Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль городов в системе расселения




Город обычно выступает в двух основных качествах – как центр своего окружения (центральное место) и специализированный центр.

Любой город развивается и функционирует в тесном взаимодействии с пригородной зоной и более отдалённой окружающей его территорией. Он обслуживает их потребности, выполняя центральные функции, т.е. роль центра того или иного прилегающего ареала, который тяготеет к своему центру. Радиус пригородной зоны согласно рекомендациям градостроителей для средней полосы России устанавливается в 20–25 км для города с населением 100–500 тыс. жителей, 25–30 км – при численности 500 тыс.–1 млн чел. и 35–50 км – для городов-миллионеров.

Центральные функции имеют широкий спектр связей, многообразие видов обслуживания района, его населения, оказываемого центральным городом. Для этих функций характерна непрерывность их проявления в окружающем город районе до определённой границы, где функции затухают.

Сети центральных мест тяготеют к равномерности, стремясь полнее охватить территорию своими зонами обслуживания. Это удаётся тем лучше, чем однороднее территория по характеру расселения, инфраструктурному оснащению, специализации производства и т.д. Но по мере развития страны или региона равномерность сети городов всё более нарушается (особенно со второй половины XX в.). Это заставляет видоизменяться сеть центральных мест, приспосабливаясь к новым условиям.

Возмутителями равномерности часто выступают специализированные центры. Такие города имеют резко выраженную одну функцию и не (мало) заняты обслуживанием окружающей их территории. Сам спектр деятельности у таких городов ограничен, нередко он сводится к одному виду, зато территориальное простирание связей очень большое: нередко оно охватывает не только большую часть страны, но и выходит за её пределы.

Обычно специализированные центры – это центры различных отраслей промышленности, а также железнодорожные узлы, порты, курорты, центры науки, высшего образования. Им часто свойственны существенные социальные недостатки, прежде всего связанные с ограниченностью выбора занятий, досуга, образования и т.п.

Выделяются наиболее распространенные категории специализированных центров:

1. Центры отраслей с повышенным негативным воздействием на окружающую среду, что «отпугивает» другие виды деятельности. Таковы города цветной металлургии, тяжелой химии, цементной промышленности, теплоэнергетики.

2. Центры в районах с экстремальными природными условиями, где суровый климат, продолжительная зима и короткое прохладное лето не позволяют дополнить развитие основной отрасли другими видами деятельности.

3. «Закрытые» города с предприятиями и учреждениями военно-промышленного комплекса, характеризующиеся повышенной секретностью.

4. Города, входящие в крупнейшие агломерации, где многофункциональность специализированного центра опирается на разнообразие социальной среды и многофункциональность всей агломерации.

С развитием регионов и увеличением разнообразия их функций различия между центральными местами и специализированными центрами нередко утрачивают свою первоначальную чёткость и начинают успешно выполнять функции друг друга.

Формирование систем городского расселения

Важным показателем, характеризующим пространственную составляющую урбанизации, является формирование систем городского расселения как взаимного упорядоченного размещения крупных городов (главных экономических центров), средних и малых городов, находящихся в зоне их влияния.

Общие схемы размещения населённых пунктов. На любой карте, показывающей размещение населённых пунктов (рис. 8)можно выделить три основные составляющие:

1) линейное размещение, в котором размещение населённых пунктов предопределяется транспортными магистралями – автомобильными или железными дорогами, судоходными реками;

2) агломерационное размещение, где скопление населённых пунктов вокруг крупного города в системе расселения связано с месторождением полезных ископаемых или выгодным географическим положением;

3) равномерное размещение – характерно для населённых пунктов, выполняющих функции центров обеспечения товарами и услугами равномерно размещённого сельского населения.

Агломерация поселений

Возникновение агломераций – качественный сдвиг в расселении, новая стадия его эволюции, когда сеть поселений превращается в систему расселения. Во всех развитых странах и в большинстве развивающихся в агломерациях сосредоточена преобладающая часть населения и производства.

Однако несмотря на повсеместное распространение агломераций, единой терминологии нет, в разных государствах эту форму городского расселения называют по-разному:

  • локальные системы расселения;
  • районы больших городов;
  • групповые системы расселения;
  • метрополитенские ареалы;
  • стандартные метрополитенские ареалы;
  • метрополитенские районы;
  • города-поля;
  • конурбации (чаще всего для многоядерных, полицентрических агломераций).

Агломерация (от латинского agglomerare – присоединять, прибавлять) – компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединённая в сложную локальную систему разнообразными интенсивными связями – трудовыми, производственными, коммунально-хозяйственными, культурно-бытовыми, рекреационными, природоохранными, а также совместным использованием разнообразных ресурсов данного ареала.

Это понятие включает в себя не только совокупность взаимосвязанных поселений различного типа и величины, но и пространство между ними. Таким образом, агломерация – это обычно высокоурбанизованная территория с густой сетью населённых пунктов, с совместной пригородной зоной.

По сравнению с городом агломерация является более сложной локальной городской системой, которая обретает новые качества, пространственную структуру, планировку и располагает бόльшими возможностями для эффективного социокультурного развития. Поэтому агломерация становится распространенной формой эволюции и функционирования современного крупного города.

Критерии выделения агломерации различны:

  • плотность городского населения и непрерывность застройки;
  • наличие большого города-центра (более 100 тыс. чел.);
  • интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок;
  • удельный вес несельскохозяйственных рабочих;
  • доля работающих вне места жительства;
  • количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром;
  • число телефонных разговоров с центром;
  • производственные связи;
  • связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре.

В ряде случаев принимают в качестве критерия комбинацию признаков, в других – ориентируются на один из них (например, выделяют границы агломерации по 1,5–2-часовым изохронам трудовых передвижений от города-центра).

Первыми российскими учёными, которые пришли к выводу о формировании городской агломерации («хозяйственного окружения городов»), были А.А. Крубер(1914), М.Г. Диканьский (1926), В.П. Семёнов-Тян-Шанский (1928).

Одним из первых в отечественной литературе провёл основательное изучение агломераций в качестве новых территориальных образований Н.Н. Баранский (1946).

В 1950-х годах проблемами городских агломераций занимался П.И. Дубровин.

В 1960–1970-х годах систематическое изучение городских агломераций СССР провёл Г.М. Лаппо. Им описаны причины и пути формирования агломераций, выделены их основные свойства.

Обычно выделяют моноцентрические агломерации с единым ядром, подчиняющим своему воздействию все остальные поселения и резко отличающимся от них по своему размеру и социокультурному потенциалу. Примерами агломераций такого типа могут служить Московская, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Новосибирская и др.

Полицентрические агломерации имеют несколько взаимосвязанных друг с другом центров. Последние обычно не равнозначны по размеру и уровню развития, но каждый из них имеет свою пригородную зону. Таковы, например, агломерации Самара – Тольятти или Кузбасская.

Особую роль в агломерации играет её город-центр. От него во многом зависит спаянность агломерации, её целостность, интенсивность взаимодействия компонентов. Преобладающая часть внутриагломерационных связей ориентирована на город-центр, который, как правило, включает агломерацию и в разнообразные межрайонные связи.

В основе развития агломераций заключена территориальная концентрация деятельности людей. Наиболее распространены два пути формирования агломераций: «от города» и «от района» [7].

В современной России 80 % горожан проживает в городских агломерациях.

Подавляющее большинство агломераций России сосредоточено в европейской части и хорошо «укладывается» в главную полосу расселения. Особенно выделяются по насыщенности ими Центральная Россия, Поволжье и Урал. Наиболее значительные агломерации сложились вокруг городов-миллионеров.

Всего в России 20 агломераций превышают миллионный рубеж численности населения, причем 14 наиболее крупных из них – моноцентрические.

Крупнейшие агломерации страны – Московская (17,0 млн чел., в том числе город-центр – 14,8 млн), Санкт-Петербургская (6,3 и 4,8 млн соответственно), Самарско-Тольяттинская (2,3 млн), Екатеринбургская (2,1 млн), Нижегородская (2,0 млн), Ростовская (1,8 млн), Новосибирская (1,7 млн) [16].

Основные элементы территориальной структуры агломерации – её центр, или ядро (узел наибольшей концентрации населения и разнообразных видов деятельности), и периферийная (пригородная) зона, обычно подразделяемая на внутреннюю и внешнюю. Пригородная зона выполняет по отношению к ядру вспомогательные, обслуживающие функции, нередко весьма важные (рис. 11).

Наиболее зрелые моноцентрические агломерации состоят обычно из шести следующих структурных зон:

1. исторического городского ядра;

2. центральной зоны, включающей помимо городского ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию;

3. внешней зоны со сплошной, но менее интенсивной застройкой;

4. первой пригородной зоны, которая включает лесопарковый пояс и ближайшие города-спутники;

5. второй, более отдаленной пригородной зоны с городами-спутниками;

6. территории обширного столичного (городского) региона.

Первые три из них обычно образуют собственно город, первые четыре – «большой город», первые пять – агломерацию, а все шесть – урбанизированный район (метрополитенский ареал) (рис. 12). Такое структурное членение особенно важно учитывать при сопоставлении численности населения и площади отдельных наиболее крупных городов и агломераций. Оно объясняет частое несовпадение этих и других данных по одной и той же агломерации в разных источниках.

Крупнейшие городские агломерации мира (более 10 млн чел.):

в Европе: Лондон (Великобритания), Рейн-Рур (Германия), Париж (Франция), Москва (Россия);

в Азии: Мумбаи, Дели, Колката (Индия), Дакка (Бангладеш), Карачи (Пакистан), Шанхай, Гуанчжоу, Пекин, (Китай), Сеул (Южная Корея), Токио, Осака (Япония), Манила (Филиппины), Джакарта (Индонезия), Тегеран (Иран), Стамбул (Турция);

в Северной Америке: Нью-Йорк, Лос-Анджелес (США), Мехико (Мексика);

в Латинской Америке: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро (Бразилия), Буэнос-Айрес (Аргентина);

в Африке: Каир (Египет), Лагос (Нигерия).

Для процесса урбанизации в большинстве экономически развитых стран характерны три последовательных стадиипространственного развития.

Первая из них – стадия концентрации населения в городах, особенно крупных, которая продолжалась до середины XX в. Это – «точечная» концентрация. Город накапливает потенциал, усложняет свои функциональную и планировочную структуры. Проблемы его становятся всё масштабнее и приобретают возрастающую остроту, однако их решение в рамках самого города становятся всё затруднительнее ввиду ограниченности территориальных ресурсов.

Затем наступила вторая стадия – формирование городских агломераций путём освоения ближайших к центру пригородных территорий (субурбанизация), пришедшаяся в основном на 1950–1960-е годы. Это постгородская стадия развития расселения. Агломерации становятся ключевой формой территориальной организации производительных сил и расселения. Они играют ведущую роль во всех развитых и в ряде развивающихся странах. Крупный город находит в агломерации своё дополнение и одновременно обретает новые возможности для решения разных проблем, в том числе и экологических. Выдающийся потенциал крупного города реализуется полнее.

Переход к третьей стадии произошел в 1970-е годы, когда рост городских агломераций в целом замедлился и начался отток населения и производства в небольшие города и сельскую местность, расположенные вне и часто недалеко от агломераций. Усиливается, таким образом, процесс «расползания» городов и агломераций, их наступление на межагломерационные пространства. Это стадия формирования опорного каркаса расселения. Опорный каркас ориентирует пространственное развитие экономики, образующая его совокупность узлов и линий выделяет центры и оси приоритетного развития. Важность опорного каркаса, большая для любой страны, особенно возрастает в России вследствие её огромной территории и сильной дифференциации пространства. В этих условиях велико значение опорного каркаса как фактора территориально-хозяйственной интеграции всех регионов России.

Урбанизированный район

Агломерации являются важным, но промежуточным этапом в пространственной эволюции урбанизации. Их скопления, территориально сближаясь, образуют в развитых или плотно заселённых странах обширные надагломерационные системы – урбанизированные районы, урбанизированные зоны, мегалополисы. Формирование этих систем – одна из наиболее важных особенностей территориально-урбанистического развития мира во второй половине XX в.

Под урбанизированным районом понимают сравнительно обширный ареал расселения с высокой плотностью населения и высоким уровнем развития городских поселений, который образует система взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга агломераций и многофункциональных центров разного ранга.

Основу урбанизированного района составляют обычно несколько крупных городских агломераций, которые благодаря встречному развитию создают территорию с общими функциональными и морфологическими особенностями.

Урбанизированный район формируют перемещения населения в рамках преимущественно недельно-месячного цикла жизнедеятельности, тогда как агломерацию – суточные и недельные циклы. Также для него характерны производственные связи, единая транспортная инфраструктура, общая схема использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Для его развития характерны усиление межагломерационного взаимодействия и сокращение межагломерационных пространств. Примерами могут служить сложившиеся урбанизированные районы: Ленинградский, Львовский; формирующиеся: Киевский, Одесский, Воронежский, Прибалтийский (Рига – Вильнюс), Северо-Кавказский (Краснодар – Ставрополь – Грозный) [11].

Урбанизированная зона

Урбанизированная зона – сложная и обширная структура мегалополисного типа, которую характеризует интенсивное развитие городских поселений и зон их влияния. Урбанизированная зона включает несколько урбанизированных районов и характерна только для стран и регионов с высоким уровнем урбанизации (рис. 13). Примерами сложившихся урбанизированных зон могут служить: Центральная (Москва – Нижний Новгород – Ярославль), Южная (Днепропетровск – Харьков – Донецк – Ростов-на-Дону); формирующихся: Поволжская (Чебоксары – Казань – Набережные Челны – Самара – Тольятти – Ульяновск), Уральская (Пермь – Екатеринбург – Нижний Тагил – Челябинск).

Все урбанизированные районы и зоны (рис. 14) сформировались на базе значительного развития разнообразных отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности, сферы обслуживания, инфраструктуры, характерных для Центра, Юга, Поволжья, Урала, Санкт-Петербурга, Прибалтики, Киева и др. Причём предпосылки для формирования в них урбанизированных районов наметились ещё в довоенный период, а в ряде случаев – до 1917 г.

Рассмотренные надагломерационные системы во многом аналогичны мегалополисам Северной Америки, Западной Европы и Японии, о которых речь пойдёт ниже. Различия же состоят в том, что в России и на постсоветском пространстве эти структуры имеют, как правило, меньшую демографическую и экономическую плотность освоения территории, более низкие показатели её инфраструктурной оснащённости, эффективности агропромышленных отраслей и т.п. Всё это отражает особенности советской урбанизации в прошлом и ограниченные возможности (экономические, экологические, демографические) страны в будущем. Сказанное, видимо, повлияет на темпы мегалополизации страны, но не изменит общего направления развития глобальной урбанизации, дальнейшего распространения мегалополисов.

Мегалополисы

Мегалополис – это наиболее высокоурбанизированная пространственная структура полосовидной конфигурации, возникающая путём срастания близко расположенных крупнейших городских агломераций.

Термин «мегалополис» в его современном понимании впервые предложен работавшим многие годы в США французским географом Жаном Готтманом в 1950-е годы XX столетия. Первоначально слово «мегалополис» использовалось им как собственное название исследуемого ареала – срастающихся городских агломераций Атлантического побережья Северо-Востока США. Однако уже в 1960-е годы термин становится нарицательным, и в настоящее время он получил широкое распространение в мировой научной литературе.

В публицистической литературе в последнее время термин всё чаще употребляется в форме мегаполис. Необходимо строгое разграничение научного понятия «мегалополис» и употребления этого слова в качестве описательного образного выражения для сверхкрупного города с населением обычно более 8–10 млн жителей («мегагород»).

До Ж. Готтмана термин «мегалополис» уже использовался в совершенно разных значениях. Так, древние философы иногда использовали этот термин в значении «мир идей». В Древней Греции существовал город Мегалополис; он возник около 370 г. до н.э. в результате слияния более чем 35 поселений Пелопоннеса. Интересно также то, что современная трактовка термина «мегалополис» во многом соответствует буквальному переводу с древнегреческого языка (мегале полис – огромный город).

В настоящее время мегалополисы получили широкое распространение по всему миру. Лидером в этом отношении можно назвать США (рис. 15). На территории США наиболее известными являются мегалополисы Северо-Восточный, Приозёрный и Южно-Калифорнийский.

Северо-Восточный мегалополис США имеет протяжённость около 1000 км, ширина достигает 200 км (рис. 16). Он состоит из переходящих друг в друга агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Вашингтона и ряда других менее крупных (около 40 агломераций). Население этой «главной улицы» страны насчитывает около 50 млн (почти 20 % всего населения США). Американские футурологи Г. Кани А. Винер дали Северо-Восточному мегалополису название Босваш (т.е. Бостон – Вашингтон), а двум другим крупнейшим в США – Чипиттс (Чикаго – Питтсбург) и Сансан (Сан-Франциско – Сан-Диего), используя сокращённые названия крупнейших «крайних» городов, между которыми они расположены.

Приозёрный мегалополис сформировался на южном побережье Великих озёр путём слияния агломераций Чикаго, Детройта, Кливленда, Питтсбурга и др. – всего около 35, численность населения примерно 35–40 млн (без тяготеющей к ним агломерации Торонто в Канаде) (рис. 17).

Самый молодой Южно-Калифорнийский мегалополис по своим размерам значительно уступает двум другим. Он протянулся от Сан-Франциско через цепочку центров Большой Калифорнийской долины до Лос-Анджелеса и далее до Сан-Диего и насчитывает около 20 млн жителей (рис. 18).

Кроме того, в основных чертах сформировались три новых мегалополиса – на побережьях Флориды (Джексонвилл – Тампа – Майами), Мексиканского залива (Хьюстон – Новый Орлеан) и Тихого океана (Сиэтл – Ванкувер – Портленд) (рис. 19).

Примечательно, что два мегалополиса фактически стали межгосударственными, поскольку находятся в пределах и США, и Канады. В Канаде важнейшим звеном расселения является линейно вытянутая урбанизированная зона (ось) от Квебека до Виндзора (Уинсора) протяжённостью около 1000 км (шириной до 200 км) – формирующийся Канадский мегалополис (рис. 20). В его пределах сосредоточено 55 % населения страны.

Самым большим в мире по численности населения является мегалополис Токайдо (около 70 млн человек), который находится на Тихоокеанском побережье Японии. Эта урбанизированная территория протяжённостью в несколько сотен километров включает в себя крупнейшие агломерации страны – Токио, Иокогаму, Кавасаки, Нагою, Киото, Осаку, Кобе и др. (всего около 25). В мегалополисе Токайдо сосредоточено примерно 60 % населения страны и 2/3 его промышленного производства (рис. 21).

Мегалополисы формируются и в Западной Европе. Там они, как правило, меньше по масштабам концентрации населения, чем в США и Японии. Выделяются своими размерами Английский мегалополис, главными центрами которого являются агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля (рис. 22), и Рейнский мегалополис, основную ось которого составляют агломерации, расположенные вдоль нижнего и среднего течения Рейна. Наиболее крупные из них – «кольцевая» агломерация Рандстад Холланд в Западных Нидерландах (рис. 23), Рейн-Рур, Рейн-Майн и Рейн-Неккар. Каждый из этих мегалополисов включает в себя до 30 крупных агломераций с населением по 30–35 млн чел.

Намечается формирование межгосударственных мегалополисов. В качестве примера можно назвать крупнейший из них, который складывается в Северо-Западной Европе (рис. 24). Он охватывает сопредельные урбанизированные территории пяти стран с населением 85 млн чел. при средней плотности населения 350 чел./км²: Юго-Восточную Англию, Рандстад Холланд, Рейн-Рур, бельгийско-французский район (Антверпен – Брюссель – Лилль) и Парижский.

Своеобразная урбанизированная зона мегалополисного типа складывается на юге Китая – формируется Китайский мегалополис. Его основу составляют расположенные рядом свободная экономическая зона Шэньчжэнь, Гонконг, Чжухай и крупнейшая агломерация Южного Китая – Гуанчжоу с населением свыше 4 млн чел. Это наиболее мощный в континентальной Азии мегалополис с населением порядка 30 млн жителей (рис. 25).

Быстрорастущие агломерации становятся ядрами складывающихся мегалополисов и в других развивающихся странах: Сан-Паулу – Рио-де-Жанейро – Белу-Оризонте в Бразилии, Каир – Александрия в Египте, Колката – Асансол – долина реки Дамодар в Индии и т.д. (рис. 26, рис. 27, рис. 28).

Огромные размеры мегалополисов, масштабы концентрации в них населения и ключевых видов человеческой деятельности, значительные темпы мегалополизации объясняют внимание специалистов различного профиля к их изучению. Основы научной концепции мегалополиса заложены Ж. Готтманом и К. Доксиадисом в 1960-х годах XX в.

Однако концепция мегалополиса со дня своего возникновения имеет не только многочисленных сторонников, но и противников как среди западных, так и отечественных урбанистов. Противники этой концепции обращали внимание на слабое развитие межагломерационных пространств и межагломерационных связей в пределах мегалополиса, ставили под сомнение качественную новизну последнего по сравнению с городской агломерацией, указывали на отсутствие критериев выделения мегалополиса и др.

Поэтому необходимо сделать следующие выводы:

1. Процесс мегалополизации в современном мире продолжается и охватывает всё большее число стран и районов разного типа.

2. Мегалополис по сравнению с городской агломерацией представляет собой иерархически более высокий уровень организации урбанистических систем.

3. Мегалополис не поглощает отдельные входящие в него агломерации, а «накладывается» на них как более крупная структура.

4. Мегалополис – менее целостное образование по сравнению с городской агломерацией и в морфологическом, и в функциональном отношениях.

5. Новизна мегалополиса как урбанистического образования заключается, прежде всего, в его особой структуре и масштабе, а не в его функциях.

6. Нижний порог численности урбанизированного района для отнесения его к мегалополису, как показали исследования последних десятилетий, – 25 млн чел.

7. Мегалополис обладает значительными потенциальными возможностями с точки зрения повышения эффективности общественного производства, создания благоприятной социальной среды, отвечающей запросам современного человека в обеспечении максимального разнообразия в области занятости, образования, культуры, досуга и т.п. [11].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...