Влияние зональных и региональных особенностей на градостроительную политику
При учёте влияния зональных и региональных особенностей заслуживают внимания три группы факторов: 1) особенности природы, степень экстремальности природных условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности; 2) наличие исторического наследия, характер национальных культур, состояние историко-культурных памятников и возможности их использования; 3) народнохозяйственная основа и её территориальная организация, уровень зрелости, состояние и необходимость изменений в целях улучшения условий жизни населения и более полного использования имеющегося потенциала. Рассмотрим действие этих факторов в отношении их влияния на функциональную структуру городов, их планировку и застройку, общий характер расселения, рисунок сети городов. 1. Влияние особенностей природы на развитие городского расселения. На территории России отчётливо выражены широтные природные зоны. Разработаны рекомендации по учёту природно-климатических факторов в градостроительстве на основе районирования страны по степени их благоприятности для жизни человека. Территория России делится на три основные зоны (табл. 6): северную, умеренную, южную. Таблица 6. Соотношение между зонами по территории и населению
Северная зона по степени суровости или экстремальности природных условий подразделяется градостроителями на три подзоны – тундровую, включающую арктическую пустыню, собственно тундру и лесотундру; таёжную и лесоболотную. В умеренной зоне выделены две подзоны: лесная (смешанные широколиственные леса) и степная (лесостепь и степь). В южной зоне России выделяются полупустыни, влажные субтропики и горный пояс.
Особое значение для России имеет учёт особенностей северной зоны с её экстремальными условиями и богатейшими ресурсами разнообразных полезных ископаемых, в том числе особо ценных. Это влечёт за собой активное освоение зоны и активную в ней градостроительную деятельность. Суровость природных условий тундровой подзоны, трудности адаптации к этим условиям определяют нежелательность концентрации здесь значительных масс населения. Поэтому у создаваемых здесь городов должна быть «усечённая» функциональная структура, ограниченная лишь необходимыми звеньями, например добычей и обогащением руды. В этих условиях целесообразно шире использовать вахтовые посёлки как наиболее приемлемую форму расселения. В лесоболотной подзоне у городов более развиты функциональная структура, постоянное население и соответствующая социальная и транспортная инфраструктура. Однако и здесь нежелательно развивать переработку добываемого сырья, а формировать градообразующую базу в виде «усечённого» комплекса. В таёжной подзоне развиваются опорные центры освоения ресурсных районов, в которых размещаются энергетические и строительные базы, транспортные узлы, перерабатывающие отрасли и разнообразные производства, обслуживающие ресурсные районы, например ремонт техники. Природные условия Севера сильно влияют на планировку и застройку городов. Архитектурно-планировочные решения в городе, расположенном в северной зоне, предусматривают максимальную защиту от неблагоприятного воздействия внешней среды. Суровость природного окружения должна компенсироваться созданием городской среды повышенного качества. Наибольшей эффективности планировочные средства защиты достигают при территориальной компактности города: сокращении размеров селитебной территории, сближении функциональных зон, повышении плотности и этажности застройки, максимальном использовании неудобных земель.
В условиях тундровой подзоны особое внимание уделяется максимальной защите поселений от неблагоприятного воздействия ветров и метелей. Этому способствует создание максимально компактной застройки и замкнутой планировочной структуры. Плану города придаётся обтекаемая или линейная конфигурация, вытянутая в направлении наибольшего снегопереноса. Основные магистральные улицы ориентируются в направлении снеговетрового потока, а протяжённость перпендикулярных ему улиц следует сокращать. По наветренному фронту поселения рекомендуется устраивать барьеры сплошной застройки из домов повышенной этажности. В южной зоне России наблюдается своеобразие условий в каждой из трёх подзон – полупустынной, горной и влажных субтропиков. В полупустынях цель основных градостроительных мероприятий – снижение перегрева в тёплый период года. Там, где часты холодные зимние ветры и пыльные бури, организуется дополнительная ветрозащита. Вокруг городов создаются пригородные зоны, формируется зелёный пояс, в который включаются сельскохозяйственные угодья, водные поверхности и зелёные массивы. Планировочная структура должна создавать оптимальные условия для проветривания. Это достигается организацией сети городских магистралей, улиц, площадей, озеленённых пространств и открытых водных поверхностей в единую вентиляционную систему. Транспортная сеть имеет открытую структуру, включающую бульвары и магистрали, которые трассируются в направлении господствующих ветров. В горных районах при выборе участков под застройку необходимо учитывать ширину, глубину и направление горных долин. Предпочтительны широкие долины, ориентированные на юг и восток, наиболее благоприятные в отношении инсоляции. Более комфортными условиями характеризуются участки, расположенные выше 1000 м над уровнем моря, так как глубокие и узкие долины плохо прогреваются солнцем. В горах строительство затруднено вследствие сильно пересечённого рельефа, высокой сейсмичности, малой лесистости, развития эрозии. Русла рек в долинах и предгорьях селеопасны, на склонах с выходом коренных пород случаются камнепады. В узких крутых долинах зимой возможны сходы снежных лавин. Здесь должны предусматриваться специальные устройства, защищающие от селей, камнепадов и снежных лавин.
Во влажных субтропиках градостроительными средствами обеспечивается аэрация территории для снижения тепловых нагрузок, возникающих из-за повышенной температуры и влажности воздуха. Здесь предпочтительна линейно-полосовидная структура города. Направление основных улиц целесообразно совмещать с направлениями господствующих ветров. 2. Историческое наследие в регионах. Районы России заметно различаются по «возрасту» своих городов, по доле старинных городов, хранящих значительное, иногда бесценное историко-культурное наследие. Исторические города – особый объект градостроительного регулирования. В них очень важно сохранить, как мы уже отмечали, не только выдающиеся памятники зодчества, но и историческую среду, особенности древней планировки, сеть улиц, архитектурные ансамбли и их органическую связь с ландшафтом. Это легче сделать в малом городе, и очень трудно в крупном центре. Очень взвешенно должен решаться вопрос о формировании градообразующей базы исторических городов, о введении в них новых объектов промышленности. Необходимо, чтобы при этом соблюдались самые строгие экологические требования, чтобы промышленные выбросы и стоки не оказывали губительного действия на творения зодчества. Сохранению исторического облика способствовало бы строительство типов домов, разработанных с учётом своеобразия данного города, традиций его населения, вписывающихся в существующую застройку. Примером удачного архитектурного и планировочного решения может служить туристический центр в Суздале (рис. 74). Хотя в городах сосредоточена наибольшая часть историко-культурного наследия, но и вне их существует множество ценных историко-культурных достопримечательностей. Это и исчезнувшие города, и монастыри, роль которых была особенно велика на Европейском Севере, и усадьбы – «дворянские гнёзда», и центры кустарных народных промыслов. Все они заслуживают бережного отношения, иногда возрождения, в других случаях – консервации.
В схемах районной планировки, особенно в планировке пригородных зон следует предусмотреть формирование историко-культурного каркаса, который призван играть роль одной из основ территориального устройства регионов. 3. Особенности отраслевой и территориальной структур хозяйства. В каждом регионе складывается присущее ему сочетание отраслей и видов деятельности, обусловленное географическим положением, природными и демографическими ресурсами, производственным, научно-техническим, инфраструктурным и интеллектуальным потенциалом. От сочетания ресурсов и условий зависит сочетание отраслей. Учитывая это, можно ожидать возникновения городов определённого профиля и типа, закономерных для данного района. Территориально-урбанистическая структура хозяйства также формируется в соответствии с логикой территориального развития под влиянием географического положения, территориальной структуры природных ресурсов, общероссийской транспортной инфраструктуры. В итоге возникает потребность в экономических узлах – опорных центрах и экономических линиях – осях развития. Учёт особенностей территориальной структуры хозяйства и расселения, прежде всего, основывается на понимании закономерностей территориального развития, представлениях об эволюции расселения, закономерно сменяющихся стадиях эволюции. В регионах нового экономического освоения можно предположить наиболее вероятные пути достройки складывающейся территориальной структуры хозяйства и на её основе расселения. В районах староосвоенных с развитой сетью городов и сформировавшимся отраслевым комплексом резче проявляются недостатки, острее структурные, экологические, демографические проблемы. Градостроительные мероприятия в районах такого типа ориентируются на устранение недостатков, на совершенствование сложившегося расселения. Проблемами расселения повсеместно являются регулирование роста крупных городов, активизация городов малых и средних, укрепление среднего звена в иерархии городов – центральных мест, формирование агломераций. В каждом районе эти проблемы приобретают специфическую региональную окраску, разные акценты. В южной полосе Западной Сибири (кроме Кузбасса) и в Центральном Черноземье, где уже обозначилась сеть основных крупных центров, целесообразно формирование агломераций. Это позволит полнее использовать потенциал Новосибирска, Омска, Барнаула, Тюмени, Томска, Воронежа и одновременно «разгрузить» их от чрезмерно сконцентрированной промышленности. Желательно развитие систем спутников вокруг крупных центров. В результате возрастёт экономическая эффективность использования потенциала городов, улучшится их экологическая ситуация, и они смогут стать базами активизации малых и средних городов района.
В районах южной части Дальнего Востока, где сеть городских поселений начала формироваться сравнительно недавно, необходимо увеличить число опорных центров, полнее реализовать предпосылки развития, созданные сооружением новых транспортных магистралей (БАМ и малый БАМ), и учитывать в перспективе предпосылки развития городов и их систем, которые будут созданы новыми магистралями и портами. На Европейском Севере, где развиваются ресурсные города нового этапа освоения, необходима рационализация территориальной структуры хозяйства, что повлечёт за собой и определённые сдвиги в расселении. Речь идёт о взаимодействии северной ресурсной полосы и южной базовой, формирующейся примерно по линии Вологда – Котлас – Сыктывкар. В будущем к базовой полосе подключаются Вятка и Пермь с их окружением. Это потребует строительства субмеридиональных железных дорог от Троицко-Печорска до Соликамска и от Сыктывкара до Кирса. В Центральной России должна быть учтена потребность в экологическом оздоровлении расселения, структурных сдвигах в крупных городах и агломерациях (Московской, Тульско-Новомосковской, Нижегородской), совершенствовании системы городов – центральных мест, преодолении социальных и экономических проблем многофункциональных городов, использовании исторических городов для туризма, отдыха и лечения. Таким образом, подход к особенностям того или иного региона должен быть творческим, а не шаблонным. Географические подходы в градостроительстве должны призывать к внимательному выявлению и учёту различий от места к месту в формировании систем расселения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|