Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цивилизованность современного общества




Аннотация. В статье рассматривается философский взгляд на перспективы развития цивилизованности современного общества. Выявляются проблемы, которые развили нецивилизованное поведение: отсутствие меры и границ в поведении, как каждого человека, так и общества в целом, полная свобода нравов и действий, отсутствие общих идей, которые сплачивают общество в едином направлении развития. Раскрыты направления, которые способствуют зарождению новой цивилизации. Рассмотрены вопросы: что такое цивилизация, какой человек считается цивилизованным, какое общество считается развитым, а так же с чего начинается цивилизованность.

Ключевые слова: Отец, цивилизация, человек, общество, баланс духовного и материального (внутреннего и внешнего), культура, ценности и идеалы, Планета, Метагалактика.

 

Рассматривая весь исторический теоретический базис материалов по изучению цивилизованности современного общества, был выявлен небольшой опыт в разработке философского взгляда на данную тематику. По мнению Мельника В. И. завершающийся XX век был одним из самых суровых в развитии человечества, полным мировых войн и революций, социально-экономических и политических потрясений, обострения глобальных экологических проблем, переоценки культурных ценностей, ослабления духовно-нравственных устоев жизнедеятельности людей. В то же время он принес человечеству грандиозные научно-технические открытия, технологические достижения и демократические завоевания прав и свобод личности, вылившиеся в эпохальные сдвиги в формах устройства общества, индивидуального и общественного сознания людей, в теоретических и методологических основах и принципах анализа. Слом тоталитарной системы «государственного социализма» обострил все проблемы жизнедеятельности нашего общества. Эти проблемы, усугубленные современной реформацией, актуализировали острейшие вопросы. Куда идти? Какое новое общество строить?"[5] Какие ценности сохранить, а какие отбросить? Чем, какими целями, формами преобразовательной деятельности, социокультурными установками ориентироваться в реформации основ устройства жизнедеятельности наших людей?

Старое общество распалось, а новое ещё не создалось. Потеряв общество, человек потерял часть себя, ведь человек и общество это неразделимые составляющие. Человек стал чувствовать непреодолимую потребность в создании нового общества. Благодаря такому внутреннему устремлению большинство устремилось на поиски в первую очередь себя, познания своих возможностей и способностей, выявления скрытого внутреннего потенциала. Повсеместно развернулись многочисленные учения, школы и религиозные направления. Стали создаваться малые общества по интересам, объединённые какой-либо общей идеей и целью [1].

В данной статье рассматривается проблема современного общества в глобальном смысле его исторического развития в начале XXI века. Актуальность проблемы обострена феноменом цивилизованности, современный междисциплинарный характер которой по праву считается одним из наиболее сложных и малоизученных.

Взгляд Мельникова В.И. на цивилизованность как обозначение способа раскрытия состояния людей, их индивидуального характера и способностей наиболее точно соответствует требованиям и реалиям современности, её сложности и онтологическим тенденциям возрастания роли человеческого фактора. Комплекс существенных для понимания цивилизованности социальных источников связан с формированием самых различных как материальных, так и духовных, как позитивных, так и негативных форм жизни общества. Поэтому данный феномен предстаёт и как специфическая тенденция общественно-исторического развития человека и человечества, и как мощный инструмент оценки многообразных человеческих и общественных проявлений. Изучение особенностей взаимосвязи онтологии и методологии реализации цивилизованности в современном изменяющемся мире может стать ключом в понимании характера самых разнообразных социальных процессов, особенностей индивидуальной социализации разных людей, качества жизнедеятельности разных стран и народов, стадий всего цивилизационно-исторического прогресса. В современном обществе, на данной стадии развития мировой цивилизации обостряется также вопрос о том, в какой мере цивилизованность людей адекватна неограниченным возможностям научного и технолого-технического прогресса. Способны ли люди ответственно управлять этими беспредельными возможностями, порождающими ныне произвол и глубочайшие противоречия человека в отношениях с природой вне его и в нем самом, глобальные экологические проблемы и угрозы, неудержимую потребительскую гонку, инновации ради инноваций. Всё новые и новые желания, ведущие к процветанию девиантных форм поведения людей, наркомании, алкоголизма, преступности, разного рода психических и физических заболеваний [6].

Одна из ярких проблем нашего общества в том, что человек потерял внутреннюю духовную мотивацию. Людьми движет материальная заинтересованность в виде наживы и обогащения. Всё чаще можно заметить, как человек использует человека в своё благо, как бесконтрольно используются природные ресурсы. Цивилизованность в обществе теряется в нецивилизованном поведении каждого человека.

Рассматривая понятие цивилизованности, можно увидеть, что это направление мало изучено в современном обществе, оно таит в себе огромные возможности измерения и практического действия людей. Цивилизованность необходимо рассматривать как важнейшую антропологическую и социокультурную меру действий, поступков и мыслей людей.

 По определению российского обществоведа Л.Н. Семенниковой "цивилизация — это сообщество людей, объединённое основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющими устойчивые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому обществу" [8]. В 5-м издании «Философского словаря» записано: "Цивилизация — совокупность материальных и духовных достижений общества" [13]. Арнольд Джозеф Тойнби, английский историк и социолог утверждает, что цивилизация — это единые организмы, все части которых взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Цивилизация — сложная система, которая имеет внутренний механизм функционирования [2].

Согласно Канту "цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения". Цивилизованный человек, это человек, который не причинит другому неприятностей. Он вежлив, образован, воспитан и тактичен, уважает человека в другом человеке [4].

Сегодня в нашем обществе наблюдается потеря цивилизованности в поведении, в общении людей. Остро встала проблема культуры человека и общества. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что общество наше будет таким, какие люди его составляют. И основная проблема наших дней это, прежде всего, проблема человека.

С чего начинается становление человека? С его устремления к счастливой жизни. А жизнь — это результат цивилизованности человека, цивилизованности общества. Человек и его человеческие качества возникают не сами по себе, а во взаимодействии его с другими людьми, с обществом и миром в целом. Этот процесс связан с познавательной деятельностью людей, которая, однако, служит, в первую очередь, реализации их практической преобразовательной деятельности. В преобразовании природы и создании условий своей жизнедеятельности «человек удваивает себя не только интеллектуально и реально, деятельно и созерцает себя самого в созданном им мире». Человек разрешает, таким образом, противоречия с другими людьми не только мысленно, но и практически, посредством социальной деятельности, созидания и обновления общества и самого себя [7].

Цивилизованность можно рассмотреть, как меру человеческого в человеке, но в отличие от культуры, которая тоже выражает подобную меру, она в качестве соизмеримых сторон предполагает соотношение не только и не столько духовных уровней и форм развития и проявления человека, сколько социально-практических, деятельно-созидательных.

Мерное значение цивилизованности очень специфично, ибо предполагает в качестве предмета измерения человеческие и общественные формы жизни и проявления людей, которые, как известно, требуют человеческих единиц измерения. «Человек есть мера всех вещей» – эта формула Протагора нуждается в уточнении. Конкретные же люди бывают разные и, значит, имеют разные собственные меры оценки личных и общественных явлений. Различие людей и их проявлений носит разный, не только количественный, но и качественный характер. Поэтому и степень цивилизованности разных людей как количественно, так и качественно бывает разная. Количественное различие цивилизованности выражается в дихотомии «больше-меньше», «выше-ниже», а вот качественное — в размерах границ, пропорций реализации и проявления социально-гуманистической созидательности и ответственности людей, их объединений [7].

Мерой оценки уровня развития человека и общества, с точки зрения В. И. Мельника, может выступать также духовное или материальное богатство отдельного индивида, группы людей, общества в целом. Безусловно, что духовное богатство, уровень знаний, образования, культуры является очень важным мерилом оценки уровня развития любого субъекта, но здесь имеет существенное значение и состояние материальных условий жизни и развития людей, общества. Если материальные условия находятся в плачевном состоянии, то духовное развитие может стать предпосылкой некой асимметричной жизни индивидов, уподобляемой альтруизму, ведущей подчас к девиантному поведению. Напротив, если духовное развитие людей, общества выступает способом накопления материального богатства, капитала, приобретения, условий роскошной неумеренной жизни и т.д., то эта ситуация приобретает потребительский характер, который знаменуется преобладанием материального над духовным, что так же, как и в первом случае, не даёт объективной картины уровня развития индивидов, общества. Только, видимо, гармоническое равновесие духовного и материального богатства может служить объективной мерой развития людей, общества. Но способности у людей разные и потребности у них формируются разные, поэтому понятие гармонического равновесия духовного и материального имеет вероятностный характер, трудно применимый в качестве меры оценки уровня развития любых индивидов, условий их жизни [7].

Можно сделать вывод, что мера, как результат дееспособности человека или общества определяет результат цивилизованности как уровень развития или достижения. Настоящая цивилизованность начинается не с просмотра фильма или чтения книги, не с профессионального выступления или спортивного достижения, настоящая цивилизованность начинается в умении общаться и корректно взаимодействовать с окружающими людьми. Корректное поведение в данном тексте рассматривается как мера или определённая грань поведения как человека, так и общества.

Так чем же можно измерить границы и норму социокультурной меры действия человека? Где та грань, которая диктует цивилизованность всего общества? Это именно те вопросы, которые до сих пор в современном обществе не нашли ответа. Современные проблемы человечества, всего нашего общества говорят о том, что людям сложнее всего найти критерии и ориентиры, от которых нужно отталкиваться, соблюдая цивилизованность поведения. Именно благодаря отсутствию общественных границ и меры в поведении, общество потеряло определённую основу или, так называемую, меру, которая и определяет нормы общественного поведения.

На сегодняшний день общество опирается на нормы и границы поведения маленьких сообществ (организации, предприятия, разнообразные учреждения, учения, религиозные направления и т.д.), в которых прописаны определённые стандарты и норматив поведения. Если рассматривать общество в масштабном плане, как цивилизация нации или общество какой-либо страны, то мы увидим, что в данном направлении практически полностью стёрты границы и мера в поведении. Именно данный контекст открывает глаза на очевидное и помогает расшифровать один из ключиков, который поможет в становлении нового общества.

Есть ещё один из важнейших факторов, который держит общество — это внутренняя устойчивость, тенденции и ориентиры, на которые опирается как всё общество, так и каждый человек. Например, в коммунистическом обществе в 60-80 годах XX века была общая идея, которая двигала и развивала всё общество. Тенденция общества того периода постоянно стремилась к действию и командному развитию.

Для рождения новой цивилизации необходимо в первую очередь найти общую новую идею, на которую будет опираться современное общество. Так же обязательно необходимо увидеть и зафиксировать границы и меру общественного поведения, деятельности, определённые стандарты и законы существования, которые тождественны всей жизни на Планете. Эти начала являются маленькой частью основ, для формирования устойчивой структуры современного общества.

По взгляду основателя Учения Синтеза Виталия Сердюка, можно увидеть новый путь в развитии современной цивилизации. Цивилизация с его точки зрения — это организация или форма овладения сотворённым, это определённый синтез между Отцом, творящим нас, и человеком, который созидает новую среду [11].

Разворачивая новый взгляд на современное общество, можно увидеть, что всё начинается с цивилизованного человека. Главной единицей цивилизации является высокоразвитый человек, именно с него начинается формирование здорового общества для формирования новой цивилизации [11].

И первый принцип цивилизованности человека, это явление Отца. В первую очередь потому, что Отец создал человека на Планете Земля «по своему Образу и подобию». Отец изначально наделил каждого человека данными правами и завещал людям так жить. Цивилизованность в первую очередь подразумевает равностность всех людей на всей Планете друг перед другом и пред Отцом. И если одним из признаков нецивилизованного общества является рабство, то в цивилизованном же обществе этого выражения нет и быть не может. Первый принцип цивилизованности подразумевает не просто явление Отца собою, но и умение с ним цивилизованно общаться, говорить и воспринимать Отца светски [12].

Для чего Отец наделил человека такими полномочиями? Чтобы исполнить его завет. Именно человек должен расселиться по многочисленным планетам в Метагалактике и развить там высокую цивилизованную расу. И вот здесь даже интересно. Прибывая на другую планету и видя другую Цивилизацию, человек не всегда сможет общаться с ней — язык может быть непонятен, зато он сможет общаться с Иерархией этой Планеты. А здесь язык понятен, потому что эта Иерархия входит в Иерархию Метагалактики. И тогда человек начнёт легче понимать иные Цивилизации с иным языком и иным типом жизненного уклада.

Соответственно сегодняшние тенденции жизни способствуют развитию человека новой эпохи, который соответствует всем необходимым стандартам, которые заложил Отец. В Учении Синтеза такого человека называют Человеком Метагалактики, то есть человеком, который способен жить возможностями, выходящими за границы Планеты, Вселенной. В развитии цивилизованности человека новой эпохи обязательно учитывается глубокая внутренняя образованность и дееспособность по количеству развитых частей, систем, аппаратов и частностей человека. Как только человек расширит взгляд и обратит внимание на цивилизованный мир, который находится за пределами планеты, этот мир обратит внимание на этого человека. Жизнь такого человека начнёт организовываться по принципу собственных существующих законов. Вступая в синтезреальностные взаимоотношения с Метагалактикой, в человеке начинает вырастать совершенно другая цивилизованность, другого уровня, другого порядка [10].

С точки зрения Философии Синтеза на каждого человека по количеству существующих частей фиксируется определённое количество реальностей, которые составляют часть Метагалактики. Каждая реальность фиксирует в человеке определённые временные потоки жизни и по этим временным потокам, человек начинает дееспособить и профессионализироваться. Эти потоки времени поддерживают соответствующие фиксации пространств. Из пространств разворачиваются соответствующие виды скоростей и соответствующие виды мерностей, соответствующие виды воссоединённостей на четвёрке, на троечке самоорганизаций. Когда человек этим всем самоорганизовывается, он становится цивилизованным. После этого разворачиваются эманации. И у человека наступает определённый, неповторимый тип вещества в теле [12].

И вот Метагалактика концентрацией реальностей синтезирует в теле человека от времени до вещества и вырабатывает определённую субстанциональность вещества Человека Метагалактики. После этого у человека создаётся определённое поле синтезом восьми показателей. Поле фиксируется вокруг тела и учитывает синтез реальностей. По количеству времён рождается, определённая мощь в этом поле. Человек становится мощным по количеству задействованных реальностей. Чем больше количество задействованных реальностей, тем человек мощнее. Чем выше качество пользования реальностями, тем выше качество человека пред остальными людьми, цивилизациями [12].

Итак, второй принцип цивилизованного человека — это Человек Метагалактики, концентрирующий Реальности в управлении восемью явлениями от времени до вещества синтезом полевых выражений каждого из нас.

Третий, не менее важный вариант развития цивилизованного общества предполагает, что человек новой эпохи всегда и априори иерархичен. Иерархичность — это отношения людей между собой. Они зависят, в том числе, от образованности, воспитанности. Если человек не образован, он не ловит процесс, то в иерархичности он исходит из образования. Можно сказать, если личности не хватает достоинства и образованности, то она подобострастна или пресмыкается перед кем-то — у неё не образованы какие-то качества и это сказывается на иерархичности. Иерархическое поведение — это внутренний процесс, который относится к каждому. Люди внутри иерархизируют разные специфики [9].

С позиции Учения Синтеза иерархизация у людей строится из иерархизации Синтеза внутри. Значит, есть иерархизация не только Синтеза, а есть иерархизация Воли, Мудрости, Любви, Жизни в целом. Иерархичность — это уникальность взаимодействия частей во время взаимодействия с другим человеком. Когда люди взаимодействуют друг с другом, они должны быть иерархичны как в общении, так и в действии. Умение общаться иерархично позволяет человеку выработать свою неповторимую политику цивилизованного общения.

Поэтому цивилизованный человек всегда иерархичен. В Иерархии действует принцип "по всей твоей подготовке – ты главный!" Первый среди равных — это не только конфедеративная партийность, а это ещё иерархический принцип. Почему? Синтезом твоей подготовки ты в чём-то становишься первым. И в Иерархии даже с более высокой подготовкой равны тебе, потому что они на эту тему не первые. Ещё один принцип Иерархии подразумевает, что на момент своей подготовки ты совершенен пред Отцом. И никто, кроме Отца, не имеет права осуждать или оценивать поступки или поведение другого. Такой иерархический принцип подхода в обществе крайне необходим, он предусматривает в первую очередь культуру и воспитанность в поведении как основу в уважительного отношения и принятия любого человека [9].

И четвёртый фактор цивилизованности подразумевает развитие человека в четырёх мирах: в физическом, тонком, метагалактическом, синтезном. Раньше тонкое тело активировалось только после смерти. Оно как-бы внутри нас жило и только во сне отдыхало от нашей жизни. Поэтому спасение души и духа — это была активация тонкого тела после смерти физического [12].

В Метагалактике живут параллельно два тела и физическое, и тонкое. Материя тонкого мира утончена! Задача цивилизованного человека утончиться настолько, чтобы видеть тонкий мир. Как можно этого добиться? Через искусство, культуру у нас развивается утончённый человек. И фраза «красота спасёт мир» тождественна «культура спасёт мир». Это уже следующее утончение. Имелась в виду не сама культура, а что в этой культуре воспитывается утончённый человек. Старые формы культуры умирают, это понятно, новая цивилизованность — новые виды культуры. А фактор накопленности культурности человеком создаёт в нём утончённость. И вот спасение идёт не от культуры, а от утончённого человека, который как утончённый человек больше пользуется тонким телом в физической жизни. В этом смысле утончённость ближе к Метагалактике, потому что у человека одновременно действуют и тонкое тело, и физическое, поэтому он может выразить свою утончённость внешне физически [11].

То есть, новая цивилизация — это смесь утончённо-физических взаимодействий. И тогда можно говорить, что культура спасёт мир и видим, что утончённые люди спасут мир. Потому что Метагалактика на утончённость увидит развитость нашей цивилизованности.

Пятый принцип цивилизованности — ИВДИВО каждого. То есть, вокруг каждого человека формируется Дом. Дом — это эко человека. Сам принцип цивилизованности — это проблема Дома Отца. И все цивилизации, которые возникали и разрушались, это всегда было действие Дома Отца. Поэтому, пятый принцип — это ИВДИВО каждого или сфера Дома вокруг каждого человека. Она поддерживает постоянные устойчивые условия цивилизованной жизни и возможности нашего действия. Именно сфера Дома Отца определяет границы и меру поведения человека в обществе, его права и обязанности, его, так называемое, поле действия [12].

Например, видя одного человека, мы видим, что от него эманирует организованность и всё сразу отстраивается. Это Дом Отца. А от другого эманирует «абы что» и даже то, что отстроено, начинает разрушаться, переставать действовать. На работе многие замечали, что зашёл профессионал и сразу как-то чувствуется, что он сделает. А зашёл другой, и сразу как-то чувствуется, что ничего не получится. Он ничего не сделает. Ну, профессионал такой.

Учение Синтеза утверждает, что Отец признаёт Цивилизацию цивилизованной, если она признаёт Отца Метагалактики и Иерархическое управление Метагалактики. И эта Цивилизация входит в сонм Цивилизаций Метагалактики. Именно в этот момент фиксируется повсеместно новая цивилизация, которая созидает и развивает жизнь каждого человека и общества в целом [10].

Подводя итоги, можно сказать, что современное общество основывается на человеке, который стал самоорганизующей силой, развивающей материю Планеты. «Вся Вселенная сотворяет каждого человека», человек своими эманациями коррегирует развитие Планеты. Планета подстраивается под каждого, человек — под Планету. Эманируя свои накопления, Планета сорганизует для всех людей соответствующие благоприятные условия развития. В человеке заложены глубочайшие внутренние ресурсы, которые влияют на развитие общества в целом. Еще Вернадский говорил: «Человек — геологическая сила, влияющая на все процессы на Планете». Меняется один —меняется тысяча [9].

Принцип цивилизованности построен командно. Взаимопомощь как фактор эволюции. Иерархия — один за всех и все за одного. Общество — культурная среда, обогащающая всех своими накоплениями. Легче не изобретать велосипед, а впитать от Отца и Иерархии весь опыт, который они уже имеют и применить его.Это коллективно-индивидуальное восхождение новой эпохой, Метагалактикой, когда коллектив — не стадо, зависящее от пастуха, какого-то начальника, а это команда равных, где главный Отец [12]. Современное общество — команда равных, где вспыхивают индивидуальности, появляется богатство опыта, которым люди обмениваются. Возникает новый уровень, новый стиль жизни, новая цивилизованность современного общества.

 

Библиографический список:

1. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина М.: Мысль, 1989.– 479 с.

2. Кант Э. Лекции по этике. – М.: Республика, 2000.- 431с.

3. Мельник В.И. Цивилизованность как мера развития индивида и общества // Философское образование, выпуск II. – Екатеринбург: Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького. – 1999.–172 с.

4. Мельник В.И. Цивилизованность как категория социальной философии: автореферат дис... доктора философских наук: 09.00.11 / Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького. – Екатеринбург, 2004.– 42 с.

5. Мельник В.И. Цивилизованность — способ человеческого развития и измерения // Теоретические основы воспитания и развития духовности и субъектности личности в высшем профессиональном образовании: материалы межрегион. науч.- практ. конф., 19-20 дек. 2006 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.- пед. ун-т. – Екатеринбург: РГППУ, 2006. – С. 276 –290 с.

6. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций // – Брянск.: Курсив – 2000. – 539 с.

7. Сердюк В.А. Материалы 4 Проф. Синтеза, 2014-12-27-28 Новосибирск Ч.1 [Электронный ресурс]: http://xn--e1aebusi.xn--

8. Сердюк В.А. Материалы 7 Проф. Синтеза, 2015-03-28-29 Новосибирск [Электронный ресурс]: http://xn--e1aebusi.xn--

9. Сердюк В.А. Материалы 10 Проф. Синтеза, 2015-06-27-28 Москва [Электронный ресурс]: http://xn--e1aebusi.xn--

10. Сердюк В.А. Материалы 66 Проф. Синтеза, 2018-10-27-28 Екатеринбург

[Электронный ресурс]: http://xn--e1aebusi.xn--

11. Сердюк В.А. Материалы 32 Синтеза, 2014-07-14-15 Новосибирск [Электронный ресурс]: http://xn--e1aebusi.xn--

12. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории // Постижение истории. – Москва.: Рольф – 2002 – 592 с.

13. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.


 

Бурьянская Ольга Владимировна

Руководитель проекта

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...