Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Обобщенная оценка чрезвычайных ситуаций





Прогнозирование ЧС обычно имеет цель установить возможный факт ее появления и возможные последствия. Но масштабы и тяжесть последствий таких ситуаций можно определить только после их оценки.

Оценку ЧС можно проводить как до появления ее источников, так и после их появления. Во втором случае оценка будет более точная, в то время как в первом случае оценка носит вероятностный характер. Если оценка последствий ЧС проводится до их появления, то результаты используются для принятия мер по предупреждению ЧС. Если оценка последствий ЧС проводится после появления ее источников, то результаты оценки используются для определения мероприятий, сил и средств, которые необходимы для ликвидации последствий. Таким образом, различают:

- обобщенную оценку данного вида ЧС за определенный период на определенной территории;

- комплексную обобщенную оценку нескольких видов ЧС за определенный период на определенной территории;

- оценку каждой ЧС непосредственно после ее возникновения.

Обобщенная оценка годится для всех ЧС, так как обычно определяются обобщенные показатели. Но конкретную оценку проводят по частным методикам, с помощью которых определяют специфические параметры и последствия.

Во всех случаях для проведения оценки должны быть известны:

- необходимые исходные данные;

- критерии оценки;

- величины и параметры, которые надо определить.

При обобщенной оценке ЧС обычно устанавливают:

- величину социального риска;

- величину экономического риска;

- величину экологического риска;

- социальный ущерб, в частности касающийся жизни и здоровья человека, выраженный как в деньгах, так и в других показателях;

- экономический ущерб, наносимый различным отраслям народного хозяйства;

- экологический ущерб, причиняемый экологическим системам с определением способности и времени на самовосстановление при переходе в равновесное состояние;

- оценку последствий разрушения отдельных экологических систем для других экологических систем, для человека, экономики, существования и развития человеческой цивилизации.



Оценка риска производится путем сравнения полученных показателей с принятыми критериями. В качестве критериев риска принимают величину: допустимого риска, приемлемого риска, недопустимого риска.

Оценка других показателей производится путем сравне­ния полученных показателей с общими показателями социального и экономического развития города, района, области, государства, а также с другими показателями, характеризующими экологические системы,

В различных странах приняты различные концепции безопасности. В основном их две: концепция абсолютной безопасности (в том числе в Республике Беларусь) и концепция приемлемой безопасности (в подавляющем большинстве стран мира).

Единства взглядов по этому вопросу нет, но большинст­во стран считают, что достичь абсолютной безопасности для человека, экономики и природной среды невозможно и не­целесообразно по экономическим соображениям.

Действительно, в любых техногенных системах, обладающих какой-то энергией, аварии все равно возможны. Их вероятность снижается за счет инженерных и других мер, но за это приходится иногда платить больше, чем за защиту населения при возникновении ЧС. Поэтому существует приемлемая величина вероятности появления чрезвычайного события (рис. 5).

 

 

 

Рис. 5. Зависимость риска от расходов на защиту

На рисунке показана зависимость величины вероятнос­ти от затрат на технические системы безопасности: 1 – тех­нический риск; 2 – социально-экономический риск; 3 – суммарный риск; Д – затраты на технические системы безо­пасности; Р – вероятность гибели человека за год; Т – сред­няя продолжительность жизни (число лет).

Из графиков следует, что минимального, приемлемого риска можно достичь только при определенных денежных затратах.

 

3. Мероприятия по предупреждению и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций

Предупредить ЧС целесообразно еще на этапе возник­новения опасности. В общем случае можно выделить источ­ники опасности и систему, подвергающуюся опасности. Ис­точниками опасности можно считать опасные природные и антропогенные процессы, в том числе ошибки и недоработ­ки нашей собственной деятельности. Системами, подверга­ющимися опасности, можно считать человека и объекты на­родного хозяйства.

Для обеспечения безопасности, очевидно, необходима также система, которая могла бы воздействовать как на ис­точники опасностей, так и на системы, подвергающиеся опасностям.

Основными путями обеспечения безопасности являются: организация и проведение защитных мероприятий; прогно­зирование и профилактика ЧС. На основании знаний опас­ностей, возможных последствий ЧС основные усилия сис­темы безопасности должны быть направлены на выявление негативных явлений, их причин, на их устранение, профи­лактику или локализацию.

Достичь безопасности можно только комплексом раз­личных видов обеспечения, присущих человеческой дея­тельности: методологическим, организацион­ным, управленческим, знаниевым, информационным, юридическим, кадровым, техническим, инфраструк­турным.

Методологическое обеспечение необходимо в основном для новых систем человеческой деятельности, где еще не со­зданы все виды обеспечения.

Организационное обеспечение подразумевает наличие ор­ганизации с участием государственных органов (например, органов надзора).

Управленческое обеспечение. Суть управления состоит в выработке целей деятельности и путей их достижения. Уп­равленцы должны будут непрерывно пересматривать, до­полнять и модернизировать меры по обеспечению безопасности на основе постоянно пополняемых знаний и инфор­мации о состоянии дел.

Знаниевое обеспечение – это новые научные данные об объектах и процессах, которые позволяют, в частности уп­равленцам, принимать более оптимальные решения, на­правленные на обеспечение безопасности.

Информационное обеспечение – это получение более полных данных о процессах, объектах или явлениях, кото­рые используются для достижения безопасности.

Юридическое обеспечение предполагает наличие правовой базы для обеспечения безопасности.

Кадровое обеспечение. Проблемами безопасности явля­ются люди (кадры). Именно от их профессионализма и под­бора зависит успех решения проблем.

Техническое обеспечение включает широкий круг задач. Например, имеются компьютерные программы, способные вычислять вероятность аварии на предприятиях, определять величину и характер опасных выбросов, учитывать метеоус­ловия, рельеф местности, расположение дорог, населенных пунктов, строить карты распределения риска.

Инфраструктурное обеспечение позволяет решать задачи в масштабе городов, регионов и государства в целом.

Перечисленные выше виды обеспечения являются необ­ходимым, но недостаточным условием решения задач обес­печения безопасности, так как есть особенности предупреж­дения ЧС различного характера.

Предупреждение ЧС техногенного характера в основном сводится к выполнению требований к опасным производст­вам и технологиям на потенциально опасных объектах, в част­ности к повышению надежности работы оборудования, со­вершенствованию противоаварийной защиты, соблюдению правил техники безопасности и т.д.

К потенциально опасным относятся: химически опас­ные, радиационно опасные, пожаро-взрывоопасные и гид­родинамически опасные объекты.

Химически опасные объекты – это станции водоочистки, холодильные установки, предприятия химической промыш­ленности, железнодорожные цистерны с ХОВ. Для предупреждения аварий и катастроф на этих объек­тах и уменьшения их масштабов проводят следующие преду­предительные мероприятия:

снижение запасов ХОВ;

совершенствование противоаварийной защиты;

повышение надежности оборудования;

размещение объекта на безопасном удалении от жилой застройки и других объектов;

соблюдение правил безопасности при перевозках ХОВ;

контроль за эксплуатационными параметрами, от ко­торых зависит вероятность ЧС;

своевременная замена устаревшего оборудования;

обеспечение высокой профессиональной подготовки производственного персонала;

вневедомственный контроль за состоянием безопасно­сти производства, хранением и транспортировкой опасных веществ.

К радиационно опасным объектам относят АЭС, НИИ с ядерными реакторами и стендами. В данном случае масштабы загрязнения могут быть от локальных до глобальных со вре­менем действия до сотен лет. Основные предупредительные меры: совершенствова­ние противоаварийной защиты и повышение надежности оборудования при высоком профессионализме обслуживаю­щего персонала.

Пожаро- и взрывоопасные объекты – это нефтеперераба­тывающие, химические объекты, хранилища ГСМ, производст­ва угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, лесо­пильные, деревообрабатывающие, термические цеха, котельные и др. Предупредительные мероприятия: совершенствование противопожарной защиты, безопасности производства, ог­нестойкости сооружений и т. д.

К гидродинамически опасным объектам относят плотины, напорные бассейны ГЭС и ТЭС, водоприемники. Основные предупредитель­ные мероприятия: постоянное наблюдение за состоянием объекта; регулирование стока воды; заблаговременное прогнозирование аварийных ситуа­ций.             

Таким образом, предотвращение ЧС техногенного харак­тера сводится к повышению устойчивости работы объекта.

Для предупреждения ЧС биологического характера посто­янно проводится наблюдение за бактериальной обстанов­кой, изучаются заболевания людей, животных и растений, выявляются причины болезней, проводятся вакцинация, синтез новых лекарств и препаратов.

Для предупреждения ЧС социального характера силами государства и мирового сообщества принимаются меры в области экономики, политики, науки, культуры, образова­ния и т.д. Государство и общество в целом не должны допу­стить войн, различных конфликтов, голода, террора и т. д.

Особая проблема – предупреждение и ослабление послед­ствий стихийных бедствий. В настоящее время система мониторинга способна вы­являть и прогнозировать многие природные явления: метеорологические, агрометеорологические, гидроло­гические, космические и др. Некоторые из них вызывают стихийные бедствия, последствия которых можно предупре­дить или ослабить, что зависит от своевременного раннего оповещения населения и властей о степени опасности и от экономических, социальных и политических возможностей государства. Практика подтверждает, что затраты на меры по предупреждению часто ниже, чем затраты на ликвида­цию стихийного бедствия, а при человеческих жертвах поте­ри в деньгах просто неуместны.

В Республике Беларусь наиболее опасными стихийными бедствиями являются бури и ураганы, наводнения, лесные и торфя­ные пожары, засухи.

Для ослабления ураганов, смерчей, шквалов и бурь в кучево-дождевые облака вводят йодистое серебро или другое химическое вещество путем сбрасывания "бомб" с йодистым серебром весом до 300 кг. Для недопущения града в облака вводится твердая углекислота или другие химические вещества с самолетов или путем обстрела из орудий.

Для ослабления наводнений ликвидируют заторы и зажоры на реках с помощью взрывов, задерживают влагу на полях, строят (наращивают) дамбы и плотины, спрямляют русла рек, углубляют отдельные участки рек.

Во время засухи можно с помощью химических реагентов вызвать над полями искусственный дождь при наличии облаков или проводить искусственное орошение полей и т.п..

Для предупреждения лесных пожаров делают просеки, строят лесные дороги, оборудуют минерализованные полосы, заполняют их водой, устанавливают запрет на посещение леса в пожароопасный период.

Для ослабления заморозков в летнее время на отдельных участках создают дымовые завесы, поливают посадки водой.

 

4. Оповещение населения в ЧС мирного и военного времени

Оповещение населения о надвигающейся опасности производится на основании прогнозирования и оценки возможных последствий ЧС. Ответственность за организацию оповещения возложена на органы власти (управления, отделы ГСЧС), штабы ГО.

Оповещение организуется во всех зве­ньях управления с целью своевременного приведения в го­товность ГО, предупреждения органов управления и населе­ния. Для этого за­благовременно создается система оповещения. Она пред­ставляет собой организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств, предназначенных для пе­редачи сигналов и экстремальной информации населению и подразделениям ГО и ГСЧС.

Оповещение населения о ЧС в Республике Беларусь производится с помощью автоматизированной системы централизованного оповещения (рис. 6). Она позволяет включать сирены, производственные гудки, другие сигналь­ные устройства, передавать речевую информацию с использованием госу­дарственного радио и телевидения, а также циркулярно оповещать должно­стных лиц по служебным и квартирным телефонам. Для надежности инфор­мация дублируется по радио и проводным средствам связи. Кроме того, для передачи информации могут применяться уличные громкоговорители. На потенциально опасных объектах имеются и свои локальные системы оповещения. Опыт показыва­ет, что в дневное время население может быть оповещено за 5 минут, в ночное за 10-15 минут.

Важнейшим требованием к системе оповещения являет­ся обеспечение передачи и приема сигналов и распоряже­ний за минимально короткое время. Для предупреждения об опасности и для принятия мер защиты установлены сигналы опове­щения, являю­щиеся командой для осуществления определенных меро­приятий штабами ГО, войсковыми частями и невоенизирован­ными формированиями, населением.


 

 


Рис. 6. Схема оповещения в чрезвычайных ситуациях


В системе оповещения могут передаваться сигналы мирного и военного времени. Для мирного времени установлен один сигнал оповещения о ЧС с условным наименованием "Внимание всем!". Сигнал передается населе­нию путем включения на 3 минуты сирен, других сигнальных устройств. Для населения это означает, что произошла ЧС. Услышав сигнал, каждый граж­данин должен включить радиоточку, радиоприемник, телевизор на местную станцию и выслушать информацию (многократно повторяющуюся) о ЧС и рекомендации по защите. Если ЧС происходит на потенциально опасном объекте, то население, проживающее вблизи объекта, оповещается немед­ленно с помощью локальной системы оповещения, имеющейся на объекте. Оповещение может быть с помощью громкоговорителей, сирен, ревунов в жилых домах. С объявлением военного положения действие сигнала "Вни­мание всем!" прекращается, и вместо него вводятся сигналы: "Воздушная тревога!", "Отбой воздушной тревоги!", "Химическая тревога!", "Радиа­ционная опасность!".

По сигналу "Воздушная тревога!" включаются сирены, другие сигналь­ные устройства на 3 минуты. Одновременно по радио, телевидению голосом многократно повторяется "Граждане! Воздушная тревога!". По этому сигналу население укрывается в защитные сооружения. Сигнал "Отбой воздуш­ной тревоги!" передается только по радио, телевидению и служебным теле­фонам для должностных лиц. По этому сигналу люди покидают защитные со­оружения.

Сигнал "Химическая тревога!" передается включением сирены на 3 минуты (прерывистый звук), производственных гудков, других сигнальных устройств. По этому сигналу люди или укрываются в защитные сооружения или остаются дома, но герметизируют помещения (по радио могут быть объявлены дополнительные рекомендации по защите штабом ГО).

Сигнал "Радиационная опасность" передается по радио, телевиде­нию, по квартирным и служебным телефонам. В этом случае, как правило передаются и рекомендации штаба ГО по радиационной защите.

Порядок оповещения населения и доведения до него информации об экстремальной ситуации в мирное и в военное время аналогичен и зависит от конкретной сложившейся или ожидаемой обстановки, в первую очередь от степени ее опасности.


6. ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

1. Права и обязанности граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2. Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях.

3. Правила поведения населения в чрезвычайных ситуациях природного характера.

4. Правила поведения населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.