Глава 4. Организация торгово-технологического процесса.
Глава 4. Организация торгово-технологического процесса. 4. 1 Основные схемы торгово-технологического процесса, применяемые в магазине Торгово-технологический процесс в магазине состоит из операций, которые делятся на основные и вспомогательные. Основными операциями являются процессы продажи товаров и обслуживания покупателей. Вспомогательные операции - это разгрузка товаров с транспортных средств, распаковка, приемка товаров, хранение их, перемещение к местам продаж, размещение и укладка в торговом зале и т. п. Все основные и вспомогательные операции осуществляются в определенной последовательности, находятся в функциональном взаимодействии и направлены на выполнение основной задачи магазина - продажи товаров и обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей. В зависимости от предмета труда торгово-технологический процесс можно разделить на три части: * операции с товарами до их предложения покупателям; * операции с товаром и операции по непосредственному обслуживанию покупателей; * дополнительные операции по обслуживанию покупателей. Различают три основные схемы торгово-технологического процесса: 1) первая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку по количеству и качеству и продажу. При данной схеме основными функциональными помещениями магазина являются помещения для приемки товаров и для их продажи; 2) вторая схема состоит из операций разгрузки товаров с автотранспорта, приемки их по количеству и качеству, хранения и продажи. В данном случае возникает необходимость в дополнительных помещениях для хранения; 3) третья схема является наиболее сложной, состоит из операций разгрузки товаров с автотранспорта, приемки их по количеству и качеству, хранения, подготовки к продаже и продажи. Данная схема предполагает наличие специальных помещений для подготовки товаров к продаже.
В магазине чаще всего используют третью схему. К операциям с товарами до предложения их покупателям в магазине относят: * приемку товаров по количеству и качеству; * доставку товаров в зону хранения (при необходимости); * хранение товаров; * подготовку товаров к продаже; * перемещение товаров в торговый зал; * выкладку товаров на стеллажи. Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся: * встреча покупателя; * предложение товаров; * отбор товаров покупателями; * расчет за отобранные товары.
4. 2 Используемое торговое, технологическое и холодильное оборудование В магазине используется современное качественное торговое, технологическое и холодильное оборудование (см. Таб. 3). Таблица 3 - торговое, технологическое и холодильное оборудование, используемое в магазине.
4. 2 Схема планировки торгового зала Рисунок 1 - схема торгового зала магазина
4. 3 Порядок размещения и выкладки товаров в торговом зале В управлении процессами торговли важная роль, отводится организации размещения товаров в торговом зале, распределению установочной и демонстрационной площади между отдельными группами товаров. При этом необходимо учитывать ряд факторов, основными из которых являются: частота приобретения товаров отдельных групп, габариты этих товаров, затраты времени покупателей на осмотр и отбор, а также количество разновидностей товаров, предлагаемых покупателям в рамках отдельных групп. Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки и тару-оборудование. Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, уменьшить затраты труда персонала магазина при выкладке товара. Размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих основных требований: создания условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине; предоставления покупателям необходимой информации и широкого круга услуг; оптимального использования торговых площадей магазина; обеспечения сохранности материальных ценностей; организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями. Выкладка товаров подразделяется на товарную и декоративную (демонстрационную, экспозиционную). Товарная выкладка служит в магазинах самообслуживания одновременно и для показа, и для отпуска товаров. Товарная выкладка в магазинах самообслуживания осуществляется, как правило, фронтальным способом. Принцип, лежащий в основе фронтальной выкладки: один образец выставляется и полную величину, остальные видны частично или не видны. Декоративная выкладка применяется для оформления витрин и стеллажей в магазинах или отделах, где продажа производится через прилавок. Выложенные таким способом товары выполняют демонстрационную функцию, привлекают внимание покупателей. При организации декоративной выкладки необходимо помнить, что:
- Простые и симметричные формы и композиции лучше воспринимаются и запоминаются, чем сложные; - Несбалансированные композиции вызывают дискомфорт; - Необходимо применять такие составляющие как польза и красота. По использованию пространства композиции делятся на следующие виды: 1. Плоскостная композиция организуется только в одной плоскости, товар выкладывается на прилавке или вдоль стены как «пазл» на картонке. Все ритмы и элементы носят декоративный характер. Композиция практически минимально использует объём и глубину. Но сама плоскость может иметь криволинейное очертание в плане. Композиция главным образом развивается по двум пространственным осям: высоте и ширине. 2. Объёмная композиция полноценно использует все три пространственные оси: высоту, ширину и глубину. Такой вид композиции наиболее часто встречается. 3. Пространственная композиция также использует высоту, ширину и глубину. При этом виде композиции глубина получает преобладающее значение. Важно помнить математические аспекты выкладки товара: квадратичную и кубическую функции. Для увеличения площади выкладки в 2 раза осевые размеры необходимо увеличить в 1, 4 раза; в 4 раза — в 2; в 9 раз — в 3. Увеличение осевых размеров в 2 раза даст увеличение объёма выложенных товаров в 8 раз, в 3 раза — в 27 и так далее. Чтобы увеличить объём представленных товаров почти в 3, 5 раза нужно увеличить линейные размеры всего в 1, 5 раза. Композиции могут быть симметричными и асимметричными: 1. Симметричная — базируется на устойчивом равновесии составляющих элементов. Симметричная композиция с элементами асимметрии — равновесие с элементами динамики. 2. Асимметричная — основана на динамическом равновесии, динамика одного элемента уравновешивается динамикой другого. Асимметричная композиция с элементами симметрии — симметричные сами по себе элементы находятся в динамическом равновесии. У асимметричной композиции, если она выполнена непрофессионалом, есть больше шансов вызывать негативные эмоции у покупателя. Движение его взгляда из «полета в прекрасное» может превратится в улет в неизвестность. Вдобавок, чтобы развернуть асимметричную композицию на прилавке, требуется намного больше места!
Ритм в выкладке — это определенное повторение товаров сходного размера и других элементов (ценников, декоративных деталей, рекламных материалов) с соблюдением равного расстояния между ними. Ритмичность также помогает создать ощущение порядка, но при отсутствии акцентов делает полки скучными. Важно соблюсти и правильные соотношения объемов. Для придания полкам или витрине зрительной устойчивости более крупные, массивные товары и элементы размещают внизу. Иногда в магазине более крупные товары помещаются наверх потому, что они дешевые или, наоборот, дорогие. Или размер упаковки позволяет водрузить ее только на верхнюю полку. Но в таком случае они могут противоречить логике равновесия в сознании покупателя и зрительно «придавливать» все расположенные ниже товары. Размещение товара на полках в основной точке продаж – один из главных инструментов мерчендайзинга. Только 5% всех продаж приходится на дополнительные выкладки, значение основной очевидно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|