Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оглавление




         
 
Донецкий республиканский учебно-методический центр психологической службы системы образования

 

 


                                                       


Методические рекомендации для специалистов психологических служб по психологическому сопровождению лиц, пострадавших в результате боевых действий и чрезвычайных ситуаций, Донецк: ДРУМЦ ПС СО, -2017. -74 с.

 

Составители:

Скулкина Е. Н., методист Донецкого республиканского учебно-методического центра психологической службы системы образования

Гомозова И. С., методист Донецкого республиканского учебно-методического центра психологической службы системы образования

Лобанова Т. А., заместитель директора Донецкого республиканского учебно-методического центра психологической службы системы образования

 

В рекомендациях описаны возможные состояния пострадавших в результате боевых действий и чрезвычайных ситуаций, их признаки, фазы, продолжительность, приемы экстренной психологической помощи. Изложены основные виды работы, методы выявления стрессовых и травматических состояний, диагностические методики. Собраны упражнения и техники, притчи и сказки при работе с травмой для психокоррекционной работы по данному направлению.

 
 

 


Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………………………...

Психология экстремальных ситуаций в таблицах…………………. …………. …………….

 

Психология горя и горевания……………………………….. ………………………………...

 

Основные виды работы в направлении оказания психологической помощи и поддержки участников образовательного процесса, пострадавшим в результате боевых действий и чрезвычайных ситуаций ……………………………………………………………………….

 

Диагностический инструментарий:

 
  Полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей……………………………………………………………………………………    
  Родительская анкета для оценки травматических переживаний детей ……….. …  
  Гиссенский опросник соматических жалоб (GBB)………………………………. …  
  Торонтская алекситимическая шкала………………………………………………..  
  Шкала самооценки тревоги Шихана ………………………………………………...  
  Миссисипский опросник для боевого ПТСР……………………………………. …..  
  Шкала Бека для оценки депрессии………………………………………. …………..  
  Методика определения уровня депрессии В. А. Жмурова………………………….  
  Тест-опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева……………………….. …….  
  Методика диагностики самочувствия, активности и настроения (САН)………. …  
  Методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана…………………………...  
  Шкала оценки влияния травматического события …………………………………  

 Упражнения для психокоррекционной работы:

 
  Упражнения для психокоррекционной работы с повторяющимися кошмарными сновидениями о событии……………………………………………………………...    
  Рекомендации и упражнения для психокоррекционной работы с повторяющимися воспоминаниями о событии……………………………………...    
  Упражнения для психокоррекционной работы с раздражительностью и вспышками гнева………………………………………………………………. ……..    
  Упражнения для психокоррекционной работы при утрате чувства безопасности…………………………………………………………………………...    
  Упражнения для психокоррекционной работы по формированию образа будущего……………………………………………………………………………….    

  Методика «Уничтожение страха»………………. …. ……………………….........................

 

  Притчи и сказки при работе с травмой……. …………………………... …………………….

 

 Рекомендуемая литература……………………………………………………………………

 

 

Введение

 

В связи с актуальностью вопроса оказания психологической помощи обучающимся, пережившим и переживающим кризисные ситуации в сложившихся военных условиях, существует необходимость как в использовании методов оказания экстренной психологической помощи, так и применения психокоррекционных и психотерапевтических методик для последующего снижения интенсивности переживаний ребенка.

Психические состояния любого человека (в том числе подростка), находящегося в состоянии экстремальной ситуации, могут быть следующими: апатия, ступор, двигательное возбуждение, агрессия, страх, нервная дрожь, плач, истерика. Чем быстрее и квалифицированее будет оказана первая психологическая помощь, тем более благоприятным является прогноз психического состояния ребенка в будущем. Краткие диагностические критерии и принципы оказания экстренной психологической помощи скомпилированы в сводную таблицу «Психология экстремальных ситуаций в таблицах».

В случае переживаний ребенка, связанных с гибелью близких людей, психологам необходимо учитывать не только само состояние горевания учащегося, но и ориентироваться в этапах переживания горя, которые проходит человек. На каждом из этих этапов существует множество нюансов (эмоционального состояния, восприятия мира, образа будущего, способов переживания и совладания с утратой), в зависимости от чего варьируются способы оказания психологической помощи и поддержки. Данная информация в виде сводной таблицы приводится в разделе «Психология горя и горевания».

В результате пребывания большинства детей в стрессовой ситуации, многие из них ощущают на себе действие травматического стресса. У некоторых детей возможно заострение данного состояния до степени развития посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), что требует своевременного выявления и перенаправления в медицинскую службу. Методические рекомендации содержат виды работы в направлении оказания психологической помощи и поддержки пострадавших в результате боевых действий и чрезвычайных ситуаций.

Диагностические методики по оценке травматического стресса, диагностике состояния ребенка и исследованию имеющихся у него ресурсов совладания, а также оценке состояния подростков, имеющих боевой опыт содержит диагностический инструментарий данных методических рекомендаций.

Для психологической реабилитации и поддержки обучающихся приведены ориентировочные упражнения, техники, методики и притчи для коррекции повторяющихся кошмарных сновидений и повторяющихся воспоминаний о событии. Для работы с раздражительностью и вспышками гнева, потеря виденья своего будущего, ощущение «отсутствия завтрашнего дня», пессимизм в отношении жизненных перспектив.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...