Тема 3. Проблема развития в современной психологии (общий теоретический обзор)
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ Учебная программа для специальности:
1-03 04 03 Практическая психология
Факультет психологии
Кафедра общей и педагогической психологии
Курс 2 Семестры 3,4
Лекции 40\34
Семинарские занятия 16\16 УСРС 6\4
Лабораторные занятия 6/6 Экзамен _____3, 4______ (семестр) Курсовая работа __4___ (семестр) Всего аудиторных часов по дисциплине 128
Всего часов Форма получения высшего по дисциплине 314 образования: дневная, заочная
Составил: В.С. Волченков
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Психология развития», регистрационный № ТД - А-090/тип., утвержденной 11 ноября 2008 г.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры общей и педагогической психологии 17 мая 2012 г. Протокол № 13 Заведующий кафедрой ________________А. В. Музыченко
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
____________2012 г. Протокол № ______
Декан факультета ____________ Л. А. Пергаменщик ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Психология развития» в профессиональном становлении практического психолога является одной из ведущих. Эта интегрированная дисциплина основывается на знаниях, полученных в общей психологии, преобразуя их, создает базу для изучения педагогической психологии, психодиагностики, дифференциальной психологии и ряда прикладных дисциплин. Цель дисциплины: усвоение основных понятий и категорий психологии развития, общих, возрастных и социальных закономерностей психического и личностного развития человека, формирование у студентов определенных профессиональных умений и навыков.
Задачи дисциплины: 1. Обеспечить усвоение студентами основных категорий и понятий психологии развития, изучение закономерностей психического и личностного развития человека; 2. Создать прочную базу необходимых практических умений и навыков для диагностики и коррекции психического и личностного развития человека в разные периоды его онтогенетического развития; 3. Развивать у студентов необходимые для будущей деятельности личностные и профессиональные качества, формировать мотивацию учебно-профессиональной деятельности; 4. Осуществлять идеологическое и гражданское воспитание студентов средствами психологии развития; 5. Формировать психологическую культуру личности студента. В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - основные понятия и положения психологии развития, условия, движущие силы, механизмы психического развития; - общие закономерности психического развития личности; - основные теоретические подходы в психологии развития; - особенности развития в разные возрастные периоды. уметь: - исследовать общие закономерности психического развития личности и аргументировать положения и выводы, основываясь на основных теориях развития личности; - владеть методологией и методами психологии развития; - разрабатывать рекомендации, развивающие и коррекционные программы с учетом особенностей личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах. Общее количество часов, отводимое на изучение дисциплины составляет – 314, из них 128 аудиторных часа (74 часа лекционных, 42 – семинарских, 12 - лабораторных). Формой контроля знаний являются два экзамена.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
Место психологии развития в системе психологических наук. Взаимосвязь психологии развития с общей, социальной, педагогической психологией. Структура психологии развития. Возрастная психология в структуре психологии развития. Основные понятия и категории психологии развития. О соотношении психического и личностного развития человека. Задачи психологии развития. Общая характеристика современного развития психологии развития. ТЕМА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ Общие методологические и специфические принципы психологии развития. Роль методологических принципов в идеологии психологических исследований. Понятие о методах и методиках психологического исследования. О соотношении методологических принципов, методов и методик. Классификации методов по разным критериям: продолжительности исследования, этапах исследования, задач исследования, условий исследования и т.д. Наблюдение и интроспекция как методы психологии развития. Виды наблюдения. Особенности беспрерывного и дискретного наблюдения, характеристика стандартизированного наблюдения. Техники наблюдения и условия его организации. Опросные методы: анкета, опросники, беседа, интервью. Психологическая характеристика опросных методов. Анкета и ее виды. Возможности анкетирования. Открытые, закрытые, альтернативные, анкеты-шкалы. Опросы по специально разработанным схемам. Беседа и ее место в психологических исследованиях и коррекционной работе. Диагностическая и клиническая беседы. Особенности обработки и интерпретации итогов беседы. Анализ результатов деятельности. Особенности психологического анализа рисунков, письменных работ, творческих поделок и т.п. Контент-анализ в психологических исследованиях. Биографические методы в психологии. Метод близнецов в психологии развития. Диагностические методы в психологии развития. Тесты и их классификация. Тесты для изучения развития познавательной сферы личности. Тесты для изучения особенностей личностного развития, тесты для изучения индивидуально-психологических особенностей личности. Проективные тесты и их возможности. Экспериментальные методы в психологии развития. Особенности проведения естественного эксперимента. Возможности лабораторного эксперимента. Полевой эксперимент в психологии развития. Моделирование в психологических исследованиях. Методы обработки и интерпретации результатов исследования. О соотношении количественного и качественного анализа данных исследования. Проблема интерпретации эмпирических фактов. Проблемы дефиниции при построении исследования. Этика научного исследования.
ТЕМА 3. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ (ОБЩИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР) Краткий исторический очерк психологии развития. Биогенетический подход к проблеме психического развития. Биогенетический закон Э. Геккеля, теория рекапитуляции С. Холла. Теория трёх ступеней развития К. Бюлера. Теория эволюционизма А. Гезелла. Теория конвергенции В. Штерна. Этологические теории развития. Социогенетический подход к проблеме психического развития. Теория научения Э. Торндайка. Бихевиоризм о развитии. (Д. Уотсон, И.П. Павлов). Необихевиоризм (Б. Скиннер). Социально-когнитивная теория А. Бандуры. Психоаналитические теории развития: З. Фрейд, М. Кляйн, А. Фрейд. Эпигенетическая теория Э. Эриксона. Идея спонтанного развития психики в трудах Ж. Пиаже. Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского. Основные идеи деятельностного подхода в работах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной и др. О состоянии развития психологии в Белоруссии. Общая характеристика современного развития психологии развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|