Учебно-методическая карта дисциплины «психология развития» (дневное отделение)
Номер темы, занятия
| Название раздела, темы, занятия
| Количество аудиторных часов
| Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)
| Литература
| Формы контроля занятий
|
Лекции
| Семинарские занятия
| Лабораторные занятия
| Управляемая самостоятельная работа
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
1.
| Предмет и задачи психологии развития
|
|
| | | | | |
1.1.
| 1. Предмет, объект и цели психологии развития. Структура психологии развития
2. Междисциплинарные связи психологии развития
|
|
|
|
|
| [1] [3]
[4]
[6]
[7]
[8]
[12]
[17]
|
|
1.2.
| 1. Понятие развития. Категории, характеризующие процесс развития
2. Задачи и проблемы психологии развития
|
|
|
|
|
| [3]
[4]
[6]
[7]
[8]
[12]
|
|
1.3.
| 1. Предмет, объект и цели психологии развития. Структура психологии развития
2. Междисциплинарные связи психологии развития
3. Понятие развития. Категории, характеризующие процесс развития
4. Задачи и проблемы психологии развития
|
|
|
|
| Тексты
на электронных носителях
Электронный УМК
| [1] [3]
[4]
[6]
[7]
[8]
[10] [12]
[17]
| Устный опрос
|
2.
| Методология и методы психологии развития
|
| | | /2
|
|
|
|
2.1.
| 1. Методологические принципы психологии развития
2. Стратегии построения исследования в психологии развития
3. Методы сбора данных
4. Экспериментальные методы исследования
|
|
|
|
|
| [4]
[6]
[12]
[17]
|
|
2.2.
| 1. Методологические принципы психологии развития
2. Стратегии построения исследования в психологии развития
3. Методы сбора данных
4. Экспериментальные методы исследования
|
|
|
| /2
| Тексты
на электронных носителях
Электронный УМК
| [4]
[6]
[12]
[17]
| Компьютерное тестирование
|
3.
| Проблема развития в современной психологии (общий теоретический обзор)
|
|
| | | |
|
|
3.1.
| 1. Краткий исторический очерк психологии развития
2. Проблема классификации направлений и теорий психического развития
3. Общее понятие о направлении и теории психического развития в психологии развития
4. Биогенетические теории развития
|
|
|
|
|
| [1] [3]
[4]
[6]
[8]
[12] [13]
[17]
|
|
3.2.
| 1. Этологические теории
2. Бихевиористические теории развития
3. Проблема развития в теории социального научения А. Бандуры
|
|
|
|
|
| [1] [3]
[4]
[6]
[8]
[12] [13]
[17]
|
|
3.3.
| 1. Психоаналитические теории развития. Проблема развития в теории З. Фрейда
2. Проблема развития в эпигенетической теории развития Э. Эриксона
3. Теории объектных отношений в работах М. Кляйн, А. Фрейд
|
|
|
|
|
| [1] [3]
[4]
[6]
[8]
[12] [13]
[17]
|
|
3.4.
| 1. Когнитивные теории развития. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже: основные положения
2. Стадии интеллектуального развития ребенка в теории Ж. Пиаже
3. Теория морального развития Л. Колберга
|
|
|
|
|
| [1] [3]
[4]
[6]
[8]
[12] [13]
[17]
|
|
3.5.
| 1. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского
2. Филогенез форм отражения и деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева
3. Теория психического развития ребенка Д.Б. Эльконина
4. Теория развития личности Л.И. Божович
5. Модель развития общения М.И. Лисиной
|
|
|
|
|
| [1] [3]
[4]
[6]
[8]
[12] [13]
[17]
|
|
3.6.
| 1. Краткий исторический очерк психологии развития
2. Проблема классификации направлений и теорий психического развития
3. Общее понятие о направлении и теории психического развития в психологии развития
4. Биогенетические теории развития
5. Этологические теории
6. Бихевиористические теории развития
7. Проблема развития в теории социального научения А. Бандуры
|
|
|
|
| Тексты
на электронных носителях
Электронный УМК
| [1] [3]
[4]
[6]
[8]
[12]
[13]
[17]
[30]
| Устный опрос
|
3.7.
| 1. Психоаналитические теории развития. Проблема развития в теории З. Фрейда
2. Проблема развития в эпигенетической теории развития Э. Эриксона
3. Теории объектных отношений в работах М. Кляйн, А. Фрейд
4. Когнитивные теории развития. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже: основные положения
5. Стадии интеллектуального развития ребенка в теории Ж. Пиаже
6. Теория морального развития Л. Колберга
|
|
|
|
| Тексты
на электронных носителях
Электронный УМК
| [1] [3]
[4]
[6]
[8]
[12] [13]
[17]
| Устный опрос
|
3.8.
| 1. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского
2. Филогенез форм отражения и деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева
3. Теория психического развития ребенка Д.Б. Эльконина
4. Теория развития личности Л.И. Божович
5. Модель развития общения М.И. Лисиной
|
|
|
|
| Тексты
на электронных носителях
Электронный УМК
| [1] [3]
[4]
[6]
[8]
[10]
[12]
[13]
[15]
[17]
[30]
[31]
| Устный опрос,
Итоговая контрольная работа
|
4.
| Общие и возрастные закономерности психического развития
|
|
| | |
|
|
|
4.1.
| 1. Факторы психического развития человека: общее понятие об условиях и движущих силах психического развития
2. Внутренние условия (биологические) психического развития
3. Внешние условия (социальные) развития
4. Социализация. Институты социализации
|
|
|
|
|
| [4] [6]
[7]
[8]
[12]
[13]
[17]
|
|
4.2.
| 1. Взаимосвязь наследственности и социальной среды в детерминации психического развития
2. Законы психического развития
|
|
|
|
|
| [4] [6]
[7]
[8]
[12]
[13]
[17]
|
|
4.3.
| 1. Факторы психического развития человека: общее понятие об условиях и движущих силах психического развития
2. Внутренние условия (биологические) психического развития
3. Внешние условия (социальные) развития
4. Социализация. Институты социализации
5. Взаимосвязь наследственности и социальной среды в детерминации психического развития
6. Законы психического развития
|
|
|
|
| Тексты
на электронных носителях
Электронный УМК
| [4] [6]
[7]
[8]
[10]
[12]
[13]
[15]
[17]
[30] [31]
| Устный опрос
|
5.
| Возрастная периодизация психического развития
|
|
| | |
|
|
|
5.1.
| 1. Понятие возраста в психологии развития
2. Л.С. Выготский о критериях возрастной периодизации психического развития
3. Характеристика критериев возрастной периодизации психического развития, принятых в советской психологии развития
4. Проблема стабильных и критических периодов развития в теории Л.С. Выготского
5. Периодизация психического развития человека в зарубежных и отечественных теориях развития
|
|
|
|
|
| [3] [4]
[6]
[12]
[13]
[17]
|
|
5.2.
| 1. Понятие возраста в психологии развития
2. Л.С. Выготский о критериях возрастной периодизации психического развития
3. Характеристика критериев возрастной периодизации психического развития, принятых в советской психологии развития
4. Проблема стабильных и критических периодов развития в теории Л.С. Выготского
5. Периодизация психического развития человека в зарубежных и отечественных теориях развития
|
|
|
|
| Тексты
на электронных носителях
Электронный УМК
| [3] [4]
[6]
[12]
[13]
[15]
[17]
[30] [31]
| Устный опрос; контрольная работа
|
6.
| Развитие психики в пренатальном периоде и у новорожденного ребёнка
|
|
|
|
|
|
|
|
6.1.
| 1. Особенности пренатального периода развития человека
2. Кризис новорожденности
3. Стили родительского воспитания и развитие личности ребенка
4. Феномен детской привязанности
|
|
|
|
|
| [1]
[4]
[6]
[7]
[8] [12]
[13]
[17]
|
|
7.
| Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте
|
| | | /2
|
|
|
|
7.1.
| 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младенчестве
2. Развитие моторной (двигательной) активности в младенчестве
3. Когнитивное развитие младенца
|
|
|
|
|
| [1]
[4]
[6]
[7]
[8] [12]
[13]
[17]
|
|
7.2.
| 1. Речевое развитие младенца
2. Предпосылки личностного развития в младенчестве
3. Кризис 1-го года
4. Характеристика новообразований младенчества
|
|
|
|
|
| [1]
[4]
[6]
[7]
[8] [12]
[13]
[17]
|
|
7.3.
| 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младенчестве
2. Развитие моторной (двигательной) активности в младенчестве
3. Когнитивное развитие младенца
4. Речевое развитие младенца
5. Предпосылки личностного развития в младенчестве
6. Кризис 1-го года
7. Характеристика новообразований младенчества
|
|
|
| /2
| Тексты
на электронных носителях
Электронный УМК
| [1]
[4]
[6]
[7]
[8] [12]
[13]
[17]
| Компьютерное тестирование
|
8.
| Психическое развитие ребёнка в раннем возрасте
|
|
|
|
|
|
|
|
8.1.
| 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в раннем возрасте
2. Развитие предметно-манипулятивной деятельности в раннем возрасте
3. Когнитивное развитие ребенка раннего возраста
|
|
|
|
|
| [1]
[4]
[6]
[7]
[8]
[12]
[13]
[17]
|
|
8.2.
| 1. Речевое развитие ребенка раннего возраста
2. Развитие личности в раннем возрасте
3. Кризис 3-х лет
|
|
|
|
|
| [1]
[4]
[6]
[7]
[8] [9]
[12]
[13]
[17]
|
|
8.3.
| 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в раннем возрасте
2. Развитие предметно-манипулятивной деятельности в раннем возрасте
3. Когнитивное развитие ребенка раннего возраста
4. Речевое развитие ребенка раннего возраста
5. Развитие личности в раннем возрасте
6. Кризис 3-х лет
|
|
|
|
| Тексты
на электронных носителях
Электронный УМК
| [1]
[4]
[6]
[7]
[8] [9]
[10]
[12]
[13]
[17]
[30] [31]
| Устный опрос
|
8.4.
| 1. Когнитивное развитие ребенка раннего возраста
2. Развитие речи ребенка раннего возраста
3. Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка раннего возраста
4. Развитие предметной деятельности ребенка раннего возраста
5. Развитие двигательной активности ребенка раннего возраста
6. Методы диагностики развития ребенка раннего возраста
|
|
|
|
|
| [1]
[4]
[6]
[7]
[8] [9]
[12]
[13]
[17]
| Оценка диагностического инструментария и протоколов психологического обследования
|
9.
| Психическое и личностное развитие дошкольников
|
|
|
| /2
| |
|
|
9.1.
| 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в дошкольном возрасте
2. Игра, как ведущая деятельность дошкольника: развитие, структура, значение
3. Развитие изобразительной деятельности и конструирования в дошкольном возрасте
|
|
|
|
|
| [1]
[4]
[6]
[7]
[8] [9]
[12]
[13]
[17]
|
|
9.2.
| 1. Развитие общения дошкольника со взрослыми и сверстниками
2. Развитие сенсорно-перцептивных процессов в дошкольном возрасте
|
|
|
|
|
| [1]
[4]
[6]
[7]
[8] [9]
[12]
[13]
[17]
|
|
9.3.
| 1. Развитие внимания, памяти и мышления в дошкольном возрасте
2. Развитие воображения в дошкольном возрасте
3. Развитие речи в дошкольном возрасте
|
|
|
|
|
| [1]
[4]
[6]
[7]
[8] [9]
[12]
[13]
[17]
|
|
9.4.
| 1. Развитие личности в дошкольном возрасте
2. Характеристика новообразований дошкольного возраста
|
|
|
|
|
| [1]
[4]
[6]
[7]
[8] [9]
[12]
[13]
[17]
|
|
9.5.
| 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в дошкольном возрасте
2. Игра, как ведущая деятельность дошкольника: развитие, структура, значение
3. Развитие изобразительной деятельности и конструирования в дошкольном возрасте
4. Развитие общения дошкольника со взрослыми и сверстниками
5. Развитие сенсорно-перцептивных процессов в дошкольном возрасте
6. Развитие внимания, памяти и мышления в дошкольном возрасте
7. Развитие воображения в дошкольном возрасте
8. Развитие речи в дошкольном возрасте
|
|
|
|
| Тексты
на электронных носителях
Электронный УМК
| [1]
[4]
[6]
[7]
[8] [9]
[10]
[12]
[13]
[17]
| Устный опрос
|
9.6.
| 1. Развитие личности в дошкольном возрасте
2. Характеристика новообразований дошкольного возраста
|
|
|
| /2
| Тексты
на электронных носителях
Электронный УМК
| [1]
[4]
[6]
[7]
[8] [9]
[12]
[13]
[15]
[17]
[31]
| Компьютерное тестирование
|
9.7.
| 1. Развитие сенсорно-перцептивных процессов в дошкольном возрасте
2. Развитие внимания, памяти и мышления в дошкольном возрасте
3. Методики психодиагностики психического развития детей дошкольного возраста
|
|
|
|
| Психодиагностические методики
на электронных носителях
| [1]
[4]
[6]
[7]
[8] [9]
[12]
[13]
[17]
| Оценка протоколов психологического обследования
|
10.
| Особенности психического и личностного развития шести-семилетних детей
|
|
|
| | |
|
|
10.1.
| 1. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
2. Деятельность 6-7-летних детей
3. Личность ребенка 6-7-летнего ребёнка
4. Познавательная сфера 6-7-летнего ребёнка
5. Кризис 6-7 лет
|
|
|
|
|
| [6]
[7]
[8]
[9]
[12] [13]
[22]
|
|
10.2.
| 1. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
2. Деятельность 6-7-летних детей
3. Личность ребенка 6-7-летнего ребёнка
4. Познавательная сфера 6-7-летнего ребёнка
5. Кризис 6-7 лет
|
|
|
|
| Тексты
на электронных носителях
Электронный УМК
| [6]
[7]
[8]
[9]
[12] [13]
[22]
| Устный опрос
|
10.3.
| 1. Диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе
|
|
|
|
|
| [6]
[7]
[8]
[9]
[12] [13]
[22]
| Оценка протоколов психодиагностического обследования
|
11.
| Психическое и личностное развитие младшего школьника
|
|
|
|
|
|
|
|
11.1.
| 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младшем школьном возрасте
2. Учебная деятельность, как ведущая в младшем школьном возрасте
3. Адаптация первоклассников к школе
|
|
|
|
|
| [1]
[4]
[6]
[7]
[8]
[12]
[17]
|
|
11.2.
| 1. Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе
2. Когнитивное развитие младшего школьника
|
|
|
|
|
| [1]
[4]
[6]
[7]
[8]
[12]
[17]
|
|
11.3.
| 1. Развитие личности в младшем школьном возрасте
2. Характеристика новообразований младшего школьного возраста
3. Развитие общения младшего школьника со взрослыми и сверстниками
|
|
|
|
|
| [1]
[4]
[6]
[7]
[8]
[12]
[17]
|
|
11.4.
| 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младшем школьном возрасте
2. Учебная деятельность, как ведущая в младшем школьном возрасте
3. Адаптация первоклассников к школе
4. Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе
5. Когнитивное развитие младшего школьника
6. Развитие личности в младшем школьном возрасте
7. Характеристика новообразований младшего школьного возраста
8. Развитие общения младшего школьника со взрослыми и сверстниками
|
|
| | | Тексты
на электронных носителях
Электронный УМК
| [1]
[4]
[6]
[7]
[8]
[10]
[12]
[15]
[17]
[31]
| Устный опрос
|
12.
| Психическое и личностное развитие подростка
|
|
|
| /2
| |
|
|
12.1.
| 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в подростковом возрасте
2. Анатомо-физиологические особенности подростково-юношеского возраста и их влияние на развитие личности
|
|
|
|
|
| [1] [4]
[6]
[7] [8] [9]
[12]
[17]
|
|
12.2
| 1. Когнитивное развитие в подростковом возрасте
2. Развитие личности в подростковом возрасте
|
|
|
|
|
| [1] [4]
[6]
[7] [8] [9]
[12]
[17]
|
|
12.3.
| 1. Психосексуальное развитие подростков
2. Кризисы подросткового возраста
|
|
|
|
|
| [1] [4]
[6]
[7] [8] [9]
[12]
[17]
|
|
12.4.
| 1. Развитие общения со сверстниками и взрослыми в подростковом и юношеском возрасте
2. Характеристика новообразований подросткового возраста
|
|
|
|
|
| [1] [4]
[6]
[7] [8] [9]
[12]
[17]
|
|
12.5.
| 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в подростковом возрасте
2. Анатомо-физиологические особенности подростково-юношеского возраста и их влияние на развитие личности
3. Когнитивное развитие в подростковом возрасте
|
|
|
|
| Тексты
на электронных носителях
Электронный УМК
| [1] [4]
[6]
[7] [8] [9]
[12]
[15]
[17]
[31]
| Устный опрос
|
12.6.
| 1.Развитие личности в подростковом возрасте
2. Психосексуальное развитие подростков
3. Кризисы подросткового возраста
|
|
|
|
| Тексты
на электронных носителях
Электронный УМК
| [1]
[2] [4]
[6]
[7] [8] [9]
[12]
[17]
| Устный опрос
|
12.7.
| 1. Развитие общения со сверстниками и взрослыми в подростковом и юношеском возрасте
2. Характеристика новообразований подросткового возраста
|
|
|
| /2
| Тексты
на электронных носителях
Электронный УМК
| [1] [4]
[6]
[7] [8] [9]
[12]
[17]
| Контрольная работа
|
12.8.
| 1. Психологическая диагностика личности подростка
|
|
|
|
|
| [1] [4]
[6]
[7] [8] [9]
[12]
[17]
| Оценка протоколов психодиагностического обследования
|
13.
| Психическое и личностное развитие в юношеском возрасте
|
|
|
|
|
|
|
|
13.1.
| 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в юношеском возрасте
2. Когнитивное развитие в юношеском возрасте
|
|
|
|
|
| [1] [4]
[6]
[7] [8] [9]
[12]
[17]
|
|
13.2.
| 1. Развитие личности в юношеском возрасте
2. Девиантное поведение в подростково-юношеском возрасте
|
|
|
|
|
| [1] [4]
[6]
[7] [8] [9]
[12]
[17]
|
|
13.3.
| 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в юношеском возрасте
2. Когнитивное развитие в юношеском возрасте
3. Развитие личности в юношеском возрасте
4. Девиантное поведение в подростково-юношеском возрасте
|
|
|
|
| Тексты
на электронных носителях
Электронный УМК
| [1]
[2] [4]
[6]
[7] [8] [9]
[12]
[15]
[17] [31]
| Устный опрос
|
14.
| Психическое и личностное развитие в ранней зрелости
|
|
| | | | | |
14.1.
| 1. Проблема построения периодизации развития взрослого человека
2. Анатомо-физиологическое развитие в период ранней зрелости
3. Когнитивное развитие в период ранней взрослости
|
|
|
|
|
| [4] [6] [9] [12]
[16]
|
|
14.2.
| 1. Развитие личности в период ранней зрелости
2. Кризисы развития в ранней зрелости
3. Профессиональная адаптация в ранней зрелости
4. Особенности семейных отношений в период ранней зрелости
|
|
|
|
|
| [4] [6] [9] [12]
[16]
|
|
14.3
| 1. Проблема построения периодизации развития взрослого человека
2. Анатомо-физиологическое развитие в период ранней зрелости
3. Когнитивное развитие в период ранней зрелости
4. Развитие личности в период ранней зрелости
5. Кризисы развития в ранней зрелости
6. Профессиональная адаптация в ранней зрелости
7. Особенности семейных отношений в период ранней зрелости
|
|
|
|
| Тексты
на электронных носителях
Электронный УМК
| [4] [6] [9] [10]
[12]
[16]
| Устный опрос
|
15.
| Психическое и личностное развитие в средней зрелости
|
|
| | | | | |
15.1.
| 1. Анатомо-физиологическое развитие в период средней зрелости
2. Когнитивное развитие в период средней зрелости
|
|
|
|
|
| [4] [6] [9] [12]
[16]
|
|
15.2.
| 1. Развитие личности в период средней зрелости
2. Кризис среднего возраста
3. Профессиональное развитие личности в средней зрелости
4. Особенности семейных отношений в период средней зрелости
|
|
|
|
|
| [4] [6] [9] [12]
[16]
|
|
15.3.
| 1. Анатомо-физиологическое развитие в период средней зрелости
2. Когнитивное развитие в период средней зрелости
3. Развитие личности в период средней зрелости
4. Кризис среднего возраста
5. Профессиональное развитие личности в средней зрелости
6. Особенности семейных отношений в период средней зрелости
|
|
|
|
| Тексты
на электронных носителях
Электронный УМК
| [4] [6] [9] [12]
[16]
| Устный опрос
|
16.
| Психическое и личностное развитие в поздней зрелости
|
|
| | /2
| | | |
16.1.
| 1. Периодизация развития в период поздней зрелости
2. Причины старения
3. Анатомо-физиологическое развитие в период поздней зрелости
|
|
|
|
|
| [4] [5]
[6] [11]
[12] [14] [16]
|
|
16.2.
| 1. Когнитивное развитие в поздней зрелости
2. Старческое слабоумие: типология, причины и характеристика
|
|
|
|
|
| [4] [5]
[6] [11]
[12] [14] [16]
|
|
16.3.
| 1. Развитие личности в период поздней зрелости
2. Особенности семейных отношений в период поздней взрослости
3. Психологические аспекты умирания и смерти
|
|
|
|
|
| [4] [5]
[6] [11]
[12] [14] [16]
|
|
16.4
| 1. Периодизация развития в период поздней зрелости
2. Причины старения
3. Анатомо-физиологическое развитие в период поздней зрелости
4. Когнитивное развитие в поздней зрелости
5. Старческое слабоумие: типология, причины и характеристика
|
|
|
|
| Тексты
на электронных носителях
Электронный УМК
| [4] [5]
[6] [11]
[12] [14] [16]
| Устный опрос,
Итоговая контрольная работа
|
16.5.
| 1. Развитие личности в период поздней зрелости
2. Особенности семейных отношений в период поздней взрослости
3. Психологические аспекты умирания и смерти
|
|
|
| /2
| Тексты
на электронных носителях
Электронный УМК
| [4] [5]
[6] [10]
[11]
[12] [14] [16]
| Контрольная работа
|
2) СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Би, Х. Развитие ребенка: Учеб. пос. / Х. Би - СПб., 2004. – 786 с.
2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999. – 624 с.
3. Карандашев, Ю.Н. Психология развития: Ч.1. Введение: Учеб. пос. / Ю.Н. Карандашев. – Мн., 1997. – 240 с.
4. Крайг, Г. Психология развития: Учеб. пос.: 7-е изд. / Г. Крайг. – СПб., 2003. – 993 с.
5. Краснова, О.В., Лидерс, А.Г. Социальная психология старения: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс – М., 2002. – 288 с.
6. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с.
7. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.
8. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М., 2000. – 448 с.
9. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / К.Н. Поливанова – М., 2000. – 184 с.
10. Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб., 2001. – 512 с.
11. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М., 2003. – 416 с.
12. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. – 460 с.
13. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – М., 2003. – 368 с.
14. Стюарт-Гамильтон, Я. Психология старения: Учеб. пос. / Я. Стюарт-Гамильтон – СПб., 2002. – 256 с.
15. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пос. / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М., Воронеж, 2003. – 400 с.
16. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Хухлаева – М., 2002. – 208 с.
17. Шэффер, Д. Дети и подростки: психология развития: Учеб. пос. / Д. Шэффер - СПб., 2003. – 976 с.
Дополнительная литература
18. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пос. для студ. вузов: 4-е изд., стереотип. / Г.С. Абрамова. – М., 1999. – 672 с.
19. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С.Выготский. – СПб.,1997. – 519с.
20. Гамезо, М.В., Герасимова, В.С., Горелова, Г.Г., Орлова, Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие / М.В. Гамезо и др., - М., 1999 – 272 с.
21. Детская психология: Учеб. пособие / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн., 1986. – 399 с.
22. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Мн., 1999. – 316 с.
23. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Н.Ньюкомб. – 8-е изд. – СПб.,2002. –640 с.
24. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., - 352 с.
25. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб.,2005. – 400с.
26. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Учеб. пос. / Ф. Райс. - СПб., 1999. – с.
27. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. – СПб., 2001. – 224 с.
28. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. / Е.А. Сорокоумова. – СПб., 2006. – 208 с.
29. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология / Д.И. Фельдштейн, - М., 2003. – 432 с.
30. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.
31. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пос. для студ / Сост. Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1994.
32. Хухлаева, О.В. Психология подростка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Хухлаева, - М., 2004. – 160 с.
33. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д. Эльконин. – М., 1994. – 324 с
34. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М., 2004. – 384 с.
3) Примерные вопросы к экзаменам
Часть 1.
1. Предмет, объект и цели психологии развития. Структура психологии развития
2. Междисциплинарные связи психологии развития
3. Понятие развития. Категории, характеризующие процесс развития
4. Задачи и проблемы психологии развития
5. Методологические принципы психологии развития
6. Стратегии построения исследования в психологии развития
7. Методы сбора данных
8. Экспериментальные методы исследования
9. Краткий исторический очерк психологии развития
10. Общее понятие о направлении и теории психического развития в психологии развития
11. Проблема классификации направлений и теорий психического развития
12. Биогенетические теории развития
13. Этологические теории
14. Бихевиористические теории развития
15. Проблема развития в теории социального научения А. Бандуры
16. Психоаналитические теории развития. Проблема развития в теории З. Фрейда
17. Проблема развития в эпигенетической теории развития Э. Эриксона
18. Теории объектных отношений в работах М. Кляйн, А. Фрейд
19. Когнитивные теории развития. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже: основные положения
20. Стадии интеллектуального развития ребенка в теории Ж. Пиаже
21. Теория морального развития Л. Колберга
22. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского
23. Филогенез форм отражения и деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева
24. Теория психического развития ребенка Д.Б. Эльконина
25. Теория развития личности Л.И. Божович
26. Модель развития общения М.И. Лисиной
27. Факторы психического развития человека: общее понятие об условиях и движущих силах психического развития
28. Внутренние условия (биологические) психического разви-тия
29. Внешние условия (социальные) развития
30. Социализация. Институты социализации
31. Взаимосвязь наследственности и социальной среды в детерминации психического развития
32. Законы психического развития
33. Понятие возраста в психологии развития
34. Л.С. Выготский о критериях возрастной периодизации психического развития
35. Характеристика критериев возрастной периодизации психического развития, принятых в советской психологии развития
36. Проблема стабильных и критических периодов развития в теории Л.С. Выготского
37. Периодизация психического развития человека в зарубежных и отечественных теориях развития
38. Особенности пренатального периода развития человека
39. Кризис новорожденности
40. Стили родительского воспитания и развитие личности ре-бенка
41. Феномен детской привязанности
42. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младенчестве
43. Развитие моторной (двигательной) активности в младенчестве
44. Когнитивное развитие младенца
45. Речевое развитие младенца
46. Предпосылки личностного развития в младенчестве
47. Кризис 1-го года
48. Характеристика новообразований младенчества
49. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в раннем возрасте
50. Развитие предметно-манипулятивной деятельности в раннем возрасте
51. Когнитивное развитие ребенка раннего возраста
52. Речевое развитие ребенка раннего возраста
53. Развитие личности в раннем возрасте
54. Кризис 3-х лет
55. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в дошкольном возрасте
56. Игра, как ведущая деятельность дошкольника: развитие, структура, значение
57. Развитие изобразительной деятельности и конструирования в дошкольном возрасте
58. Развитие общения дошкольника со взрослыми и сверстниками
59. Развитие сенсорно-перцептивных процессов в дошкольном возрасте
60. Развитие внимания, памяти и мышления в дошкольном возрасте
61. Развитие воображения в дошкольном возрасте
62. Развитие речи в дошкольном возрасте
63. Развитие личности в дошкольном возрасте
64. Характеристика новообразований дошкольного возраста
65. Анализ первоисточников, рекомендованных учебной программой
Часть 2.
1. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
2. Деятельность 6-7-летних детей
3. Личность ребенка 6-7-летнего ребёнка
4. Познавательная сфера 6-7-летнего ребёнка: ощущения, восприятие, внимание, память
5. Познавательная сфера 6-7-летнего ребёнка: мышление, воображение и речь
6. Кризис 6-7 лет
7. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младшем школьном возрасте
8. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте
9. Адаптация первоклассников к школе
10. Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе
11. Когнитивное развитие младшего школьника
12. Развитие личности в младшем школьном возрасте
13. Характеристика новообразований младшего школьного возраста
14. Развитие общения младшего школьника со взрослыми и сверстниками
15. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в подростковом возрасте
16. Анатомо-физиологические особенности подростково-юношеского возраста и их влияние на развитие личности
17. Когнитивное развитие в подростковом возрасте
18. Развитие личности в подростковом возрасте
19. Психосексуальное развитие подростков
20. Кризисы подросткового возраста
21. Развитие общения со сверстниками и взрослыми в подростковом и юношеском возрасте
22. Характеристика новообразований подросткового возраста
23. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в юношеском возрасте
24. Когнитивное развитие в юношеском возрасте
25. Развитие личности в юношеском возрасте
26. Характеристика новообразований юношеского возраста
27. Девиантное поведение в подростково-юношеском возрасте
28. Проблема построения периодизации развития взрослого человека
29. Анатомо-физиологическое развитие в период ранней зрелости
30. Когнитивное развитие в период ранней зрелости
31. Развитие личности в период ранней зрелости
32. Кризисы развития в ранней зрелости
33. Профессиональная адаптация в ранней зрелости
34. Особенности семейных отношений в период ранней зрелости
35. Анатомо-физиологическое развитие в период средней зрелости
36. Когнитивное развитие в период средней зрелости
37. Развитие личности в период средней зрелости
38. Кризис среднего возраста
39. Профессиональное развитие личности в средней зрелости
40. Особенности семейных отношений в период средней зрелости
41. Общая характеристика поздней зрелости: определения, стереотипы, статистика
42. Периодизация развития в период поздней зрелости
43. Причины старения: обзор основных теорий
44. Анатомо-физиологическое развитие в период поздней зрелости
45. Когнитивное развитие в поздней зрелости: сенсорно-перцептивные процессы, внимание, память
46. Когнитивное развитие в поздней взрослости: интеллектуальные способности, модель «последнего спада», мудрость
47. Старческое слабоумие: типология, причины и характеристика
48. Развитие личности в период поздней зрелости
49. Особенности семейных отношений в период поздней взрослости
50. Психологические аспекты умирания и смерти
51. Анализ статьи Крутецкого В.А. «Психологические особенности младшего школьника»
52. Анализ статьи Прихожан А.М., Толстых Н.Н. «Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении»
53.
Воспользуйтесь поиском по сайту: