Кончина мира. Всеобщий Суд. Царство Славы
⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26 Кончина мира В тот же день, когда произойдет воскресение мертвых и совершится Последний суд, будет иметь место и кончина мира. Мир, существующий во времени и пространстве, движется к определенной цели и будет иметь конец. Уже в ветхозаветные времена было известно, что небо и земля погибнут. Эта истина подтверждается и новозаветным Откровением: ... небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Однако, с точки зрения своей сущности и образа, этот конец будет означать не исчезновение мира, а его преобразование и обновление. По словам Спасителя, небо и земля прейдут, т. е. изменятся по образу своего бытия. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали... – говорит ап. Иоанн Богослов. По учению Божественного Откровения и древних отцов Церкви, кончина мира будет находиться в тесной связи с Всеобщим судом. Последний суд завершает дело восстановления падшего человека, а потому означает и окончательное освобождение всей твари от гибельных последствий человеческого греха. Собственно, кончина мира и будет означать его обновление, после которого тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Всеобщий Суд Частный суд, которому подвергается всякий человек после своей смерти, не является полным и окончательным. В будущем будет иметь место иной суд, уже полный и окончательный. Божественное Откровение говорит о том, что Бог назначил день, в который будет праведно судить вселенную. В Священном Писании этот день прямо называется днем суда. В Священном Писании окончательный суд связывается со Вторым пришествием Господа Иисуса Христа: ... приидет Сын Человеческий... и тогда воздаст каждому по делам его.
Образ будущего суда достаточно подробно представлен в Священном Писании. Совершителем Последнего суда будет Сам Господь Иисус Христос, ибо Отец... весь суд отдал Сыну, и Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. В осуществлении суда будут участвовать также: а) ангелы, которые соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и отделят злых из среды праведных; б) апостолы, которым Господь сказал: ... сядете на престолах – судить двенадцать колен Израилевых; в) вообще святые, ибо Господь сказал: Разве не знаете, что святые будут судить мир? Последний суд будет носить всеобщий характер. В качестве подсудимых на этом суде будут выступать: а) все люди, ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово; б) падшие ангелы, которых Господь соблюдает в вечных узах... на суд великого дня. Можно предположить, что суд будет проходить в два этапа: сначала суд над христианами, святыми, а затем над нехристианами и падшими ангелами с участием святых. Предметом суда и основанием для осуждения будут: а) добрые и злые дела, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое; б) слова, ибо за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда; в) намерения сердечные, которые Господь обнаружит, осветив скрытое во мраке. Суд совершится по всей правде Божией, т. е. будет производиться в соответствии с силами и дарованиями каждого и с учетом внешних условий его жизни, ибо нет лицеприятия у Бога. Приговор будет приведен в исполнение ангелами. Всеобщий суд именуется также окончательным, поскольку его определения не подлежат пересмотру и будут иметь вечный характер. Суд Христов нельзя мыслить вполне по аналогии с совершением человеческого суда, который состоит из двух частей: а) исследование правоты или виновности подсудимого; б) произнесение над ним приговора.
Бог, как всеведущий Судия, не нуждается в первой части, поэтому суд Христов следует понимать в смысле приведения подсудимого к осознанию своего действительного нравственного состояния. Согласно «Пространному катихизису», «совесть каждого человека откроется пред всеми, и обнаружатся не только все дела... но и все сказанные слова, тайные желания и помышления». Также и приговор нельзя понимать в смысле только объявления судебного решения, так как изволение Божие вместе есть и действие Его воли, либо вводящее в блаженное состояние, либо отвергающее от царства вечной жизни. Царство Славы В учении о кончине мира православное догматическое богословие различает между благодатным царством Христовым, которое есть святая Церковь, именуемая так потому, что она есть собрание не святых, а освящаемых, нуждающихся для духовного возрастания в Божественной благодати, и Царством славы, которое откроется вместе с кончиной мира и в котором Господь будет вечно царствовать вместе с Отцом и Святым Духом. Мысль о взаимосвязи окончания благодатного царства Христова с Всеобщим судом и кончиной мира совершенно ясно выражена в словах ап. Павла. Из этих слов следует, что Христос предаст Царство Богу и Отцу, только тогда, когда последний враг истребится – смерть. Враг же этот упразднится, когда, с одной стороны, все люди воскреснут и станут нетленными и бессмертными, а с другой – когда тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Священное Писание учит, что окончание царства благодати будет означать откровение Царства славы. Согласно с Божественным Откровением учили об этом и отцы Церкви. Таким образом, изречение Никео-Константинопольского Символа веры, согласно которому Царствию Христову «не будет конца», относится к Царству славы, о котором архангел Гавриил благовествовал Богоматери: Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|