Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Организация торгово-технологического процесса.




Глава 4. Организация торгово-технологического процесса.

4. 1 Основные схемы торгово-технологического процесса, применяемые в магазине

Торгово-технологический процесс в магазине состоит из операций, которые делятся на основные и вспомогательные.

Основными операциями являются процессы продажи товаров и обслуживания покупателей.

Вспомогательные операции - это разгрузка товаров с транспортных средств, распаковка, приемка товаров, хранение их, перемещение к местам продаж, размещение и укладка в торговом зале и т. п.

Все основные и вспомогательные операции осуществляются в определенной последовательности, находятся в функциональном взаимодействии и направлены на выполнение основной задачи магазина - продажи товаров и обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей.

В зависимости от предмета труда торгово-технологический процесс можно разделить на три части:

* операции с товарами до их предложения покупателям;

* операции с товаром и операции по непосредственному обслуживанию покупателей;

* дополнительные операции по обслуживанию покупателей.

Различают три основные схемы торгово-технологического процесса:

1) первая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку по количеству и качеству и продажу. При данной схеме основными функциональными помещениями магазина являются помещения для приемки товаров и для их продажи;

2) вторая схема состоит из операций разгрузки товаров с автотранспорта, приемки их по количеству и качеству, хранения и продажи. В данном случае возникает необходимость в дополнительных помещениях для хранения;

3) третья схема является наиболее сложной, состоит из операций разгрузки товаров с автотранспорта, приемки их по количеству и качеству, хранения, подготовки к продаже и продажи. Данная схема предполагает наличие специальных помещений для подготовки товаров к продаже.

В магазине чаще всего используют третью схему.

К операциям с товарами до предложения их покупателям в магазине  относят:

* приемку товаров по количеству и качеству;

* доставку товаров в зону хранения (при необходимости);

* хранение товаров;

* подготовку товаров к продаже;

* перемещение товаров в торговый зал;

* выкладку товаров на стеллажи.

Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:

* встреча покупателя;

* предложение товаров;

* отбор товаров покупателями;

* расчет за отобранные товары.

 

4. 2 Используемое торговое, технологическое и холодильное оборудование

В магазине  используется современное качественное торговое, технологическое и холодильное оборудование (см. Таб. 3).

Таблица 3 - торговое, технологическое и холодильное оборудование, используемое в магазине.

Наименование оборудования Для какой продукции используется Количество, шт.
Морозильный ларь Бирюса 355 Полуфабрикаты, мясо, птица.
«Ладога» Kifato низкотемпературная со встроенным холодоснабжением Мясная продукция
Пристенная холодильная витрина Premier соусы
Пристенные стеллажи Бакалея, кондитерские изделия
Прилавок-горка (с открытой выкладкой сзади и стеклянными полочками) Кондитерские изделия

 

Расчетный прилавок -
Весы с печатью этикетки CAS LP-15R -
Терминал для приема платежей с банковских карт VeriFone Vx570 Ethernet/Dial-up -

 

4. 2 Схема планировки торгового зала

Рисунок 1 - схема торгового зала магазина

     

 

4. 3 Порядок размещения и выкладки товаров в торговом зале

В управлении процессами торговли важная роль, отводится организации размещения товаров в торговом зале, распределению установочной и демонстрационной площади между отдельными группами товаров. При этом необходимо учитывать ряд факторов, основными из которых являются: частота приобретения товаров отдельных групп, габариты этих товаров, затраты времени покупателей на осмотр и отбор, а также количество разновидностей товаров, предлагаемых покупателям в рамках отдельных групп.

Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки и тару-оборудование. Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, уменьшить затраты труда персонала магазина при выкладке товара.

Размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих основных требований: создания условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине; предоставления покупателям необходимой информации и широкого круга услуг; оптимального использования торговых площадей магазина; обеспечения сохранности материальных ценностей; организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями.

Выкладка товаров подразделяется на товарную и декоративную (демонстрационную, экспозиционную).

Товарная выкладка служит в магазинах самообслуживания одновременно и для показа, и для отпуска товаров. Товарная выкладка в магазинах самообслуживания осуществляется, как правило, фронтальным способом. Принцип, лежащий в основе фронтальной выкладки: один образец выставляется и полную величину, остальные видны частично или не видны.

Декоративная выкладка применяется для оформления витрин и стеллажей в магазинах или отделах, где продажа производится через прилавок. Выложенные таким способом товары выполняют демонстрационную функцию, привлекают внимание покупателей.

При организации декоративной выкладки необходимо помнить, что:

- Простые и симметричные формы и композиции лучше воспринимаются и запоминаются, чем сложные;

- Несбалансированные композиции вызывают дискомфорт;

- Необходимо применять такие составляющие как польза и красота.

По использованию пространства композиции делятся на следующие виды:

1. Плоскостная композиция организуется только в одной плоскости, товар выкладывается на прилавке или вдоль стены как «пазл» на картонке. Все ритмы и элементы носят декоративный характер. Композиция практически минимально использует объём и глубину. Но сама плоскость может иметь криволинейное очертание в плане. Композиция главным образом развивается по двум пространственным осям: высоте и ширине.

2. Объёмная композиция полноценно использует все три пространственные оси: высоту, ширину и глубину. Такой вид композиции наиболее часто встречается.

3. Пространственная композиция также использует высоту, ширину и глубину. При этом виде композиции глубина получает преобладающее значение. Важно помнить математические аспекты выкладки товара: квадратичную и кубическую функции. Для увеличения площади выкладки в 2 раза осевые размеры необходимо увеличить в 1, 4 раза; в 4 раза — в 2; в 9 раз — в 3. Увеличение осевых размеров в 2 раза даст увеличение объёма выложенных товаров в 8 раз, в 3 раза — в 27 и так далее. Чтобы увеличить объём представленных товаров почти в 3, 5 раза нужно увеличить линейные размеры всего в 1, 5 раза.

Композиции могут быть симметричными и асимметричными:

1. Симметричная — базируется на устойчивом равновесии составляющих элементов. Симметричная композиция с элементами асимметрии — равновесие с элементами динамики.

2. Асимметричная — основана на динамическом равновесии, динамика одного элемента уравновешивается динамикой другого. Асимметричная композиция с элементами симметрии — симметричные сами по себе элементы находятся в динамическом равновесии.

У асимметричной композиции, если она выполнена непрофессионалом, есть больше шансов вызывать негативные эмоции у покупателя. Движение его взгляда из «полета в прекрасное» может превратится в улет в неизвестность. Вдобавок, чтобы развернуть асимметричную композицию на прилавке, требуется намного больше места!

Ритм в выкладке — это определенное повторение товаров сходного размера и других элементов (ценников, декоративных деталей, рекламных материалов) с соблюдением равного расстояния между ними. Ритмичность также помогает создать ощущение порядка, но при отсутствии акцентов делает полки скучными.

Важно соблюсти и правильные соотношения объемов. Для придания полкам или витрине зрительной устойчивости более крупные, массивные товары и элементы размещают внизу. Иногда в магазине более крупные товары помещаются наверх потому, что они дешевые или, наоборот, дорогие. Или размер упаковки позволяет водрузить ее только на верхнюю полку. Но в таком случае они могут противоречить логике равновесия в сознании покупателя и зрительно «придавливать» все расположенные ниже товары.

Размещение товара на полках в основной точке продаж – один из главных инструментов мерчендайзинга. Только 5% всех продаж приходится на дополнительные выкладки, значение основной очевидно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...