Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Формируемые компетенции: знания, умения и навыки





Федеральное государственное автономное

Образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

(ННГУ)

Институт экономики и предпринимательства

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ

Учебно-методическое пособие

 

 

Рекомендовано методической комиссией Института экономики и

 предпринимательства для студентов ННГУ, обучающихся по

направлению подготовки 38.03.01 «Экономика»

 

 

Нижний Новгород

2018


 

       УДК 657

        ББК 65.053.9 (2)

БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ: учебно-методическое пособие.  – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018. – 93 с.

Составитель: к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет» С.А. Кемаева

 

Рецензент: д.э.н., профессор кафедры «Судебная экспертиза»

юридического ф-та ННГУ им. Н.И. Лобачевского  С.В. Козменкова

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика», профиля подготовки: «Финансы и кредит. Бухгалтерский учет».

В настоящем учебно-методическом пособии излагаются цель, задачи и содержание курса «Бухгалтерский финансовый учет», приводятся методические указания по изучению дисциплины, рассматриваются цель, задачи и содержание учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся и указания по выполнению курсовой работы с рекомендациями по выбору темы, оформлению задания и изучению специальной литературы, а также соответствующих нормативных документов, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского финансового учета по учетным объектам.

 

 

Ответственный за выпуск:

 председатель методической комиссии ИЭП ННГУ,

 к.э.н., доцент С.В. Едемская

 

УДК 657

ББК 65.053.9 (02)

© Национальны исследовательский

Нижегородский государственный

Университет им. Н.И. Лобачевского, 2018

СОДЕРЖАНИЕ                                   



Введение …………………………………………………………………......................…… 4

1. Содержание дисциплины «Бухгалтерский финансовый учет»…............................….. 6

1.1. Формируемые компетенции: знания, умения и навыки ………...…................…........ 6

1.2. Тематическое планирование по дисциплине ….............................................................. 7 

2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

обучающихся по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет».................................... 18

2.1. Цель и задачи самостоятельной работы обучающихся…………................................. 18

2.2. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины.................................. 19

2.3. Тематика и содержание практических занятий …......................................................... 27

3. Методические указания по выполнению курсовой работы………….……................... 37

3.1. Примерные темы курсовых работ ……..……..……………………..…….................... 37

3.2 Цель выполнения курсовой работы.………………………….....….............................… 38

3.3. Структура и содержание курсовой работы …………………..……............................... 38

3.4. Примерное содержание (план) курсовой работы …....................................................... 41

3.5. Оформление курсовой работы.......................................................................................... 43

3.6. Этапы выполнения курсовой работы …...........................................................................45

4. Практическое задание к курсовой работе …….…........................…....................…… 46

Вариант 1 …………………………………………………………………...….................…. 47

Вариант 2 ………………………………………………………………...……….................. 53

Вариант 3 …………………………………………………………………....................…… 59

Вариант 4 .……………………………………………………………...……….................… 64

Вариант 5 …………………………………………………………...……….................…… 69

5. Контрольные вопросы ……………………………......................………….................… 74

6. Рекомендуемая научно-методическая литература…….……………...…......................... 76

Приложения ……………………………………………………......…………..................…. 80  


   

Введение -------------------------------------------------------------------

 

Формирование в нашей стране рыночных экономических отношений позволило по-иному взглянуть на роль бухгалтерского учёта в общей системе экономических дисциплин. В бухгалтерском учёте каждый хозяйственный факт отражает реальные экономические процессы и имеет определенный экономический смысл. В деловых кругах бухгалтерский учет называют «азбукой» или «языком» бизнеса, что свидетельствует о его значимости в системе управления экономической деятельностью. Объективная, исчерпывающая и своевременная бухгалтерская информация ‑ залог повышения эффективности хозяйствования.

В последние годы в соответствии со сложившейся зарубежной практикой, бухгалтерский учет подразделяют на финансовый (внешний) и управленческий (производственный или внутрихозяйственный). Относительное обособление указанных подсистем бухгалтерского учета направлено в большей степени на удовлетворение информационных потребностей пользователей учетно-экономической информации.

Бухгалтерский финансовый учет обеспечивает своевременное бухгалтерское оформление, регистрацию, группировку, накопление учётной информации, с целью формирования бухгалтерской финансовой отчетности. Цель финансового учета считается достигнутой, когда отчетность составлена и представлена по назначению пользователям.

Дисциплина   Б1.В.24 «Бухгалтерский финансовый учет» является предназначена для обучающихся бакалавриата по направлению 38.03.01 «Экономика» ФГОС ВО по профилю «Финансы и кредит. Бухгалтерский учет» и относится к вариативной части профессионального цикла Блока 1 – Б1.В. Трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы. 

Прежде чем овладеть специальными курсами профессионального цикла, к которым относится дисциплина «Бухгалтерский финансовый учет», обучающиеся должны освоить базовые теоретические знания теории бухгалтерского учета, его предмета и метода, цели, задач, принципов и объектов учета. Вот почему для успешного освоения учебного материала студентам необходимо применять знания, умения, навыки, сформированные на предыдущей ступени обучения, при изучении дисциплины «Бухгалтерский учет». Параллельно (в 5 семестре) изучается смежная дисциплина: «Бухгалтерская финансовая отчетность», содержащая схожий понятийный аппарат.

       В свою очередь изучение дисциплины «Бухгалтерский финансовый учет» является необходимой теоретической основой для решения практических ситуационных задач по дисциплине: «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету и аудиту», «Управленческий учет», «Учет затрат на производство», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в кредитной сфере», «Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных учреждениях» и «Аудит». Несомненна взаимосвязь бухгалтерского финансового учета с общими математическими дисциплинами: математическим анализом, математической статистикой, эконометрикой. Знание основ экономической информатики, информационных систем и технологий в экономике, информационной безопасности и электронного документооборота позволит студентам освоить и использовать программное обеспечение для компьютеризации бухгалтерского учета и анализа учетно-экономической информации.

       Целью изучения дисциплины «Бухгалтерский финансовый учет» является освоение теоретических и практических аспектов методологии бухгалтерского учета в отношении идентификации, классификации и систематизации учетно-экономической информации об объектах бухгалтерского учета, в т.ч. хозяйственных фактах, процессах и результатах деятельности экономических субъектов, необходимой для целей управления и для последующего представления в бухгалтерской финансовой отчетности. При этом студенты должны освоить общие правила оценки и методику бухгалтерского учета однородных групп соответствующих объектов. Профессиональные задачи, которые ставятся перед студентами профиля «Финансы и кредит. Бухгалтерский учет» в части учетно-аналитической работы, включают:

1. расчетно-экономическую деятельность в отношении формирования полной и достоверной информации об объектах бухгалтерского учета;

2. подготовку исходных данных для проведения расчетов экономических и других показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

3. обработку учетно-экономической информации в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов по принятым к учету хозяйственным фактам;

4. подготовку информационных обзоров, выполнение курсовой работы по выбранной теме в соответствии с требованиями.   

Приобретение теоретических знаний и практических умений и навыков группировки и обобщения информации финансового характера в системе бухгалтерского учета с целью составления бухгалтерской отчетности является одной из основных задач изучения дисциплины «Бухгалтерский финансовый учет».

 

 

Содержание дисциплины «Бухгалтерский финансовый учет»

Формируемые компетенции: знания, умения и навыки

    

       Формируемые профессиональные компетенции:

ñ ПК-1 - способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических показателей, характеризующих деятельность экономического субъекта;

ñ ПК-2 - способность на основе типовых методик и действующей нормативной правовой базы рассчитать экономические показатели;

ñ  ПК-5 - способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений    

       Таким образом, в результате освоения дисциплины «Бухгалтерский финансовый учет» обучающиеся должны:

       1) знать:

ñ типовые методики и действующую нормативную правовую базу для расчета показателей бухгалтерской (финансовой) информации;

ñ систему показателей, необходимых для анализа информации о деятельности экономических субъектов;

ñ экономическую сущность и порядок формирования показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности как важнейшего источника информации для принятия управленческих решений;

       2) уметь:

ñ собрать исходные данные для их отражения в системе бухгалтерского учета;

ñ произвести группировку данных;

ñ на основе типовых методик и действующей нормативной правовой базы рассчитать показатели бухгалтерской информации, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

ñ анализировать и интерпретировать информацию, содержащуюся в учетных регистрах и формах бухгалтерской (финансовой) отчетности и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;

       3) владеть:

ñ методикой обобщения данных об экономических процессах хозяйствующего субъекта;

ñ навыками применения типовых методик и действующей нормативной правовой базы для определения стоимостной оценки бухгалтерских показателей;

ñ навыками самостоятельного применения методики финансового учета, интерпретации информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, и использования полученных данных для принятия управленческих решений. 

1.2. Тематическое планирование по дисциплине

       Объем дисциплины (модуля) для очной формы обучения составляет   4 зачетные единицы   144 час., из которых    59  часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (28  часов занятия лекционного типа,   28  часов практических занятий, 3 часа КСР);  54  часа мероприятия текущего контроля успеваемости (экзамен в V семестре),  31  час составляет самостоятельная работа обучающегося. 

       Объем дисциплины (модуля) для очно-заочной формы обучения составляет   4 зачетные единицы   144 час., из которых    31  час составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (14 часов занятия лекционного типа,   14  часов практических занятий, 3 часа   -- КСР);  36  часов текущего контроля успеваемости (экзамен в V семестре),  77  часов составляет самостоятельная работа обучающегося. 

       Объем дисциплины (модуля) для заочной формы обучения составляет   4 зачетные единицы   144 час., из которых    15  часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем   4  часа занятия лекционного типа,   8  часов практических занятий, 3 часа - КСР);  9  часов для проведения промежуточной аттестации (экзамен в III семестре),  120  часов составляет самостоятельная работа обучающегося. 

       Кроме того, предусмотрено выполнение курсовой работы по данной дисциплине. 

Темы дисциплины «Бухгалтерский финансовый учет»

1. Учетная политика организаций.

2. Бухгалтерский учет денежных средств и иностранной валюты.

3. Бухгалтерский учет финансовых вложений.

4. Бухгалтерский учет вложений во внеоборотные активы.

5. Бухгалтерский учет основных средств.

6. Бухгалтерский учет нематериальных активов.

7. Бухгалтерский учет материалов. 

8. Бухгалтерский учет расчетных операций.

9. Бухгалтерский учет труда и его оплаты.

10. Бухгалтерский учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг).

11. Бухгалтерский учет выпуска и продажи готовой продукции (работ, услуг).

12. Классификация и учет доходов и расходов организаций.

13. Формирование и учет финансовых результатов.

14. Бухгалтерский учет кредитов и займов.

15. Бухгалтерский учет капитала и средств целевого финансирования.

Основные вопросы по темам и рекомендуемые источники

Тема 1. Учетная политика организаций. Понятие учетной политики. Допущения и требования к формированию учетной политики. Организационный, технический и методологический аспекты учетной политики. Раскрытие учетной политики (выбор вариантов учета и оценки хозяйственных средств). Изменение учетной политики. Ретроспективное и перспективное раскрытие результатов изменения учетной политики.

Рекомендуется изучить следующие источники:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ (с изм. и доп.).

2.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998г. № 34н ( в ред. от 11.04.2018 г. № 74н).

3. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 106н от 06.10.2008г. (в ред. от 28.04.2017 г. № 69н).

4. ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений», утвержденное приказом Минфина от 06.10.2008г. № 106н (в ред. приказа №132н от 25.10.2010 г.).

5. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств № 49 от 13.06.95 г.(с изм. и доп.).

6. МСФО ( IAS ) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.