Теория параллельных пространств 3 глава
Это почему-то не нравилось новому директору, по прозвищу Чуф. Но он ничего не мог поделать. Мальчишки не признавались, кто с какой стороны, врали надзирателям. Чуф дергал кадыком и морщился: он был сторонником четкой дисциплины, а вранье, несомненно, растлевало воспитанников…
Обо всем этом быстро и сбивчиво вспомнил мальчик, когда увидел среди ребят Музыканта. — Почему вы решили, что он шпион? —спросил Музыкант и глянул из-под темных волос. — Я не шпион,— опять сказал мальчик. — Помолчи,— одернул его Летчик и доложил: — Он подслушивал у щели. — Да не подслушивал я! — громко сказал мальчик. Ему стало обидно.— Вовсе я не шпион! Это взрослые бывают шпионы, а мне зачем? — Он сын учителя,— задумчиво проговорил курчавый мальчишка.— Небось думал заложить нас папаше. — Ничего подобного! Папа терпеть не может доносчиков! — Вообще-то правда,— сказал еще один из мальчишек, остролицый, светленький, в оранжевой майке.— Его отец — ничего дядька… Ладно, ты не бойся. — А я и не боюсь. Что вы мне сделаете? Отлупите? Если я шпион, это вам не поможет… Замуруете здесь навеки? — Он глянул с насмешкой. А они смотрели на него серьезно, без самых маленьких улыбок. Будто что-то решали. Мальчик вздрогнул. Он вдруг ощутил, что сейчас не совсем игра. Вообще не игра. Он знал, что среди лицейских мальчишек есть всякие. Есть и такие, что прошли во время партизанских стычек огонь и воду. Видели, как убивают, и, кто знает, может быть, и сами стреляли в живых людей. Такие могут, наверно, и замуровать… Нет, эти не могут. Андрюшка не может, Музыкант не может. И вот этот, в оранжевой майке… И вот тот— в желтой рубашке и с желтыми соломенными волосами. У него хорошее имя — Денёк.
Денек сказал: — Говоришь, не подслушивал. Тогда скажи, пожалуйста, что делал у щели? Ящерка беспокойно шевельнулась в кармане. Может, хотела выручить мальчика? И мальчик решился. Он высадил ящерку на ладошку. — Вот… Я гонялся за ней. Мы играли… Ребята повскакали со ступеней. Окружили мальчика. Навалились на плечи друг другу, кто-то поднял над головами фонарь. — Ух какая!..— ласковым шепотом сказал курчавый мальчишка. — Это геккон,— определил Денек. — Сам ты геккон. Это каменка,— возразил мальчишка в оранжевой майке.— У гекконов не такой узор… — Эй, не мешайте! У нее хвост может отвалиться. У них легко хвосты отрываются. — Другой вырастет… — Когда еще вырастет! — А это редкая порода? — Ой уж редкая! У нас в Желтых Камнях таких тысячи! — Зато она ручная.— сказал мальчик, слегка сгибая пальцы, чтобы прикрыть ящерку от желающих ее потрогать и погладить. — Как это ручная? — спросил мальчишка в оранжевой майке.— Дрессированная? — Нет. Но она меня знает, мы вместе играем… — А у нас в Орехове…— начал кто-то. Но Музыкант перебил: — Поглядели, и хватит. Садитесь. Все послушно расселись на ступеньках, и Денек сказал мальчику: — Садись и ты. И опять все стали смотреть на него. Правда, уже не так подозрительно. Музыкант задумчиво проговорил: — Ну и что же нам с тобой делать?.. Мальчик понял, что пришла решительная минута. Он зажмурился и отчаянно попросил: — Возьмите меня к себе! Они не ответили, только запереглядывались. Курчавый вполголоса сказал: — Ага… А потом разболтает. — Я ничего не разболтаю! — клятвенно пообещал мальчик.— Если бы я хотел, я давно бы мог про вас разболтать. Все насторожились, а Музыкант строго спросил: — Про нас? А что ты знаешь? Мальчик понял, что назад пути нет. — Много знаю. Знаю, где ваша лодка спрятана, чтобы через Реку плавать. Знаю, что вы в Пустой Город ходите. И что вы поклялись никогда не ссориться, если даже с разных берегов… Только не знаю, кто такие ветерки…
Он замолчал, и тишина сделалась такой, что опять страшновато стало. В фонаре потрескивало нагретое железо. Музыкант спросил — уже не строго, а печально: — Как ты про это выведал? — Я не нарочно,— слегка покривил душой мальчик.— Но щелей-то в камнях много. А я тут все закоулки знаю, мы ведь давным-давно здесь живем…— Он осмелел и улыбнулся.— И глаза вы мне зря завязывали, этот погреб я тоже знаю… Денек вдруг засмеялся: — А мы-то думали, что полный секрет… Мальчик вздохнул: — А у вас и так полный секрет. Кроме меня, никто не знает, а я не выдам. Если не возьмете к себе, все равно не выдам, я не предатель. — Возьмем, наверно,— серьезно сказал Музыкант.— Что ж теперь… Вы как думаете? Ты как, Денек? — Я? Ну, пожалуйста, я не против. Даже наоборот. — А другие? — Да ладно,— усмехнулся Андрюшка.— Только не испугался бы… — Пусть клятву даст,— сказал Летчик.— Где листок? Кто-то зашуршал бумагой. Летчик вытащил из воротника длинную иглу. — У нас кровью расписываются. Не боишься? Мальчику стало неуютно и зябко, но он протянул руку без задержки. И быстро заговорил: — А правда, что в Пустом Городе само собой кино крутится в пустых кинотеатрах? В нашей школе… ой… в нашей школе ребята говорили, что… — Правда, правда,— усмехнулся Музыкант.— Пиши. Мальчик мизинцем с красной капелькой вывел на мятом листе свое имя. — Кино не само крутится,— сказал Денек.— Его крутят ветерки. — А кто они такие? — опять спросил мальчик. Он был теперь полноправным членом мальчишечьего братства, он мог спрашивать про все тайны. — Слушай…— сказал Денек.
Оказалось, что ветерки — это маленькие ветры, которые живут в лесах, в скалах и в пустых переулках. Они живые. Некоторым очень много лет — целая тысяча. Но они все равно как мальчишки. И многие из них умеют превращаться в мальчишек, потому что раньше были настоящими, такими, как нынешние ребята. Эти ветерки давние, вечные… А есть и другие. Это обыкновенные мальчишки, которые умеют иногда делаться ветерками. Умеют превращаться в маленькие спиральные вихри и мчаться куда хочешь— стремительно и неуловимо. Такому мальчишке не страшна любая высота и любые враги. Он и погибнуть по-настоящему не может, в крайнем случае превратится в ветерка навсегда…
— И вы все— ветерки? — с недоверием и восхищением прошептал мальчик. — Не все пока,— объяснил загорелый Андрюшка.— Кое-кто еще готовится. Нас тут в лицее много таких… Станем ветерками— никого не будем бояться. Даже тех, которые велят. — А разве они есть? — удивился мальчик. Музыкант усмехнулся. — А как сделаться ветерком? — спросил мальчик. — Сначала надо переплыть Реку,— объяснил Денек.— Хотя бы один раз. Это не просто река, а такая… ну, вроде волшебной границы. Потом надо побывать в Пустом Городе. Там на Башне Ветров написано заклинание ветерков. Его надо выучить… — И все? Это было так просто! — Не все,— сказал Музыкант.— Потом самое главное. Надо забраться на высоту и не испугаться — прыгнуть вниз… — Как ты за пистолетом? — спросил мальчик. — При чем тут это…— неохотно сказал Музыкант.— Я тогда и не слыхал еще про ветерков… Надо не бояться и прыгнуть. Тогда станешь невидимкой и полетишь. Мальчик подумал. Потом спросил нерешительно: — А если будешь очень бояться, но все равно прыгнешь? Тогда получится? — Получится,— сказал Денек.— Главное, чтобы перебороть страх… В это время в щель донеслась хриплая игра сигнальных рожков.
Воспитанников построили на дворе широким квадратом. Директор Чуф, морщась, оглядывал пестрые и неровные шеренги. Рядом с ним стояли классные надзиратели. Только они, учителей не было. Мальчик, разумеется, был не в строю. Он забрался до половины на железную лестницу башни и оттуда все видел. И все слышал — каменная подкова крепости отражала и доносила любое слово. Мальчишки стояли тихо и понуро. Директор Чуф, двигая кадыком, отчетливо говорил: — Раньше мы были терпеливы. Мы только предупреждали. В крайнем случае наказывали очень мягко. Трое суток в штрафном каземате— самое большее, что получали те, кто плавал через Реку или посещал Пустой Город. Опыт показал, что эти меры не принесли результата. Число нарушителей лицейской дисциплины неуклонно растет. И посему…— Чуф передохнул и молча подвигал кадыком.— Посему высшее начальство потребовало от меня— и я отчетливо понимаю необходимость этого требования— принять самые решительные меры…— Он кивнул надзирателю Кате — круглому человечку с гладким и белым, как тарелка, лицом.
Надзиратель Катя подскочил и женским голосом пропел: — Воспитанники Андрей Корда-а… Виктор Липун… Феликс Юма-а… Александр Кулик! Ша-а-а-аг… впрёт! Загорелый Андрюшка беспомощно оглянулся на ребят и, припадая на забинтованное колено, шагнул из строя. И еще трое шагнули, незнакомые мальчику. Один— совсем малыш, даже непонятно, как такой оказался в лицее. Он испуганно вертел круглой стриженой головой с большими ушами. Ко всем четырем подошли надзиратели, взяли ребят за плечи и вывели на середину двора. — Эти четверо,— деревянно произнес Чуф,— будут наказаны первыми. Сейчас их запрут в штрафном каземате, а после необходимых формальностей и воспитательных бесед их направят в трудовую школу на острове Крабий Глаз. Так нам велено, и так будет, а если этот печальный пример не… — Они не виноваты! — звонко сказали из рядов. — Ма-а-алчать! — запел Катя. — А если этот печальный пример… — Бандюги! Он же совсем малёк,— сказали в строю.Видимо, про ушастенького. — Ма-а-алчать! — Катя вытянулся на носках.— Имейте в виду! В крайнем случае нам разрешено применять электрощупы! Строй замер. Но почти сразу опять прорезался голос: — Какой храбрый с пацанами! Где ты был, когда воевали? — В отряде умиротворения!— крикнули из задней шеренги. — В интендантской конторе, ворюга! — Молчать,! — это крикнул уже директор.— Разойдись! По классам! Марш! Строй стал медленно разваливаться. А четверых повели к приземистой железной дверце.
Страшная мысль ударила мальчика. Так, что он едва удержался на ступеньках. Вдруг ребята решат, что это он выдал мальчишек? Все вынюхал и донес! Эта мысль была такая отчаянная, что мальчик бросился искать Музыканта или кого-нибудь еще из новых знакомых. Но двор быстро опустел. Мальчик промучился до вечера — то во дворе, то дома. — Ты заболел? — тревожилась мама. — Нет. Просто скучно. — Ничего. Скоро поедем к дедушке в Чайную Пристань. — Папа, а что за школа на острове Крабий Глаз? — спросил мальчик, когда вернулся отец. — Это не школа, а тюрьма. — А этих ребят… Их правда отправят туда? — Ох, да помолчи ты…— со стоном сказал отец. Вечером, когда двор был уже в глубокой тени и остывали камни, мальчик увидел у старой пушки Музыканта, Летчика и Денька. Он подбежал, остановился и заплакал:
— Вы, наверно, думаете, что это я? Честное слово… Я же клятву давал… — Что?— удивился Денек.— Ты о чем? Да перестань ты реветь, пожалуйста! Кто на тебя думает? — Катя, сволочь, выследил,— сказал Летчик.— Морда фаянсовая… Мальчик всхлипнул. И стыдно было за слезы, и радостно, что верят ему. — Может, попросить папу, чтобы заступился за ребят?— неуверенно предложил он. — А что твой папа сделает?— хмуро отозвался Музыкант.— Он кто? Учитель черчения. Он даже не в лицейском совете. Выгонят с работы— и крышка. — Он говорит, что на Крабьем Глазе тюрьма,— пробормотал мальчик. — Ребятам еще до этой тюрьмы достанется,— сказал Денек и пошевелил плечами.— Воспитательные беседы… Знаешь, что такое электрощуп? Мальчик кивнул. Электрощупы были у пастухов, которые охраняли табуны в степи под Чайной Пристанью. Мальчик видел, когда был у дедушки. Электрощуп напоминает спиннинг с коротким удилищем. Круглый разрядник похож на катушку. Конец у щупа гибкий и всегда дрожит… Мальчик помнил, как пастух задел этим концом непослушного жеребенка. Тот даже не заржал, а вскрикнул по-ребячьи. Опрокинулся на спину и забился… Неужели так можно? Каменная каморка, некуда деться, те четверо сжались в углу, а эти гибкие жалящие концы все ближе, ближе… — Нет…— прошептал мальчик. — Что «нет»? — зло усмехнулся Летчик.— Год назад было бы «нет». Они тогда не смели… Я говорил тебе, Музыкант, не надо выбрасывать оружие. Если этот шкет Фелька не выдержит и расскажет про всех, кто был в Городе, завтра что будет? — А давайте завтра поднимемся все!— Денек стукнул кулаком по пушке.— Если все разом, мы справимся! И щупы пообломаем, и ребят освободим… — И через полчаса явится отряд умиротворения,— сказал Летчик.— Я говорил, не надо выбрасывать пистолеты. — Выбросили, чтобы не стрелять друг в друга,— ответил Музыкант.— И ничего другого тогда нельзя было сделать. — «Тогда»... А что делать сейчас? — Да,— согласился Музыкант.— Сейчас оружие пригодилось бы. У мальчика сердце билось, как горошина в погремушке. Потому что он понял: пришла пора сказать о своей главной тайне. Это была не детская тайна. Дело пахло не игрой, он это понимал. Но он же поклялся, что будет вместе со всеми. И четверо сжались в каземате, ждут… — У нас в квартире есть глухая кладовка,— сказал мальчик. — Ну и что? — сумрачно спросил Летчик. — Там в углу, над полками, такая квадратная дыра с решеткой. Вентиляция. Решетку я вынимал, в дыру залазил. Там такой узкий проход. Вернее, пролаз… Я люблю везде лазить. — Знаем,— буркнул Летчик. — Дальше,— попросил Денек. — Я ползал по. нему. Он длинный такой, и трудно ползти, но я один раз добрался до конца. Там подвал, комната запертая… И в ней карабины. — Что? — быстро спросил Музыкант. — Карабины со штыками. И железные ящики с патронами. Раньше старших курсантов учили стрелять. Музыкант, Летчик и Денек быстро оглянулись. Музыкант положил мальчику на плечи твердые ладони. Будто младшему братишке. — Ты молодчина. Я сразу понял, что ты такой, ты похож… — На кого? Музыкант коротко улыбнулся: — На хорошего человека… А много там карабинов? — Штук тридцать… Только я боюсь… — Не бойся,— успокоил Музыкант.— Мы все сами сделаем, про тебя никто не узнает. — Да я не этого боюсь. Ход очень кривой. Я прямо замучился, пока полз.— Он улыбнулся: — Извивался, как моя ящерка. А карабины-то прямые, длинные, могут не пролезть. Мальчишки переглянулись. — Думайте,— сказал Музыкант. — Что думать. Пополам не сломаешь,— огрызнулся Летчик. Денек неуверенно спросил: — А если снять штыки и отвинтить приклады? Может, протащим? Мальчик подумал. — Да,— сказал он.— Тогда можно.
МАГИСТР
Елка была большая, украшали ее долго. За окнами давно стемнело. Директор наконец сказал дежурным пятиклассникам, что они могут идти домой. Их учительницу он тоже отпустил. Она в глубине души была довольна, однако суховато спросила: — Как же так? Дети не кончили работу. — Ничего. Я останусь, и мы кончим. Она не удержалась: — Простите, директор Яр. Вы и… кто еще? — Мои ребята. Учительница поджала губы. То есть она улыбнулась, но мысленно поджала губы. Но даже мысленно она не позволила себе произнести слово «любимчики». Это была пожилая опытная учительница, строгая к другим и к себе. Она гордилась тем, что всегда была справедливой. Другой вопрос, что справедливость эта часто была причиной ребячьих слез. Зато никто не мог упрекнуть ее в необъективном отношении к людям. Вот и сейчас она одернула себя: «Вовсе не любимчики. Просто давние знакомые директора. Он был дружен с этими детьми, когда еще не работал в школе. (Хотя странно, конечно: как это можно дружить с детьми?) Говорят, они много испытали во время нашествия, спасали друг друга. Естественно, он позволяет им немного больше, чем другим школьникам…» Впрочем, подумала она, директор и другим позволяет бог знает что. Он разрешил девочкам являться на занятия без лиловых форменных фартуков, заявив, что девочки должны быть похожи на девочек, а не на юных послушниц из монастыря кармелиток. (Кстати, необходимо узнать, кто такие кармелитки.) Он смотрит сквозь пальцы на то, что дети приносят этих ужасных бормотунчиков и пользуются их подсказками на уроках математики. Когда учитель естествознания не сдержался и закатил болтливому четверокласснику оплеуху, директор Яр самолично содрал с его форменного сюртука нашивку старшего преподавателя и предложил немедленно покинуть школу. И это на глазах учащихся! Конечно, оплеухи— не лучший и даже запрещенный метод. Но все-таки учитель был учитель … В коридорах теперь на переменах вместо чинных прогулок — беготня, гвалт и хохот младших учеников. На школьном дворе до самого снегопада было то же самое. Эти любим… эти юные друзья директора научили третьеклассников и четвероклассников какой-то дикой игре с мячиками. Мячики надо катать через ямки, а потом куда-то швырять. Причем ямок должно быть пять! Один из директорских мальчишек, сумрачный очкастый подросток с непонятным прозвищем — не то Чила, не то Чира— даже организовал в младших классах соревнования по бросанию мячика в цель. Соревнования были командные. Это вообще не одобряется нынешними правилами, а тут еще каждая команда состояла из пяти человек! Дети, конечно, веселились, а каково педагогам? Никто не спорит, надо бороться с предрассудками, но нельзя же нарушать приличия! Да и что за глупая игра— мячики? Чего с ее помощью добились? Порядка? Хороших оценок? Только того, что любой мальчишка теперь попадает мячом с тридцати шагов в открытую форточку… Впрочем, эти мысли не очень тревожили наставницу пятиклассников. Они были не новыми и потому привычными. Гораздо больше ее беспокоили семейные дела. Дома больной муж и взрослая дочь, которая успела выйти замуж и развестись, а в короткий период супружеской жизни родила учительнице внучку. Это, конечно, радость, но хлопот от такой радости выше головы. Вот и разрываешься между работой, домом и магазинами… Бакалейная лавка на Южной еще открыта, надо забежать, купить хоть чего-нибудь для новогоднего вечера. Если, конечно, удастся. После нашествия прошло полгода, а в магазинах все еще пусто. Может быть, к празднику подбросят продуктов?.. Праздник! Одно название. Скорее бы уж он миновал. Так хочется думать, что следующий год окажется счастливее минувшего. Кстати, на собрании учителей директор говорил, что так и будет… Он все-таки ничего директор, хотя и с причудами. Не заставляет заниматься лишней писаниной, добился, чтобы все учителя получали дрова, пока в Орехове не восстановят центральное отопление. Говорят, что не боится никакого начальства. Говорят даже… Но это уж не ее дело! Мало ли что говорят в учительской женщины! Главное, что директор отпустил ее пораньше. Учительница вышла на школьное крыльцо. Над ним качалась от ветра голая лампочка, но в пяти шагах было уже темно. И вьюжно, было, и холодно. Учительница поежилась: до лавки три квартала. «Не опоздать бы»,— подумала она. И ощутила крайнюю досаду, когда из темноты шагнул заснеженный бородатый человек и сказал: — Прошу прощения. Не смогли бы вы проводить меня к директору?
Бестолковые пятиклассницы порвали елочные бусы. Теперь Данка сидела на ящике из-под игрушек и надевала блестящие шарики и висюльки на новую капроновую нитку. Алька торчал на трехметровой стремянке. Он развешивал на ветках стеклянные сосульки и звезды из желтой фольги, похожие на подсолнухи. Повесив игрушку, он обязательно спрашивал с высоты: — Яр, ну как? — Нормально. Только не загреми,— с беспокойством отзывался Яр и поглядывал на дверцу у сцены. Там была комнатка, в которой ребята готовили гирлянду. Наконец появился Чита. Он сказал: — Переключатель искрит, надо перепаять. Ничего, это быстро… Открылась большая дверь, и недовольный голос учительницы произнес в коридоре: — Директор Яр, к вам пришли. В зал шагнул человек в барашковой шапке и заснеженном пальто. Бородатый. Борода была светлая, подстриженная аккуратным квадратом. Пахнуло холодом. Пахнуло холодом не из открытых дверей, а словно отовсюду. Яру показалось, что кто-то незаметно и быстро вынул из окон двойные стекла. У Данки посыпались с нитки бусины (к счастью, не на пол, а в подол). Сверху, от Альки, упал и глухо лопнул на полу серебристый шар. — Растяпа. Уже четвертый,— быстро сказала Данка, хотя это был первый разбитый шар. — Ничего подобного, третий,— отозвался Алька и стал сбивчиво насвистывать. Яр посмотрел на Читу. Чита коротко зевнул и прислонился к стене у дверцы. Он стоял в небрежной позе и разглядывал елочную верхушку. Левую ладонь держал за спиной, правую — у брючного кармана. Карман кругло оттопыривался, будто в нем лежало яблоко. — Прошу прощения, директор Яр,— хрипловато сказал в бороду незнакомец.— Я не решился бы на это бесцеремонное вторжение, если бы не крайняя нужда. — Проходите,— сказал Яр, стараясь задавить в себе тоскливое ожидание беды.— Можете раздеться… Можете даже снять бороду, если она вам мешает. На роль Деда Мороза вы все равно не тянете. — Не тяну,— согласился гость.— Но борода натуральная… насколько это возможно. Он снял шапку, стряхнул с нее капельки. Размотал шарф. Медленно, по-стариковски, стянул пальто. Вешалки в зале не было, он положил одежду на стулья у входа. Выпрямился. Теперь он был похож на пожилого профессора: аккуратная седоватая прическа, отутюженный пиджак, что-то вроде университетского значка на лацкане. Широкая борода наполовину закрывала темно-малиновый галстук. Бледноватое лицо «профессора» было добродушным, голубоглазым и вполне живым. Однако и в лице, и в речи его была та излишняя правильность, которая резанула тревогой Яра и ребят. Даже Данку и Альку, хотя они знали тех только по рассказам. — Где мы можем побеседовать, Ярослав Игоревич? — осведомился «профессор». — Здесь,— сказал Яр. — Но…— «Профессор» посмотрел на ребят. — Ничего,— сказал Яр.— Они в курсе. Это те, кто был в крепости. — А! — произнес «профессор» с чисто человеческой ноткой. С уважением и сдержанной грустью.— Это ваши бойцы… — Да,— сказал Яр. Он шагнул к окну, снял с шахматного столика коробку с елочной мишурой, придвинул два стула. — Садитесь. — Благодарю…— Гость сел, аккуратно поддернув на коленях отглаженные серые брюки. Стало тихо. Чита смотрел на елочную верхушку. Алька с очень беззаботным видом укреплял на ветке золотистого петуха. Данка вновь собирала бусы. «Профессор» наконец сказал: — Я понимаю, что мой визит слегка портит вам предпраздничное настроение… — Не скрою, портит,— отозвался Яр.— Но еще больше удивляет. Не думал, что после того… инцидента на почтамте кто-то из вас решится на прямой контакт с нами. Гость задумчиво похлопал по столику узкой ладонью. — Пришлось, Ярослав Игоревич… А почему бы и нет? Мы же не враги. Нас столкнули роковые обстоятельства, но, если разобраться, нам совершенно нечего делить в этом мире. Мы можем жить, не мешая друг другу и даже помогая… — Да? — ровным голосом сказал Яр. — Я понимаю… Были горькие эпизоды, были потери… Но в итоге вы оказались победителями! Ярослав Игоревич! В последнем конфликте вы ликвидировали одного из наших… гм… представителей. Хотя со всех точек зрения он был неуязвим. — Сам полез,— подал голос Чита. — Разумеется!— воскликнул «профессор».— Кто же спорит, что ваши действия были логичны и справедливы! — Мы звали его «Наблюдатель»,— без улыбки сказал Яр.— Погмоему, он был большой дурак. — Безусловно! — весело согласился «профессор».— Безнадежный болван. Это и понятно, всего единица… Не его жаль, а то, что он так бездарно провалил маневр. А главное, что не успел проинформировать нас, какое оружие вы применили. Казалось, что такого оружия не существует. Увы, оно есть, и нас это до сих пор озадачивает. Говорю вам это вполне откровенно. Яр незаметно взглянул на Читу. Чита смотрел на верхушку елки. Но губы у него чуть шевельнулись. Яр с усмешкой спросил: — А что значит «единица»? Какая-то мера интеллекта? — В известной степени… Если интересно, я могу пояснить. Яр сел поудобнее, давая понять, что ему интересно. — Видите ли, мы во многом отличаемся от гуманоидных цивилизаций, к которым принадлежите вы,— доброжелательно и чуть печально сказал гость. — Это заметно,— с ехидцей отозвался Яр. Его тоскливое беспокойство приутихло, и теперь ему было по-настоящему любопытно. — Я имею в виду не мораль и не цели нашей деятельности, а чисто физическую сущность,— терпеливо разъяснил «профессор».— Наша осознавшая себя общность состоит как бы из атомов разума. Из сгустков энергии мысли… Есть представители, которые, как простейшие молекулы, состоят из одного такого атома. А есть молекулы, напоминающие колоссальные скопления… Я, конечно, упрощаю, чтобы объяснить доступнее…. — Вы объясняете вполне популярно,— сказал Яр.— А позвольте поинтересоваться: сколько этих самых сгустков разума заключено лично в вас? «Профессор» улыбнулся, как улыбаются взрослые, когда слышат бестактный вопрос ребенка. Но ответил почти без задержки: — Не вижу смысла скрывать: семьсот двадцать девять. — Ого,— сказал Яр. — Чего ж такое неровное число? — высказался наверху Алька.— Хотя бы до семисот тридцати дотянули… — Число ровное,— вежливо объяснил «профессор».— Просто у нас другая система, не десятичная. — Тогда еще вопрос,— жестковато произнес Яр.— Как прикажете вас именовать? Чин у вас, очевидно, не рядовой. Не хотелось бы использовать прозвища или местоимения. Гость кивнул: — Зовите меня Магистр. Это в какой-то степени будет отражать истину. — Тогда к делу, Магистр,— сказал Яр.
Пока они говорили, Чита вынул из кармана мячик. Мячик был синий с белыми полосками. Чита рассеянно играл им: легонько бросал об пол у своих ботинок и ловил на уровне пояса. Удары мячика были негромкие: туп… туп… туп… Особенно слышны они были, когда в разговоре наступала пауза. — Тогда к делу, Магистр… Магистр молчал. Собираясь с мыслями, он морщил лоб. Кожа на лбу его была совершенно человечья, не то что на глазированном лице Тота. Вспомнив про Тота, Яр с усмешкой сказал: — Надеюсь, вы не собираетесь уговаривать меня вернуться на крейсер… — Упаси господи! С чего вы взяли? — Тот уговаривал. — Тогда были иные обстоятельства… К тому же Тот не отличался гибкостью ума, всего двадцать две единицы. Хотя был исполнителен и точен. — Был? — сказал Яр. — Да… Его кончину вы тоже можете отнести к числу ваших побед. — Что же с ним случилось? Магистр усмехнулся и шевельнул мохнатыми бровями. — Бедняге Тоту запала в мозги ваша идея, что каждый человек — это целая галактика. Возможно, для вас это была просто фраза, но он на ней свихнулся. Он не смог опровергнуть эту идею логически, утерял смысл существования и распался… Видите, я от вас ничего не скрываю, Ярослав Игоревич. И от ваших друзей… И я надеюсь на ответную откровенность. — Гм…— сказал Яр. — Что «гм»? — спросил Магистр с чисто человечьей досадой. — Смотря какая откровенность,— объяснил Яр.— Если вы захотите узнать об оружии, которым грохнули Наблюдателя… — Да упаси господи! Ярослав Игоревич, я же понимаю!.. Да и зачем нам это? Мы не собираемся воевать с вами, это во-первых… — А во-вторых? — Ну… не сочтите за дерзость, но вы же, наверно, догадываетесь: в случае крайней необходимости мы сможем перемешать с космической пылью всю Планету. Вместе со всеми, кто на ней находится, и с вашим оружием… «Тихо,— сказал себе Яр.— Тихо. Только не горячись…» Он помолчал и сдержанно улыбнулся. — Вы в чем-то сильны,— сказал он.— А в чем-то очень опрометчивы и наивны. Почему вы решили, что мы дадим вам перемешивать Планету с пылью? Вы же не знаете наших сил и наших возможностей… «Ну и нахал я! — ахнул он про себя.— Что я могу?» — Но, Ярослав Игоревич…— снисходительно начал Магистр. — Что «Ярослав Игоревич»? Ярослав Игоревич уже не тот лопоухий новичок на Планете, каким он был летом. Он больше не уповает на семизарядные пистолеты устаревшей системы «викинг». Он уже кое в чем разобрался. И, кстати, успел кое-что посчитать. Ваши фокусы с нашествиями, извержениями и прочими грандиозными мероприятиями повторяются с периодичностью в двенадцать-тринадцать лет. Чтобы сделать очередную гадость, вам надо сперва подкопить энергии. А чтобы размолоть Планету — тем более. Да и размалывать ее — себе дороже. Что будет с вашими базами, с производством гипсовых манекенчиков? Один вокзал на побережье чего стоит! Не так ли, Магистр? Магистр нерешительно мигал, и смотреть на это было приятно. «Вот сейчас я его неплохо зацепил,— подумал Яр.— Но все же нельзя так. Пока нельзя…» Магистр сказал без особой уверенности: — Вы же не знаете… У нас есть другие способы. Яр коротко зевнул. Кажется, это получилось нарочито, но Магистр не заметил. Яр заговорил опять:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|