Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод сравнительного анализа изучения человека




Аннотация: В статье предлагается сравнительно-аналитическая характеристика изучения человека с точки зрения психологии и с позиции философии Синтеза. Сравнительный анализ изучения человека способствует более глубокому познанию общего и уникального в этих двух направлениях, более обоснованной критической оценке исследовательского опыта как в психологии, так и в философии Синтеза, а также тенденций развития данных научных направлений с учетом их точек пересечения, интеграции и дифференциации. Сравнительный анализ ставит проблему усвоения опыта представителями указанных направлений, расширения сотрудничества ученых психологов и философов Синтеза в научной области изучения человека. Сравнительный анализ играет существенную роль в прогнозировании процессов научного исследования человека.

Ключевые слова: изучение человека, психология, философия, Учение Синтеза, сравнительный анализ.

 

Основная цель сравнительного анализа – получение новой информации не только о свойствах сравниваемых явлений и процессов, но и об их прямых и косвенных взаимосвязях и, возможно, об общих тенденциях их функционирования и развития. Как справедливо указывают французские исследователи М. Доган и Д. Пеласси, «…хотя вначале сравнение может быть вызвано поиском информации, оно одновременно является ключом к познанию» [3, с. 20].

Сравнительный анализ изучения человека способствует критическому пересмотру взглядов представителей разный научных направлений на те или иные научные процессы в исследовании человека, которые сложились при изучении ими какого-то отдельного аспекта человеческого бытия и которое они готовы считать универсальным. Сравнительный анализ позволяет выявить специфические особенности, характерные для разных научных направлений, которые ранее не были известны исследователям. В результате может оказаться беспочвенными притязания на универсальность прежних взглядов. Другая цель сравнительного анализа — это прогнозирование на основе экстраполяции (распространение) полученных данных на будущее развитие изучения человека на основе целого ряда гипотез. Считается, что прогноз, построенный на основе сравнительного анализа, обладает хорошей надежностью [3, с. 268].

Мы проведем сравнительный анализ теоретико-методологических позиций познания человеческого бытия в философии Синтеза и других научных направлениях. С точки зрения сравнительного анализа теоретико-познавательная позиция философского Учения Синтеза в какой-то мере пересекается с транцендентальной философией как широким историко-философским направлением, ставящим в центре внимания понятие трансцендентального и отчасти трасцендентного. Это философское направление занимается выяснением условий и границ нашего познания, условием объективности и интерсубъективности знания и познания, имеющее тесную связь с онтологией и метафизикой [4].

Здесь нужно различать «трансцендентное» и «трансцендентальное» (лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы). Еще кенигсбергский философ И. Кант ввел различие трансцендентного и трансцендентального, чтобы описать возможность и ограниченность (обусловленность) опыта. То, что находится за пределами (trans-) чувственного опыта, не может быть предметом опытного знания (но может мыслиться и быть предметом другого познания) — это трансцендентное. То, что также не присутствует в опыте, но всё же не альтернативно ему, сопряжено с ним — трансцендентальное. Оно не дано в опыте, но делает его возможным, обусловливает его содержание.

Философия Синтеза в какой-то мере пересекается с трансперсональной психологией. Трансперсональные исследования затрагивают множество различных областей, например, таких как изучение духовных традиций: индуизм и йога, буддизм, шаманизм, каббала, суфизм, христианский мистицизм, целительское искусство индейцев, медитация и её клинические аспекты, парапсихология, дыхательные практики, паранормальные явления, околосмертные переживания и телепатия. Необходимо отметить, что в этом направлении как в исследовательском поле, так и в психотерапии, открывается огромный потенциал методов и практик, отвергаемых официальной наукой. В трансперсональной психологии, эти методы психотерапии становятся легальными. Исследовательское поле человеческого бытия становится многомерным пространством.

Кто же такой человек? Если мы обратимся к известному словарю Ожегова, мы найдем там такое определение «Человек — живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда» [7, с. 867].

Как-то уж очень узко, да? Заглянем в Большую Российскую энциклопедию: «Человек — общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры» [2, с. 1343]. Право же не звучит гордо…

Обратимся к философии Синтеза, где утверждается что человек (ученик времени, санскр.) — материализуемое огнём мерностных состояний и взаимодействий существо, периодически являющее новую самоорганизацию собою эволюционным ростом приспосабливаемых процессов в части развития иерархической частной цельности своего Бытия магнитностью условий организации Жизни качеством взаимоорганизаванных возможностей Синтеза образа и подобия Изначально Вышестоящего Отца [5].

Это определение уже как-то более утонченно и более вариативно подходит к толкованию человека. Говоря о самоорганизации человека, это определение более близко к современной трактовке человека с позиций системного подхода. Известный ученый психолог – психофизиолог В.С. Мерлин утверждал, что «любое устойчивое целостное образование в природе или обществе (в нашем случае человек) представляет собой саморазвивающуюся и саморегулируемую большую систему, определяемую взаимодействием необозримого множества условий. Саморегуляция и саморазвитие большой системы возможны лишь потому, что она состоит из нескольких относительно замкнутых подсистем, находящихся в иерархическом отношении друг к другу. Относительная замкнутость каждой подсистемы обеспечивает её относительную автономность от других подсистем и тем самым достаточное количество степеней свободы в реакциях большой системы на многообразные внешние воздействия. Иерархическое соотношение подсистем обеспечивает их координацию и направленный характер деятельности большой системы» [6].

В.С. Мерлин выделил следующие уровни большой системы «человек», называя его интегральной индивидуальностью:

1. Система индивидуальных свойств организма. Ее подсистемы,

а) биохимические (изучает биология, химия, биохимия и др.),

б) общесоматические (изучает анатомия и др.),

в) свойства нервной системы — нейродинамические (изучает физиология и др.),

2. Система индивидуальных психических свойств. Ее подсистемы:

а) психодинамические — свойства темперамента (изучает психофизиология и др.),

б) психические свойства личности (изучает психология личности и др.),

3. Система социально-психологических индивидуальных свойств. Ее подсистемы:

а) социальные роли в социальной группе и коллективе (изучает социальная психология и др.),

б) социальные роли в социально-исторических общностях, класс, народ (изучает социология, социальная психология, психология масс и др.) [6].

Таким образом, с точки зрения психологической науки, человек имеет определенный набор индивидуальных свойств, иерархически выстроенный системами и подсистемами. Но каждый человек имеет полный набор всех свойств. Тогда почему же человек отличается один от другого? Ученые ответили, что различие состоит в характере взаимосвязей индивидуальных свойств.

Связи свойств в каждом иерархическом уровне являются «горизонтальными». Горизонтальные связи свойств — это внутриуровневые, а вертикальные – это межуровневые связи. Уровневые свойства (свойства подсистем) взаимодействуют не только внутри уровня, но и со свойствами, вышележащих или нижележащих уровней. В.С. Мерлин, опираясь на достижения научных школ Б.Г. Ананьева, Г. Айзенка, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, а также на собственные исследования, раскрывает «связи между очень далеко отстоящими иерархическими уровнями индивидуальности». Это разноуровневые или межуровневые связи [6, с. 25].

Межуровневые (вертикальные) и внутриуровневые (горизонтальные) связи имеют разный характер с точки зрения математики. И если внутриуровневые свойства связаны между собой однозначно, взаимооднозначно или одно-многозначно, то м ежуровневые свойства имеют много-многозначные связи. Такое название принадлежит В.С. Тюхтину [10]. У. Эшби назвал их неоднозначными, стохастически детерминированными [11]. А в учении Синтеза такие много-многозначные связи назвали бы многомерными.

Современные ученые психологи утверждают тоже, что много-многозначные связи позволяют исследовать человека в рамках многомерного пространства «Любая ветвь психологии полиморфной индивидуальности базируется на принципах интегратизма, многомерности, многоуровневости…» [1, с.376], или «…человек — это сложная система с многоуровневым строением и с неоднозначной системой связей свойств, а значит и детерминация выступает как многоплановая, многоуровневая, многомерная» [13]. Но дальше этих утверждений ученые не идут и, раскрывая понятие многомерности, не пытаются выйти за рамки общепринятого толкования. Хотя математика XXI столетия уже научилась решать многомерные задачи и ученые-математики дошли до 11-и мерных решений. А если вспомнить знаменитые слова Иммануила Канта «в любой науке столько истины, сколько в ней математики», то можно утверждать, что все науки оперируют понятиями многомерности. Ученые-физики тоже утверждают, что наш мир уже не трёхмерен, как говорилось ранее, а четырёхмерен квантовой механикой.

У современных ученых, изучающих человека (а практически каждая наука в той или иной мере изучает человека или виды, или продукты, или условия человеческой деятельности), назрела необходимость в расширении масштабов, изменении позиции наблюдателя, взглядов на систематизацию и суть самоорганизации системы «Человек».

С позиции философии Синтеза, классификация и систематизация составляющих человека и человеческой жизни гораздо более многомерная и стройная, она многократно увеличивает количество возможностей видения, представления и изучения человека. Если провести аналогию с психологической наукой, то и в Учении Синтеза и психологии выделены определенные характеристики человека, но в философии Синтеза это 4096 Частей, которые иерархически выстроены 16-рицами, по принципу 16-ти эволюций Метагалактики.

В психологии, если рассмотреть иерархическую лестницу, на которой располагаются свойства, то мы увидим, что это лишь часть Частей, которые определены в Синтезе: на первых уровнях стоит Часть Физическое тело в разнообразии своих характеристик, сюда же можно отнести Часть Сердце, но нужно отметить, что это относительная аналогия, поскольку в Синтезе рассматривается 16384 базовых явлений Сердца Изначально Вышестоящего Отца и 16384 базовых явлений Физического Тела Изначально Вышестоящего Отца. На последующих психологических иерархических уровнях, располагаются свойства, которые, рассматривая по аналогии с Частями относятся к первой 64-рице в Синтезе.

Последователи В.С. Мерлина на психодинамическом уровне выделили первичные свойства индивида — это темперамент. Исходя из Учения Синтеза мы, проводя параллель с психологией, на этом уровне можем расположить Части Активность, Пассионарность, но лишь условно, так как эти Части объединяют в своём понятии гораздо больше, чем эти же характеристики в психологии. Позднее в психологии были выделены вторичные свойства индивида, к ним относятся познавательные (ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение) и регулирующие процессы (эмоционально-волевые процессы). К этому иерархическому уровню по аналогии, но опять же условно, можно отнести следующие Части: Мероощущение, Чуствознание, Мыслетворенность, Осмысленность, Сообразительность, Память, Интеллект, Логика, Сознание, Восприятие, Мышление, Разум. Мы провели параллель между свойствами, которые выделила психологическая наука на уровнях организма, психодинамическом уровне, уровне вторичных свойств индивида и Частями, выделенными в Учении Синтеза. Мы видим, что в психологии таких свойств выделено немного, практически к каждому психологическому свойству мы нашли относительный аналог из Учения Синтеза.

Гораздо больше индивидуальных свойств на личностном и социально-психологическом уровнях. Но как ученые психологи их определили? Свойства личности и социально-психологические свойства были взяты из словаря О.И.Ожегова, издания I952 года, который содержит 51 533 слова. Из словаря ученые выделили 1301 слово, обозначающие свойства личности и социально-психологические свойства. В грузинском языке таких свойств насчитывается 4 тысячи, в болгарском языке 2 тысячи, вероятно в других языках их будет другое количество.

Рассматривая систему строения Частей человека, философия Синтеза утверждает, что каждая из 4096 Частей человека состоит из 4096-и Систем, каждая Система состоит их 4096 Аппаратов, каждый Аппарат состоит из 4096 Частностей. Таким образом, Части человека сформировались в 16384-рицу синтезфизически 4096-и частно/системно/аппаратно/частностно, цельно, синтезэволюционно. Более того, у каждой Части будет своя наука (Метагалактическая академия наук это Наука каждой части).

И это уже система Метагалактической самоорганизации человека. Если мы вернёмся к описанию системы «Человек» с позиции психологической науки, то вспоминаем, что уровни человека расположены в четкой иерархической последовательности и обладают самостоятельностью. Свойства индивидуальности человека взаимодействуют внутри уровней и между уровнями. Взаимодействия свойств одного уровня с другими свойствами этого же уровня или со свойствами более высокого или более низкого уровней определяют функционирование данной системы.

В системе Метагалактической самоорганизации человека функционирование системы, вероятно, тоже происходит, благодаря взаимосвязям, взаимодействиям Частей, Систем, Аппаратов, Частностей как горизонтально так и вертикально, но уже гораздо многомернее и сложнее, чем в психологии. 16384-рица взаимоорганизует все возможности человека, но в Метагалактической системе все гораздо более многомерно. Человек — житель материи и для того чтобы появилось, например, Чувство, Часть взаимодействует с астральной материей. То есть, при взаимодействии Части (Систем) и астральной материи вырабатывается Чувство. При взаимодействии Части с буддической материей вырабатывается Суть. Для выработки Мысли Ума необходимо взаимодействие сфер мысли с ментальной материей (менталикой). Для выработки Идеи Ума необходимо взаимодействие с атмической материей (атмикой). Человек растёт материей снизу вверх.

Но для того, чтобы увидеть настоящую многомерность взаимодействий, мы должны сказать, что существует 64-рица видов материи, 256-рица типов материи (64 вида материи × 4 Огонь, Дух, Свет, Энергия = 256), 1024-рица явлений видов материи (64 вида материи × 16-рицу материи=1024), 4096-рица жизни видов материи (64 вида материи ×64 Царства=4096), 16384 организаций видов материи (16 эволюций × 1024=16384) [9, 8]

Кроме того, исходя из Учения Синтеза, человек живёт четырьмя мирами: Физическим, Тонким, Метагалактическим, Синтезным. Можно сказать, что мир — это некая цельность, созданная нашим внешним выражением. То есть мир, это совокупность цельной реальности, которая нас окружает, в которой мы живём и применяемся по жизни. И здесь нужно заметить, что на человека фиксируются 16384 Высокие Цельные Реальности Метагалактики. Но, возвращаясь к мирам, отметим, что физический мир строится энергией, а физическое мировое тело человека (оно 16384-рично) живёт энергоматерией. Тонкий мир строится светом, а тонкое мировое тело (оно тоже 16384-рично) живет светоматерией. Метагалактический мир строится духом, а 16384-ричное метагалактическое мировое тело человека живет духоматерией. Синтезный мир строится огнём, а синтезное мировое тело человека 16384-ричное живёт огнематерией. Следовательно, в физическом теле мы можем жить разными видами материи. И это всё встраивается в общую систему самоорганизации, саморазвития человека.

Учёные-психологи в своей системе, рассматривая разноуровневость человеческого бытия, выделили социально-психологический уровень, где изучаются роли человека, его взаимодействие с окружающим макро- и микро-миром, подразумевая социальные группы, социально-исторические общности.

С позиции Учения Синтеза взаимодействие человека с окружающим макро- и микро-миром выглядит совсем иначе. Специфика человеческого бытия заключается в том, что 16384 Высокие Цельные Реальности Метагалактики, фиксируясь на человеке, формируют вокруг человека сферу Метагалактического созидания, которая организует некую явленность — Изначально Вышестоящий Дом Изначально Вышестоящего Отца (ИВДИВО) каждого человека. ИВДИВО синтезирует все условия и специфики человеческого бытия и является некоей условной границей взаимодействия человека с космосом.

Вся эта многомерность человеческого бытия, конечно же, не укладывается в уже известные схемы современных психологической и философской наук, но ведь недаром нынешний период развития академической науки можно назвать критическим, поскольку избыточность накопленных знаний и фактов не укладываются в уже существующие и доказанные законы и закономерности человеческого развития. Старые теории, не отвечая требованиям времени, начинают разрушать существующую научную практику. И для того, чтобы произошла смена теорий, методов, стандартов науки, чтобы произошли фундаментальные сдвиги в развитии науки, необходимо, чтобы учёные, разрабатывающие научные направления, обратились лицом к новейшему философскому Учению Синтеза и включились в его разработку. Сравнительный аналитический метод, можно рассматривать, как один из путей, дающих возможность подвести современный учёный мир к новым масштабам видения научных проблем.

 

Библиографический список:

1. Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. Монография. 4-е изд.- перераб. и дополн. / В.В.Белоус. - Москва – Пятигорск: РАО – ПГЛУ, 2009. – 236с. С. 376

2. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб и доп. –М.: Большая Российская энциклопедия; МПб.: Норинт, 2002. –С. 1343

3. Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. М.: РАН, 1994. – 272 с.

4. Круглов А. Н. Трансцендентальная философия //Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН;— 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010.

5. Лоторев В. Философия Синтеза [Электронный ресурс] http://farazvitie.info/filosofiya-sinteza/filosofiya-sinteza.html

6. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды / В.С.Мерлин; под ред. Е.А.Климова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПОМОДЕК. – 2005. - 544с.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка /Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.

8. Сердюк В.А. Материалы 37 ВЦ Синтеза. - Симферополь-Севастополь-Ялта. - 2019-02-02-03. [Электронный ресурс] https://wp.me/p9hYJC-crq

9. Сердюк В.А. Материалы 69 Профессионального Синтеза. - Екатеринбург, 2019-01-26-27. [Электронный ресурс] https://wp.me/p9hYJC-ckT

10. Тюхтин В.С. Отражение, системы, кибернетика. Теория отражения в свете кибернетики и системного подхода. М.: Наука, 1972.- 256 с.

11. Эшби У.Р. Введение в кибернетику, М. 1959. - 432 с

12. Юндин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М. 1978. – 391 с.

13. Mishchenko L. V. Capacity development of human Individuality in the Ontogenesis Depending on Gender. Raleigh, North Carolina, USA: Open Science Publishing, 2017. 211 р.

 


 

Силенок Нина Николаевна

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...