Магистральные трубопроводы
Геодезические изыскания для проектирования. Магистральными трубопроводами называют сооружения, предназначенные для транспортирования на дальние расстояния нефти, нефтяных продуктов, газа и воды. Магистральные трубопроводы состоят из подводящих трубопроводов, головных и линейных сооружений и промежуточных станций. По подводящим трубопроводам или ответвлениям местного значения нефть самотеком, а газ под небольшим давлением передаются на промыслах от действующих скважин к сборным пунктам, емкостям и головным сооружениям, а от них — к потребителю. Головные сооружения включают в себя головную насосную станцию (компрессорную в газопроводах), создающую заданный напор в трубопроводе, и емкости для сбора и хранения нефти или газа. Головные сооружения располагаются вблизи промыслов или нефтеперегонного завода при транспортировании нефтепродуктов. Промежуточные станции, располагаемые по трассе через 80... 100 км (в газопроводах и реже), поддерживают высокое давление в трубопроводе. Линейные сооружения — трубопроводы диаметром 500... 2000 мм с колодцами через 5... 10 км и переходами через препятствия. Для удобства эксплуатации вдоль трассы трубопровода прокладывают телефонную линию и грунтовую дорогу. Магистральные трубопроводы укладывают в грунт на глубину не менее 0,8 м до верха трубы, а при переходе через водные преграды— не менее 0,5 м от уровня возможного размыва дна. Уклоны трубопровода проектируют преимущественно параллельно рельефу местности. Поэтому для правильного определения длины трубопровода пикетаж разбивают по наклонной местности. По наклонным расстояниям составляют и продольный профиль. План трассы строят по горизонтальному проложению линий.
В районах вечной мерзлоты, в болотистых и горных местах, на оползнях проектируют надземную прокладку магистральных трубопроводов на опорах. На стадии технических изысканий определяют наилучший кратчайший вариант трассы, который удовлетворял бы всем техническим условиям и требовал бы минимальных затрат на строительство. Варианты трассы намечают по топографической карте, придерживаясь наиболее короткого направления между начальным и конечным пунктами. По возможности стремятся приблизить трассу к существующим железным и автомобильным дорогам, чтобы использовать их при строительстве и эксплуатации трубопровода. В настоящее время для выбора наилучшего варианта трассы широко применяют аэрофотосъемку. На полевом этапе изысканий уточняют положение трассы в натуре и закрепляют ее основные точки, выбирают места переходов и площадки станций. Для составления рабочих чертежей производят полевое трассирование трубопровода с измерением и закреплением углов поворота, разбивкой и нивелированием пикетажа, съемкой пересечений и переходов. Вершины поворотов отмечают вехами и закрепляют столбами, при этом расстояния между угловыми знаками, а на длинных прямых участках между створными точками должны быть 300...500м. Реперы размещают по трассе через 2... 3 км, приурочивая их к большим углам поворота; лучше всего их устанавливать на продолжении стороны трассы на расстоянии 10... 15 м от вершины угла. На длинных трассах, в местах, не обеспеченных высотной основой, через каждые 10 км устанавливают железобетонные реперы. Все реперы в плановом положении привязывают к трассе. Трассу привязывают к геодезическим пунктам не реже чем через 50 км. При отсутствии вблизи трассы опорных пунктов через каждые 30... 40 сторон определяют истинный азимут. Для проектирования мест пересечения трубопроводом рек, оврагов, каналов, дорог дополнительно проводят подробную съемку этих мест в масштабе 1:500 или 1: 1000.
На переходах через реки и овраги сооружают дюкер, т. е. трубопровод заглубляют в землю ниже дна препятствия; при пересечении горных дорог и глубоких ущелий возводят эстакаду. Съемку участка перехода реки производят в масштабе 1: 500— 1: 1000 с сечением рельефа через 0,5 м. Снимают оба берега и дно реки. Съемку дна выполняют путем промеров глубин по трем створам: главному и двум боковым, расположенным выше и ниже по течению на 50'... 60 м от оси. Одновременно с трассированием трубопровода производят изыскания и съемку площадок головных сооружений и промежуточных станций. Выбранные площадки снимают в масштабе 1:500. На основании материалов полевого трассирования составляют план трассы трубопровода в масштабе 1:5000—1: 10000, планы отдель- ных пересечений и площадок в масштабе 1: 500—1: 1000, а также продольный профиль трассы. Геодезическое обеспечение строительства. Перед строительством трубопровода восстанавливают и закрепляют углы поворота, пикетаж трассы, детально разбивают кривые, сгущают сеть рабочих реперов (не реже чем через 1 км), проводят контрольные измерения линий и повторное нивелирование. Одновременно с восстановлением трассы в соответствии с проектом разбивают и закрепляют колодцы и переходы. Точки крепления выносят за пределы зоны земляных работ, т. е. примерно на 5, м в обе стороны от оси. Для производства земляных работ необходима детальная разбивка траншеи, характер которой зависит от того, каким экскаватором будут выполняться эти работы. При использовании одноковшового экскаватора примерно через 10 м намечают на местности от закрепленной оси обе бровки траншеи и указывают глубину последней. Для правильной работы многоковшового экскаватора (канавокопателя) разбивают линию, которая параллельна оси трубопровода и отстоит от нее на величину, равную половине расстояния между внутренними гранями гусениц канавокопателя. Эту линию закрепляют через 5... 10 м кольями, которые должны быть хорошо видны экскаваторщику. При направлении грани соответствующей гусеницы вдоль линии кольев канавокопатель будет двигаться строго по намеченной трассе.
Чтобы избежать переборов грунта, траншеи не добирают до проектных отметок на величину 10... 15 см. Затем на пикетах и на колодцах строят обноски и с помощью визирок зачищают окончательно дно траншеи. Обноска становится перпендикулярно оси трубопровода. На колодцах, расположенных на поворотах трассы, обноску ставят по биссектрисе угла. От точек крепления на обноску выносят ось траншеи и закрепляют ее гвоздем. Натянув между осевыми точками соседних обносок проволоку и подвесив на нес-отвес, проверяют плановое положение траншеи. Высотную выверку дна траншеи с применением визирок производят следующим образом (рис. 143). Прокладывая нивелирный ход, определяют отметки Я0бн верхней грани каждой обноски. Из этих отметок вычитают соответствующие проектные отметки Я,,,, дна траншеи. По полученным разностям выбирают длину I ходовой визирки 3 (3... 3,5 м). Если затем из длины I вычесть ранее полученные разности, то определим высоту Л0 опорной /, 2 или пришивной визирки на каждой обноске, т. е. /г0 = /— (Нобн —Яяр). Для удобства пользования длину ходовой визирки выбирают с таким расчетом, чтобы высота опорных визирок на данном участке была 0,3... 1 м. Высота опорных визирок над проектной линией дна одинаковая для всех пикетов и колодцев и равна принятой длине ходовой визирки, т. е. линия, проходящая через верхние планки двух соседних опорных визирок, будет параллельна проектной линии дна траншеи. Поэтому если встать около одной из опорных визирок / и, визируя на глаз поверх нее на соседнюю опорную визирку 2, ус- тановить строго на линии визирования верхний срез ходовой визирки 3, то пятка последней будет находиться на проектной отметке дна траншеи в этой точке. Перемещая ходовую визирку по дну траншеи через 3... 5 м, получают проектные отметки, по которым окончательно зачищают дно. При расстояниях между опорными визирками до 100 м этот способ обеспечивает точность соблюдения проектных отметок с погрешностью не более 10... 20 мм. На переломах продольного профиля трассы разбивают вертикальные кривые больших радиусов. Прямая вставка между началом и концом соседних кривых должна быть не менее 10... 20 м. На участках вертикальных кривых проектные отметки по дну траншеи устанавливают с помощью нивелира, так как способ визирок на этих участках не может быть применен. По окончании укладки трубо- Гпровода производят исполнительную съемку. В исполнительном продольном профиле показывают Рис. 143. Схема применения визирок фактические отметки верха насы- для высотной выверки дна траншеи пи и верха трубопровода, отметки дна траншеи, диаметры уложенных труб и т. д. На плане показывают отклонения от проекта, допущенные в процессе строительства. ГЛАВА XXII
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|