Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Главные жизненные ценности советы и предостереженния




Мотивы бренности, недолговечности и хрупкости человеческого существования сочетаются у Хайяма с мотивом тщеты, суетности устремлений человека. Поэтому высшая ценность жизни – это текущий миг существования:

Нравственные требования к человеку отличаются у Хайяма удивительной реалистичностью, конкретностью, личностной ориентированностью и человечностью. Его этические воззрения совершенно лишены пафоса грандиозных и сверхчеловеческих задач:

В понимании частной жизни Хайям – сторонник общечеловеческих ценностей: добра, любви, свободы, внутренней независимости, дружбы. Сквозь иллюзорность бытия он призывает увидеть истинное предназначение и величие человека – быть самим собою, несмотря ни на что («Если ты никому не слуга, не хозяин, / Счастлив ты и воистину духом высок»). По мнению поэта, единственным островком смысла в мире абсурда может явиться лишь сам человек. И поэтому подлинное предназначение человека состоит в его внутреннем самосовершенствовании:

Человек, по Хайяму, должен искать опору в самом себе, в своем личном достоинстве. Он должен стоически относиться к жизненным испытаниям, понимать, что они являются ступенями преодоления собственной слабости («Страданья нужны для души и ума»). Душевные силы человека неиссякаемы и поэтому он является смыслом и венцом бытия:

Главной ценностью для Хайяма является человек. Он является единственным творцом своей собственной жизни. Он порождает и все то, что принято называть двойственностью и противоречивостью жизни:

Поэт весьма реалистически оценивает достоинства и изъяны, присущие природе человека. Он видит человека не добрым и не злым, но многоликим и противоречивым:

 

Интернальность и экстернальность

Попытаемся разобраться в понятиях и понять в чем разница между интерналами и экстерналами. Главное, в чём заключается различие между этими двумя типами субъектов - так называемый «локус ответственности». Локус ответственности- это понятие, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Экстернал- это субъект, который стремится найти внешнюю причину своих успехов и неудач. То есть если в жизни экстернала произошло какое-то неудачное событие, то он ищет причину произошедшего в неудачливом жребии, чьи-то происках. В то время, как интернал постарается проанализировать свои действия, найти недочёты, извлечь уроки на будущее. То есть интернал- субъект, который причину своих успехов и неудач сводит к внутренним причинам, то есть ищет их в себе в первую очередь. Нет нужды объяснять, кто из упомянутых двух типов быстрей выздоравливает, кто добивается больших успехов в деловой и жизненной карьере (конечно же, интерналы!). Тогда как экстерналы успешно пополняют ряды ворчунов, нытиков, завистников и попрошаек. Парадоксальным свойством экстернала выступает то, что от других он требует, чтоб они были интерналами - чтобы окружающие отвечали и за себя, и за него. Студент-экстернал после неудачи на экзамене будет винить кого угодно- преподавателя, который придирался, товарища, который не передал шпаргалку, соседа, у которого накануне было шумное застолье. Между прочим было бы упрощением полагать, будто в природе встречаются чистые типы - абсолютные экстерналы и абсолютные интерналы. Так, абсолютная интернальность недостижима, поскольку для неё человек вынужден был бы буквально всё делать сам, наподобие Робинзона Крузо. Тогда как абсолютный экстернал, пожалуй, был бы совершенно неспособен принимать никаких решений. А посему, наверное, в каждом из нас есть более или менее яркие интернальные и экстернальные жизненные краски.

 

,25.2?????????????

 

Факторы надёжности ответственной связи

Назовём факторы надёжности ответственной связи. Это:

- информированность,

- уважительность,

- посильность.

Поясним. Спрашивать с какого бы то ни было субъекта ответственности можно только в той степени, в какой он проинформирован о наших ожиданиях. Приведем пример, допустим мы заказываем подарок на заказ при этом не информируем исполнителя в должной мере о цвете подарка, о желаемой цене. Когда настает час забирать подарок мы получаем не то, что хотели, а кто в этом виноват? Ведь субъект ответственности (исполнитель) не был в должной степени проинформирован. Далее. Человек будет стараться выполнить свои обязанности, не подвести нас лишь в том случае, если он уважительно относится к нам, к себе и к делу, которым занимается. Наконец, при всём старании и уважении надо, чтобы субъект был в состоянии выполнить свою задачу.

Так, например, как бы ни старался певец вылечить больного, врач сделает это лучше. Ведь именно врач способен выполнить эту работу и кроме того он должен ее выполнить как профессионал.

ПАЛИТРА ЭМОЦИЙ

Его короткие стихи ясны, глубоки, наполнены грустью и юмором.
В каждом из них - хотя бы крупица юмора и (или) мудрости.

Все собрано в четверостишиях Хайяма: опыт, страдания, искания души, юмор, лукавство, ирония, дерзость и самое главное - мудрость.

Наиболее очевидные особенности рубаи – спонтанность и актуальность. Как правило, в первом бейте (двустишии) дается посылка, а в третьем полустишии второго бейта – вывод, закрепленный афористической сентенцией четвертого полустишия. Даже любовные темы в рубаи раскрываются не столько через эмоции, сколько посредством философских раздумий и медитаций. Жанр рубаи стал широко известен именно благодаря тому, что в нем писал стихи Омар Хайям. Он же и довел эту поэтическую форму до совершенства

 

27.1???????????

27.2

Стихи Омара Хайяма носят двоякий смысл.

Он специально облекал свои мысли в словесную символику, используя особенную лексику житейского плана для выражения того, чего он достиг в духовном. Это давало возможность свободно выражать то, чего нельзя было сказать вслух открытым текстом. Он использовал методы суфиев, с учением и творчеством которых он был хорошо знаком, у которых выражение земной Любви символизировала Любовь к Богу, встреча с возлюбленной — поиск путей к Богу, озарение. Под вином подразумевался источник Мудрости, божественная благодать, достижение божественного экстаза. Гончар, гончарная мастерская — взаимоотношения между творцом, миром и индивидуумом.

***

Если низменной похоти станешь рабом-
Будешь в старости пуст, как покинутый дом.
Оглянись на себя и подумай о том,
Кто ты есть, где ты есть и – куда же потом?

***

И с другом и с врагом ты должен быть хорош!
Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.
Обидишь друга - наживешь врага ты,
Врага обнимешь - друга обретешь.

 

Шкала нравственной оценки

Для устрожения процесса осмысления нравственно-значимых явлений можно использовать универсальную шкалу нравственной оценки. Эта шкала выстраивается легко и естественно, без применения высшей математики и модальной логики. Требуется всего лишь 1) выбрать в качестве измерительного вектора интересующий нас нравственный показатель (допустим, отношение к труду. Ведь отношение к труду – одна из наиболее бесспорных, универсальных характеристик; бездельников и паразитов не любят люди ни в каких культурах и этносах) и 2) разбить указанный вектор на следующие зоны: нейтральное, нравственно незначимое поведение (например, младенцы никак не относятся к труду, и их практически никто за это не попрекает), положительное и негативное. Или более дробно: в сторону нарастания положительности – одобряемое, примерное, героическое. А в сторону нарастания негативности – осуждаемое, запретное, преступное.

Диалог Хайяма с Богом

Признавая существование бога, как первопричины всего сущего, Хайям утверждал, однако, что конкретный порядок явлений - не результат божественной мудрости, а определяется в каждом частном случае законами самой природы. «Мир прекрасен! На все благородно взирай! Нам для жизни Господь подарил этот рай! За бездомность, которую друг не осудит, Горьким словом упрека ты нас не карай». Взгляды Хайяма, заметно расходившиеся с официальной мусульманской догматикой, были изложены в трактате сдержано и конспективно, эзоповым языком недомолвок и иносказаний. Несравненно более смело, даже вызывающе дерзко, эти антиисламские настроения ученого находили выражения в его стихах. «Если мельницу, баню, роскошный дворец Получает в подарок дурак и подлец, А достойный идет в кабалу из-за хлеба - Мне плевать на твою справедливость, творец!» «Есть много вер, и все они несхожи... Что значит - ересь, грех, ислам? Любовь к Тебе я выбрал, Боже, Все прочее - ничтожный хлам.»

 

 

29??????????

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...