Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль интуиции в познавательной деятельности




Аннотация: Рассмотрены некоторые специфики интуиции с позиций современной науки и Учения Синтеза и её роль в познавательной деятельности. Дано определение части Интуиция.

Ключевые слова: интуиция, сознание, истина, познание, чувство, мысль, часть.

 

Суть познавательной деятельности связана с поисками истины, которая скрыта от чувственного познания. Несомненно, большая часть знаний начинается с мира чувственного опыта, внешнего мира, мира фактов. Однако, теории и наше понимание окружающего мира не возникают в результате синтеза какого-то количества фактов. Более того, никакие логические операции не объясняют этот скачок. Это область творчества, интуиции, инсайта [1]. Ясно, что результаты работы ученого должны быть объективными и одинаковыми для всех, кто с ними сталкивается (это не персональное изложение), однако когда речь идёт о поисках истины – это очень персональный путь.

Рассмотрим специфику интуиции и её значение для познавательной деятельности. Как известно,современная наука выделяет три теории познания, но мы рассмотрим их в симбиозе с Учением Синтеза:

1. Эмпирическая (Ф. Бекон, Дж. Локк, Т. Гоббс) – истинно только то знание, которое мы получаем органами чувств. Для эмпириков сознание человека – «табула раса» — чистая доска. То есть, познание материи чувствами, опираясь на чувственный взгляд. А что в основании чувств? Ощущения. Также существует смысловой, сутевой акцент познания. Возможно ли познание мыслительное? Да, например, когда человек умеет создавать собственные мысли. Однако «настоящие мысли приходят в голову так редко, что их нетрудно запомнить» — А. Эйнштейн. С позиции Учения Синтеза любая мысль, любой образ строится всеедиными, многомерными, многовариативными аспектами. Для того чтобы «мысль записалась в голову» – нужна специальная энергия, свет, дух или огонь для информации об этом. Одного лишь чувства или мысли недостаточно для цельной картины познания. Необходим синтез частностей, синтез ощущений, синтез чувств, синтез идей и т.д. Когда в Человеке определенным образом связываются Части, Системы, Аппараты и Частности,  тогда и происходит «эврика» — находится решение задачи. 

2. Рационалистическая (Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант) – знание, полученное человеком в результате работы его органов чувств могут быть неистинными. Необходимо наложить эти знания на уже существующие т.н. априорные или врожденные концепции. Рационалисты считают, что все люди с рождения обладают определёнными навыками, которые позволяют обрабатывать информацию.

Позиция, что весь мир соподчиняется рациональности, — это ориентировка на абсолютность стандартов, законов, методов, правил, возможностей Отца-Природы. По большому счёту, рациональность — это инструмент познания мира, который опирается на императивы как установки. Если императивы разрушаются — эти действия считаются иррациональными. Рацио сопоставляет императивы, отсекает иррациональные действия. Рациональность означает следование императивам, соблюдение Истины. «Рациональность – это стремление к абсолютности Отцовского выражения Истины» — считает Е. Бессонова

3. Интуитивизм (А. Бергсон, Н.О. Лосский) — истинное знание можно получить путём созерцания, интуитивно. С позиции Учения Синтеза «интуитивизм вводит нас в освобождённое действие и нелинейные возможности с учётом всех наших накоплений, градаций и граней возможного каждого из нас. Интуитивизм опирается, в какой-то мере, на Позицию Наблюдателя, на возможное для каждого из нас и невозможное, когда мы сами ставим себе предел невозможности» [6].

В философии часто чувственные формы познания и мышление противопоставлялись. Платон считал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума. Интуиция трактовалась и как познание в виде чувственного созерцания (Фейербах Л) и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон).

«Интуиция – это непосредственное видение, непосредственное созерцание любого предмета познающим субъектом». Интуицией, с точки зрения Лосского, является не только мистическое постижение, но и интеллектуальное, и даже чувственное познание. Интуитизм Лосского — это учение об открытости сознания миру и мира сознанию [3].

А. Эйнштейн считал, что «не существует логического пути открытия элементарных законов. Единственным способом их постижения является интуиция, которая помогает увидеть порядок, кроющийся за внешними проявлениями различных процессов».

Г. Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание. В современной философии интуиция также занимает важное место в структуре познания (А. Пуанкаре, Г. Вейль и др.) [2].

«Интуиция – это бессознательный разум, дающий знания, минуя рассуждения и умозаключения. Это мгновенное понимание или осознание без рационального мышления. Интуиция — это искра, зажигающая разум, его оригинальность и изобретательность. Это вспышка, необходимая для соединения сознательной мысли с воображением. Интуитивное предчувствие иногда определяется как объединяющая или проясняющая идея, которая внезапно озаряет сознание и даёт решение проблемы, над которым мы долго бились» — пишет Селье Ганс [5].

Вполне очевидно, что исследователь вначале накапливает факты, а затем структурирует, руководствуясь рационалистическим подходом. Однако, если факты противоречат выдвигаемой гипотезе, учёному необходимо выдвинуть новую гипотезу (следующего уровня). "Глубинные" исследования распространены значительно шире, поскольку их можно планировать, в то время как открытие нового явления целиком строится на интуиции…» [5].  

Моментам открытий и «эврик» ученых чаще всего предшестовало большое количество попыток (и ошибок) решить данную задачу (Архимед, Д.И. Менделеев и т.д.). После напряжённой научной работы ответ интуитивно «открывался» учёному в момент релаксации (сна, в ванной и др.). То есть, при задействовании другого ресурса — внутреннего.

Рассмотрим понятие «Часть», даваемое в «Философии Синтеза». «Части человека строятся материей более высоких порядков, имеют свою специфику выражения, функционал и отвечают за выработку определенной выразимости человеком. Частями человека являются, например, ум, душа, интеллект, сознание, разум, мышление» [4].

Обобщим функционал и выразимость Части Интуиция. Часть Интуиция выстраивает тип мышления, который строится на обработке синтезначал в координации внутренних и внешних взаимодействий. Специфика Интуиции — проникновение в суть образа исследуемого или в суть следующего этапа развития, а после — открытие последовательности шагов для достижения. Интуиция «видит» следующий шаг, новый образ познаваемого, как бы вводит в освобождённое действие и освобождённые возможности (нелинейные) с учётом специфик, целей и граней возможностей учёного. 

Таким образом, интуиция — это синтез нелинейных взаимодействий частей и выражений возможного генезиса познаваемого в каждом.

 

Библиографический список:

1. Анохин К.В. Мозг ученого: как он познает истину? 2013г. [Электронный ресурс] http://festivalnauki.ru/video/20777

2. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. Москва: Мысль, 1965 - 315с.

3. История Философии / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева, Ростов-на-Дону: Феникс, 2009г. - 738с.

4. Полякова О.Р. «Осознание иерархии человека в перспективах науки о человеке» // Материалы 24-го Всемирного философского конгресса в Пекине, 2018. [Электронный ресурс] https://wp.me/p9hYJC-aVS

5. Селье Г. От мечты к открытию, Москва: Прогресс. 1987. - 368с.

6. Сердюк В.А. Материалы 26 МФЧС, Астана, 2017, [Электронный ресурс]: https://wp.me/p9hYJC-2Tk


 

 Тальвик Марина Борисовна

Руководитель проекта МАН

16310 ВЦ г. Ставрополь.

mail: marinatalvik @ mail. ru

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...