сюжетно – ролевые игры «Семья» (с использованием стихотворения «Шофер» Б. Заходера, «Едем в гости к бабушке», «Салон красоты»; Игры-занятия: «Малыш проснулся», «Как будто мамы нет дома», «Приготовим малышу обед», «Кормление малыша», «Куклы собираются на прогулку».

Для младшеклассников: Усатый сом.

На земле чертят линию, это «берег», с одной стороны суша, с другой вода. Выбирается водящий «сом», который стоит в «воде» на расстоянии 4-5 метров от берега. Все остальные стоят там же, но на расстоянии 1,5 -2 метров, лицом к берегу и произносят речитатив: Под камнями сом не спит, Он усами шевелит, Рыбки, рыбки, не зевайте, Все на берег выплывайте! После этих слов сом старается догнать и осалить рыбок.

Для подростков: Стратегическая ролевая игра "Эволюция видов"

Раздел: Большие игры (более 1 часа). (Игра по мотивам повести Кира Булычева «Подземелье ведьм»). Игра рассчитана на детей от 10 лет, количество игроков - до 50, время проведения, включая рассказ правил, от 1,5 часов. Возможно проводить в школе на уроке биологии в период изучения темы "Эволюция". В одной Далекой Галактике на Далекой-Предалекой Планете, напоминающей по климатическим условиям Землю, происходит что-то невероятное – животные и растения из разных геологических эпох живут рядом друг с другом. Львы и кролики соседствуют с древними динозаврами и гигантскими насекомыми. А все потому, что каким-то образом процесс эволюции на этой планете максимально ускорен, и новые виды появляются гораздо быстрее, чем исчезают старые. Играя за один из видов животных, вам предстоит изнутри управлять его развитием, добывать пищу для выживания вида, охотиться на других или наоборот - отбиваться от хищников, общими усилиями вести свой вид к процветанию.

Ролевая игра "История одного города или Амулеты верного решения"

Раздел: Большие игры (более 1 часа). Средневековье. В небольшом королевстве кризис. Хлеба мало, нависла угроза голода. Жители этого королевства сажают и выращивают хлеб, а продают его на ярмарке. Но чтобы попасть на ярмарку, необходимо до неё добраться, провезти хлеб в целости и сохранности. Возить хлеб можно по дороге, но на дороге стоят стражники, которым необходимо заплатить за проезд. Кроме этого, хлеб можно везти по дорогам без охраны и подвергаться нападениям разбойников. Игра подойдёт для детей с 11-12 лет, игроки могут быть разных возрастов.

В конце игры остро встаёт вопрос власти, можно провести суд или дискуссию, которая определит дальнейшую судьбу города, кроме этого, можно провести выборы нового правителя.

Для старшеклассников: Способствовать профессиональному самоопределению учащихся. Формировать коммуникативную и нравственную компетентность школьников. Обучать совместной творческой деятельности, умению вести диалог. Укреплять уверенность в своих силах, развивать умение слушать и правильно понимать других, адекватно реагировать на вопросы и ответы. План мероприятия: Деление на компании с распределением ролей. Представление компаний руководителями. Составление графиков работы компаний и индивидуальных графиков работы служащих. Представление перспективных планов работы компаний. Заключение договоров между компаниями.

Подведение итогов игры. Рефлексия. Ход мероприятия: 1. Деление на компании с распределением ролей и вывод алгоритма хорошего общения. На доске представлены списки компаний и должностей. Участникам игры предлагается за три минуты разделиться на компании и распределить роли самостоятельно. Ребятам предоставлено мало времени и мало информации о предстоящей игре, значит, возникнет конфликт при выборе должностей и сферы деятельности. Ребята рассаживаются за столы по группам и, обсудив, называют причины неудачи при разделении на компании и распределении должностей. (Ребята обсуждают в группах ситуацию, и представитель группы объявляет увиденные ими причины, ведущий записывает их на доске). Ведущий (учитель) предлагает ребятам объединить названные причины в три общие группы, назвать эти группы и изобразить в виде рисунка. Из предложенных вариантов общим решением выбирается один, более точно отражающий смысл и рисуется на доске. Ведущий (учитель) предлагает ребятам изменить «ситуацию неудачи» на «ситуацию удачи» на рисунке, а затем обсудить, как это сделать в жизни. В результате обсуждения получаем формулу алгоритма хорошего общения Я + ТЫ = МЫ (Я - услышал, ТЫ - предложил, МЫ - договорились). Применение алгоритма хорошего общения обеспечивается работой психологов в каждой компании.

Суд над коррупцией: Действующие лица: Судья, Обвиняемая – КОРРУПЦИЯ, Прокурор, Адвокат, Историк, Представитель Общественного антикоррупционного комитета, Свидетель 1, Свидетель 2, Секретарь суда.

На сцене: в центре стол и кресло судьи. Слева секретарь суда, прокурор, справа на скамье подсудимая КОРРУПЦИЯ и адвокат. Секретарь суда: Встать, суд идет! Все встают. (Входит судья в черной мантии). Судья: Прошу садиться! Слушается дело по обвинению так называемой КОРРУПЦИИ. Слушание объявляется открытым. Слово предоставляется прокурору. Прокурор (встает): Ваша честь (обращается к судье). В начале своего выступления, я хочу пояснить, что такое КОРРУПЦИЯ. Официальное толкование коррупции согласно Федеральному закону дается следующим образом. Коррупция: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица. Обвиняемая КОРРУПЦИЯ сегодня приобрела размах, реально угрожающий безопасности государства. Недаром эксперты отмечают, что «коррупция стала нормой российской жизни» и «приобрела системный характер». В ходе судебного заседания этот факт будет доказан. Но у меня есть вопрос: Когда КОРРУПЦИЯ появилась на свет? Адвокат: Ваша честь, позвольте вызвать нашего свидетеля — историка. Судья: Разрешаю вызвать для дачи показаний свидетеля историка. Секретарь суда: Вызывается свидетель – историк. Судья: Суд напоминает об ответственности за дачу ложных показаний. Историк: Клянусь говорить правду и только правду.

26. КТД. Примеры КТД (коллективное творческое дело). Этапы и содержание деятельности педагога и воспитанников с учетом возраста и интересов детей.

Все педагогические процессы проходят в своем последовательном развитии одни и те же этапы (этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса):· подготовительный,· основной,· заключительный. На подготовительном этапе создаются необходимые условия для протекания процесса. Он включает в себя: выделение и постановку конкретных задач; изучение (диагностику условий) развития процесса; прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса. Так, воспитатель считает важным воспитание у детей положительного отношения к труду. Данная цель конкретизируется с учетом возраста. Затем изучается характер отношения к труду в данной группе, ставятся задачи применительно к конкретным детям, подбираются компоненты воздействия, формулируется желаемый результат. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы, скорректированным на основе выяснения состояния вопроса в практике и прогнозирования результата. План - это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать. Он реализуется на втором, основном этапе педагогического процесса. Этап осуществления педагогического процесса (основной) состоит из таких важных взаимосвязанных элементов, как: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и воспитанников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий, осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. На основном этапе ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами. Оперативный контроль помогает обнаружить отклонения, ошибки и тут же произвести коррекцию, внести необходимые дополнения или изменения. Этот этап потому и называется основным, что именно в процессе его реализации решаются поставленные воспитательно-образовательные задачи. Завершается цикл педагогического процесса заключительным этапом - этапом анализа достигнутых результатов. Важно понять степень соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу. Анализ имел место и на основном этапе, но теперь проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков. Еще раз рассматриваются правомерность поставленных задач, адекватность избранных средств, методов, форм организации. Выявляется то, что дало наилучший результат, и то, что оказалось малодейственным.

Структура КТД

Настрой группы (песни, игры, комплекс упражнений, помогающих творчески раскрыться). Разбивка (выделяют случайную разбивку и по симпатиям. Случайная разбивка: по цвету одежды, по росту, по дням рождения и т.д.). Раздача заданий (общая идея одна, а задания – разные для каждой микрогруппы, например, всем участникам предлагается исполнить популярную песню, но в стиле романса, оперы, тяжелого рока и т. д.). Подготовка выступления (время составляет 15-20 минут). Жеребьевка (позволяет установить очередность выступлений групп). Выступления групп. (перед началом всего дела и перед каждым выступлением разыгрываются творческие номера, соответствующие игровому сюжету дела. Особое внимание обращается на поддержку выступающих аплодисментами, создается доброжелательная атмосфера поддержки и сопереживания). Подведение итогов. (награждение проводится по номинациям, вручаются грамоты и призы. Рефлексия (анализ дела). Может быть групповым и индивидуальным, когда каждый из участников высказывает свое мнение.

Алгоритм разработки КТД. Разработка цели дела – то, ради чего дело создают и проводят. Определение возрастной группы, для которой организуется дело, и количества участников. Разработка общей идеи дела (игрового сюжета). Отбор содержания (определить, что будет являться содержательной стороной дела). Подготовка организаторов и участников: разработка хода общего дела; оформление; костюмы; итог; награждение. 6. Описание общего дела: вступительное слово; задания; творческие представления выступлений. 7. Проведение анализа творческого дела.

Для дошкольников: 1. Аукцион знаний Время: 30 минут - 1 час. 1. Несколько интересных небольших вещей накрыты платком. 2. Дети задают вопросы об этой вещи (такие, чтобы ответы были "да", "нет"). 3. Угадывают вещь. Тогда она достается из-под платка. 4. Стараются назвать как можно больше особенностей предмета. 5. Назвавший наибольшее число особенностей получает вещь в подарок. Материалы: предметы для "продажи", платок или пакет.

2. Цветопись Время: 30 минут на рисунок, 30 минут на угадывание (в зависимости от числа участников). 1. Задание: изобразить некоторое количество человек из группы / отряда только с помощью цвета, не используя никаких форм (деревья, солнышко, человека и т.д.). 2. Ведущий собирает работы, и все угадывают, кто где изображен. Лучше, если каждый предложивший свой вариант, попытается обосновать почему он так решил. 3. Рисунки дарятся тем, кто на них изображен, автор может их подписать. Материалы: бумага, краски, кисточки, зубные щетки, стакан для воды.

Коллективное творческое дело для младшеклассников «Вперёд, мальчишки!» (Направление - общественное). Аннотация: коллективное творческое дело «Вперед, мальчишки!» - это мероприятие для учащихся начальных классов, посвященное Дню защитников Отечества. Последние годы все чаще говорится о кризисе в Российской Армии, о том, что падает престиж службы в армии, офицерских профессий. Юноши не хотят или боятся идти в армию из-за неуставных отношений. И, тем не менее, история нашей Армии - славная, подвиги и победы наших воинов в разные времена - бессмертны. В основном законе нашего государства - Конституции РФ записано, что служить Родине - почетная обязанность каждого российского гражданина. Коллективное творческое дело «Вперед, мальчишки!» способствует развитию интереса к истории нашей Армии, повышает престиж службы в Армии. Цель: воспитание нравственных качеств личности(патриотизма и уважения к защитникам Отечества), а также формирование благоприятного психологического микроклимата в классе посредством проведения коллективно-творческого дела «Вперед мальчишки!». Задачи: привитие интереса к истории Российского государства и армии; развитие творческой и познавательной активности учащихся; формирование представления о правах и обязанностях гражданина России; формирование умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности; формирование бодрого жизнерадостного тона взаимоотношений между ребятами, оптимизма в настроении; формирование отношений на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; воспитание нравственных качеств личности младших школьников, как ответственность и трудолюбие; воспитание чувства сопереживания и искренности к успехам или неудачам отдельных учащихся класса. Место и время проведения: спортивный зал, накануне праздника. Оборудование: презентация; мультимедийный комплекс: музыкальный центр; тесты, ручки (по количеству команд); по 2 бинта на каждую команду; набор препятствий для команд; призы, грамоты. Прогнозируемые результаты: Участвуя в проекте, мальчики получат определенный багаж знаний по истории Армии, практические навыки по оказанию помощи пострадавшим, научатся действовать в команде. В классе будет преобладать бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; детям будет нравиться участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях будет преобладать одобрение и поддержка, а критика высказываться с добрыми пожеланиями. Подведение итогов и награждение: жюри подводит итоги, определяет победителей. Победителям вручаются грамоты, подарки, а остальным – сладкие призы. Время коллективного творческого дела: 60 минут.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО «ЖИВИТЕ В ДРУЖБЕ С ПРИРОДОЙ!» 3 класс. Учебно- воспитательные задачи: 1.Способствовать воспитанию экологической культуры, осознанного отношения к окружающей среде, приобщению школьников к выявлению, решению местных экологических проблем. 2.Развивать артистические, интеллектуальные способности детей. 1ЭТАП: ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Начинается подготовка с поиска дела. Однажды когда мы классом ходили на экскурсию к речке, ребята обратили внимание на то, что в местах, где раньше было чисто, сейчас много мусора. Мы шли и размышляли на эту тему. Ребята, высказывали свои предложения. Одни предлагали, что хорошо бы было, если б часть мусора сгорала в кочегарках, а другую часть закапывать, чтобы её не было на поверхности. Эта экскурсия послужила толчком к организации и проведению КТД. 2ЭТАП: КОЛЛЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. На следующий день мы провели классный час, на котором проанализировали прошедшую экскурсию. Работа шла в группах. Здесь звучали идеи детей, предлагалась точка зрения учителя. В результате совместного обсуждения, решили провести большое мероприятие на данную тему. Затем рассмотрели вопрос: кто и за что будет отвечать при подготовке, составили план подготовки. План проведения выглядел так: Поставить спектакль по охране природы. Провести игру на экологическую тему. Написать сочинение или реферат. Нарисовать рисунки. Сделать домики для птиц. Пригласить учащихся 2 и 4 класса. 3 ЭТАП: КОЛЛЕКТИВНАЯ ПОДГОТОВКА. Свободное время следующей недели отдались подготовке мероприятия. Все работали с увлечением. Каждая группа, хотела выполнить своё задание лучше. Главным организатором был классный руководитель. Так как дети ещё маленькие. Работа кипела: выдумывали, мастерили, шили костюмы, репетировали. Привлекли родителей к подготовке КТД. Забот хватало всем и на всех. Все дни ощущался удивительный подъём творчества, единения – общие дела и заботы сплачивали наш коллектив. В делах и заботах быстро промчались две недели. И вот закончились последние приготовления. 4ЭТАП: КОЛЛЕКТИВНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ КЛЮЧЕВОГО ДЕЛА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА. Пространство перед доской оборудовано под сцену. Оформление доски рисунками, рефератами, высказываниями о природе. Костюмы детей для представления. Звучит песня «Родные места», музыка Ю.Антонова, слова М. Пляцковского. Ведущий. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных, например бобры, лоси, сайгаки, соболи. Человек многим обязан природе, лесу. Мы с вами собрались поговорить сегодня о проблемах окружающей среды. Что же такое природа? Да это реки, моря, леса, горы, почва и воздух, всё живое. И человек - тоже часть природы. И самая маленькая букашка тоже часть природы. Для чего человеку нужна природа? Она кормит, одевает человека, даёт всё необходимое для жизни. Природа это, пожалуй, главное, что даёт человеку радость! Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить дольше и сделать свою Родину ещё краше. Природа учит человека мудрости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...