Назначение, задачи и структура ГСЧС
ГСЧС – это система органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС. Система объединяет в себе республиканский орган государственного управления по чрезвычайным ситуациям (МЧС), другие республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, организации, обеспечивающая планирование, организацию, исполнение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и подготовку к проведению мероприятий гражданской обороны. Построение ГСЧС осуществляется по административно-территориальному и отраслевому принципам. ГСЧС образуют Комиссия по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь, МЧС, территориальные и отраслевые подсистемы, входящие в них звенья. ГСЧС имеет четыре уровня: республиканский, территориальный, местный и объектовый (рис. 8).
Рис. 8. Структурная схема ГСЧС
Задачи ГСЧС определены Законом Республики Беларусь "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера: контроль состояния природной среды и опасных объектов; прогнозирование ЧС и их последствий; предупреждение ЧС; оповещение населения, органов власти и управления о ЧС; организация защиты населения и обеспечение экологической безопасности в ЧС; подготовка сил и средств ликвидации ЧС и их последствий; планирование, организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР); оценка ущерба от ЧС; обеспечение устойчивости работы объектов экономики и систем жизнеобеспечения;
обучение населения действиям по выживанию в ЧС. Территориальные подсистемы ГСЧС создаются исполнительными и распорядительными органами областей и г. Минска для организации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий, состоят из звеньев (район, город), соответствующих принятому в Республике Беларусь административно-территориальному делению. Задачи, функции, структура, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем ГСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми исполкомами областей и г. Минска по согласованию с МЧС. Отраслевые подсистемы ГСЧС создаются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, для организации и осуществления работы по защите подчиненных организаций от чрезвычайных ситуаций и участия в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Перечень государственных органов, создающих отраслевые подсистемы ГСЧС, разрабатывается МЧС и утверждается Советом Министров Республики Беларусь. Каждый уровень ГСЧС имеет координирующие органы, органы управления по чрезвычайным ситуациям, силы и средства, информационно-управляющую систему и резервы материальных ресурсов (рис. 9).
Рис. 9. Структура органов управления, сил и средств ГСЧС В ГСЧС основными министерствами, несущими ответственность за предупреждение и ликвидацию ЧС, является МЧС, Минздрав, МВД, Минсельхозпрод, Минлесхоз, Минприроды и др. В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС, в возможных или установленных границах ЧС устанавливается необходимый режим функционирования ГСЧС: режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, биологической, сейсмической и гидрологической обстановке; режим повышенной готовности – при ухудшении этих составляющих или получения прогноза о возможных ЧС; режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации ЧС. В режиме повседневной деятельности осуществляются следующие мероприятия: ведение мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможного вреда от чрезвычайных ситуаций, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях; совершенствование подготовки руководящего состава органов управления по чрезвычайным ситуациям, сил и средств ГСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создание, восполнение и освежение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление всех видов страхования. В режиме повышенной готовности: создание комиссиями по чрезвычайным ситуациям оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки в районе возможной чрезвычайной ситуации и выработка предложений по ее нормализации; уточнение планов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ведение мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
усиление дежурной и диспетчерской служб; проведение первоочередных мероприятий по организации жизнеобеспечения населения и защите окружающей среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов; приведение в состояние готовности, уточнение планов действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации сил и средств ликвидации. В чрезвычайном режиме: частичное или полное введение в действие планов защиты населения и территорий от чрезвычайных в полном объеме; выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации; организация ликвидации чрезвычайной ситуации; определение границ зоны чрезвычайной ситуации; организация работ по обеспечению устойчивого функционирования в чрезвычайной ситуации отраслей экономики и организаций, полному жизнеобеспечению пострадавшего населения; непрерывное ведение мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|