Основные виды работы. в направлении оказания психологической помощи лицам, пострадавшим в результате боевых действий и чрезвычайных ситуаций
Основные виды работы в направлении оказания психологической помощи лицам, пострадавшим в результате боевых действий и чрезвычайных ситуаций
Основные направления деятельности педагогов-психологов (практических психологов) – это выявление стрессовых состояний и оказание первичной психологической помощи с целью предотвращения качественных негативных изменений в личности. Методы выявления стрессовых и травматических состояний 1. Метод наблюдения: - невербальное наблюдение во время общения за телесными сигналами бессознательных процессов (скрытые эмоции, вытесненные, но актуальные переживания); - наблюдение за движениями глаз, позволяющее выявить специфику опыта травмы (что видел, слышал, чувствовал ребенок); - анализ высказываний ребенка помогает зафиксировать личное отношение ребенка к травме и ее значение. 2. Диагностика лиц, пострадавших в результате боевых действий и чрезвычайных ситуаций: - Полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей - Родительская анкета для оценки травматических переживаний детей - Гиссенский опросник соматических жалоб (GBB) - Торонтская алекситимическая шкала - Шкала самооценки тревоги Шихана - Миссисипский опросник для боевого ПТСР - Шкала Бека для оценки депрессии - Методика определения уровня депрессии В. А. Жмурова - Тест-опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева - Методика диагностики самочувствия, активности и настроения (САН) - Методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана - Шкала оценки влияния травматического события
Для элиминации травматического стресса используются методы, успешно зарекомендовавшие себя в практике:
ü эмпатийное слушание – если ребенку необходимо проговорить, эмоционально отреагировать накопившиеся переживания по поводу травмы – использование этого приема помогает ребенку почувствовать себя услышанным, легализовать травмирующее переживание, и в ответ получить эмоциональную поддержку и принятие со стороны психолога; ü фиксация травмирующих переживаний в форме рисунка, метафоры, составленной ребенком про себя истории – позволяют направить в определенное русло эмоциональную энергию, снизить ее разрушительный потенциал; ü метафорирование – посредством специально подобранных историй ребенок погружается в мир образов и символов и находит то символическое значение, которое интегрирует внутренние ресурсы, позитивно определяет его “я” как во внутреннем, так и в окружающем мире. Метафорирование прекрасно работает с детьми, которые отвергают себя и реальность на основании факта травмы, имеют негативную модель мира. Диагностические методики для работы в направлении психологического сопровождения лиц, пострадавших в результате боевых действий и чрезвычайных ситуаций Полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей Обоснование выбора метода Использование метода полуструктурированного интервью имеет ряд преимуществ и, по сравнению с анкетами, заполняемыми письменно, увеличивает точность измерения, поскольку именно непосредственное общение между психологом и испытуемым во время интервью дает предпосылки для возникновения взаимного доверия, безопасности и эмоционального принятия. Вообще, дети имеют тенденцию отвечать более точно, когда психолог задает соответствующие вопросы исследования и когда они могут задавать ему вопросы, если возникает неясность в понимании какого-либо пункта.
Интервьюирование детей является более эффективным по сравнению с анализом данных, полученных от родителей (опекунов), преподавателей, воспитателей и других взрослых, поскольку эти данные зачастую касаются только видимых проявлений травматической реакции. Более того, взрослые сами могут быть соучастниками травматической ситуации и поэтому зачастую скрывают или преуменьшают травматическую симптоматологию. Кроме того, следует отметить, что, по мнению некоторых исследователей, индивидуальные интервью с детьми, пережившими травматические случаи, могут иметь терапевтическое влияние. Описание метода Для исследования выраженности симптомов ПТСР у детей 10-13 лет был разработан метод полуструктурированного интервью. Интервью включает скрининговую часть и набор из 42 вопросов. Вопросы интервью построены на основании симптомов критериев А, В, С, D и F шкалы для клинической диагностики ПТСР DSM III-R. Для ответов детей используются трехпунктные шкалы («да – не знаю – нет» либо «никогда – один раз за последний месяц – более одного раза за последний месяц»). Процедура проведения интервью В ходе проведения интервью можно выделить пять этапов. 1. Установление психологического контакта с испытуемым. 2. Вводная часть. На этом этапе с ребенком проводится беседа о травматических событиях, которые случаются с детьми. Целью данного этапа является настрой ребенка на тему дальнейшего разговора и снятие тревожности по поводу того, что несчастья случаются не только с ними. Также на этом этапе проводится предварительное получение информации о травматическом опыте ребенка. Примерное содержание беседы: «Давай поговорим с тобой о неприятных событиях, которые случаются с людьми. Ведь в жизни каждого взрослого человека и ребенка иногда случаются неприятности, большие или не очень большие, правда? И с тобой, наверное, случалось что-то подобное, да? Ты можешь вспомнить самое неприятное событие, которое с тобой случалось? ». Если ребенок не рассказывает о таком событии, можно переходить к следующему этапу. Если же ребенок рассказывает о своем самом неприятном событии, то после выяснения некоторых подробностей случая («Ты помнишь, когда это произошло? », «С тобой был кто-нибудь в это время? », «Расскажи, пожалуйста, об этом подробнее», и т. д. ) данные заносятся в протокол. В том случае, если событие, названное ребенком, соответствует критерию шкалы для клинической диагностики ПТСР DSM-IV (ребенок испытал, был свидетелем или столкнулся со случаем или событиями, которые включали фактическую или воспринимаемую угрозу жизни или серьезного повреждения или угрозу физической неприкосновенности по отношению к себе или другому), можно переходить сразу к опросу, минуя скрининг.
3. Скрининг. Цель данного этапа – получение более полных сведений травматическом опыте ребенка. Если ребенок не смог вспомнить ни одного травматического события, либо случай, рассказанный ребенком, не соответствует критерию А - шкалы для клинической диагностики ПТСР DSM-IV, ребенку предлагается список травматических событий, которые могли бы привести к развитию симптомов ПТСР: «Давай я расскажу тебе, какие большие неприятности могут случиться с ребенком. Может быть, ты вспомнишь, что с тобой случалось что-то такое. Большие неприятности – это когда, например, ребенок тяжело заболел, или долго лежал в больнице, или кто-то, кого ребенок любит, умер или уехал далеко и больше с ним не живет. Или когда кто-то обижает, бьет ребенка, издевается над ним или делает вещи, которые ему неприятны, или заставляет его делать такие вещи. Или когда ребенок попадает под машину или в аварию. Или когда случается пожар, землетрясение или ураган. Или когда ребенок оказывается в том месте, где идет война. С тобой случалось что-нибудь похожее? Сколько тебе было тогда лет? Если можешь, расскажи об этом подробнее». Информация заносится в протокол. 4. Опрос. Это – основная часть интервью. Она направлена на измерение посттравматической симптоматики. Из 42 вопросов первые 4 относятся к критерию А (интенсивные негативные эмоции в момент травмы: страх, беспомощность или ужас). Если в жизни ребенка не было травматических переживаний, эти вопросы не задаются. Если ребенок рассказал о событии, которое могло бы привести к развитию симптомов ПТСР, то остальные вопросы (по критериям В, С, D, F) задаются относительно этого события. В противном случае вопросы фокусируются на чувствах и переживаниях ребенка за последний месяц безотносительно к какому-то событию. 5. Стадия завершения. Цель этой стадии – устранение негативных эмоций, вызванных воспоминаниями о травматическом эпизоде.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|