Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О одиннадцатом члене Символа веры




О одиннадцатом члене Символа веры

Вопрос 120. Какой одиннадцатый член Веры?

Ответ. «Чаю воскресения мертвых».

Вопрос 121. Чему учит сей член Веры?

Ответ. Сей член учит, что несомненно будет воскресение тел как добрых, так и злых человеков, после смерти, по слову Господа, Который сказал, что «еси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда»(Ин.   5,   28–29). Тела будут те же самые, в которых люди жили в сем мире, как говорит Иов: «Вем бо, яко присносущен есть, иже имать искупити мя, (и) на земли воскресити кожу мою терпящую сия, от Господа бо ми сия совершишася, яже аз в себе вем, яже очи мои видеста, а не ин: вся же ми совершишася в недре» (Иов.   19,   25–27). Впрочем, сие тело, о котором говорим, что оно будет то же самое, по воскресении сделается нетленным и безсмертным, по сказанию Павла: «Вси не умрем, вси же изменимся вскоре, во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетлении, и мы изменимся: подобает бо тленному сему облещися в нетление и мертвенному семи облешися в безсмертие» (1Кор.   15,   51–53). Еще и то надлежит знать, что всякая душа возвратится в свое тело, и тогда вместе с ним получит совершенную и вечную награду, по делам своим. Так же и тела нечестивых пребудут безсмертны, поелику вечно будут мучиться.

Вопрос 122. Во-вторых, чему учит сей член Веры?

Ответ. Учит каждого Христианина, чтобы он всегда содержал в мысли своей четыре предмета: смерть, последний суд, мучение во аде и Царство вечное на небесах.

Вопрос 123. Какую пользу получает человек от памятования сих четырех предметов?

Ответ. От сего рождается в нем благочестие, остережение от греха, страх к Богу, боязнь ада преисподнего, любовь к Небесному Царствию. Размышляя о них, без сомнения должен приготовиться к смерти; помышляя о последнем дни, должен заботиться, как дать отчет в мыслях, в словах, в делах своих; помышляя об аде, должен остерегаться, чтобы не впасть в оный; а помышляя о Царствии Небесном, должен стремиться к достижению оного.

О двенадцатом члене Символа веры

Вопрос 124. Какой двенадцатый член Веры?

Ответ. «И жизни будущаго века».

Вопрос 125. Чему учит Святая Церковь в сем члене Веры?

Ответ. Что в будущем веке снидет благословение Божие на избранных Его, и наступит для них вечная жизнь, полная радостей и веселий духовных, конца не имеющих, как свидетельствует Писание: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящым Его» (1Кор.   2,   9); а также и в другом месте: «Несть бо Царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе» (Рим.   14,   17).

Вопрос 126. Одна ли душа, или вместе с телом будет наслаждаться вечной радостью?

Ответ. Поелику душа вместе с телом творит добро для вечной награды, то и радостию и веселием душа будет наслаждаться вместе с телом, а не раздельно. Ибо не другая радость будет у души, и не другая у тела; поелику тело будет прославлено, и человек будет состоять из души и тела прославленного. Тогда он будет подобен Ангелам, по словам Писания: «в воскресение бо ни женятся, ни посягают, но яко Ангели Божии на небеси суть» (Мф.   22,   30). Тело будет прославленное, безсмертное, нетленное; не будет требовать пищи и пития; будет подобно духу, по свидетельству Писания: «мертвии востанут нетлении, и мы изменимся: подобает бо тленному сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в безсмертие» (1Кор.   15,   52–53). Радость же сия и веселие не в ином чем будет состоять как в созерцании Блаженной Троицы, и в духовном песнословии вместе с Ангелами, как говорит Апостол: «Видим убо ныне якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу: ныне разумею от час ти, тогда же познаю, якоже и познан бых» (1Кор.   13,   12). И хотя Господь сказал Моисею: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.   33,   20); но сие должно разуметь о состоянии прежде искупления, и по отношению к сему тленному и еще непрославленному телу, и к настоящей жизни, по искуплении же, в теле прославленном, в будущей и вечной жизни, после дня последнего суда, дан будет нам от Бога свет, которым мы будем видеть свет Божий, как сказал Псалмопевец: «Яко у Тебе источник живота, во свете Твоем, узрим свет» (Пс.   35,   10). Сей созерцаемый свет успокоит всякое желание всякой мудрости и красоты. Ибо в созерцании Высочайшего Блага заключаются все прочие блага, и наслаждение оным есть полнота всякой радости, по словам того же Псалмопевца: «насыщуся, внегда явитимися славе Твоей» (Пс.   16,   15).

* * *

1

В оригинале 1836 года пропуск. Ред.

2

Но не потому и пр. – Взято с поправления или изъяснения. Настоящий же текст в сем месте непонятен. Слово до слова он читается так: но не потому, чтобы Сын или Дух имел сущность, как имеет Отец, непосредственно и торжественно в Сыне и Духе

Часть вторая. О надежде

Вопрос 1. Что есть надежда?

Ответ. Надежда есть истинное дерзновение к Богу, дарованное сердцу человека чрез вдохновение и просвещение от Бога; дабы он никогда не отчаивался в содействии ему благодати Божией, как по отношению к прощению грехов, так и исполнению каждого прошения, когда просит какого-либо блага, или временного, или вечного. О ней Апостол говорит так: «не отлагайте ибо дерзновения вашего, еже имат мздовоздаяние велико» (Евр.   10 35). И в другом месте: «упованием бо спасохомся. Упование же видимое несть упование: еже бо видит кто, что и уповает. Аще ли егоже не видим, надеемся, терпением ждем» (Рим.   8,   24–25).

Вопрос 2. Что соделывает надежду несомненною и твердою в человеке?

Ответ. Вся надежда наша есть Господь наш Иисус Христос, как говорит Апостол: «по повелению Бога Спаса нашего и Господа Иисуса Христа упования нашего» (1Тим.   1,   1). Ибо чрез Него мы все получаем, как учит Сам Христос: «и еже аще что просите (от Отца) во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне» (Ин.   14,   13). В том и познается Божественная благость, что чрез Христа дана нам и благодать и истина, по словам Священного Писания: «яко закон Моисеем дан быст: благодать (же) и истина Иисус Христом быст» (Ин.   1,   17). На сей-то благодати основывается вся надежда наша. Так же и на соблюдении заповедей Божиих мы утверждаем великую надежду; поелику Христос сказал: «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам» (Ин.   14,   21). Еще надежда наша утверждается чрез причащение страшным и пречистым Тайнам, т. е. Телу и Крови Христовой, что вселяет в нас Господа нашего. Ибо Сам Он говорит: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин.   6,   56). Наконец, чрез непрестанную молитву, как учит Апостол: «Злостраждет ли кто в вас; да молитву деет» (Иак.   5,   13). И другой Апостол говорит: «Вы же, возлюбленнии, святою вашею верою назидающе себе, Духом Святым молящеся, сами себе в любви Божией соблюдайте, ждуще милости Господа нашего Иисуса Христа в жизнь вечную» (Иуд.   1,   20–21).

Вопрос 3. Что нужно рассмотреть для уразумения сей второй части Православного Исповедания?

Ответ. В сей второй части Православного Исповедания прилично рассмотреть молитву Господню и девять блаженств. Поелику, если желаем что получить от Бога, о том должны просить Его сначала с верою, потом с надеждою, что Он непременно даст нам просимое, как говорит Апосстол: «верен призвавый вас, иже и сотворит» (1Фес.   5,   24). Равным образом и блаженства мы усвояем себе надеждою, т. е. когда исполняем добродетели в той надежде, что получим обетования блаженств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...