Главная | Обратная связь
МегаЛекции

История развития системы защиты населения в ЧС





Защита населения, экономики в ЧС мирного и военного времени воз­можны только при организующей роли государства. Для этого создаются специальные государственные структуры. Эти структуры обеспечивают за­щиту населения в тех случаях, когда самозащита не обеспечивает выжива­ние людей в ЧС. С другой стороны, каждый гражданин должен принимать активное участие в решении задач этими структурами.

История человечества – это история его выживания в ЧС. Опасные при­родные процессы и явления, эпидемии, катастрофы всегда были для челове­чества источником смертельной опасности. Выживать в таких ЧС помогал инстинкт самосохранения, опыт старших поколений, достижения науки. И все же миллионы людей гибли во время голода, эпидемий, землетрясений, на­воднений и т.д. За последние 20 лет на земном шаре пострадало только от стихийных бедствий более 1 млрд. человек. Много людей погибает в войнах. Особенно много погибло людей от войн за последние два столетия. Чтобы мирное население меньше страдало от войн, международное сообщество принимает меры защиты, прежде всего, правового характера. С 1868 года по 1907 год прошло несколько международных конференций, где были приняты конвенции о законах и обычаях ведения войны. Но воюющие стороны не все­гда придерживаются правил ведения войны. С появлением авиации в первую мировую войну предпринимались попытки защитить население от бомбар­дировок активными и пассивными способами. Для этого создавались не только воинские части противовоздушной обороны, но и применялись пассивные способы защиты (различные укрытия, эвакуация из районов военных дей­ствий и др.). Опасность для населения еще больше возросла в связи с приме­нением химического оружия. Во многих странах стали создаваться соответст­вующие структуры по защите населения. На территории бывшего СССР созда­ется местная противовоздушная оборона (МПВО), которая хотя и носила пас­сивный характер, но позволила спасти многие человеческие жизни и матери­альные ценности. С 1914 по 1961 год МПВО постоянно совершенствовалась. В 1927 году во всех приграничных районах были созданы пункты МПВО, нача­лось обучение населения способам защиты от воздушного и химического напа­дения, развернулось массовое строительство убежищ и укрытий, а также производство противогазов для населения. В 1932 году было создано свыше 3000 добровольных формирований МПВО, более 3,5 миллионов человек было обес­печено противогазами, для укрытия населения было подготовлено несколько тысяч бомбоубежищ и газоубежищ.



К началу Великой Отечественной войны была закончена структуриза­ция МПВО. Создано Главное Управление МПВО и передано Наркомату внут­ренних дел.

С началом войны население повсеместно включалось в группы самоза­щиты. За короткое время численность формирований МПВО превысила 6 мил­лионов человек. Они ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов фа­шистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб, 2,5 миллионов снарядов и мин, ликвидировали 90 тысяч пожаров.

Важным событием в деле защиты гражданского населения во время войны было принятие Устава Международного военного трибунала в 1945 году. В 1949 году в Женеве приняты четыре Конвенции по защите жертв войны, одна из которых специально посвящена защите гражданского насе­ления. Эта конвенция стала приложением к 4-й Гаагской конвенции 1907 года, которая действует и до настоящего времени. Нормами международно­го права, направленными на защиту гражданского населения являются по­ложения Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 года, который был принят в 1977 году. Женевские конвенции 1949 года были рати­фицированы Верховным Советом СССР в 1954 году.

Появление ядерного оружия, дальнейшее совершенствование химичес­кого и биологического оружия заставило страны мира совершенствовать сис­темы защиты населения на случай военных действий. В бывшем СССР с 1956 года МПВО впервые была названа системой общегосударственных меропри­ятий для защиты населения от оружия массового поражения. В 1961 году МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО). Главная задача ГО – сохра­нить людские ресурсы и экономический потенциал в мирное и военное время, необходимые для обороноспособности страны. По решению IX сессии Гене­ральной Ассамблеи ООН и Международной организации гражданской оборо­ны 1 марта отмечается как Всемирный день ГО. Он проводится под девизом «Гражданская защита и безопасность вашего дома». В настоящее время РБ юридически в ней не участвует.

В годы «холодной войны» ГО основное внимание сосредоточила на за­щите населения и экономики на случай применения оружия массового пораже­ния (ОМП), одновременно активно участвовала в ликвидации последствий стихийных бедствий.

За последние несколько десятилетий из-за антропогенных воздей­ствий на биосферу возросло количество природных и экологических ЧС. Научно-техническая революция привела к росту количества техногенных ЧС, не уменьшается количество биолого-социальных ЧС. Все ЧС наносят огромный социальный, экономический и экологический ущерб, а значит – ущерб обороноспособности страны и безопасности государства. Объек­тивно ГО стала решать не только оборонную, но социальную, гуманитар­ную и экономическую задачи. Однако она не располагала достаточными силами и средствами для решения возникающих задач. Авария на ЧАЭС ускорила процесс реформирования системы ГО и системы защиты насе­ления в ЧС и мирного времени Созданное Министерство по чрезвычай­ным ситуациям (МЧС) внесло определенный вклад в систему защиты на­селения от ЧС. Однако этого оказалось недостаточно. Поэтому Поста­новлением Совета Министров Республики Беларусь в 1993 году была со­здана Республиканская система по предупреждению и действиям в чрез­вычайных ситуациях (РСЧС). Она позволила привлекать дополнитель­ные силы и средства для решения задач защиты населения, экономики и природной среды в ЧС. Но система нуждалась в дальнейшем совершен­ствовании. Поэтому Постановлением Совета Министров Республики Бе­ларусь № 495 от 10 апреля 2001 года образована Государственная систе­ма по предупреждению и ликвидации ЧС (ГСЧС). В результате реоргани­зации ГСЧС в состав МЧС вошли структуры ГО МВД, уточнены задачи других министерств и ведомств. Это позволяет более успешно решать задачи защиты населения и территорий.

Решению задач ГСЧС способствует международное сотрудничество. В настоящее время действует несколько международных организаций, за­нимающихся проблемами ЧС. Международная организация ГО (МОГО) со­здана в 1931 году на учредительной конференции в Париже. Штаб-квартира находится в Женеве. МОГО взаимодействует с Отделом координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (ЮНДРО). В 1957 году создано специализированное учреждение ООН – Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В него входят 120 государств. В программе защиты окружающей среды работает ЮНЕП – учреждение ООН. Проблема­ми защиты населения в ЧС занимаются также и другие организации: АФЕМ, ЕЦПП, ВОЗ и др. В 1993 году между странами СНГ заключено специальное «Соглашение в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС при­родного и техногенного характера».

В настоящее время ГСЧС и МЧС сосредоточили свои усилия на пре­дупреждении и ликвидации ЧС мирного времени.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.