Тема 13. Психическое и личностное развитие
В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Проблема возрастных границ юношеского возраста. Ранний юношеский период и его особенности. Возрастные потребности и социальная ситуация психического развития личности в ранней юности. Проблема возникновения морального выбора «Кем быть?», «Каким быть?». Открытость к обсуждению моральных вопросов с ровесниками и взрослыми. Возникновение и развитие мотивации выбора профессии. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности в психическом развитии личности в ранней юности. Структура учебно-профессиональной деятельности. Соотношение мотивов выбора профессии и мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов. Проявление профессиональных интересов и склонностей. Возникновение романтизма в профессиональном становлении. Возрастные границы среднего юношеского возраста. Возникновение новых возрастных потребностей. Характеристика социальной ситуации психического развития личности среднего юношеского возраста. Психологическая готовность к смене социального окружения в связи с окончанием средней школы, учебного заведения. Изменение и возникновение новых социальных позиций (получение паспорта, воинского приписного свидетельства, получение избирательного права, права юридического лица, право вступления в брак и т.п.) и влияние их на личностное развитие. Обострение противоречий между возрастными потребностями и возможностями их удовлетворения ограниченностью возможностей учебно-профессиональной деятельности. Стремление к автономности во взаимоотношениях со взрослыми. Стремление к самоактуализации и самоутверждению в глазах окружающих людей. Нигилизм как форма самоутверждения молодых людей. Преобразование зависимостей в новые, более сложные формы.
Возрастные границы поздней юности. Социальные причины деления юношеского возраста на три периода: ранняя юность, юность, поздняя юность. Возрастные потребности возраста. Ограниченность интимно-личностного общения в удовлетворении возрастных потребностей. Характеристика социальной ситуации психического развития личности в поздней юности. Удовольствие от осуществления жизненных планов. Развитие познавательной сферы в юношеском возрасте. Тенденции в развитии мышления. Теоретичность и критичность мышления. Самостоятельность мышления. Юношеский дилетантизм. Личностное развитие в юношеском возрасте. Обращение к источникам морали, которые пользуются взрослые. Моральные категории добра и зла. Возникновение и проявление новых моральных черт характера: совести, достоинства и чести. Характерные черты морального самосознания современных юношей и девушек. Становление мировоззрения. Возникновение новых позиций и отношений личности раннего юношеского возраста к различным областям бытия (социальной, политической, религиозной, национальной, экономической, культурной и др.). Юношеская идеология и религия. Референтные группы в формировании социальных позиций. Особенности формирования мировоззрения личности в современных социальных условиях. Отсутствие принудительной социально-психологической ориентации со стороны взрослых. Плюрализм и противоречия идей, взглядов в обществе. Влияние изменений экономической и политической ситуации в обществе на моральное развитие личности в ранней юности. Трудности в выборе моральных критериев в формировании мировоззрения. Национальная идея в мировоззрении юношей. Проблемы взаимосвязи и взаимопроникновения науки и религии. Нравственное и профессиональное самоопределение. Поиск ответов на вопросы: «Куда пойти?», «Кем быть?», «Каким быть?». Анализ «Я»-образа личности в ранней юности. Соотношение между реальным, идеальным, и будущим «Я». Основные противоречия психического развития в данном возрасте. Акцентуации характера старшеклассников.
Варианты временной перспективы личностного развития в средней юности. Отношения к себе, своему телу, его органам и функциям. Осознание своего физиологического развития как взрослого человека. Полоролевая дифференциация в юношеском возрасте. Возникновение потребности в любви. Влюбленность и любовь. Эротика и секс в развитии личности в юношестве. Механизмы проявления психических новообразований возраста. Возникновение идеалов. Жизненные планы. Жизненные мечты. Реальные и нереальные мечты. Первая любовь, романтические и интимные отношения и их роль для дальнейшей судьбы человека. Процесс отчуждения и отделение от семьи родителей, создание своей семьи как мечта в юношестве. Уровень притязаний. Возникновение сознательного ограничения уровня притязаний. Совершенствование самооценки. Развитие ценностных ориентаций личности. Идеалы личности в старшем юношеском возрасте. Совершенствование идеалов, которые воспринимаются как образец поведения. Появление идеалов, которые отрицаются как образец поведения. Особенности развития межличностного общения и отношений в малых группах по месту работы или учебы. Развитие межличностного общения и отношений в семье. Развитие отношений к детям. Перенос опыта с семьи родителей на развитие отношений в собственной семье. Развитие личности в общении и совместной деятельности в условиях семьи. Одиночество. Особенности отношений и поведения молодых людей, которые не находятся в брачных отношениях Ведущий вид деятельности в личностном развитии - профессиональная (трудовая) деятельность. Наличие творчества в профессиональной деятельности - условие личностного развития. Изменение мотивационно-потребностной сферы личности. Осознание необходимости получения образования и овладения профессией. Особенности развития познавательной сферы личности в старшем юношеском возрасте. Потребность в когнитивной гармонии личности. Появление интереса к мировоззренческим проблемам. Стабилизация характера, овладение комплексом новых социальных ролей. Юность как период наиболее активного развития умственных, нравственных, этических свойств личности. Половая дифференциация в развитии личности в поздней юности. Альтруистические потребности женщин в оказании помощи другим людям, потребность ухаживать за детьми. Чувство материнства. Гендерные особенности взаимоотношений в семье и на работе. Иерархия потребностей мужчин, которые реализуются в общении, интимных и брачных отношениях с женщиной. Развитие самосознания личности. Использование жизненного опыта в саморегулировании поведения. Осознание своего жизненного пути. Изменение в структуре и содержании образа «Я».
Психологический анализ причин отклоняющегося поведения в подростково-юношеском возрасте. Типы девиантного и деликвентного поведения. Влияние акцентуации характера на девиантное поведение. Влияние молодёжной субкультуры на формирование личности подростка и юноши. Переживание отчуждения (деперсонализации и дереализации). Нарушение оценки своего физического облика (дисморфофобия и дисморфомания). Суицидные поступки. Агрессивное поведение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|