Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Римо-католическое учение о чистилище




Римо-католическое учение о чистилище

Это учение связано с особенностями римо-католической сотериологии в целом. Традиционное католическое богословие считает, что за каждый свой грех человек обязан, помимо покаяния, принести Богу за оскорбление Его величия удовлетворение (satisfactio), соразмерное греху. Оно может быть разнообразным: церковная епитимья, различные подвиги, которые человек на себя добровольно возлагает (паломничество, усиленные молитвы, посты и т. д. ). Если человек не успел сделать это во время земной жизни, то, если на его «счету» нет смертных грехов, ему предоставляется возможность принести удовлетворение Богу через пребывание в чистилище (лат. purgatorium).

Чистилище в римо-католическом учении – некое среднее, «промежуточное» место между раем и адом, пребывание в котором является достаточно тягостным, хотя и не столь тяжким, как в аду. Освобождение из чистилища происходит «автоматически» по истечении определенного времени, которое необходимо для принесения удовлетворения Богу. Но, согласно римо-католическому учению, сокращение срока пребывания в чистилище возможно – через молитвы живущих, через принесение Бескровной Жертвы, а также посредством индульгенций, которые усвояют грешникам «сверхдолжные заслуги святых».

Основанием данного учения для римо-католических богословов являются следующие слова ап. Павла: ... никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. Но как бы ни толковали этот весьма сложный отрывок, огонь здесь все же выступает как испытание, а не как наказание в юридическом смысле слова.

Ссылаются римокатолики также на Вторую книгу Маккавейскую, где речь идет о принесении жертвы за грехи погибших воинов. Но, как известно, грех воинов состоял в том, что они присвоили себе вещи, посвященные идолам, и тем навлекли на себя заклятие. Этот грех являлся смертным, поэтому приведенный случай никак не может служить подтверждением римо-католического учения.

Нередко римокатолики говорят, что учение о чистилище есть просто некий западный вариант учения о мытарствах. Несмотря на определенное внешнее сходство, это не совсем так. Во-первых, учение о мытарствах в Православии, в отличие от учения о чистилище у католиков, не догматизировано. Во-вторых, по католическому учению, пребывание души в чистилище может продолжаться вплоть до Страшного суда, тогда как, согласно православному Преданию, прохождение мытарств совершается в течение первых сорока дней после смерти. В-третьих, учение о мытарствах не связано с представлением о принесении некоего удовлетворения Богу. Проходя мытарства, человек приводится к осознанию своего действительного нравственного состояния, итогов своего жизненного пути. Таким образом, мытарства – это образное представление частного суда, а не место наказания.

Пожалуй, единственный логичный аргумент в пользу учения о чистилище – это известная евангельская притча о должнике: Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда (из темницы. – О. Д. ), пока не отдашь до последнего кодранта (Мф. 5: 26). Но основывать на одной притче целое учение вряд ли возможно, тем более что она имеет чисто нравственный характер.

5. О Боге как Судии и Мздовоздаятеле для всего человеческого рода. Антихрист, время его пришествия, брань антихриста с Царством Христовым. Второе Пришествие Христово. Неизвестность времени Второго Пришествия, признаки Второго Пришествия Христова. Воскресение мертвых, кончина мира, всеобщий Суд. Царство Славы.

Антихрист, время его пришествия, брань антихриста с Царством Христовым.

Антихрист, согласно церковному учению, есть, с одной стороны, противник Христа, а с другой – тот, кто пытается поставить себя на место Христа. В Священном Писании это наименование употребляется двояким образом. В широком смысле слова, «антихрист» это всякий, отвергающий Отца и Сына. Но в строгом смысле слова это наименование употребляется в отношении к определенному лицу, о котором говорит тот же апостол: ... вы слышали, что придет антихрист... . По преданию, антихрист произойдет из народа иудейского, будет являться потомком Дана, одного из двенадцати сыновей Иакова.

Существует ложное мнение, что антихрист будет воплощением сатаны, подобно тому как Бог Слово воплотился от Девы. Это мнение Православной Церковью не разделяется. Имя антихриста неизвестно, известно только его число – «666». По объяснению сщмч. Иринея Лионского, «имя его неизвестно потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого».

Событием, непосредственно предваряющим пришествие антихриста, будет взятие от среды удерживающего теперь. Эти слова требуют обращения к греческому тексту. В 2Сол. 2: 6 об антихристе говорится: ... ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Словам синодального перевода что не допускает соответствует греческое τ ὸ κ α τ έ χ ο ν – буквально «держащее или удерживающее» (слово употреблено в среднем роде). Очевидно, здесь имеется в виду не человеческое лицо, а некая сила. Однако в ст. 7 говорится: ... тайна беззакония... не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий (ὁ κ α τ έ χ ω ν )... Грамматическая форма здесь, скорее всего, указывает на лицо мужского рода. Общепринятого толкования на эти слова апостола нет, поэтому под «удерживающим» можно понимать и некоторую силу, политическую или религиозно-политическую, и некоего представителя этой силы. Некоторые отцы под «удерживающим» также понимают Святого Духа.

По словам преп. Иоанна Дамаскина, «антихрист будет воспитан тайно, потом внезапно восстанет, возмутится и воцарится», т. е. будет бороться против всех религий и предметов религиозного чествования.

Согласно Апокалипсису, характерной чертой антихриста будет богохульство. Антихрист усвоит себе божественное достоинство и потребует божеского поклонения и служения: ... в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. О каком храме здесь идет речь, точно сказать невозможно, – будет ли это восстановленный к тому времени иерусалимский храм или некий другой, наиболее почитаемый и известный в то время. Свят. Кирилл Иерусалимский, например, считал, что здесь речь идет о «разрушенном храме Иудейском». Преп. Иоанн Дамаскин отрицал, что апостол говорит о христианском храме, и также утверждал, что антихрист «придет не к нам, но к иудеям».

В борьбе против христианства и всех своих противников антихристу будут помогать лжепророки, которые дадут великие знамения и чудеса...

Согласно Священному Писанию, сатана даст антихристу силу свою и престол свой и великую власть. Какая власть и сила имеются в виду? Сам сатана, искушавший Господа в пустыне, так говорил о своей власти: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее. Видимо, здесь имеется в виду религиозная сила в сочетании с политической властью. Скорее всего, власть антихриста будет единоличная, возможно царская, потому что и власть сатаны по своему существу имеет монархический характер.

Царствование антихриста будет всемирным: ... и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем (Откр. 13: 7). Особенно жестоким в это время будет гонение на христиан. Антихрист издаст декрет, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. Для христиан тогда невозможно будет пользоваться гражданскими правами.

Церковь в эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне. Однако врата ада не одолеют ее, и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия. По словам ап. Павла, особенно сильным действие антихриста будет на погибающих, тех, кто не приняли любви истины для своего спасения.

Согласно пророчествам Даниила, продолжительность царствования антихриста – три с половиной года. Апокалипсис называет срок в 42 месяца или 1260 дней, что составляет те же три с половиной года. Таким образом, продолжительность царствования антихриста составит ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа.

В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь: пример – повествование Апокалипсиса о семи ангелах, имеющих семь язв. Кроме того, по Промыслу Божию, ради избранных (тех, кто сохранил веру) те дни сократятся. Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами будет невозможно: И дано ему (антихристу. – О. Д. ) вести войну со святыми и победить их... . Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...