Огненный рецепт. Продолжение
Конечно, мама сразу простила все мои грехи. И не только потому, что я разревелся. А разревелся я дважды. Сперва— как только увидел маму. Облапил ее, ну и… в общем, не выдержал. А второй раз — когда узнал, что отец не приехал и приедет еще не скоро. — Ну почему?! Он же обещал! — Сейчас ему не до отпуска, Гелик. Там на скважине странные дела. Совсем не те результаты, которых ждали. Мне было наплевать, какие там результаты, но все же я сердито спросил: — Какие? — Скважина выходит совершенно не туда… Об этом даже не говорят пока. Ох, Гелька, я не разбираюсь в этих делах. Там что-то связано с теорией параллельных пространств. Всех посторонних просили уехать на месяц. Никто не знает, какой там может возникнуть эффект… «Уже возник,— подумал я.— Папа не приехал, вот какой». Но мама все-таки приехала! И теперь все будет по-другому. — Ты меня завтра отпустишь к ребятам? — Ладно уж, бродяга,— улыбнулась мама.— Мы попросим тетю Вику больше не сердиться. — Меня совершенно незачем просить,— отозвалась тетушка (она все еще торчала рядом).— Теперь воспитываете вы. А я… Даже не знаю, кто я теперь… И утром я помчался в вагон.
Мы начали колдовать. Янка принес из дома пробирку от детского набора «Чудеса химии». Юрка — несколько иголок. Они неприятно блестели. Глеб достал флакон с одеколоном, обмакнул в него иглу и решительно ткнул себе в палец. Чертыхнулся. Ерема сердито проскрежетал: — Не могу я на это смотреть.— И ушел в свой угол. Мне захотелось туда же. Глеб спустил с пальца в пробирку алую тяжелую каплю. Сказал Ереме: — Терпи, старина. Мы будем с твоим Васькой кровными братьями. Юрка, равнодушно посвистывая, взял другую иглу и сделал все, как Глеб. Янка весело попросил:
— Ну-ка, проколи мне, я не умею… — Давай… не бойся,— сказал Юрка. — Я ничего… пожалуйста… Я и не заметил, как остался последний в очереди. Я тоже обмакнул иглу в одеколон, чтобы сдохли микробы. Наставил ее на мизинец левой руки. Ткнул. Тихонько ткнул, а больно так, черт возьми!.. А если сильнее?.. Никогда не думал, что на пальце такая бегемотова кожа… Ой… Никакого толку. — Давай кольну,— предложил Юрка. Ну уж, дудки, это еще страшнее. Я опять ковырнул иглой мизинец. — Да не надо, хватит ведь и трех капель,— вдруг сказал Глеб. — Да? Шиш вам!.. Ой-я…— С испугу и со злости я всадил иглу так, что сразу закапало. Мы всыпали в пробирку металлические опилки. Смесь тут же стала темно-бурой, неприятной на вид, и Юрка недоверчиво проговорил: — Ерундой занимаемся. Вот увидите. Мне тоже так показалось. Но, назло Юрке, я ответил: — Чего раньше времени каркать? Высохнет — поглядим. Пробирку вынесли из вагона и оставили у нагретого колеса — на самом солнцепеке. Я забрался на штабель гнилых шпал. Пососал проколотый палец и окликнул Глеба. Глеб сел рядом. — Слушай… посвисти ту песенку, «Вечернюю»,— попросил я.— Про которую ты писал… Глеб не стал спорить. Улыбнулся и просвистел целый куплет. Спросил: — Значит, прочитал мою писанину? — Да. Только не до конца еще… Глеб, а слова помнишь? — Не все… Начинается она так… — Подожди. «Когда уснут дома и корабли, и птицы все…» — «И звери все, и травы…» — Точно! Глеб, я ее слышал. — Где?! — У себя на крыше. Давно… И я рассказал Глебу про шепот звезд, про приемник и зонт. — Только никому не говори, ладно? А то дразниться будут — звездная антенна из дырявого зонтика. — Не скажу,— пообещал Глеб.— Хотя что тут смешного?.. А за песенку спасибо, Гелька. Это же для меня… Ну, как весточка. Значит, все же есть на свете земля, где я жил…
— Есть, конечно,— сказал я. Глеб снова тихонько засвистел «Вечернюю песенку». Я стал ему подсвистывать, забыв, что слух у меня «как у больной курицы». И Глеб не остановил меня, а придвинул к себе и обнял за плечо. — Глеб, а Янке ты ее не напевал? — Нет. — Он вчера играл похоже… Янка будто услыхал нас. Подбежал. — Смотрите! Он разжал кулак и показал пробирку. За тонким стеклом блестел серебристый порошок.
Мы смазали клеем стерженек бенгальского огня, только головку оставили для запала. Обсыпали клей порошком. Клей быстро закостенел, порошок присох, палочка бенгальского огня сделалась такая же, как раньше. Только чуточку посветлее. — Зажигаем? — спросил Янка. Глеб достал спички. Все замолчали. Я почувствовал внутри замирание. Получится? Бывают на свете чудеса? Янка в Капитанской церкви загадал, и вышло, что бывают. Но вот он тоже стоит, замерев. Подошел Ерема… Юрка держал серебристый стержень за проволочный хвостик. Глеб чиркнул, поднес огонек… Полетели искры, затрещало, но тут же бенгальский огонь зачадил и погас. Никакой искорки не осталось. Глеб нахмурился, зажег вторую спичку, но бесполезно. Запал бенгальского огня сгорел, и на этом все кончилось. Мы стояли поникшие и уже без всякой надежды. Но Глеб зажигал спичку за спичкой и держал, пока пламя не обжигало пальцы. Тогда он ронял ее и каждый раз говорил: — Ах ты, черт, какая досада… Я мельком подумал, что в конце концов мы спалим вагон. Однако тут кончился коробок. — Д-да,— уныло сказал Глеб. — Нелогично,— подал голос Ерема. — Что нелогично в твоей башке? — огрызнулся Юрка. — Огонь не праздничный. — Как это не праздничный? Это фейерверк для Нового года и вообще…— возразил Глеб. Ерема сказал: — Нового года сейчас нет. «Вообще» тоже нет. Никакого праздника. Огонь не праздничный. — А в самом деле! — обрадовался Янка.— Надо праздника дождаться! Тогда — пожалуйста! — Нового года ждать? — с досадой спросил Юрка.— Когда еще бывают всякие фейерверки и огни? Я сказал: — А летний карнавал!
Третья часть КАРНАВАЛ КОПЬЯ ВОЛШЕБНОЙ СТРАЖИ
Детский Праздник Лета в Старогорске бывает каждый год. Он открывается в начале августа и тянется целую неделю. Ребята стараются в это время не уезжать из города. А те, кто в летних лагерях и на дачах, к празднику спешат домой.
Еще в июле на рекламных щитах, на тумбах, а то и просто на заборах появляются разноцветные плакаты:
Девочки и мальчики! Скоро ваш праздник! Все, кто хочет помочь подготовить карнавал, концерты, состязания, аттракционы, праздничные шествия и веселые танцы у вечерних костров, ПРИХОДИТЕ В ЛЕТНИЙ ПАВИЛЬОН ГОРОДСКОГО ПАРКА! Дело найдется каждому! ЖДЕМ!
Вот и сейчас по городу были расклеены такие объявления. С нарисованными клоунами, пестрыми флагами, звездами и трубачами. Некоторые плакаты были очень большие, один — даже с пятиэтажный дом. Он и висел на таком доме, на глухой узкой стене, которая выходила в Почтовый переулок напротив нашей школы. На плакате нарисованы были мальчишки в голубой форме с аксельбантами, серебряными нашивками, с перьями и галунами на беретах. Двое мальчишек били в красные высокие барабаны со шнурами, а третий держал перед собой длинный свиток. На свитке — те же слова: «Приходите, помогайте, участвуйте…» — Детский сад…— пробурчал Юрка. — Никакой не сад,— сказал я.— Там и старшеклассники участвуют. В прошлом году разве плохо было? А главное, узнаем, где какие будут иллюминации и фейерверки, чтобы зажечь искорку. Юрка опять что-то пробурчал, но больше не спорил. Мы пришли в длинный павильон, в котором было много ребят. Они таскали бумажные рулоны, связки флажков и фонариков. Шум стоял, где-то неумело и хрипло вякали фанфары. Меня сразу узнала Марфа Григорьевна, боевая такая тетенька, она работает в парке много лет. — А, Геля Травушкин! Какой ты молодец, что пришел! Ты ведь хорошо рисуешь красками, да? Я осторожно сказал, что не хорошо, а маленько. — Ну как же «маленько»! Ты в прошлом году так замечательно разрисовал воздушных змеев! А сейчас надо раскрасить щиты волшебной стражи. Всякие там фигуры и гербы нарисовать… А ты, мальчик, что умеешь делать? — Это она Янке. Янка растерялся, пожал плечами. Я сказал: — Он играет на скрипке. Как артист.
— Правда?! — обрадовалась Марфа Григорьевна.— Какая удача!.. Виталий Гаврилович, сюда! Для вас пополнение, скрипач нашелся! Подскочил круглый дядька с веселыми глазами и с бровями, похожими на черные кляксы. — Что? Скрипач? Кто? Ты? — Он уставился на меня.— А, нет, конечно... Вот ты! — Он прямо затанцевал перед Янкой.— Оч-чень замечательно! Как зовут? Янка! Преч-чудесно! Пойдем-ка, дорогой… Он поволок оробевшего Янку к столику. Вытащил блокнот, стал что-то записывать, спрашивать. Янка отвечал шепотом. Марфа Григорьевна стала мне показывать картинки с рисунками рыцарских щитов и гербов. Я кивал и ничего не понимал. Потому что меня беспокоил Юрка. Он стоял неподалеку, у пластмассовой кадки с большой, но чахлой пальмой. Прищуренно поглядывал на «детсадовскую» суету и шевелил под щекой языком. Вот-вот плюнет и скажет: «Да ну вас вместе с вашими карнавалами». Но пока он молчал и только барабанил пальцами по краю кадки. Она была с землей, но гудела, как пустая… Виталий Гаврилович вдруг оставил Янку. Шагнул к Юрке. — А ты, друг мой, на чем играешь? Юрка уперся в него насмешливыми глазами. И я понял: сейчас он вежливо скажет, что играет исключительно на нервах школьных педагогов. И нас вытурят отсюда. Конечно, Юрка так и сказал. Но Виталий Гаврилович не рассердился: — На нервах, это само собой. А еще? — Всё,— насупленно сказал Юрка. — Не может быть. И на ударных не играешь? — Я? — хмыкнул Юрка. — Но ты же не станешь отрицать, что сейчас выстукивал «Токкату для ударных инструментов» Горнера? Третью часть. Юрка шевельнул бровями. Приподнял подбородок. И проговорил со спокойной усмешкой: — Даже и не знал, что в ней три части. Виталий Гаврилович задумчиво оттянул и отпустил нижнюю губу— она щелкнула, как резина. Несколько секунд разглядывал Юрку в упор. И решительно сказал: — Пошли! — Куда? — На репетицию, друг мой! Мне нужны барабанщики. Я глянул на Юрку с завистью и досадой. С завистью— потому что везет же людям! В барабанщики мечтают попасть все старогорские мальчишки. С досадой — потому что Юрка откажется. Для него это, конечно, «детские пляски на лужайке». Разве его заставишь нарядиться в штанишки с позументами да в рубашку со шнурами и маршировать с барабаном на глазах у толпы? Сейчас он ответит этому Виталию Гавриловичу… Но Юрка странно молчал. Потом спросил, кивнув на Янку: — А он? — А он— скрипач. Каждому фрукту своя корзинка… Но вы рядом будете, все музыканты собираются в одном помещении. Пошли! Быстренько!
Что же, в самом деле, всякому фрукту своя корзинка. Кому на скрипке играть, кому барабанить, а кому кистями размалевывать фанеру.
Марфа Григорьевна составила из нас, из «художников», бригаду. В бригаде оказались четверо: тощая молчаливая девчонка Оксана, два брата-близнеца лет восьми, похожие на деловитых мартышек, и я. Мы работали На поляне за павильоном; Ловкие «мартышки» — Петька и Роман— подавали щиты и кисти. Оксана с рисунков переводила на фанеру всяких львов, драконов и королевские лилии, а я их расписывал нитрокрасками. Краски противно пахли, но работа мне нравилась. Только тетя Вика застонет, конечно: «Ах, Геля, где ты себя так разукрасил!» Наконец, когда мы расписали двенадцать рыцарских щитов, «мартышки» в один голос попросились обедать. Оксана ушла с ними. А я… Мне тоже есть хотелось, но я ждал: может, вспомнят про меня Юрка и Янка? Может, заглянут узнать, как я тут? Я сел в траву у дощатой стены павильона и стал соскребать с себя краску. В штаны и в майку она въелась намертво, но от рук и ног отслаивалась легко, тонюсенькими пленками. Пленки были прозрачные, как разноцветный целлофан. Я смотрел сквозь них на солнце. Посмотрю, дуну и пущу по ветру, как бабочку… И вспомнил, как Янка играл на скрипке, а вокруг носились желтые и красные солнечные пятна. А Юрка слушал, уперев подбородок в кулаки… — Гелька,— сказал Юрка. Я вздрогнул. Повернулся. И не узнал Юрку. То есть узнал не сразу. В новенькой форме барабанщика он стал совсем не такой, как раньше. Тощенький сделался, даже маленький какой-то. Как в тот раз, когда я разбил ему нос. И лицо казалось незнакомым, непривычно торчали уши. Успели Юрочку аккуратно постричь, и теперь над ушами и на шее у него белела незагорелая кожа. Я подумал, что Юрка похож на сердитого страусенка Антона из многосерийного мультика «Слон Буби и его друзья». Такой же тонконогий, тонкошеий и насупленный, готовый огрызнуться. Было видно, что он стесняется своего парадного наряда с блестящими пуговками и с перьями на берете, но в то же время доволен, что попал в барабанщики. Почему доволен? Может, он, как все мальчишки, тоже об этом мечтал, только скрывал? Или потому, что барабанщик — тоже музыкант, значит, поближе к Янке? Ну, что ж… Я прищурил один глаз, а другим посмотрел на Юрку через желтую пленку (голубая форма стала зеленой, а серебряные галуны золотыми). — Ничего,— сказал я небрежно.— Красив… Юрка сердито пошевелил щекой, сплюнул в траву. Но сейчас это ему не шло. Он сунул руки в карманы, но кармашки были непривычно мелкие, штаны съехали, чуть не упали. — Тьфу,— ругнулся он.— Обрядили… — Дали тебе форму, так радуйся,— сказал я.— А то ежишься, как мышь в холодильнике. Он зыркнул свирепо, но тут же примирительно сказал: — Не понимаю, чего ты заводишься. — Потому что завидно. Тоже хотел в барабанщики. Пускай гадает, всерьез я это или дразню его. Юрка решил, что всерьез. Неуверенно сказал: — Я там спрашивал… можно ли тебе. Но все места уже заняты. — Врешь,— вздохнул я.— Ты не спрашивал, потому что у меня слух, как у больной курицы. Юрка мигнул и сжал губы. Я увидел, что светлые полоски вокруг ушей у него порозовели. — При чем тут слух, это же барабаны…— пробормотал он.— Там правда мест нет… Чего ты?.. Он вздохнул и неловко затоптался (ну в точности как страусенок Антон, который пришел просить прощенья у слона). Да, здорово я его подцепил… А может, не надо? Я же не хочу ссориться. А если Юрка скажет: «Ну и катись ты от меня к чертям!» Тогда я как? Я быстро спросил: — А с ногой-то что? По правой ноге у Юрки вниз от колена словно кто-то провел крупной теркой. — А! — будто обрадовался он.— Бежал да запнулся на дорожке. Там, где эта дурацкая статуя с веслом. Ка-ак брякнусь. — До парада заживет,— утешил я. — До парада нам надо сделать самое главное,— деловито сказал Юрка.— Придумать план, как зажечь искорку. — Это запросто,— отозвался я, внутренне гордясь.— Это я беру на себя. Дело в том, что всех нас, «художников», за нашу работу пообещали записать в команду волшебной стражи. Перед началом парада и карнавала мы в серебряных шлемах будем стоять на башне, над разукрашенной аркой. На верхушке башни установят чашу для праздничного огня. Вроде олимпийской. Кто-то из ребят поднимется с факелом и зажжет огонь. Я к наконечнику своего копья примотаю наш стерженек с серебристым порошком и поднесу его к пламени. Других «стражников» я тоже подговорю зажечь на копьях бенгальские огни — тогда на меня никто не обратит внимания. Все решат, что так и надо: праздничный салют. Этот план я и поведал Юрке. С намеком в голосе: пока вы там занимались вашей музыкой, я времени не терял. Юрка сказал с одобрением: — Голова у тебя работает. Только не промахнись там. Я ответил, что, если я такой беспомощный растяпа, пускай Юрка сам все придумывает и делает. Или Янка… Я чуть не брякнул «твой Янка». Но Юрка сказал миролюбиво: — Я же ничего, просто предупредил… А Янка… Гелька, он не прибегал? — Здрасте, я ваша бабушка с Юпитера! Вы же вместе ушли. — А там нас в разные комнаты развели… — Никуда он не денется,— сказал я.— Юрка, пошли обедать. — Без Янки? Мы с ним договорились, что вместе… Пойду посмотрю, где он там… — А! Ну давай…— сказал я. И стало мне как-то на все наплевать. И на искорку, и на праздник, и на то, что кругом лето — самое хорошее в жизни время… А еще я вдруг подумал: «Почему все-таки не едет папа? Только из-за работы?»
Но к вечеру настроение у меня наладилось. Мы собрались в «Курятнике» и сидели до звезд. Глеб рассказывал, как он с ребятами в интернате строил из дырявой моторки трехмачтовый фрегат, и как они чуть не потонули на пруду, и как им попало. Ерема что-то мурлыкал своим радиоголосом и при фонарике чертил на мятых листах будущего Ваську. Янка заглядывал ему через плечо и что-то советовал. Юрка был тихий и непонятно задумчивый… Потом дни побежали быстро-быстро. Я с «бригадой» мастерил доспехи для сказочных воинов и копья с наконечниками из серебристой пластмассы. Янка с музыкантами репетировал где-то на дальней эстраде в глухом углу парка. Юрка маршировал с барабанщиками. Барабанил он здорово. Я много раз видел, как он шагает на правом фланге второй шеренги, когда строй готовился к параду. Палочки у него просто летали над кожей красного большого барабана. К форме Юрка привык и уже не казался в ней маленьким и хилым. Ловкий он был, гибкий, быстрый такой. В общем, настоящий барабанщик. Барабанщиков было много — двенадцать шеренг по восемь человек. На аллеях не очень-то развернешься, и случалось, что барабанный грохот раздавался на улицах. Промаршируют по городу— и обратно в парк. И когда они шли по улицам, все радостно вспоминали: скоро праздник!
И наступил праздничный вечер. В сумерках парка взлетели и засверкали разноцветные струи фонтанов. Мы— «волшебная стража» в шлемах из фольги, с пестрыми щитами и копьями — стояли на площадке фанерной башни. Вокруг большущего факела. Это был трехметровый серебристый столб, а на нем— узорчатая чаша из латуни. Размером с хороший таз. С высоты все было видно отлично. Всю главную парковую площадь, которую освещали прожекторы, шеренги трубачей в красных плащах, зрителей, которые обступили площадь кольцом. Кольцо только в одном месте было разорвано: там среди деревьев темнел выход из главной аллеи. Вот оттуда появились барабанщики. Они красиво шли, ровно. Все ближе, ближе. Колыхались перья над беретами, разом вскидывались руки над барабанами. И марш их звучал так весело! Потому что это был самый праздничный марш. Его подхватил оркестр, но не очень громко, чтобы не заглушать барабаны. За шеренгами барабанщиков шла колонна ребят в масках и карнавальных костюмах. Над колонной качались громадные куклы (всякие сказочные звери, колдуны и клоуны), пестрые флаги и шары. Но я туда не смотрел. Я смотрел только на барабанщиков да еще на маленького мальчика — он шел за ними, впереди карнавальной колонны. Мальчик был в красной блестящей рубашке — как огонек. И в поднятой руке он нес факел с оранжевым пламенем. Пламя откидывалось назад, как флажок. Мне зябко стало, и я весь внутри замер. Потому что вот-вот, через минуту, должно решиться: будет у нас живая искорка или нет? «Вдруг не загорится?» Марш барабанщиков казался уже не веселым, а тревожным. «Ну, не загорится— и не надо,— решил я себя успокоить.— Подумаешь, искорка! Ерема что-нибудь другое изобретет, а нам она и не нужна». Но как это не нужна? Если не загорится, значит, не бывает на свете чудес и сказочных загадок. Значит, лунная песенка Янки — обман! И еще… Я верил, что если добудем искорку, то она сдружит нас троих накрепко — Юрку, меня и Янку. А если нет… Скорей бы уж! Барабанщики подходили к воротам, над которыми возвышалась наша башня. Юрка шел, как всегда, во второй шеренге справа. Шел и смотрел вверх, на меня. Словно молча напоминал: «Не прозевай!» Так, с запрокинутым лицом, он и прошагал под башню. Остальные барабанщики тоже исчезали в воротах — шеренга за шеренгой. Скрылся последний ряд, и перед башней остался мальчик с факелом. Он по лесенке бегом поднялся к нам на площадку— будто огненная бабочка взлетела. Хороший такой мальчишка— маленький, лет семи, но смелый. И веселый— улыбка во все лицо, на носу веснушки светятся… — Привет! — сказал он нам. Подмигнул и поднес факел к запальному шнуру. Огонь перескочил на шнур и неторопливо побежал вверх. Мальчик сунул факел в приготовленное ведерко с водой и стоял, глядя на бойкий язычок пламени. И все глядели. Огонь добрался до края чаши, спрятался за ним… и над чашей вспыхнула пламенная корона! Сразу где-то грохнуло, взлетели над черными деревьями гроздья ракет, запели фанфары, им отозвались далекие уже барабаны, а толпа закричала «ура», зашумела… Пестрая колонна с флагами, куклами и шарами растеклась по площади, превратилась в карнавальный хоровод. Вот и пришла самая важная минута. — Давайте,— сказал я ребятам. И мы придвинули к огненному краю чаши наконечники копий. На каждом — стерженек бенгальского огня. Что же они не горят? Старые, испортились? Отсырели? Но вот разом вспыхнули трескучие огоньки у братьев — Петьки и Романа. И у Оксаны. И у других ребят. Еще, еще… А у меня? А у меня тоже горит! Ярче других! На кончике копья — ослепительный шарик, а из него летят гроздья белых звезд! Горит, горит… Но ведь это недолго. Все реже, все мельче белые звездочки. А где искорка? Она зажглась? Как ее увидеть? В глазах — сплошь зеленые пятна от огней. Да нет, была бы искорка, я бы ее разглядел. Значит, нет ее… Всё… — Смотри, у тебя не совсем погасло,— раздался рядом звонкий голос. Это мальчик-огонек. Он рядом стоял и смотрел вверх. — Что? — сказал я.— Где? Замигал. Сильно-сильно. — Вон,— сказал мальчик.— Светлячок. И я увидел на острие копья чуть заметную светлую точку. Что? Правда?! Какая маленькая… Я перестал дышать. Осторожно-осторожно наклонил копье. Придвинул к лицу обугленный стерженек. Точка светилась на его верхушке. Но я слишком резко шевельнул копье, стерженек дернулся в сторону, а искорка повисла в воздухе. Я, не веря, поднес к ней палец. Она не обожгла, не кольнула. Я придвинул к ней, к маленькой, ладонь, тихонько сжал пальцы. Спрятал искорку в кулак. И ощутил в кулаке чуть заметное щекочущее тепло. — Поймал светлячка,— шепотом сказал мальчик. — Ага…— сказал я тоже шепотом, потому что осип от счастья. Остальные не обращали на нас внимания. Лежали животами на перилах и глазели, что делается на площади. Над ней все еще вспыхивали разноцветные взрывы фейерверка. В глазах мальчика горели разноцветные огоньки. — Спасибо,— сказал я ему. Он засиял улыбкой. И спросил хитровато: — А за что? — Так… Он вдруг сказал: — А я тебя знаю. Ты Травушкин из нашей школы. Ты к нам в класс приходил, про сверление Земли рассказывал. Я правда зимой был у первоклассников, делал им доклад про сверхглубокую скважину, на которой работает папа. Такое мне дали задание. Я ужасно волновался, запинался и на ребят почти не смотрел. Ни одного лица не запомнил тогда. Но лицо Огонька было знакомо. Очень-очень знакомо. И я вспомнил! Огонек был в точности как мальчишка с Ереминого снимка. Может, все это не случайно? Я сказал весело: — Я тебя тоже знаю. Нахлобучил на Огонька свой серебряный шлем, положил перед ним щит и копье, а сам побежал вниз. Искорка в кулаке ласково грела мне ладонь.
ИСКОРКА
С Юркой и Янкой мы еще днем договорились, где встретимся после парада. На полянке позади летнего павильона. Полянка была незаметная, укрытая кустами сирени, поросшая высокой травой. Из травы кое-где торчали каменные раскрашенные гномы. Краска с них пооблезла — гномов забыли в этой парковой глуши. Когда я пробрался на полянку, там еще никого не было. Стояла теплая, какая-то пушистая темнота. Лишь один далекий фонарь мигал сквозь листья. Зато звезды были громадные… Я сел в траву, прислонился к твердому гному и разжал кулак. Искорка в темноте засияла ярко и радостно. Я осторожно убрал из-под нее ладонь. Искорка повисла в воздухе, не упала, не улетела от меня. — Хорошая ты моя…— шепотом сказал я ей. Зашуршали ветки. Я опять спрятал искорку в кулаке. — Гелька, ты здесь? Это появился Янка. С фонариком. — Выключи фонарик,— сказал я. Он выключил. — Смотри,— сказал я. И разжал пальцы. Янка наклонился близко-близко. Я даже почувствовал на ладони его дыхание. — Чудо какое…— прошептал Янка.— Не гаснет? — И не думает. — Не обжигает? — Нисколечко… Подержи, если хочешь. Я оставил искорку в воздухе, потом поднес к ней Янкину ладошку. Искорка послушно села на нее. — Теплая,— сказал Янка. — Ага… А теперь попробуй перебросить ее мне. Полетит? — Ну… пожалуйста. Янка пустил искорку с ладони, будто крошечную бабочку. Она огненной ниткой прочертила воздух и остановилась передо мной. Я посадил ее на мизинец. — Она никуда от нас не улетит,— уверенно сказал я. — Потому что наша,— отозвался Янка.— В ней же наша кровь… Ворча и цепляясь барабаном, выбрался из кустов Юрка. Мы показали ему искорку. Он притих, подержал ее на ладони. — Смотри, как она слушается нас. Она живая,— сказал Янка.— Ну-ка, пусть она летит ко мне… Мы долго стояли кружком на темной поляне и перебрасывали друг другу искорку. Она летала между нами, будто крошечный светлячок, и садилась то на ладонь, то на кончик пальца. Наконец Юрка сказал: — Жалко, что нельзя сейчас испытать ее. Никакого колесика не догадались взять. — Завтра испытаем,— успокоил Янка.— И так видно, что она такая… настоящая. — А у кого она будет до завтра? — ревниво спросил я. — Ты зажег, у тебя и будет,— великодушно решил Юрка.— Янка, ты не против? — Нет, конечно, пожалуйста… Только нельзя ее все время в кулаке носить. Давайте ее вот сюда. Я нарочно принес. Он показал пробирку — гораздо меньше той, в которой делали порошок. Толщиной в карандаш, длиной со спичку. Скорее, ампула, а не пробирка. — Сюда ее посадим, пробкой закроем… — А если задохнется под пробкой? — испугался я. — Мы же не глухую сделаем, а чуть-чуть… Искорка висела в воздухе. Мы надели на нее ампулу — будто накрыли бабочку стеклянным сачком. Для пробки Янка скатал из травы шарик…
Я не стал откладывать испытания до утра. Дома я выволок чемодан со старыми игрушками, достал из него модель гоночной машины «Барракуда». Раньше в ней был двигатель с микроэлементами, но я давно его распотрошил. А машину не выбрасывал, мне ее папа подарил, когда семь лет исполнилось… «Барракуда» лежала на полу вверх колесами, а я ломал голову: как приспособить искорку к оси? Сверлить стальной стержень было нечем… А может, спрятать искорку прямо в колесе? Отвинтить колпачок и вот сюда… Я коснулся ампулой колеса. Вернее, даже не коснулся. Я не успел задеть его, как задний мост у машины взревел. Колеса завертелись так, будто к ним подключили мотор от настоящей «Барракуды»! — Геля! Что за шум!—тут же завелась за дверью тетя Вика.— Давно уже пора спать. — Да пусть поиграет,— сказала мама. — Ах да, конечно… А я сидел на полу и смеялся. Колеса вертелись все тише: искорка снова была у меня в кулаке. И почему-то мне представилось: идет по улице важный Ерема, а перед ним скачут двое — веселый роботенок Васька с задранным носом и мальчик-огонек в алой рубашке.
КЛОУН
Проснулся я поздно. Сквозь березы светило в комнату солнце. Я дотянулся до стула с одеждой, достал из-под майки заткнутую травяным комочком ампулу. Испугался на миг: погасла? Искорка при свете дня была еле заметна. Можно подумать, что просто крошечный блик в стекле. Но я поднес ампулу к «Барракуде», и у той опять бешено рванулись колеса. Я опять сказал искорке: — Хорошая ты моя… Где-то играл оркестр: в городе уже разворачивался новый праздничный день. Пришли Юрка и Янка. Янка со скрипкой, в своем желтом костюмчике с бантиком. Юрка в форме и с барабаном. — Ну? — нетерпеливо сказал Юрка.— Небось уже пробовал? Я с удовольствием показал, как вертятся колеса «Барракуды». Юрка расцвел. Янка тоже заулыбался. В комнату заглянула тетя Вика. — Геля! Смотри, мальчики какие красивые. А ты опять… — Я дам ему белую рубашку со звездочками,— сказала мама. Я обрадовался. Не потому, что на плечах блестящие звездочки, как у скадермена, а потому, что нагрудные кармашки с клапанами. Удобное место для ампулы с искоркой.
Сначала мы прибежали в «Курятник». Надо же обрадовать Ерему и Глеба! Но вагон оказался пуст. У косяка, на ржавом гвозде, висела записка: «Я ушел в магазин за бумагой. Будет время — найду вас в парке. Ерема почему-то не ночевал. Глеб». Судя по всему, Глеб не очень-то верил, что искорка получится. Вчера в парк не пришел, отговорился, что надо много чего написать, пока не забыл. Сегодня тоже вот не дождался нас… А куда девался Ерема? Гадать было некогда, мы торопились в парк. …С утра в парке намечались разные состязания и концерт. Юрка должен был барабанить при всяких церемониях на стадионе, а Янка играть. Мы договорились, что встретимся с Юркой в двенадцать на лужайке с гномами, и я пошел слушать Янку. Концерт проходил на окруженной высокими кленами площадке. Я сел в третьем ряду и около себя занял еще два места — раздвинул руки и уперся в скамью ладонями. Потому что народу полно, а Янке после выступления где-то надо сесть, да и Юрка может прибежать пораньше… Выступлений было много. Пели хором и поодиночке, стихи читали, фокусы показывали. Один мальчишка даже с дрессированным котом выступал: толстый серый кот кувыркался и ходил по натянутой веревке. Все веселились. Но концерт шел долго, кое-кто утомился, а солнце поднялось выше самых высоких деревьев и крепко жарило плечи и макушки. Зрители начали отвлекаться и галдеть. Я испугался, что Янку слушать не будут. И правда, когда он вышел на эстраду, над рядами висел гул. Я чуть не заорал: «Да тише вы!» Но Янка не стал дожидаться тишины. Вскинул к подбородку скрипку, и она пропела тревожно и резко: «Та-а, та-та!» И сразу упало молчание. Янка заиграл всем знакомую песенку:
На планете Сельда Дни стоят хорошие, Брызжет, брызжет солнышко В заводи речные. На планете Сельда Жили-были лошади — Умные и добрые, Только не ручные…
Скрипка играла так, будто слова выговаривала. Кое-кто даже подпевать начал. Но Янка перешел на другую песню:
Желтый месяц висит Над уснувшим прудом, И журчит у плотины вода. Мы вернулись сюда, В этот край, в этот дом, Навсегда, навсегда, навсегда…
Эту песню любит мама. Я вспомнил, как мы с мамой и папой сидели у костра. Я был тогда крошечный, пятилетний. Высоко-высоко качались мохнатые головы сосен, и казалось, что звезды среди них плавают туда-сюда. Костер стрелял красными угольками, а мама пела. И было это на Юрском полуострове, под Ярксоном, где скважина,— мы туда один раз летали с мамой вместе… Что же все-таки со скважиной? При чем тут теория параллельных пространств? Она совсем не про это… Хотя кто знает, что может случиться на страшной глубине? Я помню, как отец говорил: «К звездам летаем, а до нутра матушки-планеты нашей добраться до сих пор не сумели. Она нам это припомнит когда-нибудь…» А может, дело не в матушке-планете и не в скважине? Может, отец просто не захотел приехать? И не приедет совсем? Почему тетя Вика сказала тогда маме странные слова: «Я даже не знаю, кто я теперь…»? Кто? Уже не родственница? Тьфу, какая чепуха в голову лезет… А если не чепуха? Если я буду, как Юрка, без отца?.. Юрке легче: он своего отца никогда не знал… Только легче ли? Что значит «легче», если одиночество?.. Глеб правильно написал про одиночество. Вроде бы все хорошо в жизни, а почему тогда у многих грустные глаза? У мамы, у Юрки, даже у тети Вики? И у Глеба… Ну, то, что у Глеба,— это понятно… Янка, словно вспомнив о Глебе, заиграл «Вечернюю песенку» — он теперь хорошо ее знал. И этой песенкой закончил игру. Все захлопали. Сперва не сильно, а потом громче, громче. И я захлопал. Хотя, по правде говоря, мне больше нравилось, когда он играл в вагоне. Но все равно молодец Янка! Я хлопал и совсем забыл, что надо беречь соседние места. Когда спохватился, с двух сторон уже сидели какие-то девчонки. Я с досады чуть не треснул каждой по шее и стал выбираться из рядов. Вышел на лужайку рядом с эстрадой. Замахал Янке, чтобы он бежал ко мне. Но на эстраду выскочили два клоуна, рыжий и белый, они задержали Янку. Белый клоун затряс над колпачком ладонями и женским голосом закричал: — Дети! Внимание! Дети!.. Янка играл замечательно! За это ему вручается праздничный почетный диплом! И подарок! Янка смущенно затоптался. Ему дали блестящий лист и плоскую красную коробку. Наверно, с конфетами. Он быстро наклонил голову, шевельнул губами — видимо, сказал спасибо. И пошел с эстрады. Я опять замахал ему: давай сюда! Он заметил, кивнул. Но тут клоун снова закричал: — Дети! Пока готовятся наши танцоры, мы успеем наградить еще нескольких ребят! Пусть поднимется на сцену Геля Травушкин! Кто? Я? Зачем? Я же не артист… — Геля!.. Дети, среди вас есть Травушкин? Знакомых было много. Из рядов закричали клоуну, что «тут он», а мне: «Гелька, давай! Копейкин, жми на сцену!» Я пожал плечами и пошел. Рыжий клоун захлопал растопыренными ладонями, а белый взял меня за руку и радостно объявил: — Геля Травушкин прекрасно потрудился во время подготовки праздника. Замечательно потрудился! Да-вай-те поблагодарим его за это!.. Зачем это он? Разве я лучше других? Все работали, все ходили перемазанные краской и клеем. Я хотел сказать об этом, но ребята захлопали, зашумели, а клоун закричал: — Поэтому Геля Травушкин тоже получает диплом и подарок! Диплом — вот он, а подарок очень большой. Пусть Геля пройдет вон в ту дверь и там получит свою награду! Я пробормотал «спасибо» и пошел к дверце в глубине эстрады. Было ужасно неловко, но и любопытно было: что за подарок? И даже мелькнула мысль: «Может, я в самом деле немножко лучше других работал?» За дверью оказалась фанерная комнатка. Но подарка мне там не дали. Там переодевались для танца девчонки. Они завизжали и вышибли меня вон. Хорошо, что не на сцену, а в другую дверь— в кусты позади эстрады. Я выбрался из кустов и ошарашенно помотал головой. Вот так подарочек! Что это, карнавальная шутка? Ничего себе шуточки… Я очень разозлился. Скомкал захрустевший диплом и закинул в кусты. И тогда из кустов появился еще один клоун. Вышел легко, незаметно как-то, даже веточки не шелохнулись. Он был в желто-красном балахоне и в маске. Маска — такая веселая рожа, губы растянуты в широченную улыбку и похожи на жирный красный полумесяц. — Это ты Геля Травушкин? — спросил клоун воркующим голосом из-под маски. — А что вам надо? — ощетинился я. Потому что хватит с меня шуток. — Тебя надо, голубчик! — обрадовался он.— Пойдем. — Куда? — За подарком, конечно! Он взял меня за локоть красной плюшевой перчаткой. Я вздохнул и пошел. Стало жаль диплом, но тут же я подумал: «Потом найду и разглажу». Клоун повел меня по узенькой заросшей аллейке. Идти по ней вдвоем было тесно, царапались ветки, но я стеснялся сказать «отпустите». Мы пришли к старой кирпичной будке, вроде водокачки. Клоун толкнул дощатую дверь и промурлыкал: — Входи. Здесь подарочная кладовая. Окон в будке не было, у потолка сияла белая лампа. Под лампой блестел обитый металлом длинный стол. А на его дальнем краю стояла… Вот это да! Там стояла серебристо-голубая модель марсианского шагающего вездехода «Кентавр-супер»! Не игрушка, а именно модель. Копия. Большая, в полметра высотой. Я такую видел в Музее Звезд, когда ездили на экскурсию в Южный Пояс городов. Клоун подтолкнул меня к столу и шелестящим голосом сказал: — Она твоя… Она управляется мыслью. Вернее, импульсами
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|