Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 12. Психическое развитие подростка




Понятие взросления в психологии. Половое созревание и взросление. Биологические аспекты созревания и взросления. Рост человека и изменение его пропорций. Функциональные и морфологические изменения разных систем организма. Гормональная регуляция и половая зрелость. Внешние признаки полового созревания. Факторы, влияющие на рост тела и ход полового созревания. Нарушения в процессе созревания. Нормальное развитие. Акселерация и ретардация развития. Восприятие и приспособление к физическим изменениям. Повышенный интерес к телу, органам и их функциям. Ограниченность временной перспективы физического развития. Обостренная социальная реакция на физические изменения. Физические изменения и самооценка. Развивающееся чувство идентичности.

Психологические подходы к пониманию развития ребенка в подростковом возрасте. Роль и место подросткового возраста в онтогенезе. Возрастные границы подросткового возраста. Характеристика возрастного кризиса при переходе от младшего школьного возраста к подростковому. Возрастные потребности подростка и их внешние проявления. Возможности удовлетворения возрастных потребностей. Причины обострения противоречий психического развития подростков. Смена социальной ситуации психического развития в переходной период. Изменение отношений к своему физическому «Я». Изменение отношений подростка к основным видам деятельности. Консерватизм взрослых в отношениях к подросткам. Условия, благоприятствующие решению конфликтов, связанных с возрастным кризисом. Условия, осложняющие протекание возрастного кризиса. Понятие «трудный возраст» и причины его возникновения. Продолжительность возрастного кризиса. Характеристика социальной ситуации психического развития подростка. Ведущие потребности возраста. Мотивация активности подростка. Стремление подростка к взрослости и самостоятельности. Несоответствие между притязаниями на взрослость и реальным поведением подростков. Изменение роли подражания подростков взрослым. Возникновение волевого сознательного контроля за подражанием подростков взрослым. Взаимодействие различных факторов развития. Социальные аспекты взросления. Факторы, стимулирующие взросления. Изменения социальной среды и отношений в ней. Новые права и обязанности. Социальное положение личности. Возможности социального роста. Референтная группа. Временные группировки. Выбор профессии. Психологические аспекты взросления. Когнитивное развитие. Новые когнитивные структуры: комбинаторика: комбинаторика, гипотетическое мышление, идеальное воображение. Развитие общего интеллекта. Способность к интроспекции. Связь между аффективными и когнитивными функциями. Личностное развитие при взрослении. Общая характеристика становления личности. Иерархическая классификация потребностей по Маслоу. Физиологические функции. Потребность в безопасности. Потребность в любви и привязанности. Потребность в социальном статусе. Потребность в самоуважении и самореализации. Типы реагирования: эмоциональная неуравновешенность, нападение или отступление, идеальность. Моральное развитие. Установки и позиции. Ценностные ориентации и их развитие. Стадиальность нравственного развития в период взросления. Общие нравственные черты. Пересмотр ценностных представлений и отрыв от референтных лиц. Либерализация ценностных ориентаций. Перенос функций примера родителей на референтную группу. Ассимиляция ценностных представлений соответствующей культуры. Развитие «Я» и приобретение идентичности в период взросления. Сексуальность и партнерство. Половая зрелость и половая роль. Сексуальность в период взросления. Роль семьи в период взросления. Процесс отчуждения от семьи с точки зрения родителей. Взгляд молодежи на отчуждение от семьи. Влияние семейного благополучия и родителей на взросление. Роль школы в личностном развитии в период взросления.

Межличностное (интимно-личностное) общение как ведущий вид деятельности в психическом и личностном развитии подростка. Структура межличностного общения в малой группе подростков. Содержание межличностного общения. Направленность общения. Самопознание в межличностном общении. Сравнение себя в межличностном общении со сверстниками и взрослыми. Самовыражение подростков в межличностном общении. Особенности межличностных отношений в школьном классе. Межличностные отношения в неформальных группах. Отношения подростка со взрослыми и родителями. Отношение подростка к младшим детям. Дружба подростков. Особенности взаимоотношений подростков с лицами противоположного пола.

Особенности развития познавательной сферы личности подростка. Характеристика развития внимания. Особенности развития ощущений и восприятия. Мнемическая деятельность подростка. Особенности развития мышления и воображения детей подросткового возраста. Стадия формальных мыслительных операций. Особенности развития речи подростков.

Развитие индивидуальности личности. Самоутверждение подростков. Образ «Я». Соотношение в структуре образа «Я» когнитивного компонента (знания о себе) и аффективного компонента (отношение к себе). Особенности формирования самооценки в подростков. Роль самооценки в саморегуляции поведения подростка. Развитие ценностных ориентаций. Нравственное и моральное развитие. Возникновение автономных моральных суждений. Проявления особенностей конвенционального уровня нравственного развития по Л. Колбергу у подростков. Особенности развития личности подростка в учебной, художественной, изобразительной и других видах деятельности. Создание специальных учебных групп с целью личностного развития подростков. Особенности развития подростков в разновозрастных группах.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы личности подростка. Проявление основных функций эмоций подростками. Регулятивная, сигнальная, оценочная, стимулирующая, охранная функции эмоций. Интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, условия возникновения и исчезновения эмоций. Способы выражения эмоций подростками. Эмоции в регуляции межличностного взаимодействия. Возникновение совести у подростков. Развитие воли у подростков. Закрепление сознательной моральной регуляции поступков как новообразования подросткового возраста. Воспитание волевых качеств подростков.

Понятие переходного периода в психологии развития. Роль переходного периода в дальнейшем развитии личности. Необходимость изучения психического развития личности в переходные периоды. Понятие возрастного кризиса психического развития. Кризисы первого и второго рода. Особая социальная ситуация психического развития в кризисный период. Смена возрастных потребностей. Неосознанная мотивация в поведении человека. Ограниченность возможностей удовлетворения возрастных потребностей. Биогенетические (физиологический, гормональный, медицинский и др.) подходы к объяснению возрастного кризиса. Социогенетические подходы к объяснению «трудностей» развития в подростковом возрасте. Непонимание окружающими (взрослыми и сверстниками) изменения переживаний личности, находящейся в переходном периоде. Разные формы протекания кризисов развития. Конфликтное и латентное протекания возрастного кризиса. Кризисы идентичности и авторитетов. Кризис, связанный с особенностями полового развития. Нарцисстические кризисы. Пути преодоления критических периодов в психическом развитии. Психологические защитные механизмы. Активная деятельность личности в переходной период. Специальная психологическая помощь личности в критические периоды. Развитие интеллекта в переходные периоды. Эмоционально-волевая сфера личности. Особенности развития личности в переходные периоды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...