Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О молитве. О Молитве Господней




О молитве

Вопрос 4. Что есть молитва?

Ответ. Молитва есть прошение пред Богом, произносимое от горячей веры с надеждою получить просимое по Его воле. Или так: молитва есть возвышение ума и воли нашей к Богу, в котором мы хвалим Бога, или просим, или благодарим за Его к нам благодеяния.

Вопрос 5. Что нужно для человека, прежде нежели он начнет молитву свою?

Ответ. Нужно знать, что молитва есть троякого рода. Первая, в которой мы благодарим Бога за Его благодеяния. Как древний Израиль благодарил Бога за освобождение из Египта, так равно и мы должны непрестанно благодарить Бога за все Его к нам благодеяния, и особливо за то, что Он освободил нас от врага души нашей – благодарить вместе с Апостолом, который говорит: «Непрестанно молитеся. О всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас» (1Фес.   5,   17–18). И в другом месте: «Благодарю Бога моего всегда о вас, о благодати Божией данней вам о Христе Иисусе» (1Кор.   1,   4). И еще: «благодаряще Бога и Отца, призвавшаго вас в причастие наследия святых во свете, Иже избави нас от власти темныя и престави в Царство Сына любве Своея» (Кол.   1,   12–13). Молитва второго рода есть та, в которой мы просим Бога, чтоб Он простил нам грехи наши, так, чтобы избавил нас и от наказания и чтобы, излил на нас, и на душу и на тело, святую благодать Свою. Сию молитву мы приносим за себя и за ближних наших, как говорит Апостол: «Cегo ради и мы, от негоже дне слышахом, не престаем о вас молящеся и просяще, да исполнитеся в разуме воли Его, во всяцей премудрости и разуме духовнем» (Кол.   1,   9). Молитва третьего рода есть та, в которой славословим и прославляем неприступное величие и вечную славу Господа нашего и Бога, как говорит Священный Псалмопевец: «На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое в век и в век века. Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца. Род и род восхвалят дела Твоя и силу Твою возвестят» (Пс.   144,   2–4). Сия молитва преимущественно заключается в великом славословии, которое каждодневно мы читаем или поем в Церкви.

Вопрос 6. Что еще нужно для молитвы?

Ответ. Нужно надлежащее приготовление со стороны нашей, когда желаем молиться. Нужно иметь трезвенность и благоговение, по учению Апостола: «да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце» (Тит.   2,   12), и сокрушение сердца, как учит Апостол в другом месте: «Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всяцей премудрости: учаще и вразумляюще себе самех во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви» (Кол.   3,   16). При том должны молиться без всякого гнева и злобы, сообразно с словами: «аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф.   6,   15). А посему если кто гневается на нас, то прежде должны мы склонить его к примирению с нами, по повелению Писания: «Аще убо принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» (Мф.   5,   23–24). Также во время молитвы должны удалить от себя все другие заботы, чтобы молитва наша была чистая и приятная Богу, и чтобы Он не сказал и о нас то же, что о лицемерах: «сии людие устнами Мя чтут, сердце же их далече отстоит от Мене» (Мк.   7,   6), и чтобы не отнеслось и к нам то место псалма, где сказано: «и молитва его да будет в грех» (Пс.   108,   7).

О Молитве Господней

Вопрос 7. Какая молитва Господня?

Ответ. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будетъ воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть царство и сила, и слава во веки. Аминь.

Вопрос 8. На сколько частей разделяется сия молитва Господня?

Ответ. На три: вступление, прошения и заключение.

Вопрос 9. Какое вступление?

Ответ. Отче наш, Иже еси на небесех!

Вопрос 10. Что показывает сие вступление?

Ответ. Во-первых, научает, что тот, кто желает просить Бога, должен приступать к Нему не только как Его творение, но и как сын Его по благодати; поелику если он не сын, то не может назвать Его Отцем. А сию благодать усыновления дал Иисус Христос верующим в Него, как говорит Писание: «Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующым во имя Его» (Ин.   1,   12). И в другом месте: «понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче! » (Гал.   4,   6). Посему и называем Бога Отцем нашим. Во-вторых, он должен быть сын Православной и Кафолической Церкви. Ибо кто не признает Церкви материю своею, тот не может призвать и Бога Отцем своим, как сказано: «повеждь Церкви: аще же и Церковь преслушает, буди тeбe якоже язычник и мытарь» (Мф.   18,   17). В-третьих, он не должен иметь ни малейшего сомнения в получении просимого. Ибо просит у Отца чадолюбивого и милосердного, Отца общего всем, как говорит Писание: «Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк.   6,   36); Который не только не отказывает в том, чего мы просим, но Сам дает нам и способы, как просить у Него, и с благоутробием приемлет молитвы наши, только бы они были чисты и происходили из глубины сердца. Ибо Он знает, о чем каждый из нас будет просить Его, как написано: «весть бо Отец ваш, ихже требуете, прежде прошения вашего» (Мф.   6,   8). И в другом месте: «Аще убо вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашым, кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящым у Него» (Мф.   7,   11). В-четвертых, сие вступление научает, что как Бог есть Отец всем нам, так и мы, верные, должны быть между собою братиями, и просить Его не только о себе, но и о братиях наших, друг о друге, по учению Писания: «молитеся друг за друга, яко да изцелеете» (Иак.   5,   16), т. е. общему Отцу нашему, как Сам Христос сказал: «и Отца не зовите себе на земли: един бо есть Отец ваш, Иже на небесех» (Мф.   23,   9). Ибо Он, видя братскую нашу любовь (которую непрестанно заповедует в Святом Евангелии), и как Отец радуется сему, и как готовый ко услышанию, скорее выслушивает нас. В-пятых, сими словами: «Иже еси на небесех», научает нас, чтобы мы, во время молитвы, возносили ум наш и все наше помышление от земного и тленного к небесному и нетленному. Впрочем, Бог и Отец наш находится не только на небесах, но и везде присутствует и все наполняет. Поелику же благость Его и богатство благодеяний Его преимущественно блистает на небе, то посему небо называется престолом Его, как говорит Пророк: «на Небеси Престол Его» (Пс.   10,   4). И в другом месте: «Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает» (Пс.   102,   19).

Вопрос 11. Сколько прошений заключается во второй части сей молитвы Господней?

Ответ. Семь прошений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...