Психология горя является трудной темой для многих специалистов-психологов. Люди, обратившиеся за помощью в период острой стадии переживания утраты, требуют от психолога спасения. Это может стать своего рода западней для профессионала, который в такой ситуации просто обречен испытывать чувство вины. Обычно на острой стадии горя человек жаждет, прежде всего, облегчения страданий, так как боль утраты и другие переживания могут быть невыносимыми. Парадокс состоит в том, что в этот период психолог должен помогать в переживании боли, необходимом для заживления травмы, а не избегать или отрицать ее, что делает кризисную помощь очень сложной проблемой, в том числе и для консультанта, поскольку он может оказаться мишенью для выражения агрессии со стороны пациента.
Основной принцип оказания помощи в психологии такой же, как в медицине: «Не навреди». Лучше отказаться от необоснованных, необдуманных действий, чем навредить человеку. Поэтому, если вы не уверены в правильности того, что собираетесь делать – лучше воздержитесь. Если вы теряетесь, не знаете, как помочь человеку, то наиболее универсальным средством первой психологической помощи – это проявление участия, сострадания и сопереживания. Но лучше всего оказывать психологическую поддержку точечно, направляя её в соответствии с тем состоянием и той фазой переживания, которое испытывает человек. Ниже приведено описание фаз горя, их признаки и психологическая помощь соответственно. Но, если вы чувствуете, что не готовы оказать человеку помощь, вам страшно, неприятно разговаривать с человеком на тему горя, для вас самих чрезмерно болезненно обсуждать тему утраты, не делайте этого. Знайте, это нормальная реакция и вы имеете на нее право. Человек всегда чувствует неискренность по позе, жестам, интонациям, и попытка помочь через силу все равно будет неэффективной. Найдите того, кто может это сделать.
Фаза горя
Длитель-
ность
Признаки
Помощь психолога и рекомендации для близких (что делать и что не делать)
Примечание
«Шок» или «Оцепене-ние»
от нескольких секунд до нескольких недель, в среднем к 7-9-му дню постепенно сменяется другой картиной
Скорбящий скован, напряжен. Его дыхание затруднено, неритмично, частое желание глубоко вдохнуть приводит к прерывистому, судорожному (как по ступенькам) неполному вдоху. Обычно утрачивается аппетит, нередко возникает мышечная слабость, малоподвижность иногда сменяются минутами суетливой активности.
В сознании человека появляется ощущение нереальности происходящего, душевное онемение, бесчувственность, оглушенность. Оцепенение – наиболее заметная особенность этого состояния.
Притупляется восприятие внешней реальности, и тогда в последующем нередко возникают пробелы в воспоминаниях об этом периоде.
Движения несколько механические (как у робота), лицо амимично, неподвижно. Речь невыразительная, малоинтонированная. Немножко запаздывает реакция: отвечает не сразу, а чуть-чуть помедлив. Движение и разговор немного замедленны. Сильных чувств не проявляет вовсе, временами может даже улыбаться.
1. Необходимо сопровождать человека повсюду, не выпуская его из поля внимания, не оставлять одного. При этом не обязательно с ним говорить, можно это делать молча. Важно лишь не оставить человека наедине с собой, если вдруг начнется острое реактивное состояние.
2. Если это ребенок, который учится в школе, лучше его не пускать в школу, даже если он будет утверждать, что вполне справится.
3. Постарайтесь как можно больше и чаще касаться человека, тяжело переживающего горе. Выражать свою заботу и внимание важно и через прикосновения (именно таким образом люди выражают свое участие, когда слова им неподвластны). Иногда бывает достаточно одних тактильных контактов, чтобы вывести человека из тяжелейшего шока. Особенно, если это такие символические действия, как поглаживание по голове. В этот момент большинство людей начинают чувствовать себя маленькими, беззащитными, им хочется заплакать, как плакали в детстве. Если удалось вызвать слезы, значит, человек быстрее переходит в следующую фазу.
4. Нужно вызвать у человека любые сильные чувства, которые выведут его из шока (это касается оцепенения, ступора, но никак не агрессивного поведения или двигательного возбуждения). В таком случае иногда даже помогающему стоит " вызвать огонь на себя", разозлив горюющего.
Разговаривать с таким человеком и утешать его совершенно бесполезно. Он все равно вас " не слышит", а на ваши попытки его утешить лишь удивленно скажет: " Я себя чувствую хорошо".
- - - - - - - - - - - - -
Тактильный контакт в процессе онтогенеза возникает чрезвычайно рано, и, по сути дела, это самый первый контакт младенца с внешним миром. Поэтому, как бы ни были нарушены взаимодействия горюющего с внешним миром, тактильная связь чаще всего сохраняется. Страдающий человек всегда вправе не принять руку, так же как и другое участие, но предлагать помощь необходимо
«Поиск» - это подфаза первой реакции «шока»
постепенно сменяет предшествующую фазу шока, в среднем пик фазы поиска приходится на 5-12-й день после известия о смерти
К предыдущим симптомам добавляется ощущение «двойной жизни», «жизни в двух плоскостях».
В это время человеку бывает трудно удержать свое внимание во внешнем мире, реальность как бы покрыта прозрачной вуалью, сквозь которую сплошь и рядом пробиваются ощущения присутствия умершего. Например, при звонке в дверь мелькает мысль, что это «он», либо мерещится его голос, его походка у прохожих и т. д. Такие видения, вплетающиеся в контекст внешних впечатлений, вполне обычны и естественны, но пугают, принимаясь за признаки надвигающегося безумия.
Ранние сессии психологической помощи обычно фокусируются на переживаниях острой боли от потери, утраты контроля над своей жизнью, отсутствии ее смысла.
Даже простые объяснения психологии горя могут помочь горюющему уменьшить страх и напряжение.
Консультант обеспечивает необходимую эмоциональную поддержку, способствует выражению чувств, прежде всего — высвобождению боли.
В качестве основного метода используется безоценочное слушание. Поддерживается стремление горюющего каждый раз заново говорить о предмете боли, таким же образом инструктируется и его окружение.
Здесь сильна вера в чудо, не исчезает надежда каким-то образом вернуть умершего, и скорбящий «встречает» его или ведет себя так, как будто бы тот вот-вот появится.
Это как бы " двойное бытие". Колебание между надеждой на чудо и реальной жизнью составляет специфику фазы " поиска".
«Острое горе», или «Период отчаяния» или «Период страдания и дезорганизации»
до 6-7 недель с момента трагического события. В среднем 40 дней.
Это период наибольших страданий, острой душевной боли. Работа по переживанию горя становится ведущей деятельностью. Это самый тяжелый период.
Появляется множество тяжелых, иногда странных и пугающих чувств и мыслей: ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность.
Амимичность сменяется выразительность черт лица (чаще всего в виде «маски страдания»). Походка меняется, человек горбится (" горе пригнуло к земле" ), волосы становятся тусклыми. Появляется масса проблем со здоровьем. Все время что-то болит. На этой фазе появляется эмоциональная лабильность — очень легко вызываются чувства, в любой момент человек готов заплакать.
Затрудненное укороченное дыхание, астения, мышечная слабость; утрата энергии, ощущение тяжести любого действия; чувство пустоты в желудке, стеснение в груди, ком в горле, повышенная чувствительность к запахам; снижение или необычное усиление аппетита, сексуальные дисфункции, нарушения сна.
Основным переживанием выступает чувство вины. Возникают так называемые патогенные цепочки, когда человек, вспоминая событие, усматривает разнообразные намеки, которые были ему даны (по типу «раз я знал, я мог предотвратить событие»).
В эмоциональной сфере ребенка присутствует подавленность, чувство страха. Актуализируется, в частности, страх смерти. Ребенку начинает казаться, что все в жизни хрупко и в любой момент может закончиться, он начинает бояться за жизнь близких.
Типичны необыкновенная поглощенность образом умершего и его идеализация – подчеркивание необычайных достоинств, избегание воспоминаний о плохих чертах и поступках. В отношениях с окружающими может наблюдаться утрата теплоты, раздражительность, желание уединиться. Изменяется повседневная деятельность. Порой возникает бессознательное отождествление с умершим, проявляющееся в невольном подражании его походке, жестам, мимике.
1. Если на первой фазе вам следует постоянно быть вместе с горюющим, то здесь можно и нужно дать человеку, если он того хочет, побыть одному.
2. Если человек хочет с вами поговорить, нужно всегда быть в его распоряжении, выслушать его и поддержать (это касается также близких людей, даже если они слушают это все в сотый раз и им самим тяжело).
3. Следует говорить об умершем, причине смерти и чувствах в связи с происшедшим. Спрашивать об умершем, слушать воспоминания о нем, рассказы о его жизни, даже если они неоднократно повторяются. Вопросы: «На кого он / она был похож? »,, «Можно ли увидеть его / ее фотографии? », «Что он / она любил делать? », «Что вы сейчас вспоминаете о нем / ней? » вовсе не бестактны, они позволяют скорбящему выговориться.
4. Люди, а тем более дети, часто становятся раздражительными в данный период, тем не менее, понимая их состояние, надо относитьсякним более мягко, прощая многое (но не все).
5. Если человек плачет, вовсе не обязательно совершать то, что мы называем " утешением". Слезы дают возможность сильнейшей эмоциональной разрядки и способствуют выработке успокоительных веществ. Успокаивая человека, мы не даем возможности этому процессу завершиться.
6. В конце этой фазы нужно начать потихоньку приобщать человека к общественно полезной деятельности: отправить в школу или на работу, начать загружать домашней работой. Это очень полезно, так как дает возможность отвлечься от своей основной проблемы. Естественно, режим должен быть щадящим, так как человек все еще ослаблен.
7. Считается, что с горюющим человеком надо быть чрезвычайно бережным и трепетным, постоянно подчеркивать сочувственное отношение, демонстрировать особый статус страдающего человека, но это не всегда так. В окружении постоянного сочувствия и жалости всё напоминает человеку о том, что произошло. Нужно, напротив, постепенно реадаптировать к привычной жизни и деятельности, демонстрировать, что хотя вы и понимаете его проблему, но относитесь к нему как к обычному человеку, не давая ему скидок и послаблений.
8. Если перенесший потерю человек как бы замирает, ничего не говоря, глядя в пространство, не стоит пытаться его разговорить, во что бы то ни стало заполнить тишину словами. Необходимо быть готовыми продолжить разговор, когда он возвратится к реальности. Главное — создать вокруг него атмосферу присутствия и понимания.
9. В случае внезапной или насильственной смерти необходимо неоднократно обсуждать все мельчайшие детали до тех пор, пока они не утратят своего устрашающего, травматического характера, — только тогда человек, потерявший близкого, сможет оплакивать его.
10. Ключевыми темами психотерапии становятся проблемы идентичности, изменения ролей, необходимость воссоздания после утраты своего «Я».
На этой стадии с человеком можно уже обращаться вполне нормально и иногда даже можно с ним ссориться, и даже формировать у человека чувства реальной вины. Она сместит «вину выжившего», перенесет центр тяжести в реальность. Например, можно сказать человеку, " Как тебе не стыдно! Ты занят своими переживаниями и не заботишься о тех людях, которые вокруг и которым нужна твоя помощь. Ты — эгоист! " Подобные слова только кажутся кощунством, но как бы " позволяют" человеку завершить работу по переживанию горя.
- - - - - - - - - - - - -
В целом фазу острого горя можно считать критической в отношении дальнейшего его переживания, и для всего жизненного пути. То, как она будет преодолена, определит и стратегию дальнейшей жизни. Если позитивно — то это будет очень важный эмоциональный опыт. Если человек не справится с горем, то навсегда останется в этой фазе (патологическое горе), или же ему может понравиться сочувствие и жалость, которую он вызывает, и из него сформируется «профессиональная Жертва»
«Фаза остаточных толчков и реорганизации» или «Восстановления»
через 40 дней после события и продолжается примерно год
На этом этапе жизнь входит в свою колею, восстанавливаются сон, аппетит, повседневная деятельность, умерший перестает быть главным сосредоточением жизни.
Переживание горя теперь не ведущая деятельность, оно протекает в виде редких отдельных приступов. Поводом для них чаще всего служат какие-то даты, традиционные события (" Новый год впервые без него", " весна впервые без него", " день рождения" ), или события повседневной жизни (" обидели, некому пожаловаться", " на его имя пришло письмо" ).
Постепенно появляется все больше воспоминаний, освобожденных от боли, чувства вины, обиды. Некоторые из этих воспоминаний становятся особенно ценными, дорогими, они сплетаются порой в целые рассказы, которыми делятся с близкими, друзьями. На этой фазе человек как бы получает возможность отвлечься от прошлого и обращается к будущему — начинает планировать свою жизнь без умершего.
1. Надо помогать заново включиться в жизнь, планировать будущее.
2. Поскольку человек может неоднократно возвращаться к переживаниям острого периода, необходимо давать ему возможность вновь и вновь говорить об умершем.
3. Полезными в этот период могут быть и какие-либо просьбы о помощи со стороны друзей, близких, выполнение которых поможет горюющему «встряхнуться». Иногда эффективны даже упреки в безразличии, невнимании к близким, напоминания об обязанностях.
4. Помощь профессионала, прежде всего, необходима человеку, горе которого приобрело патологический характер. В этом случае используется весь комплекс методов, пригодных для кризисной помощи, терапии психологических травм и посттравматического стресса.
Эта фаза длится в течение года. За это время происходят практически все обычные жизненные события и в дальнейшем начинают повторяться. Годовщина смерти является последней датой в этом ряду (кстати, большинство культур и религий отводят на траур один год).
- - - - - - - - - - - - - - - -
Количество сессий консультирования индивидуально, но в среднем от четырех до десяти сессий в течение одного или двух лет после события. Распространены и однократные обращения, в основном за разъяснениями и информацией.
«Фаза завершения»
год и более.
В этот период происходит «эмоциональное прощание» с умершим, осознание того, что нет необходимости наполнять болью утраты всю жизнь. Из словарного запаса исчезают слова «тяжелая утрата» и «горе». Жизнь берет свое.
Смысл и задача " работы горя" в этой фазе состоят в том, чтобы образ умершего занял свое постоянное место в жизни человека. Признаком этой фазы является то, что человек, вспоминая об умершем, переживает уже не горе, а печаль — совершенно иное чувство. И эта печаль уже останется навсегда в сердце человека, потерявшего близкого.
Задачей завершающих психотерапевтических сессий является помощь в возвращении и воссоздании жизненных смыслов. Пережитое интегрируется и претворяется в мотивацию и энергию для жизненных выборов и решений.
Консультант помогает намечать цели, строить новые планы; вместе обсуждают достижения человека. Возможно, горюющему необходимо будет помочь освоить новые поведенческие навыки или восстановить старые, например, знакомиться и поддерживать знакомства, изменить образ жизни.
Важно помнить, что работа горя вряд ли может быть когда-нибудь полностью завершена.
В таблице использована литература: Василюк Ф. Е. Пережить горе; Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях; Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях.