Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Содержание
- Рабочая программа
- Методические рекомендации
- Введение
- Тема 1. Введение
- 1.1. Определение геоурбанистики
- 1.2. Геоурбанистика в системе наук
- Тестовые задания к теме 1
- Тема 2. Особенности и перспективы современной урбанизации
- 2.1. Определение урбанизации
- 2.2. Пространственная эволюция урбанизации
- 2.3. Глобальные основы урбанизации
- 2.4. Динамика и концентрация городского населения мира
- 2.4.1. Очаги ранней урбанизации
- 2.4.2. Города в Древнем мире
- 2.4.3. Города Средневековья
- 2.4.4. Города Нового времени
- 2.4.5. Города Новейшего времени
- 2.4.6. Концентрация городского населения по регионам
- 2.4.7. Основные очаги и центры мировой урбанизации
- 2.5. Урбанизированное расселение
- 2.6. Перспективы урбанизации
- Тестовые задания к теме 2
- Тема 3. Город как система в системе городов
- 3.1. Определение города
- 3.2. Город как система
- 3.3. Функции города
- 3.4. Экономико-географическое положение городов
- 3.5. Типология городов
- 3.6. Классификация городов
- 3.7. Город в расселении и территориальной структуре хозяйства
- 3.7.1. Территориальные системы расселения
- 3.7.2. Город и пространственные отношения
- 3.7.3. Роль городов в системе расселения
- 3.7.4. Формирование систем городского расселения
- 3.8. Агломерация поселений
- 3.9. Урбанизированный район
- 3.10. Урбанизированная зона
- 3.11. Мегалополисы
- 3.12. Идеальные модели размещения городов
- 3.12.1. Правило Дж. Ципфа «ранг – размер»
- 3.12.2. Иерархия городов – центральных мест В. Кристаллера
- 3.12.3. «Экономический ландшафт» А. Лёша
- 3.12.4. Модель «правильного размещения гнёзд» Дж. Кольба
- 3.12.5. Модель «городского мультипликатора» Лоури
- 3.12.6. Периодические центральные места: ярмарки и рынки
- 3.12.7. Регулирование систем городского расселения
- Тестовые задания к теме 3
- Тема 4. Урбанизация в России
- 4.1. Динамика городского населения
- 4.2. Пространственные закономерности урбанизации
- 4.3. Основные этапы урбанизации в России
- 4.4. Особенности советской урбанизации
- 4.5. Географические особенности формирования сети городов России
- 4.6. Опорный каркас расселения России
- Тестовые задания к теме 4
- Тема 5. Проблемы городов
- 5.1. Экологические проблемы
- 5.2. Демографические проблемы
- 5.3. Экономические проблемы
- Тестовые задания к теме 5
- Тема 6. Географические основы городской (градостроительной) политики
- 6.1. Основные задачи и направления градостроительной политики
- 6.2. Типологический подход в градостроительной политике
- 6.3. Влияние зональных и региональных особенностей на градостроительную политику
- 6.4. Направления градостроительной деятельности в России в начале XXI в.
- Тестовые задания к теме 6
- Заключение
- Глоссарий
- Литература
Рабочая программа
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Целиосвоениядисциплины
Целью курса «Геоурбанистика» является подготовка студентов к исследовательской, преподавательской и практической работе над проблемами урбанизации и городов в научных, проектных, образовательных организациях.
Задачи курса «Геоурбанистика» – охарактеризовать историко-географические, социальные, экономико-географические, градостроительные и другие аспекты развития городов и их систем; раскрыть процессы урбанизации; показать значение и содержание географических подходов к разработке стратегии развития городов и систем расселения; охарактеризовать основы проектирования городов.
Место дисциплины в структуре бакалаврской программы
«Геоурбанистика» входит в базовую часть профессионального цикла ООП, закладывает основы фундаментальных знаний в области социально-экономических наук о Земле, читается в 6-м семестре бакалавриата.
Дисциплина «Геоурбанистика» – один из обобщающих, систематизирующих курсов в системе подготовки географа. Его назначение – формирование у студентов урбанистического восприятия географических объектов и процессов в странах разного типа, осмысление современных тенденций процесса урбанизации и оценка их значимости в жизни человека и общества.
При освоении данного курса необходимы знания, приобретенные студентами при овладении базовыми географическими дисциплинами ООП бакалавриата по направлению подготовки «География»: «Экономическая, социальная и политическая география», «География населения с основами демографии», «Экономическая и социальная география мира».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению «География»:
а) общекультурных (ОК):
- владеть культурой мышления, способностями к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-3);
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4);
- иметь навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-10);
б) профессиональных (ПК):
- знать теоретические основы социальной и экономической географии, географии населения с основами демографии и уметь их использовать в географических исследованиях – (ПК-5);
- уметь применять картографический метод в географических исследованиях (ПК-6);
- знать общие и теоретические основы экономической и социальной географии России и мира и уметь их использовать в географических исследованиях (ПК-8);
- знать географические основы устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях (ПК-9);
- использовать теоретические знания на практике (ПК-10);
- владеть основными подходами и методами географического районирования (ПК-12);
- владеть теоретическими и научно-практическими знаниями основ природопользования (ПК-13);
- уметь применять методы географических исследований для обработки, анализа и синтеза географической информации: картографические, аэрокосмические, комплексные географические, методы географического районирования и прогнозирования (ПК-14);
- владеть и уметь применять на практике базовые и теоретические знания по географии основных отраслей экономики, их основные географические закономерности, факторы размещения и развития; в области географического и экономико-географического районирования; иметь навыки территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической деятельности (ПК-18);
- владеть и уметь применять на практике теоретические знания и прикладные основы региональной политики, политической географии и геополитики (ПК-19);
- освоить и уметь применять на практике методы экономико-географических исследований, географического и экономико-географического районирования, социально-экономической картографии для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации (ПК-20).
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- определение предмета геоурбанистики, его отличие от географии городов;
- особенности и перспективы развития современной урбанизации;
- основные очаги и центры мировой урбанизации;
- основные системы расселения;
- классификацию и типологию городов;
- проблемы городов;
- географические основы градостроительной политики;
уметь:
- применять полученные знания в учебных и научно-исследовательских работах и дальнейшей практической деятельности;
- ориентироваться в основных проблемах развития урбанизации на территории России и мира;
- объяснять характер функционирования городских систем;
- выявлять причины расширения городских территорий;
- четко представлять подходы к проектированию городов и систем расселения;
владеть навыками:
- использовать знания геоурбанистики в географических научных исследованиях и практической деятельности.
4.Структура и содержание дисциплины «Геоурбанистика»
Общая трудоемкость курса составляет 1,5 зачетных единицы – 50 часов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: